Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;
-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;
- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………
7
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..
7
1.2. Психологические аспекты организации работы в детском
физкультурно- спортивном объединении………………………………………..
15
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….
21
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….
27
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..
27
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................
36
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………...…… 57
Список литературы ………………………………………………………...…….. 60
Приложение ………………………………………………………………………..
Учебный материал в физкультурно- спортивном объединении распределён с учётом того, что специфику игры в футбол определяют:
• двигательные действия без мяча (бег, ускорения, скоростные рывки с изменением направления движения, прыжки);
• действия с мячом (удары, ведение, остановки, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии);
• техника игры вратаря (ловля мяча, отбивание, перевод, броски мяча, выбивание ногой);
• тактические действия (индивидуальные, групповые, командные).
Ступенчатое повышение нагрузок, сочетающееся со все более глубоким изучением техники и тактики игры и приобретением соревновательного опыта, является самым важным условием успешной работы с детьми любого возраста. Если занимающиеся хорошо подготовлены, то нагрузка может значительно расти уже в первой части занятия. Важное значение имеет чередование нагрузок (больших, малых, средних) с активным отдыхом. Постепенно повышать нагрузки необходимо как в недельном и месячном, так и в годичных циклах подготовки. В практике подготовки юных футболистов обычно применяют три варианта системы чередований занятий и отдыха.
Вариант 1. Очередное занятие планируется на суперкомпенсаторную фазу с целью его проведения на повышенной работоспособности.
Вариант 2. Очередное занятие планируется на фоне относительной нормализации, что позволяет сократить интервал отдыха, проводить занятия чаще, чем в первом варианте, но с меньшим объектом нагрузки.
Вариант 3. Планирование и проведение нескольких занятий на фоне недовосстановления работоспособности и функционального уровня футболистов с целью оказать на организм суммарное воздействие и вызвать в нем качественно новые адаптационные изменения. Обычно применяется на этапе спортивного совершенствования при подготовке к краткосрочным турнирам. Использовать этот вариант следует при систематическом комплексном контроле, достаточной подготовленности футболистов и при условии предоставления игрокам необходимого компенсаторного отдыха перед соревнованиями.
Известно, что величина нагрузки может характеризоваться пятью компонентами:
1) Интенсивностью упражнений.
2) Длительностью упражнений.
3) Продолжительностью отдыха.
4) Характером отдыха.
5) Числом повторения упражнений.
При занятиях происходит воспитательное воздействие на личность воспитанников. Вот, например, средства и методы, применяемые для воспитания волевых качеств юных футболистов:
1. Групповые тренировки.
2. Борьба сильных и слабых соперников.
3. Использование
4. Применение гандикапа.
5. Решение одной определённой задачи.
6. Выявление хотя бы одного упражнения в трудных условиях.
7. При выполнении упражнения на силу применять силу до отказа.
8. Работа в любых погодных условиях.
9. Составление самими
10. Участие в соревнованиях,
но без участия педагога-
Скорость, выносливость, сила, ловкость и гибкость — вот те основные физические качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства (см. Схему 2). От степени их развития и совершенствования зависит результат не только одного матча, но и всего соревновательного периода.
Схема 2. Соотношение физических способностей в футболе
К средствам скоростной подготовки относятся упражнения, позволяющие спортсмену проявить максимальный уровень скоростных способностей (см. Схему 3)
Схема 3. Виды скоростных способностей
Приведем пример организационной и методической работы над развитием у обучающихся в физкультурно-спортивном объединении скоростных способностей. Скоростные способности — это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
В футболе скоростные способности являются наиболее важными. Успешная игра команды возможна лишь в том случае, если её игроки опережают игроков соперника, выигрывая у них время и пространство.
В футболе скоростные способности проявляются в быстроте передвижения игроков, быстроте выполнения технических приёмов и тактических действий. Различают следующие виды скоростных способностей: 1) быстрота двигательной реакции; 2) способность как можно быстрее набрать максимальную скорость (быстрота стартового ускорения); 3) частота (темп) движений; 4) способность длительно поддерживать максимальную скорость (скоростная выносливость); 5) быстрота торможения.
Основными средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью, т. е. скоростные упражнения.
Двигательная реакция — это умение быстро и точно реагировать в различных условиях двигательной деятельности. Различают простую и сложную двигательные реакции.
Простая двигательная реакция — это ответ заранее известным действием или движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (звуковой, зрительный).
Упражнения
1. Старт по зрительному (звуковому) сигналу из различных исходных положений (упор присев, упор лёжа, стоя спиной в направлении бега).
2. Бег в медленном темпе с выполнением скоростных рывков (резких ускорений) на 5—10 м по зрительному и звуковому сигналу.
2. Бег с ходу (т. е. с предварительного разгона 8—10 м) с максимальной скоростью на 10—20 м.
3. Бег в медленном темпе с выполнением мощных, коротких скоростных рывков на 10—15 м по сигналу или от расположенных на дистанции ориентиров.
4. По сигналу наклонить туловище в одну сторону и выполнить скоростной рывок в другую.
5. В тройках. После приёма мяча от игрока 1 игрок 3 возвращает его партнёру и делает мощный рывок, чтобы успеть принять мяч, посланный ему «на ход» игроком 2 (рис.1). После 5—6 повторений игроки делают паузу 30 секунд и меняются местами.
Рис. 1. Упражнение на развитие скоростных способностей
6. Скоростные рывки на 5—15 метров из различных исходных положений. к неподвижному или катящемуся мячу с последующим скоростным ведением или ударом по воротам.
7. Подвижные игры: «День и ночь», «Салки в парах» (с раздельного старта при расположении занимающихся один впереди другого на расстоянии 1—1,5 м), «Старт с выбыванием» и другие.
8. Различные эстафеты с пробеганием с максимальной скоростью коротких отрезков (5—20 м). Например, челночная эстафета на отрезках 5 м, 7,5 м, 10 м.. Педагог делит занимающихся на 3—5 групп (команд), и они встают в колонны на общей линии старта. На расстоянии 5 м, 7,5 м, 10 м устанавливаются поворотные стойки (конусы или фишки), которых должны касаться игроки при прохождении каждой дистанции (рис. ).
9. Переменный бег с варьированием скоростей от 30—50 до 90% максимума в течение 20—25 мин.
Вариант 1. Занимающиеся бегут в группе, и после непродолжительного бега трусцой один из них ускоряется и тянет всю группу за собой. Длина этого ускоренного отрезка и скорость учащегося не задаются педагогом, а выбираются самим занимающимся. Затем после паузы отдыха (бег трусцой) другой занимающийся выполняет рывок с приемлемыми для него скоростью и длиной дистанции, а все остальные должны бежать в этом темпе. Каждый занимающийся должен побывать в роли «ведущего». При этом один может «тянуть» за собой группу на отрезке 200 м, а другой — 50 м.
Вариант 2. Педагог задаёт длину быстрых и медленных отрезков (например, 100 м пробегать быстро и столько же медленно, всего 8—10 кругов по стадиону).
10. Челночный бег 4x100 м.
11. Прыжки через короткую скакалку в течение 3 мин и более. Темп прыжков — 135—140 в минуту.
12. Подвижные игры «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием» и другие.
Также приведем пример
Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Этот термин применяется, если имеется в виду суммарная подвижность в суставах всего тела. К отдельным суставам применяется термин подвижность (например, подвижность в плечевом, тазобедренном или голеностопном суставах).
При игре в футбол необходима большая подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
Гибкость зависит от эластичности (растяжимости) мышц и связок. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении двигательных действий. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления скоростных, силовых и координационных способностей, вызывает скованность движений и часто является причиной повреждения связок и мышц.
Средствами развития гибкости являются упражнения, при выполнении которых происходит удлинение мышц (т. е. упражнения с увеличенной амплитудой движений, так называемые упражнения на растягивание).
Все упражнения на растягивание в зависимости от режима работы мышц подразделяются на три группы:
1) динамические активные упражнения;
2) динамические пассивные упражнения;
3) статические упражнения (стретчинг).
Рис. 3. Упражнения на развитие гибкости (активные)
Активные упражнения (рис.3, а, б, в, г) включают разнообразные наклоны туловища, маховые движения руками и ногами, пружинистые, рывковые движения.
Пассивные упражнения на гибкость (рис. 4, а, б, в, г) включают движения, выполняемые:
• с помощью воздействий партнёра;
• с отягощениями (набивными мячами, гантелями и др.);
• с резиновым эспандером или амортизатором;
• с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам с помощью рук, сгибание кисти другой рукой и т. п.).
Рис.4. Упражнения на развития гибкости
Педагог подбирает упражнения, комбинации элементов игры, применяя методы спортивной техники, и для развития тактики. Тактика – организация индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. [29,с.33]. В тактических действиях выделяют три главные фазы:
1) восприятие и анализ
2) мысленное решение тактической задачи;
3) двигательное решение
Обучение тактике игры проводится в такой последовательности: сначала обучают индивидуальным действиям игроков, потом групповым и затем командным взаимодействиям.
Индивидуальные тактические действия. Выполняются без мяча и с мячом. Действия без мяча — это выход игрока на свободное место, открывание и освобождение определённой зоны для партнёра. Действия с мячом — все технические приёмы: ведение, удары, обманные движения, обводка, передачи.
Упражнения
1. В парах. Игрок перемещается по полю произвольно, меняя направление и скорость движения, сочетая передвижение бегом с внезапными остановками, поворотами и рывками. Партнёр, передвигаясь вместе с игроком, повторяет его действия, стараясь не отставать.
2. То же, но игрок выполняет упражнение, применяя ведение мяча.
3. Игра 1 : 1. Игрок, владеющий мячом, стремится как можно дольше его удержать, игрок без мяча пытается его отобрать. В случае отбора мяча или если он уйдёт за ограничивающую площадку линию, игроки меняются ролями. Игра проводится на ограниченной площадке (квадрат 10 (15)х10 (15) м или круг диаметром 15—20 м).
Групповые тактические действия. Это определённые способы взаимодействия двух, трёх и более игроков. Они осуществляются передачей мяча партнёру.
Упражнения с численным преимуществом атакующей стороны
1. Игра два против одного (2:1). Два игрока передают мяч друг другу, третий пытается перехватить или отобрать его. Игрок без мяча постоянно открывается на свободное место, создавая для партнёра, владеющего мячом, возможность сделать передачу. Тактика игрока, пытающегося отобрать мяч, заключается в том, чтобы, атакуя игрока с мячом, одновременно перекрыть и его открывающегося партнёра. Игра проводится на ограниченной площадке (15x15 м).
2. Игра три против одного (3:1). Трое игроков на ограниченной площадке (10 х 10 м.) передают мяч друг другу, четвёртый стремится его отобрать. Несмотря на численное преимущество, три игрока постоянно открываются на свободное место.
Информация о работе Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»