Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;
-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;
- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………
7
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..
7
1.2. Психологические аспекты организации работы в детском
физкультурно- спортивном объединении………………………………………..
15
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….
21
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….
27
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..
27
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................
36
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………...…… 57
Список литературы ………………………………………………………...…….. 60
Приложение ………………………………………………………………………..
В основной части решаются следующие задачи: обучение технике и тактике игры, их закрепление и совершенствование; умение применять технико-тактические действия в двусторонних играх; развитие физических способностей.
В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части. Сначала учащихся обучают простейшим ударам и остановкам мяча ногами, затем - способам ведения мяча, финтам, ударам по мячу головой, вбрасыванию и отбору мяча.
При изучении любого приёма должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия: 1) ознакомление с приёмом; 2) изучение приёма в упрощённых условиях; 3) совершенствование приёма в усложнённой, приближённой к условиям игры обстановке; 4) применение приёма в игре.
Сложные технические приёмы целесообразно расчленить и разучивать по частям. В тех случаях, когда движение нельзя расчленить на части, его надо разучивать в целом, последовательно переключая внимание обучаемых с одного элемента на другой.
Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приёмов игры изменяют исходное положение, расстояние, направление, быстроту двигательных действий, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют цель и способы её достижения, количество партнёров, расстановку футболистов, вводят противоборства.
При обучении техническим приёмам и тактическим действиям следует применять внешние регуляторы и ограничители параметров движения, которые помогают прочувствовать обучаемым, правильно ли выполнено действие. Для закрепления учебного материала рекомендуется предлагать выполнение различных двигательных действий в вариативных условиях и чередовать разнонаправленные задания по технической, тактической и физической подготовке.
Упражнения в совершенствовании технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с перемещением в противоположную колонну. Целесообразно совмещать сразу два технических приёма. Например, один из партнёров бьёт по мячу внутренней стороной стопы, а другой останавливает его каким-либо приёмом; один вбрасывает мяч, а другой принимает его на грудь; нападающий выполняет финт, а защитник пытается отобрать мяч и т. д.
Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на занятиях в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость. В ходе занятия следует постоянно обращать внимание учащихся на правильное выполнение всех учебных заданий. В связи с тем что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и соревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения, соревновательные ситуации). В этом случае учащиеся будут выполнять необходимые двигательные действия с большим желанием и самоотдачей.
Для поддержания оптимальной моторной плотности каждого занятия следует применять фронтальный, групповой, поточный методы организации деятельности занимающихся. При этом важно соблюдать соразмерность нагрузок и возможности учащихся.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения физической нагрузки на организм занимающихся и организованного завершения занятия. Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой по упрощённым правилам. Учебные игры проводятся на площадках меньших размеров и с небольшим числом играющих. На баскетбольной площадке играют 4:4 без вратаря, поперёк футбольного поля — 7:7, 8:8.
Основное назначение игр с малочисленными составами заключается в том, чтобы дать возможность занимающимся проявить своё техническое и тактическое мастерство. В игре 11:11 по всему полю учащиеся часто сбиваются в кучу в простой беготне за мячом, что не позволяет эффективно решать задачи по закреплению и совершенствованию технико-тактических действий.
Перед двусторонней игрой педагог распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимающихся. При необходимости следует останавливать игру, давать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на занятии, обращать внимание на допускаемые учащимися ошибки.
В заключительной части занятия педагог подводит итоги, отмечает положительные моменты и допущенные недостатки, даёт задание для самостоятельной работы.
По направленности занятия в физкультурно-спортивном объединении делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные. Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовке. Комбинированные занятия включают два-три компонента в различных сочетаниях (техническая и физическая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на учебной двусторонней игре в футбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия посвящены приёму нормативов, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
В качестве примерных
• удар по мячу ногой на точность (количество попаданий из пяти попыток);
• удар по мячу головой на точность (количество попаданий из пяти попыток);
• вбрасывание мяча на дальность;
• ведение мяча, обводка трёх стоек и удар по воротам (фиксация времени);
• бег 10—15 м с высокого старта и «с хода» (стартовая скорость). Разница времени бега между двумя измеренными показателями является критерием быстроты стартового разгона;
• бег 50 м с высокого старта (дистанционная скорость).
Качество проведения учебно-тренировочных занятий в немалой степени обусловлено их организацией, детальным планированием этапов, выполнением занимающимися домашних заданий, подготовкой мест занятий.
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки
Эффективность занятий по футболу в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч» во второй половине дня во многом зависит от того, насколько хорошо разработано планирование, какие наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методы будет применять педагог, как будут использованы имеющиеся оборудование и инвентарь, учтена специфика места проведения занятий (спортивный зал или футбольное поле, игровая спортивная площадка, стадион или поляна в парке).
Суть планирования учебного процесса внеурочной деятельности заключается, как известно, в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагогов дополнительного образования с целью решения задач обучения и воспитания детей. Планирование по физической культуре — сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определённых навыков в проведении плановых расчётов и их соответствующего документального оформления. Оно включает в себя три последовательных этапа:
• этап предварительной подготовки;
•этап непосредственной разработки и составления документов планирования;
• этап совершенствования и корректировки составленных документов планирования (внесение дополнений, уточнений, устранение выявленных в течение учебного года недочётов в том или ином плане и другое.).
Предварительная подготовка предусматривает сбор и обработку различной информации по физической культуре, которая систематизируется и обобщается. Прежде всего анализируются нормативные и распорядительные документы, действующие примерные дополнительные образовательные программы по физическому воспитанию для учреждений, учебные издания, включённые в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные материалы, уточняется состояние материально-технического, информационно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в данном учебном заведении. Затем педагог и методист приступают к непосредственной разработке и составлению документов планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Наличие хорошо разработанного планирования позволяет избежать стихийности в профессиональной деятельности учителя физической культуры и методиста, излишних затрат времени и сил, низкого качества и неудовлетворительных конечных результатов работы. Основными документами планирования деятельности педагога являются: 1) дополнительная образовательная программа, 2) план-конспект занятий. Все перечисленные документы планирования логически связаны между собой. Они разрабатываются на основе примерной образовательной программы по футболу для дополнительного образования детей. Программы по различным видам спорта для спортивных школ являются основным документом планирования и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Они разрабатываются на основе директивных и нормативных документов федеральных органов управления образованием, физической культурой с учетом опыта работы с юными спортсменами, результатов научных исследований и тенденций развития видов спорта, практических рекомендаций по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физической культуры, педагогике, психологии, гигиене.
Программа предусматривает: цели и задачи обучения; программный материал по разделам подготовки юных спортсменов (теоретической, физической, общей и специальной, технической, психологической и др.) и по годам обучения; средства и формы подготовки. Программой определяются: система контрольных нормативов; воспитательные мероприятия; календарный план спортивных мероприятий. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, развития физических качеств; создание предпосылок высоких спортивных результатов.
Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также дальнейшая детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам.
При разработке программы объединения «Кожаный мяч» мы учитывали:
1) сформулировать цель и
2) определить рациональную послед
3) установить количество учебных часов на изучение каждой темы;
4) определить формы контроля за качеством подготовки обучаемых.
При составлении плана нужно учесть не только проведение регулярных еженедельных занятий с учащимися, но и возможность организовывать занятия крупными блоками, например в виде соревнований по футболу. Для разработки программы педагогу необходимы не только общетеоретические знания, но и знание методики обучения конкретным двигательным действиям и воспитания физических способностей с учётом возраста учащихся. Необходимо чётко определить сходство компонентов двигательных действий (например, от изучения техники бега в футболе следует переходить к обучению остановке) и распределить материал по занятиям с учётом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих занятий.
В начале и в конце учебного года планируется проведение тестирования физической подготовленности учащихся, на которое отводится 2-3 занятия. Тестирование, проводимое в начале учебного года, называется предварительным. Оно служит целям выявления исходных данных. Тестирование, осуществляемое в конце учебного года, называется итоговым. Оно позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на новый учебный год.
В завершённом виде дополнительная образовательная программа с учебно-тематическим планом утверждается на педагогическом совете учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», а также его директором (см. Приложение 4).
Успех перспективного планирования зависит не только от правильного выбора направления тренировочной работы, но и от глубокого анализа содержания подготовки юных футболистов в предшествующие годы. Крайне важно определить сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, причины невыполнения ими тех или иных показателей. Большую помощь в обеспечении преемственности перспективных планов оказывает проводимый комплексный контроль.
В теоретическом исследовании мы определили комплекс методов работы педагога-тренера, которые тесно связаны с организационным компонентом педагогической деятельности. Это методы физического воспитания детей, являющиеся одним из важнейших условий успешной работы: физические упражнения, тренировки, разъяснения, объяснения, инструкции, пример, соревнования, а также методы обучения спортивной технике и совершенствования в ней: - словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и другие.); - наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, графическое и предметное моделирование и т.д.). Методы практических упражнений включают две группы: а) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и другие.).
Информация о работе Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»