Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;
-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;
- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………
7
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..
7
1.2. Психологические аспекты организации работы в детском
физкультурно- спортивном объединении………………………………………..
15
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….
21
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….
27
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..
27
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................
36
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………...…… 57
Список литературы ………………………………………………………...…….. 60
Приложение ………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Фандеев 1.doc

— 2.70 Мб (Скачать файл)

Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данный принцип определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности. Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.

Принцип поливариантности и многообразия  физкультурного воспитания, основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями и физкультурными интересами.

Реализация данного принципа возможна при условии отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания возможно большего числа альтернативных программ физкультурного воспитания населения, учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки, профессиональную направленность и другие значимые различия.

Принцип оптимизации физкультурного воспитания определяет необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся. Он предусматривает требование соблюдения этико-гуманистических положений при определении индивидуальных физических нагрузок, возможности использования спортивных или оздоровительных методик в соответствии с целями, поставленными самим занимающимся, с учетом потребностей и мотивов, приведших его к занятиям физическими упражнениями.

Последовательная реализация сформулированных психологических аспектов  предоставляет возможность эффективной организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении.

Важным условием эффективности организации работы  является учет педагогом психофизиологической характеристики подростков.

Подростки обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования. Вот некоторые из них: временные трудности в образовании условных рефлексов; увеличение скрытых периодов реакции на словесные раздражители; повышенная возбудимость и эмоциональность; преобладание процессов возбуждения над торможением; появление психической неуравновешенности. Следствием этого является смена настроений, критическое отношение к окружающим, и в первую очередь к взрослым, неадекватность ответных реакций. Изменения проявляются и в функциях вегетативной нервной системы. Они выражаются в повышенной потливости, в легко наступаемых колебаниях частоты пульса, некоторых сердечно - сосудистых расстройствах, периодических болях в области сердца, в неустойчивости артериального давления.

Наблюдения показали, что нередко подростки одного и того же паспортного возраста, но отстающие от сверстников в темпах полового созревания, показывают, как правило, и более низкие спортивные результаты. Однако подобное «отставание» носит временный характер. В дальнейшем, по мере усиления биологического развития, отстающие подростки могут не только догнать своих сверстников, но и перегнать их. Поэтому при оценке, например, высоких спортивных достижений подростков важно установить, чем они обусловлены: природной одарённостью или более ранним биологическим развитием. Это поможет тренеру более точно определить возможности занимающихся, а также составить для них план работы на будущее.

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности. Если раньше подростки подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. Подчас становятся более упрямыми, претендуют на равноправное положение в отношениях со взрослыми, стремятся по-своему отстоять это право. Чрезмерная опека подростков, ограничение их самостоятельности действий угнетает, вызывает вялость, апатию, воспитывает потребительские качества. Заметно проявляется чувство собственного достоинства. Они слабо приемлют распоряжения в виде приказов, нравоучений. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений.

К 14-15 годам у ребят, в основном, завершается процесс формирования психомоторных функций. В это время мальчики могут овладеть многими техническими сложными приёмами игры.

Нередко подростки переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. Для подростка будущие цели тренировки кажутся далёкими, апелляция к ним слабо стимулирует активность занимающихся. Поэтому необходимо наряду с общей целью ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна.

Для спортсменов этого возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь ещё слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру раздражительны, болезненно воспринимают замечания старших, нередко грубят, отличаются непослушанием. Педагогу необходимо понимать, что подобные проявления носят временный характер.

У подростка заметны частые проявления нетерпеливости, горячности, отсутствие объективного, трезвого подхода к фактам, событиям и действиям окружающих людей, к переоценке своих собственных возможностей. Все эти помехи могут быть устранены, если педагог-тренер будет правильно дозировать физическую и нервно - психическую нагрузку каждого подростка, если каждый раз в момент воздействия будет брать в расчёт психическое состояние ученика и предвидеть его реакцию на то воздействие.

Подростки остро реагируют на обращение с ними как с маленькими, на мелочную опеку, неоправданную помощь, подсказку со стороны тренера или товарища. Резкий, безапелляционный тон замечаний оскорбляет их возросшее самолюбие, вызывает часто ответную грубость, развязность, напускное безразличие и даже желание поступить наперекор требованиям. Требования к подростку должны быть обоснованы и предъявлять их необходимо в тактичной форме.

В процессе психологических исследований особое внимание уделяется выявлению таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, решительность, целеустремлённость, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п.

Процесс физического роста и созревания сопровождается умственным и социальным развитием: ростом самосознания, переходом от конкретного к более абстрактному мышлению. Быстро развивается вторая сигнальная система. Внушаемость его становиться меньше, а эмоциональность и неуравновешенность возрастают. Отсюда и резкая смена настроения, критическое отношение к окружающему, желание ничего не принимать на веру, всё проверять и оценивать самому. Повышенная возбудимость и недостаточная уравновешенность основных нервных процессов могут быть причиной временного нарушения взаимодействия двигательных и вегетативных функций.

Важное значение имеет выявление игровой эффективности футболистов, о которой судят по ряду показателей: активность, результативность, эффективность взаимодействия игроков, допущенные ошибки во время игры. У большинства ребят психика ещё очень неустойчива, игра нестабильна. По степени значимости волевых качеств в этом возрасте выступает решительность.

 Таким образом при организации  работы педагогу-руководителю физкультурно- спортивного объединения по футболу  необходимо владеть психологическими аспектами организации занятий: либерализацией и гуманизацией процесса физического воспитания, гармонизацией его содержания. Нужно учитывать основные принципы физического воспитания: единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, деятельностный подход к освоению физкультурно-спортивной практики, оптимизации физкультурного воспитания. Принцип поливариантности и многообразия  физкультурного воспитания обосновывает постоянное внимание педагога к психофизиологической характеристике воспитанников.

 

1.3. Особенности организации работы  в детском физкультурно- спортивном объединении

 

Для определения особенностей организации работы  в детском физкультурно- спортивном объединении сначала необходимо проанализировать понятие «объединение».  В.А. Березина так формулирует его: «форма творческой деятельности во внеурочной работе, дополнительном образовании детей. Деятельность творческих объединений по интересам обучающихся организуется педагогическими работниками, родителями, специалистами в различных областях науки, техники, искусства на основе разнообразных дополнительных образовательных программ» [5,с.467]. Объединения обучающихся создаются в образовательных учреждениях, клубах по месту жительства по направлениям: учебно-исследовательская деятельность (предметные кружки, НОУ); культурологическое (по вопросам истории, культуры, искусства, философии, этнографии); научно-техническое (по видам технического творчества); эколого-биологическое (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетическое (изобразительных искусств, декоративно-прикладного творчества, музыкальные, хоровые, танцевальные и др.), спортивно-оздоровительное (по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческое (по краеведению, видам туризма, спортивному ориентированию).

  Задачи объединений обучающихся: углублять знания школьников, развивать их способности, удовлетворять творческие интересы и склонности, приобщать к созидательной деятельности, организовывать досуг и отдых. В учреждениях дополнительного образования школьников привлекает возможность проявить самостоятельность, инициативу, расширить круг интересов. Объединения обучающихся организуются на принципах добровольности и самоуправления. В них обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки, из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, например, в малокомплектных школах, в сельской местности и т.п.

Успех объединений обучающихся, заинтересованность школьников в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя объединения. Работа творческих объединений осуществляется в разнообразных формах. В занятия с младшими школьниками вносятся элементы игры, развлекательных состязаний. Средние и старшие школьники учатся вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу, овладевают навыками самообразования. Практические занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, лекций, рефератов, докладов, экскурсий, походов. Результатом участия в творческих объединениях каждого школьника являются уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итогом деятельности в творческом объединении могут быть: итоговые мероприятия, спортивные соревнования, смотр творчества, поход, выставка творческих работ и другие.

В учреждениях дополнительного образования детей создаются различные как одновозрастные, так и разновозрастные объединения. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Основная форма работы в объединениях системы дополнительного образования. – занятия. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками. [ 5 ,с. 76-77].

В физкультурно-спортивных объединениях организация учебно-тренировочного процесса осуществляется в учебных группах. Группы спортивно-оздоровительные и начальной подготовки комплектуются из учащихся образовательных учреждений, желающих заниматься спортом. На этом этапе подготовки ставятся задачи по привлечению максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитания физических, морально-этических и волевых качеств.

Задачи учебно-тренировочного этапа подготовки — улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.

Тренировка занимающихся подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К первым относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации.

К специфическим принципам спортивной тренировки относятся:

1. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная тренировка органически объединяет две составные части: общую и специальную. Общая подготовка создает базу, на основе которой воспитанник совершенствуется в избранном виде спорта: расширяются функциональные возможности организма, разносторонне развиваются физические и морально-волевые качества. Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.

2. Непрерывность тренировочного  процесса. Как говорилось, учебно-тренировочный  процесс носит многолетний и  круглогодичный характер. Каждое  последующее тренировочное занятие  как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

3. Постепенное и максимальное  увеличение тренировочных нагрузок. Рост спортивных достижений обусловлен неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований.

4. Волнообразное изменение тренировочных  нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме, что вызывает необходимость, наряду с отдыхом, временно снижать нагрузки. Это обеспечивает необходимые биологические перестройки в детском организме.

5. Цикличность тренировочного процесса, которая проявляется в систематическом  повторении относительно законченных  структурных единиц тренировочного  процесса (отдельные занятия, микроциклы, мезоциклы, периоды, макроциклы). Мезоцикл - средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. [24,с201.].

Информация о работе Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»