Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;
-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;
- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;
- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………
7
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..
7
1.2. Психологические аспекты организации работы в детском
физкультурно- спортивном объединении………………………………………..
15
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….
21
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….
27
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..
27
2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................
36
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………...…… 57
Список литературы ………………………………………………………...…….. 60
Приложение ………………………………………………………………………..
Также мы выявили методы физического воспитания детей в физкультурно-спортивных объединениях:
-физические упражнения;
- тренировки;
- разъяснения;
- объяснения;
- инструкции;
- пример;
- соревнования.[27,с.118].
На тренировочных занятиях применяются следующие методы обучения спортивной технике и совершенствования в ней:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и другие.);
- наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, графическое и предметное моделирование и т.д.).
Методы практических упражнений включают две группы: а) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и другие.).
При этом категоричными требованиями являются реализация индивидуального и типологического подхода к физическому воспитанию школьника, свободный выбор им вида занятий для полноценного успеха в преобразовании двигательного и функционального потенциала, укрепления физического и психического здоровья.
Футбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по футболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т. п.). При этом немаловажно, что футбол — один из самых популярных видов спорта в нашей стране.
Эффективность решения оздоровительных, образовательных и развивающих задач физического воспитания при освоении учащимися игры в футбол во многом зависит от того, насколько педагог хорошо знает основы данного вида спорта, владеет технологией обучения двигательным действиям, средствами и методами воспитания физических способностей.
Можно подытожить, что детское физкультурно-спортивное объединение создается в системе дополнительного образования с целью физического воспитания подрастающего поколения. Тренировка занимающихся подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К первым относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации. Ко вторым - единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенное, максимальное увеличение и волнообразное изменение тренировочных нагрузок, цикличность тренировочного процесса. Мы выявили следующие методы физического воспитания детей, являющиеся одним из важнейших условий успешной работы: физические упражнения, тренировки, разъяснения, объяснения, инструкции, пример, соревнования, а также методы обучения спортивной технике и совершенствования в ней: - словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и другие.); - наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, графическое и предметное моделирование и т.д.). Методы практических упражнений включают две группы: а) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и другие.).
ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»
2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу
Детское физкультурно-спортивное объединение «Кожаный мяч» (в структуре учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» поселка Арсеньево Тульской области) включает детские футбольные команды различных возрастных групп, которые можно организовать по месту жительства из ребят, проживающих на территории одного микрорайона. Команды имеют свое название, эмблему, спортивную форму. На общем собрании команды избирается капитан. Руководит деятельностью объединения совет, в состав которого входят представители общественности, ветераны спорта, родители, тренеры-общественники, капитан команды. Совет объединения организует, создает команды, обеспечивает методическое руководство, проводит воспитательную работу с юными футболистами, осуществляет агитационно-пропагандистские мероприятия по физической культуре и спорту. В обязанности совета входит привлечение членов футбольных команд и секций к оборудованию материально-спортивной базы для занятий футболом и основам физической подготовки (ОФП). Совет проводит соревнования на призы клуба «Кожаный мяч» среди команд внутри микрорайона, а также отвечает за подготовку команд на районных и городских соревнованиях. Председатель совета объединения обязательно должен быть членом общественного совета физической культуры и спорта поселка.
Для определения организационно-методических условий проведения занятий в физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч» необходимо изучить содержание понятия «условия». В педагогических исследованиях условия определяются как:
- совокупность объективных
- совокупность взаимосвязанных
и взаимообусловленных
- положения нормативного характера, ориентированные на изменения педагогической действительности и, тем самым, на получение нового педагогического знания о ней, на развитие этого знания;
- выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.
Как мы можем убедиться, различные авторы берут за основу различные признаки, как например: внешние объекты образовательной среды, внутренние особенности предмета исследования, совокупность внешних объектов и внутренних особенностей, определяющая существование, функционирование и развитие предмета исследования.
Для проведения своего педагогического исследования мы определили следующие условия организации работы в детском физкультурно-спортивном объединении. Прежде всего это совокупность содержания, методов и материально-пространственной среды, а также организаторская деятельность педагога, включающая планирование и организацию детского коллектива.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса в физкультурно-спортивной объединении по футболу «Кожаный мяч» являются:
• пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию учащихся;
• популяризация футбола как вида спорта и активного отдыха;
• формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
• обучение технике и тактике игры;
• развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
• формирование необходимых теоретических знаний;
• воспитание моральных и волевых качеств.
Содержание работы по годам обучения:
- 1-й год обучения. Отработка техники передвижений и владения мячом: удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъёма; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъёма и подошвой; ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарём. Индивидуальные и простые групповые технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите. Двусторонняя игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).
- 2-й год обучения. Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы, подъёмом; остановка катящегося мяча подъёмом и подошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка с изменением скорости и направления движения; передача мяча партнёру; перехваты; ловля низколетящего мяча вратарём; комбинации из освоенных элементов техники; двусторонняя игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров.
- 3-й год обучения. Закрепление и совершенствование ранее освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по мячу серединой подъёма, с полулёта, внутренней и внешней частью подъёма, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары по мячу головой; финты; тактические приёмы в нападении и защите — индивидуальные, групповые и командные действия. Игра вратаря — ловля низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание. Двусторонняя игра по правилам.
Продолжительность практического занятия (подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования) для учащихся 1 - 5 классов составляет 35-45 минут, для учащихся 5 – 10 классов – 45-60 минут, для более старшего возраста – 60-90 минут.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к занятиям физкультурно-спортивной направленности является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор места занятий и использование упражнений, подвижных игр, проведение спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся. Проведение и подготовка мест занятий осуществляется в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Для предотвращения травматизма на занятиях по футболу необходимо знать причины их возникновения, соблюдать правила организации учебных и тренировочных занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения.(см. Приложение 2).
Следует помнить, что учащиеся,
не прошедшие медицинский
Оптимальным количеством занимающихся на футбольном поле является 14 учащихся, а в игровом зале – не более 8 учащихся.
Важна материально-техническая оснащённость учебного процесса для занятий футболом (учебный инвентарь и оборудование):
Для учащихся начальной и базовой школы рекомендуется использовать гандбольные ворота, а для обучающихся более старшего возраста используются футбольные ворота стандартных размеров. На футбольных занятиях и тренировках для учащихся начальных классов независимо от возраста используются облегченные футбольные мячи размером №4, а с учащимися базовой и средней школы, учебных групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – мячи размером №5.
Не всегда на территории микрорайона имеется возможность оборудовать футбольные поля больших размеров, да и зимой многие школьники хотят играть в футбол. Поэтому в последнее время большую популярность приобрел мини-футбол. Мини-футбол - это игра, которая проходит на уменьшенных полях при численном составе каждой команды 4-8 человек. Играть можно на простейших площадках, которые имеются в жилых массивах (могут использоваться хоккейные, баскетбольные площадки).
При организации работы объединения по футболу необходимо учитывать имеющиеся в учреждении дополнительного образования детей условия, которые позволяют обеспечить ему успешную работу, — наличие соответствующей учебно-материальной базы, инвентаря и преподавателей-тренеров, способных проводить занятия. Общее руководство работой возлагается на педагога-тренера.
Занятия в объединении проводятся с сентября по май во внеучебное время 2—3 раза в неделю по 1,5—2 ч на спортивной площадке и в спортивном зале. На лето (в каникулярное время) рекомендуется давать занимающимся индивидуальные домашние задания по физической подготовке и закреплению навыков в технике упражнений.
Занятия футболом по своим педагогическим задачам разделяются на: занятия по изучению нового материала (технические приёмы и тактические действия); занятия совершенствования и повторения изученного; комплексные (смешанные) занятия; контрольные занятия (занятия проверки усвоения знаний, умений и навыков, физической подготовленности).
Учебно-тренировочные занятия имеют общепринятую структуру, в них выделяют подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть (общая и специальная разминка) направлена на функциональную подготовку занимающихся к предстоящей работе. В содержание подготовительной части занятия входят: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног (без предметов и с предметами), стретчинг (статические упражнения для развития гибкости), координационные и прыжковые упражнения.
В подготовительную часть необходимо включать такие упражнения, которые не только способствуют подготовке организма учащихся к предстоящей учебно-практической деятельности, но и по двигательной структуре являются полезными для успешного освоения учебного материала основной части занятия. Они должны соответствовать задачам занятия и обеспечивать общую функциональную готовность учащихся к активной мышечной деятельности и специальную готовность к выполнению двигательных действий в основной части занятия.
В основной части решаются задачи обучения и совершенствования технических приёмов и тактических действий, развития физических способностей, формирования знаний по теории и методике игры в футбол. При освоении технических приёмов сначала акцентируется внимание на последовательности овладения структурой движения, затем — на деталях, способствующих качественному выполнению приёма. После этого начинается их совершенствование в различных комбинациях из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, при выполнении соревновательно-игровых заданий, контрольных упражнений, в игре. При разучивании технических приёмов и тактических действий нецелесообразно делать большие перерывы между занятиями.
Информация о работе Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»