Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)

Осенью этого года был проведен I чемпионат мира по боксу среди женщин, который стартовал  в городе Скрентон (США). И снова у сборной России первое командное место. На этот раз 4 золотые (Е. Сабитова (45 кг), Е. Карпачева (54 кг), И. Синецкая (67 кг) и О. Домулоджанова (81 кг)), 2 серебрянные (Т.Чалая - 60 кг и Н. Колпакова (Рагозина) – 71 кг) и 2 бронзовые (С. Андреева – 75 кг и М. Рейнгард – 91 кг) медали. [9]

За год до этого, осенью 2000 года, американцы устроили «генеральную репетицию» перед чемпионатом Мира. Они вызвали сборную России для  проведения первого в истории  женского бокса матча Россия – США. Матч проходил в городе Бостон, в каждой команде был по восемь участников. Полный зал болельщиков, пресса, телевидение; американцы рассчитывали выиграть с огромным перевесом, так как женский бокс в Америке существовал уже немного больше двадцати лет, они принимали участие в различных международных турнирах и имели достаточный опыт в работе с женщинами боксерами. Но прогнозы не оправдались – женская сборная команда России одержала убедительную победу, выиграв шесть встреч против двух. [8]

В 2002 году была разработана и принята Единая Всероссийская спортивная классификация для женщин боксеров. По итогам прошедших соревнований были присвоены спортивные звания и разряды. Осенью этого года в Анталии (Турция) прошел II чемпионат Мира по женскому боксу. Сборная команда Росси заняла лишь четвертое место, завоевав одно золото (И. Синецкая – 67 кг), одно серебро (М. Яворская – свыше 81 кг) и три бронзы (Л. Андреева – 51 кг, С. Кулакова – 57 кг, О. Новоселова – 81 кг).

Можно было выделить следующие  тенденции в развитии любительского женского бокса: значительно увеличилась скорость всех действий на ринге; женщины боксеры демонстрировали отличную физическую подготовленность, позволяющую им проводить все три раунда в высоком темпе; не в ущерб тактическим аспектам бокса значительно увеличилась скорость и сила ударов. [10]

В сборной России по женскому боксу произошла смена тренеров. На должность главного тренера сборной  назначили В.В. Лисицина – мастер спорта международного класса по боксу, к тому же, судья международной категории АИБА. Большое внимание в тренировках стали уделять «школе бокса» - технико-тактической подготовке и физической подготовке. [37]

В 2003 году в городе Печ (Венгрия) состоялся II чемпионат Европы по женскому боксу. Российские женщины  боксеры с тремя золотыми (Т. Чалая – 60 кг, И. Синецкая – 66 кг, Н. Рагозина – 75 кг), тремя серебряными (Е. Сабитова – 46 кг, Е. Карпачева – 54 кг, М. Карлова- 63 кг) и одной бронзовой (М. Яворская – свыше 80 кг) медалями заняли командное первое место.

К этому чемпионату Европы были изменены весовые категории, в которых выступали спортсменки. В мужском боксе также произошли изменения в весовых категориях. Это связано с рекомендацией Международного олимпийского комитета уменьшить количество боксеров на одну весовую категорию, чтобы включить в Олимпийские игры женский бокс.

Осенью 2003 года прошел матч-реванш между сборными командами России и США. На этот раз матч прошел в  Санкт-Петербурге. Боксировали по десять спортсменок от каждой страны. И, вновь, женщины сборной России одержали победу, со счетом 8:2. Семеро спортсменок сборной России выиграли (Е. Сабитова – 46 кг, Е. Карпачева – 54 кг, В. Усаченко – 50 кг, С. Очигава – 52 кг, М. Карлова – 63 кг, И. Синецкая – 66 кг и Н. Рагозина – 80 кг) и два поединка были разрешены как ничья (Т. Чалая – 60 кг и О. Славинская – 75 кг). [11]

Так как есть перспектива  включения женского бокса в программу  Олимпийских игр, подготовке женской  сборной команде России уделяется  особое внимание. Так же были проведены  два первенства России по боксу среди девушек в 2002 и 2003 годах. Победители этих соревнований были включены в женскую сборную команду России, так как проведение сборов молодежной команды пока не финансируется. [37]

 

1.3.  Структура подготовки боксеров

 

Подготовка спортсменов – процесс многолетний и сложный, в нем выделяют взаимосвязанные составные части, которые составляют структуру этого процесса. Выделяют техническую, тактическую, физическую, теоретическую и психологическую подготовку спортсменов.  [52]

 

1.3.1. Техническая подготовка боксеров

 

К технической подготовке боксера относят технику основных положений боксера (боевое положение  кулака, боевую стойку, передвижения и  боевые дистанции), технику ударов руками (прямые, боковые, снизу) и техника защиты (защита с помощью рук, с помощью ног, движением туловища и комбинированная защита). [1]  

Обучение двигательным действиям, технике физических упражнений рассматривается как процесс  чувственно-рационального познания и практического овладения ими  до уровня заученных действий, т.е. навыков. При этом рассматривается необходимость целостного подхода к пониманию двигательного навыка, ориентированного и на физиологические механизмы, и на особенности осознания навыка, и на характерные особенности его выполнения.

В структуре процесса обучения условно выделяют три этапа, отражающие фазы образования двигательного навыка.

Этап начального разучивания  – создание общего представления  о двигательном действии и формирование установки на овладение им; изучение новых фаз и элементов; формирование ритмической структуры; предупреждение и устранение грубых ошибок.

Этап углубленного разучивания  – углубление понимания закономерностей двигательного действия, совершенствование координационной структуры действия по его динамическим и кинетическим характеристикам, ритмической структуры движений.

Этап закрепления и  дальнейшего совершенствования  – закрепления навыка, обеспечение  его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.

В самом общем виде многолетний процесс технической  подготовки спортсмена можно разделить  на две основные стадии: базовой  технической подготовки и углубленного технического совершенствования, овладения  высотами спортивно-технического мастерства.

На базовой стадии осуществляется начальное обучение спортивной технике, создается богатый основной арсенал технических умений, навыков (элементов и связок достаточно простых упражнений), на основе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники избранного вида спорта. Этот процесс можно характеризовать как приобретение спортсменом общей технической подготовленности.

На стадии углубленного спортивно-технического совершенствования  происходит совершенствование специальной  технической подготовленности спортсмена, меняются конкретное содержание и формы технической подготовки.

На содержание и формы  технической подготовки спортсмена влияют уровень его физического  развития, технической и физической подготовленности, индивидуальные особенности психики, структура технической подготовленности конкретной спортивной дисциплины, период, этап макроцикла и другие особенности. В сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах совершенствование спортивной техники или ее отдельных элементов происходит непрерывно практически на протяжении всего многолетнего и годичного циклов.

К началу этапа углубленной  тренировки основы техники избранного вида спорта будут уже освоены, поэтому  юный спортсмен приступает к их прочному закреплению. Ряд двигательных действий, сформированных на предшествующем этапе, доводится до стадии прочно закрепленных навыков.

На этом этапе решаются следующие основные задачи: совершенствование  в спортивной технике при различных  внешних условиях, отработка отдельных деталей двигательных действий, воспитание физических и волевых качеств, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства юного спортсмена.

На этапе закрепления  и дальнейшего совершенствования  спортивной техники наблюдаются  относительно небольшие изменения в двигательных действиях, что не требует существенной перестройки двигательных навыков и умений. При совершенствовании в спортивной технике нежелательны  длительные перерывы в занятиях. Движения, не превращенные в навык, довольно быстро теряют свою отточенность. Поэтому способность правильно выполнять изучаемый технический прием необходимо постоянно закреплять для дальнейшего совершенствования. Этого можно добиться при многократном повторении усвоенного технического приема на нескольких занятиях подряд.

Этап закрепления техники  и дальнейшего совершенствования  в ней будет проходить тем  успешнее, чем лучше будут устраняться  ошибки, допускаемые юными спортсменами. Трудность установления причины  ошибки состоит в том, что одно и то же неправильно выполненное движение может быть вызвано различными причинами. Как бы опытен ни был тренер, определять причины ошибок следует совместно с юным спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.

Юный спортсмен демонстрирует  тренеру неправильный способ выполнения упражнения, после чего они вместе приступают к исправлению ошибок. В процессе совершенствования в  спортивной технике большое значение придается срочной (текущей) информации. Следует отметить, что  ошибки,  допускаемые юными  спортсменами,   нередко   являются   результатом   неправильных   действий самого   тренера.   К   наиболее   распространенным   из  них  относятся: недооценка значения подготовки юных  спортсменов к активному восприятию  показа  и объяснения,  неточный  показ,  затянутое объяснение,  недостаточное доведение до  сознания  юного спортсмена  ошибок  при выполнении  им  упражнения,  отсутствие  индивидуального подхода.

На  этапе  углубленной  тренировки  в  избранном  виде  спорта  значительная  роль  в  совершенствовании  спортивной  техники  отводится  соревновательному  методу. [52]

 

1.3.2. Тактическая  подготовка боксеров

 

Тактика – это раздел теории бокса, в котором изучаются формы, виды, способы и средства борьбы с различными по манере ведения боя противниками. Тактическое мастерство  боксера проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны и одновременно с этим в умении применять свою, индивидуальную манеру боя.

Существуют три тактические  формы ведения боя: разведывательная, наступательная и оборонительная.

Разведывательная  форма боя как средство получения данных о противнике при составлении плана боя является самостоятельной. При подготовке наступательных или оборонительных действий она служит вспомогательной формой.

Наступательная  форма боя – активная форма боя с противником, предполагающая захват инициативы. Она осуществляется атакующими, встречными и ответными действиями на дальней, средней и ближней дистанциях.

Оборонительная  форма боя является формой защиты от захватывающего (или захватившего) инициативу противника. При этом она может быть самостоятельным или вспомогательным звеном, сопутствуя развитию наступления.

Современный бой –  сложное сочетание передвижений, ударных и защитных действий, выполняемых на различных дистанциях. От расстояния между боксерами зависит время нанесения ударов и защит. Чем короче боевая дистанция, тем быстрее и незаметнее удар доходит до цели и тем труднее защищаться от него. Для каждой дистанции есть лимит времени, определяющий возможность защиты от ударов. Лимит времени на разных дистанциях определяет выбор соответствующей тактики и техники ведения боя; требует различного уровня развития быстроты реакции и мышления, быстроты и координации движений, внимания и других качеств.

На дальней дистанции  боксеру всегда труднее начать атаку, чем на средней, так как, находясь вне сферы ударов, противник относительно легко воспринимает начальные движения и успевает отреагировать на них защитой. Чтобы атака и контратака были для противника неожиданными, боксер, готовя удар, должен отвлечь его внимание постоянной сменой дистанции и ложными действиями.

Манера ведения  боя. Существующие классификации манер ведения боя позволяют сделать заключение о том, что носят они чаще всего условный, чем реальный характер, так как современный боксер высокой квалификации, придерживаясь своего основного стиля ведения боя, в любой момент может его изменить в соответствии с ситуацией на ринге.

Обучение тактике бокса. Практика обучения технике и тактике бокса свидетельствует о том, что обучение технике по времени опережает обучение тактике, но идет параллельно.

Обучение технике основных положений боксера предопределяет и тактическую значимость этих элементов технической подготовки боксеров. Умение рационально передвигаться по рингу, сохраняя при этом правильную боевую стойку и необходимую дистанцию до противника – это первые упражнения по изучению тактики бокса, которые изучаются на первых же занятиях.

В теории и методике бокса принята  определенная последовательность в  обучении технике ударов: вначале  изучаются прямые удары левой и правой рукой в голову и туловище, затем – боковые удары в голову и туловище, и в заключение – удары снизу.

 Все технические приемы изучаются и совершенствуются вначале в атакующей, затем ответной и, наконец, во встречной форме. Причем, после изучения типовой техники приемов занимающиеся совершенствуют их в различных комбинациях. Например, при изучении левого прямого удара в голову вначале изучают технику удара и защиты от него на месте и с шагом вперед, затем – ответную контратаку левым прямым ударом в голову после защиты шагом назад, и в заключение – левый прямой удар в голову на месте «стоп!» или с шагом назад. В дальнейшем в процессе совершенствования изученных приемов происходит индивидуализация технико-тактического мастерства боксеров.

Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом