Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:14, дипломная работа
Цель исследования – изучить развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по боксу как виду спортивной деятельности и структуре подготовки спортсменов.
2.Провести теоретический анализ влияния эмоционально-волевой сферы человека на процесс спортивной деятельности.
3.Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом.
Введение ………………………………………………………………………….4
I.Бокс как вид спортивной деятельности и подготовка спортсменов...7
1.1. Специфика бокса как вида спорта……………………………………7
1.2. История возникновения и становления женского бокса в нашей стране…………………………………………………………………..9
1.3. Структура подготовки боксеров……………………………………12
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров…………………………...12
1.3.1. Техническая подготовка боксеров…………………………...15
1.3.3. Физическая подготовка боксеров……………………………19
1.3.4. Теоретическая подготовка боксеров…………………………29
1.3.5. Психологическая подготовка боксеров……………………...31
II.Эмоционально-волевая сфера и ее влияние на спортивную деятельность …………………………………………………………………….42
2.1. Понятия эмоционально-волевой сферы ……………………………42
2.2. Развитие эмоциональной и волевой сферы в процессе деятельности……………………………………………………………………..43
2.3. Особенности эмоционально-волевой сферы женщин спортсменок……………………………………………………………………...58
III.Особенности эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом …………………………………………………………64
3.1. Организация и методы исследования ………………………………64
3.2. Эмоциональные и волевые проявления спортсменок, занимающихся боксом ………………………………………………………….67
Выводы …………………………………………………………………………..77
Список литературы ……………………………………………………………..80
Осенью этого года был проведен I чемпионат мира по боксу среди женщин, который стартовал в городе Скрентон (США). И снова у сборной России первое командное место. На этот раз 4 золотые (Е. Сабитова (45 кг), Е. Карпачева (54 кг), И. Синецкая (67 кг) и О. Домулоджанова (81 кг)), 2 серебрянные (Т.Чалая - 60 кг и Н. Колпакова (Рагозина) – 71 кг) и 2 бронзовые (С. Андреева – 75 кг и М. Рейнгард – 91 кг) медали. [9]
За год до этого, осенью 2000 года, американцы устроили «генеральную репетицию» перед чемпионатом Мира. Они вызвали сборную России для проведения первого в истории женского бокса матча Россия – США. Матч проходил в городе Бостон, в каждой команде был по восемь участников. Полный зал болельщиков, пресса, телевидение; американцы рассчитывали выиграть с огромным перевесом, так как женский бокс в Америке существовал уже немного больше двадцати лет, они принимали участие в различных международных турнирах и имели достаточный опыт в работе с женщинами боксерами. Но прогнозы не оправдались – женская сборная команда России одержала убедительную победу, выиграв шесть встреч против двух. [8]
В 2002 году была разработана и принята Единая Всероссийская спортивная классификация для женщин боксеров. По итогам прошедших соревнований были присвоены спортивные звания и разряды. Осенью этого года в Анталии (Турция) прошел II чемпионат Мира по женскому боксу. Сборная команда Росси заняла лишь четвертое место, завоевав одно золото (И. Синецкая – 67 кг), одно серебро (М. Яворская – свыше 81 кг) и три бронзы (Л. Андреева – 51 кг, С. Кулакова – 57 кг, О. Новоселова – 81 кг).
Можно было выделить следующие тенденции в развитии любительского женского бокса: значительно увеличилась скорость всех действий на ринге; женщины боксеры демонстрировали отличную физическую подготовленность, позволяющую им проводить все три раунда в высоком темпе; не в ущерб тактическим аспектам бокса значительно увеличилась скорость и сила ударов. [10]
В сборной России по женскому
боксу произошла смена
В 2003 году в городе Печ (Венгрия) состоялся II чемпионат Европы по женскому боксу. Российские женщины боксеры с тремя золотыми (Т. Чалая – 60 кг, И. Синецкая – 66 кг, Н. Рагозина – 75 кг), тремя серебряными (Е. Сабитова – 46 кг, Е. Карпачева – 54 кг, М. Карлова- 63 кг) и одной бронзовой (М. Яворская – свыше 80 кг) медалями заняли командное первое место.
К этому чемпионату Европы были изменены весовые категории, в которых выступали спортсменки. В мужском боксе также произошли изменения в весовых категориях. Это связано с рекомендацией Международного олимпийского комитета уменьшить количество боксеров на одну весовую категорию, чтобы включить в Олимпийские игры женский бокс.
Осенью 2003 года прошел матч-реванш между сборными командами России и США. На этот раз матч прошел в Санкт-Петербурге. Боксировали по десять спортсменок от каждой страны. И, вновь, женщины сборной России одержали победу, со счетом 8:2. Семеро спортсменок сборной России выиграли (Е. Сабитова – 46 кг, Е. Карпачева – 54 кг, В. Усаченко – 50 кг, С. Очигава – 52 кг, М. Карлова – 63 кг, И. Синецкая – 66 кг и Н. Рагозина – 80 кг) и два поединка были разрешены как ничья (Т. Чалая – 60 кг и О. Славинская – 75 кг). [11]
Так как есть перспектива включения женского бокса в программу Олимпийских игр, подготовке женской сборной команде России уделяется особое внимание. Так же были проведены два первенства России по боксу среди девушек в 2002 и 2003 годах. Победители этих соревнований были включены в женскую сборную команду России, так как проведение сборов молодежной команды пока не финансируется. [37]
1.3. Структура подготовки боксеров
Подготовка спортсменов – процесс многолетний и сложный, в нем выделяют взаимосвязанные составные части, которые составляют структуру этого процесса. Выделяют техническую, тактическую, физическую, теоретическую и психологическую подготовку спортсменов. [52]
1.3.1. Техническая подготовка боксеров
К технической подготовке
боксера относят технику
Обучение двигательным
действиям, технике физических упражнений
рассматривается как процесс
чувственно-рационального
В структуре процесса обучения условно выделяют три этапа, отражающие фазы образования двигательного навыка.
Этап начального разучивания – создание общего представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им; изучение новых фаз и элементов; формирование ритмической структуры; предупреждение и устранение грубых ошибок.
Этап углубленного разучивания – углубление понимания закономерностей двигательного действия, совершенствование координационной структуры действия по его динамическим и кинетическим характеристикам, ритмической структуры движений.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования – закрепления навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.
В самом общем виде
многолетний процесс
На базовой стадии осуществляется начальное обучение спортивной технике, создается богатый основной арсенал технических умений, навыков (элементов и связок достаточно простых упражнений), на основе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники избранного вида спорта. Этот процесс можно характеризовать как приобретение спортсменом общей технической подготовленности.
На стадии углубленного спортивно-технического совершенствования происходит совершенствование специальной технической подготовленности спортсмена, меняются конкретное содержание и формы технической подготовки.
На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его физического развития, технической и физической подготовленности, индивидуальные особенности психики, структура технической подготовленности конкретной спортивной дисциплины, период, этап макроцикла и другие особенности. В сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх, единоборствах совершенствование спортивной техники или ее отдельных элементов происходит непрерывно практически на протяжении всего многолетнего и годичного циклов.
К началу этапа углубленной тренировки основы техники избранного вида спорта будут уже освоены, поэтому юный спортсмен приступает к их прочному закреплению. Ряд двигательных действий, сформированных на предшествующем этапе, доводится до стадии прочно закрепленных навыков.
На этом этапе решаются следующие основные задачи: совершенствование в спортивной технике при различных внешних условиях, отработка отдельных деталей двигательных действий, воспитание физических и волевых качеств, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства юного спортсмена.
На этапе закрепления
и дальнейшего
Этап закрепления техники
и дальнейшего
Юный спортсмен демонстрирует тренеру неправильный способ выполнения упражнения, после чего они вместе приступают к исправлению ошибок. В процессе совершенствования в спортивной технике большое значение придается срочной (текущей) информации. Следует отметить, что ошибки, допускаемые юными спортсменами, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера. К наиболее распространенным из них относятся: недооценка значения подготовки юных спортсменов к активному восприятию показа и объяснения, неточный показ, затянутое объяснение, недостаточное доведение до сознания юного спортсмена ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода.
На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта значительная роль в совершенствовании спортивной техники отводится соревновательному методу. [52]
1.3.2. Тактическая подготовка боксеров
Тактика – это раздел теории бокса, в котором изучаются формы, виды, способы и средства борьбы с различными по манере ведения боя противниками. Тактическое мастерство боксера проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны и одновременно с этим в умении применять свою, индивидуальную манеру боя.
Существуют три тактические формы ведения боя: разведывательная, наступательная и оборонительная.
Разведывательная форма боя как средство получения данных о противнике при составлении плана боя является самостоятельной. При подготовке наступательных или оборонительных действий она служит вспомогательной формой.
Наступательная форма боя – активная форма боя с противником, предполагающая захват инициативы. Она осуществляется атакующими, встречными и ответными действиями на дальней, средней и ближней дистанциях.
Оборонительная форма боя является формой защиты от захватывающего (или захватившего) инициативу противника. При этом она может быть самостоятельным или вспомогательным звеном, сопутствуя развитию наступления.
Современный бой – сложное сочетание передвижений, ударных и защитных действий, выполняемых на различных дистанциях. От расстояния между боксерами зависит время нанесения ударов и защит. Чем короче боевая дистанция, тем быстрее и незаметнее удар доходит до цели и тем труднее защищаться от него. Для каждой дистанции есть лимит времени, определяющий возможность защиты от ударов. Лимит времени на разных дистанциях определяет выбор соответствующей тактики и техники ведения боя; требует различного уровня развития быстроты реакции и мышления, быстроты и координации движений, внимания и других качеств.
На дальней дистанции боксеру всегда труднее начать атаку, чем на средней, так как, находясь вне сферы ударов, противник относительно легко воспринимает начальные движения и успевает отреагировать на них защитой. Чтобы атака и контратака были для противника неожиданными, боксер, готовя удар, должен отвлечь его внимание постоянной сменой дистанции и ложными действиями.
Манера ведения боя. Существующие классификации манер ведения боя позволяют сделать заключение о том, что носят они чаще всего условный, чем реальный характер, так как современный боксер высокой квалификации, придерживаясь своего основного стиля ведения боя, в любой момент может его изменить в соответствии с ситуацией на ринге.
Обучение тактике бокса. Практика обучения технике и тактике бокса свидетельствует о том, что обучение технике по времени опережает обучение тактике, но идет параллельно.
Обучение технике основных положений боксера предопределяет и тактическую значимость этих элементов технической подготовки боксеров. Умение рационально передвигаться по рингу, сохраняя при этом правильную боевую стойку и необходимую дистанцию до противника – это первые упражнения по изучению тактики бокса, которые изучаются на первых же занятиях.
В теории и методике бокса принята определенная последовательность в обучении технике ударов: вначале изучаются прямые удары левой и правой рукой в голову и туловище, затем – боковые удары в голову и туловище, и в заключение – удары снизу.
Все технические приемы изучаются и совершенствуются вначале в атакующей, затем ответной и, наконец, во встречной форме. Причем, после изучения типовой техники приемов занимающиеся совершенствуют их в различных комбинациях. Например, при изучении левого прямого удара в голову вначале изучают технику удара и защиты от него на месте и с шагом вперед, затем – ответную контратаку левым прямым ударом в голову после защиты шагом назад, и в заключение – левый прямой удар в голову на месте «стоп!» или с шагом назад. В дальнейшем в процессе совершенствования изученных приемов происходит индивидуализация технико-тактического мастерства боксеров.
Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы спортсменок, занимающихся боксом