Учебно-тренировочный процесс волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможности эффективного распределения физических нагрузок на технико-тактическую подготовленность волейболистов. Исходя из цели работы сформулированы задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и особенность распределения физической нагрузки волейболистов в подготовительном периоде.
3. Экспериментально доказать эффективность распределения физических нагрузок в подготовительном периоде на технико-тактическую подготовленность волейболистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов…………………………………………………...

6
1.1. Характеристика волейбола как вида спорта..………………
6
1.2. Особенности планирования спортивной подготовки волейболистов……………………………………………..…

7
1.3. Критерии оценки уровня технико-тактической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде...……………………………………………………...


25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………..…………….
32
2.1. Организация исследования……………………………..……
2.2. Методы исследования ……………………………………….
32
36
ГЛАВА 3. Особенности построения спортивной тренировки волейболистов в подготовительном периоде …………………..

38
3.1. Характеристика испытуемых………………………………..
38
3.2. Результаты основного эксперимента и их обсуждение...….
40
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..
47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….
48

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Самое сложное – принятие правильного решения в минимальные отрезки времени.

На решение задачи спортсмен  тратит больше времени, чем на восприятие и ответное двигательное действие. Однако с приобретением опыта скрытое время двигательных реакций, необходимое для решения тактической задачи, значительно сокращается.

Результат двигательного  решения передается памяти с помощью  обратной связи. Если задача решена положительно, то в будущем в такой же ситуации волейболист изберет тот же путь решения и двигательно его реализует. При отрицательном решении тактической задачи действие должно подвергнуться коррекции.

Говоря о координации  групповых тактических действий в волейболе, нужно сказать, что  их регулирование осуществляется также  по принципу приспособления к лидеру или путем чередующихся взаимных коррекций. Однако здесь дело в значительной степени усложняется тем, что при решении тактических задач имеется слишком много регулируемых и нерегулируемых переменных (вероятностных и случайных), возникающих в первую очередь в результате противодействия соперников. Совершенствование взаимодействия при атакующих и оборонительных действиях проявляется в проведении различных атакующих комбинаций и вариантов систем защиты.

Средства тактики включают в себя индивидуальные и групповые  тактические действия без мяча (предугадывание игровых ситуаций, перемещения по площадке, выбор места, активность действий, темп игры и др.) и с мячом (передачи мяча, прием мяча, нападающие удары, подачи, блокирование и отвлекающие действия). Индивидуальные тактические действия без мяча.

Предугадывание игровых  ситуаций действий соперника осуществляется на основе наблюдения и оценки игровой обстановки и ее сопоставления. С имеющимся тактическим опытом. При этом новые зрительные образы ассоциируют с имеющимися в памяти игровыми фрагментами, что и позволяет заранее прогнозировать решение двигательной тактической задачи. На предугадывании построена вся тактическая деятельность. Так, своевременный и точный выход к мячу определяется по движению соперника и начальной ветви траектории полета мяча, перемещение и прыжок блокирующего соотносятся с движениями разыгрывающего игрока, действия страхующих и обороняющихся игроков обусловлены положением туловища и замаха руки при нападающем ударе. Поэтому в процессе тренировки при выполнении технических приемов нужно постоянно акцентировать внимание обучающихся не только на кинематике движений, но и постоянно касаться их тактической вариативности, то есть соотносить характер подготовительных фаз движений с возможной траекторией полета мяча, ее прогнозированием и предугадыванием.

Перемещения по площадке и выбор места. Перемещения волейболиста по площадке осуществляются: 1) для выбора места при приеме мяча от нападающего или обманного удара; 2) для выбора места при блокировании; 3) для выполнения нападающих ударов и отвлекающих ложных проходов к сетке (имитирующих разбег для нападающего удара); 4) для выбора места в момент приема мяча с подачи; 5) для приема мяча, отскочившего в сторону (от рук блокирующих игроков своей команды или волейболистов, принимающих мяч с подачи и нападающего удара); 6) для выхода разыгрывающего игрока задней линии к сетке.

Все виды перемещений носят  специфический характер и отличаются друг от друга по двигательной структуре (длительность опорных и полетных фаз, степень сгибания ног в суставах, положение туловища и рук, скорость и ускорение перемещения ЦТТ в пространстве).

Перемещение по площадке и выбор места при игре в защите. Действия волейболиста, находящегося в зоне, не закрытой блоком, перед выбором места для приема мяча от нападающего удара, обусловлены действиями игроков атакующей команды и протекают следующим образом. Волейболист, находящийся в игровой стойке, располагается в дальней части своей зоны и ведет наблюдение за развертыванием атаки на противоположной стороне площадки. Затем в результате оценки игровой ситуации он перемещается по площадке, не прекращая вести наблюдение за особенностями ведения атаки. И, наконец, он выбирает место, принимая исходное положение для приема мяча от нападающего удара в соответствии с траекторией и скоростью полета мяча. В момент вылета мяча из рук разыгрывающего игрока и разбега нападающего (на стороне атакующей команды) волейболист, выбирающий место, начиная движение из исходной позиции, отталкивается левой ногой от опоры, затем переходит на двойную опору, после чего выполняет шаг левой ногой.

Началу прыжка нападающего соответствует двойная  опора защитника. Безопорная фаза (до начала ударного движения) соотносится с окончанием передней опоры и отталкиванием левой ногой для заключительного скачка. В момент удара нападающего по мячу защитник заканчивает скачок и принимает исходное положение для приема мяча.

Физическая подготовка квалифицированных волейболистов проводится на основе принятой периодизации спортивной тренировки, что обусловлено стадиями становления спортивной формы и различием задач, решаемых на каждом этапе подготовки.

Установление закономерностей  развития и совершенствования физических качеств, выявление уровней развития скоростно-силовых качеств, выносливости на различных этапах подготовительного периода, использование эффективной методики их совершенствования помогли бы решить проблему физической подготовки без существенных отклонений от теории и методики спортивной тренировки.

Актуальна проблема связанная  с нерациональным распределением тренировочных нагрузок в мезоциклах и микроциклах. Объем средств тренировки направленных на повышение физической подготовленности незначителен, а темп прироста показателей физической подготовленности также незначителен, а в большинстве случаев не наблюдается динамика прироста. Команды выполняют большой объем тренировочной работы. Но много тренироваться еще не значит обеспечить успех. Все актуальнее становятся факторы, определяющие качественную сторону подготовки, обеспечивающие целенаправленность тренировочных воздействий.

Все выше перечисленное  позволило нам сделать попытку  оптимизации процесса физической подготовки квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде на основе изучения влияния различных тренировочных программ, состоящих из различных соотношений средств воздействий на организм волейболистов и их сочетаний в микроциклах.

 

1.3. Критерии оценки технико-тактической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде

 

Существующие способы  оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов устарели в  связи с изменениями правил игры, а соответствующие расчетные  формулы нуждаются в усовершенствовании (в частности, из-за отмены правила перехода подачи без начисления очка).

Исходя из этого определены критерии оценки технико-тактической  подготовленности команд волейболистов, которые включают 18 количественных и 14 качественных показателей. К количественным относятся характеристики, представленные в таблице 1 и рассчитываемые по соответствующим формулам.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Количественные показатели технико-тактической подготовленности в волейболе (по М. Д. Ашибокову)

 

Название  критерия

Условное  обозначение

Способ определения

1. Объем подач

ОПо

2. Количественный  показатель эффективности подач

КПЭПо

3. Количество  выигранных очков с подачи

КВОПо

4. Количество  допущенного брака при подаче

КДБПо

5. Объем приема  подач

ОПП

6. Количественный  показатель эффективности приема подач

КПЭПП

7. Количество  допущенного брака при приеме  подач

КДБПП

8. Объем передач

ОП

9. Количественный  показатель эффективности передач

КПЭП

10. Количество  допущенного брака при передаче

КДБП

11. Объем нападающих  ударов

ОНУ

12. Количественный  показатель эффективности нападающих  ударов

КПЭНУ

13. Количество  очков, выигранных нападающим  ударом

КОВНУ

14. Количество  брака, допущенного при выполнении  нападающего удара

КДБНУ

15. Объем блокирования

ОБ

16. Количественный показатель эффективности блокирования

КПЭБ

17. Количество  очков, выигранных блокированием

КОВБ

18. Количество  допущенного брака при блокировании

КДББ


 

К качественным показателям относятся представленные в таблице 2 и рассчитываемые по соответствующим формулам.

Таблица 2

Качественные  показатели технико-тактической подготовленности в волейболе

 

Название  критерия

Условное  обозначение

Способ определения

1. Абсолютная  эффективность подач

АЭПо

2. Относительная  эффективность подач

ОЭПо

3. Коэффициент брака подачи

КБПо

4. Качественная  эффективность приема подач

КаЭППо

5. Коэффициент  брака приема подач

КБППо

6. Качественная  эффективность передач

КаЭП

7. Коэффициент  брака передач

КБП

8. Относительная  эффективность нападающих ударов

ОЭНУ

9. Абсолютная  эффективность нападающих ударов

АЭНУ

10. Коэффициент  брака при нападающем ударе

КБНУ

11. Относительная  эффективность блокирования

ОЭБ

12. Абсолютная  эффективность блокирования

АЭБ

13. Коэффициент  брака при блокировании

КББ

14. Эффективность нападения команды

ЭНК

 

 

Под общим количеством  подач мы понимаем количество попыток  выполнения подачи командой в партии. Под количественным показателем  эффективности подач – количество выполненных подач в партии.

Объем приема подач –  это количество случаев, требовавших выполнить данное действие в партии. Количественный показатель эффективности приема подач – это количество принятых мячей в партии, после чего партнер выполнял вторую передачу или непосредственно атаковал.

Под объемом передач мы понимаем количество попыток выполнить передачу для завершения атаки нападающим ударом в каждой партии (в среднем), а количественный показатель эффективности передач – это количество успешно выполненных передач в партии.

Объем нападающих ударов – это количество случаев атаки данным способом в партии. Количественный показатель эффективности нападающих ударов – это количество атак в партии, после которых мяч попадал на площадку соперника, уходил от блока в аут или доигрывался. А количество очков, выигранных нападающим ударом, – это та же сумма минус доигранные мячи в партии. Под браком – пункт 14, табл. 1 – мы понимаем количество очков в партии, которые соперник получал непосредственно при блокировании или за счет неточного удара.

Объем блокирования –  это количество выполненных блоков в партии. В данном случае мы считали и одиночное, и двойное (и более) блокирование вместе, хотя в дальнейших исследованиях очевидна необходимость оценивать по-другому. Довольно часто одиночный блок не решает задачи воспрепятствовать проведению нападающего удара, но его приходится считать за единицу блокирования, хотя была очевидна необходимость двойного, скажем, блока. Под количественными показателями эффективности блокирования мы понимали сумму блоков в партии, когда соперник не получал очка при нападающем ударе – вынужден был пробивать мимо площадки, мяч доигрывался или блок приносил очко обороняющимся. Именно такое количество очков в партии и подразумевает пункт 17. Последний, 18-ый пункт количественных показателей имеет в виду количество случаев в партии, когда блок не решал поставленной задачи и атакующие получали очко.

О качественных показателях. В данном случае принципиально важно, что необходимо вводить понятия «абсолютная» и «относительная» эффективность по отношению к некоторым элементам. Дело в том, что подача, например, может принести команде очко напрямую, однако она может доигрываться или быть сорвана, т. е. принести очко сопернику. Очевидно, что все три случая могут иметь место и оцениваться по-разному. Сказанное относится и к нападающим ударам, и к блокированию. Однако, при приеме подачи и второй передаче в стенографированных матчах не было случаев пополнения очкового запаса, хотя такое крайне редко, но возможно. В таких случаях мы посчитали возможным ограничиться понятиями «качественная эффективность» и «коэффициент брака». Эти два показателя охватывают весь спектр качественных показателей. В других трех вышеназванных случаях под «абсолютной эффективностью подач», «абсолютной эффективностью нападающего удара» и «абсолютной эффективностью блокирования» мы понимали коэффициент – показатель отношения количества очков, выигранных данным способом, к общему объему подач, ударов и блокирования, соответственно.

Информация о работе Учебно-тренировочный процесс волейболистов