Литературное редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курс лекций

Описание работы

Занятия по литературному редактированию проводятся вузах на факультетах, готовящих журналистов, редакторов издательских работников. Методика преподавания предмет различная: в Московском государственном университете им Ломоносова литературному редактированию посвящаются практические занятия в течение года, а в Московском государственном университете печати два года изучается редакционная подготовка изданий, включающая литературное редактирование за составную часть работы редактора над рукописью. Лекционный курс по литературному редактированию читается в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. 6
Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования. 7
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9
3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности. 11
4. Становление литературного редактирования в России. 11
5. Задачи литературного редактирования текста. 14
6. Оценка логических качеств текста. 17
ЛЕКЦИЯ 2 20
Работа редактора над композицией произведения. 20
1. С чего начинается редактирование произведения 20
2. Особенности редакторского чтения рукописи 21
4. Особенности построения публицистических текстов 23
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27
6. Практические задания для закрепления темы 30
ЛЕКЦИЯ 3 36
Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания 36
1. Выделение функционально-смысловых типов речи 36
2. Описание. Общая характеристика 39
3. Описания в художественной речи и публицистике 43
4. Статические и динамические описания 45
5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46
6. Практические задания для закрепления темы 47
ЛЕКЦИЯ 4 50
Редакторская оценка различных типов повествования 50
1. Повествование как функционально-смысловой тип речи 51
2. Сфера использования повествования в разных функциональных стилях и жанрах 51
3. Способы передачи последовательности событий, действий, явлений в повествовании 53
4. Эпические, сценические и биографические повествования 60
5. Практические задания для закрепления темы 63
ЛЕКЦИЯ 5 67
Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67
1. Определение рассуждения как фунционально-смыслового типа речи 67
2. Эксплицитная и имплицитная формы построения рассуждения 69
3. Умозаключение как основа рассуждения 71
4. Дедуктивный и индуктивный методы построения рассуждений 72
5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75
6. Объяснение как способ изложения материала 78
7. Определение, его виды 80
8. Инструктирование как особый способ организации текста 83
9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83
10. Практические задания для закрепления темы 84
ЛЕКЦИЯ 6. 88
Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88
1. Правка текста в процессе литературного редактирования. Виды правки. 88
2. Правка-вычитка. 90
3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91
4. Правка-сокращение. Общая характеристика этого вида правки. 100
5. Методика выполнения правки-сокращения. 101
6. Практические задания для закрепления темы. 104
ЛЕКЦИЯ 7. 108
Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108
1. Общие требования к редактору, выполняющему правку-обработку. 109
3. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. 116

Файлы: 1 файл

конспект лекций по учебнику голуб литературное редактирование.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Настоящих усов у кошки нет. А то, что мы называем усами, – это вибриссы – чувствительные жесткие волосы, через которые кошка воспринимает информацию об окру­жающем мире. На боках у кошки тоже есть вибриссы, они похожи на остальные шерстинки и почти незаметны.

Более короткий, второй и окончательный вариант прав­ки выглядит так:

Кошка воспринимает информацию об окружающем че­рез вибриссы, которые мы называем «усами». На боках у кошки тоже есть вибриссы, они незаметны и выглядят как обычные шерстинки.

В первом варианте текста, кроме речевой избыточности, много недочетов. Так, заметно неуместное влияние научного стиля, а ведь текст предназначен для газеты! Оно сказалось в употреблении книжных слов (являются, функция и других), кратких форм прилагательных, некоторой усложненности син­таксиса (первое и второе предложения не отличаются «лег­костью»).

Во втором варианте эти недостатки устранены, однако и он представляется многословным. Работая над дальнейшим сокращением текста, редактор избавляется от повторения слов, переделывает второе, достаточно сложное предложе­ние. Можно было бы и еще сократить текст, заменив во вто­ром предложении слово кошка местоимением (на боках у нее) и убрав последние пять слов. Но редактор не решился на столь «жестокое» обращение с текстом, которое обезличило бы авторский стиль и придало бы ему неоправданный теле­графный» лаконизм.

6. Практические задания  для закрепления темы.

Задание 1. В данных примерах найдите глазные ошибки и сгруппи­руйте их в соответствии с предложенной нами классификацией.

1. Не забывайте правила  хорошего стона. 2. Взятки слад­ки. 3. Наломать даров. 4. Кулинарный рецеп: ... предвари­тельно очделить мясо от гостей. 5. Министервство культу­ры. 6. Занятия со спротивным уклоном. 7. Пушное цвете­ние. 8. Грусно слоняются ивы. 9. Рабость стажера. 10. Бендяга проигрался. 11. Погромная выгода. 12. Великоушный поступок. 13. Газета «Кранты». 14, Потность насе­ления. 15. Удивительное великоляпие. 16. Лечебное вредстов. 17. Черномордское побережье. 18. Метод пробок и ошибок. 19. Замеченные очепатки. 20. Рукопись ввергнуть автору. 21. Вступили в барак по любви. 22. Эта железообразная масса разливается в формочки. 23. Изысканный укус. 24. Мыло для души. 25. Тела давно минувших даей. 26.,Первоопечатникд 27, Декларации, представляемые иными платфелыциками. 28. Пенсионеры по страсти. 29. Положить коней ценовой неразберихе. 30. Уможенных на количество месяцев, пришедших в текущем налоговом периоде. 31. Продолженик следует. 32. B квартире никто не попи­сан. 33. Гражданин не зарегистрирован в этом помещении как поживающий в нем. 34. Способность более эффектив­но вешать актуальные проблемы. 35. Рабочее место, на ко­торое целенаправленно подтирается сотрудник. 36. Ком­пьютер не только обличает работу, но и экономит сред­ства. 37. Эту статью решили внять с пубикации, а другую сдать с коментариями специалсиста.

Задание 2. Выполните правку-вычитку текста, используя коррек­турные знаки.

Бъют телом Илье черниговцы, несут ему хлебсоль, се­ребро, золотое, дорогие ткани, камнями сшитые. 

– Добрый мододец, русский багатырь, ты какого роду-пламени? Какого оца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты или к нам в Чернгов воеводои, будем все мы тебя слушаться, тебе часть отдавать, тебя кормить-поить, будешь ты в богатстве и почёсе жить.

Поканчал головой Илья Мурмец:

– Добрые мужички черниговские, я из-под города из Мурома, из села Kapaчатова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я списал русских людей, красных девушек, малых девочек, старых мытерей. Не пойду я к вам воеводой в гатстве жить. Моё богатство – сила тырская, моё село – Руси служить.

Задание 3. Прочитайте текст, укажите в нем информативные цент­ры и те отрезки текста, которые можно исключить при сокращении. Вы­полните правку-сокращение, уменьшив заметку на половину, указав и устранив речевые ошибки. Сравните ваш вариант с тем, что дан в при­мечаниях.

В 1770 году в России утвержден орден Святого Георгия. Этот орден вручался только за воинские подвиги имел девиз «За службу и храбрость». Вряд ли его учредители могли предвидеть, какая великая судьба  ожидает их детище. Орден тесно связан со всей последующей историей России: им награждались самые выдающиеся полководцы и отличившиеся в боях воины. Эта награда стала символом русской славы.

Примечания:

Вариант правки. В 1770 году в России был утвержден орден Св. Георгия. Он вручался только за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Эта награда стала символом воинской славы в России.

Задание 4. Выполните правку-сокращение в материале, предназ­наченном для публикации в газете.

У истоков местных промыслов. Страницы истории

Известно, что в прошлом Звенигородский край отли­чался высоким уровнем в развитии мелких крестьянских промыслов и ремесел. В XIX столетии Звенигородский уезд по их числу (около 60) занимал одно из первых мест в Московской губернии.  До, сих пор считалось, что главной причиной этого явления было малоземелье крестьян и оби­лие лесных угодий. Несомненно, это способствовало раз­витию промыслов, например, в части деревообработки.

Но все же основными «рассадниками» промыслов и ре­месел в России издавна считались города и монастыри. Под монастырные села и слободы становились местом оживленной кустарной деятельности крестьян-ремесленников. На территории Звенигородского уезда в прошлом фун­кционировали два крупнейших в стране монастыря – Савво-Сторожевский и Ново-Иерусалимский. Располагая сво­бодными денежными средствами, эти духовные «корпора­ции» стимулировали развитие промыслов не только у окрестных крестьян своих вотчин, но и у крестьян сосед­них, помещичьих, деревень.

Уже во второй половине XII века в подмонастырных слободах жили плотники, кузнецы, медники, каменщики, гончары, портные, которые за небольшую плату работали на монастырь. По данным переписной книги 1676 года, только в трёх подмонастырных слободах Савво-Сторожевского монастыря трудились 136 человек разных мастеро­вых людей, включая слуг, поваров, конюхов. Центром раз­нообразных ремесел стала позднее Саввинская (бывшая Стрелецкая) слобода. После упразднения в 1676 году стре­лецкого гарнизона (200 человек), несшего в монастыре караульную службу, в слободе продолжали жить стрелецкие дети и бобыли. Они не владели землей, уплачивая монас­тырю денежный оброк.

Еще до упразднения гарнизона многие стрельцы зани­мались различными хозяйственными работами в монасты­ре, а также промыслами и ремеслами.

К середине XIII века в Стрелецкой слободе под монас­тырем насчитывалось 11 видов ремёсел: иконописное, жи­вописное, столярное, плотничье, гончарное, печное, мед­ное, кузнечное, сапожное, башмачное, пуговичное. Их воз­никновение, безусловно, связано с обслуживанием сложного феодального монастырского вотчинного хозяйства.

В  крупных монастырских селах широкое распростра­нение в XII и XIII веках получили промыслы по обработ­ке дерева. Например, в селах Луцыне, Игнатьеве, Аксиньке, Супоневе крестьянe занимались плотничьим, столяр­ным, пильным и колесным мастерствами.  Кроме того, в селе Луцыне среди крестьян были специалисты по изготовлению седел, овчин, рукавиц.

Следует отметить, что разработка леса явилась наибо­лее старинным промыслом крестьян Звенигородского уезда. Нуждаясь в бревнах, тесе, досках и дровах, Савво-Сторожевский монастырь в большом количестве скупал их у крестьян окрестных селений – Фуньково, Дютьково, Осаново, Григорово, Софьино, Чупраково, Исакове. Во вто­рой половине XII века у крестьян деревень Белозерово и Пестово монастырем приобреталась дубовые и сосновые бочонки для «подносного» пива и кваса.

В конце XIII века в связи с развитием в уезде ткацкого производства обработка по дереву получила еще большее развитие. Так, в одиннадцати деревнях Ягунинской волос­ти крестьяне изготовляли ткацкие катушки, кружки для прядильных машин и другие мелкие изделия, необходимые в домашнем ткачестве. Наряду с местными промыслами в некоторых селениях уезда большое распространение полу­чили отхожие промыслы и, прежде всего, извозничество – в селах Аксиньино, Игнатьеве, Супонево и других. Это имело немалую пользу для крестьян в том смысле, что при­общало их к городской культуре. Надо отметить, что отхо­жие промыслы стали особенно внедряться в уезде среди монастырских крестьян после 1764 года, когда они освободились от личной зависимости духовных феодалов и стали государственными крестьянами. Конечно, близость Моск­вы, равно и острое малоземелье, несомненно, благоприятствовали отходу. На основе отходничества в уезде в конце XIII века возникали новые местные крестьянские промыслы. Среди них особенно знаменито гитарно-балалаечное производство, появившееся в Луцыне и Шихове.

В  ХIХ веке в связи с отменой крепостного права и развитием капитализма в России в уезде возникло много новых видов промыслов и ремесел. В наше время здесь выросли крупные государственные предприятия.

Е. Дементьев,

 научный сотрудник  ЦГВИА

 

ЛЕКЦИЯ 7.

Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования.

План:

1.Общие требования  к редактору, выполняющему правку-обработку.

2.Обработка текста  с речевыми и композиционными  ошибками.

3.Применение правки-обработки  при редактировании текстов, принадлежащих  к разным функциональным стилям.

4.Правка-переделка.

5.Практические задания  для закрепления темы.

 

1. Общие требования  к редактору, выполняющему правку-обработку.                

Обработка текста редактором – самый распространен­ный вид правки, используемый при подготовке рукописи к публикации, независимо от стиля, жанра и объема материала. Выполняя правку-обработку, литературный редактор должен окончательно подготовить к публикации текст, в котором уже учтены все замечания и поправки в результате предваритель­ного анализа и консультации с автором. «Цель правки-обра­ботки, – пишет К.М. Накорякова, – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи авто­ра, его замысла» 1. При этом приходится вносить в текст изме­нения самые разные – сокращение, дополнение, совершен­ствование композиции. Больше всего редактору приходится трудиться над заменой неудачно употребленных автором слов и выражений, изменением синтаксических конструкций. При этом редактор старается добиться наибольшего соответствия литературной формы материала его содержанию.

При необ­ходимости он вправе предложить и другой заголовок текста, может перенести часть материала на более подходящее для него место в тексте. В процессе правки-обработки устраня­ются ошибки в содержании, погрешности в выборе языко­вых средств, недостатки стиля. Однако при этом редактору следует не изменять авторскую манеру изложения, не пере­писывать текст заново.

Знатоки сомневались, что «Ростовщик» по стилю бли­зок к голландской школе, как это указывалось в аннотации.

На холсте изображен старик, который дрожащими пальцами отсчитывает монеты. Вокруг него – застывшие в ожидании, обездоленные, бедные люди. На их лицах от­блески догорающей свечи... Тихое таинство света, мрачная молчаливость теней передают напряженность сцены. Лица людей также напряженны.

Предыстория открытия шедевра такова. Несколько лет назад, изучая полотно, научный сотрудник и реставратор высказали предположение, что автор картины не голлан­дец, а французский художник Латур.

Доселе было известно восемь картин Латура, подпи­санных собственноручно, и двадцать три работы без авто­графа. И вдруг – еще один Латур, к тому же шедевр!

Знатоки живописи к единому мнению не пришли. Кар­тина продолжала экспонироваться в голландском зале. Правда, на багете «Ростовщика» появилась табличка: «Про­изведение неизвестного художника». Но вот сотрудники галереи сняли и эту подпись. А картину бережно упаковали и отправили в Париж. Директор галереи, сопровождавший путешественницу, рассказывает: «В Лувре организовыва­лась выставка произведений Латура. Наряду с известными полотнами французские искусствоведы решили показать и те, которые приписывались Латуру. Таких полотен оказа­лось в разных странах более двадцати».

В заключении по делу экспертной комиссии говори­лось о принадлежности картины Латуру.

Из Парижа картину везли в бронированной машине, за которой следовал вооруженный эскорт мотоциклистов. И это неудивительно: полотно было оценено знатоками творчества художника более чем в полтора миллиона дол­ларов.

А потом появилось еще одно подтверждение из Санкт-Петербурга, где готовилась выставка. Стояли сильные мо­розы, и лак на полотне в отдельных местах отошел. На открывшемся уголке простудили какие-то буквы. Иссле­дователи стали изучать таинственную надпись... Это был автограф художника – подпись знаменитого Латура.

2. Обработка текста  с речевыми и композиционными ошибками.

Сравним два варианта заметки, предназначенной для публикации в газете (в левой колонке неотредактированный текст).

Село Лапино.

 Село Лапино –  одно из самых далёких сёл  Ступин­ского района. В старину  Ла­пино было глухим, темным, ничем  не заметным уголком. В нем трудно было найти че­ловека, умеющего подписать свое имя. Крестьянство жило бедно, нищенствовало, голо­дало. Такова была извечная участь и у других деревенских поселений. После революции лицо села в корне преобразо­валось: возник колхоз «Новый путь». Хозяйство его год за годом росло и крепло. В цен­тре села расположился клуб, библиотека, почта, больница, магазин. Большое количество газет и журналов поступало по почте в избу-читальню. Теперь село снова обез­людело, средства массовой ин­формации селом не интересу­ются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь до­живать свою старость, не вы­писывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культи­вируются сорняки. Так долго длиться не может.

Информация о работе Литературное редактирование