Прогнозирование рынка логистических услуг региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Файлы: 1 файл

10 июня ПОСЛЕДНИЙ.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Развитие современных средств транспорта, информационных систем, систем связи и телекоммуникаций открывает большие возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров и финансовых ресурсов. Конкурентные преимущества, связанные с развитием научно-технического прогресса, стали постепенно утрачивать свою первостепенность, и на первое место вышли новые конкурентные преимущества - гибкость, ограниченные сроки выполнения заказа, надежные и качественные поставки, возможность выбора. Поэтому тема дипломного проекта обладает несомненной актуальностью.

От рынка производителя экономика перешла к рынку покупателя. Способность производителей совместить индивидуальные покупательские предпочтения с их производством и системой планирования будет решающим фактором в конкурентной борьбе и экономике будущего. Быстрые изменения предпочтений покупателей, их запросов относительно качества доставки продукции ведут к необходимости уменьшения сроков и объемов поставок, сокращения резервных запасов времени и материалов. Решить проблему индивидуальных заказов клиентов можно только с помощью гибкой системы управления производством.

Отличие логистического подхода от традиционного заключается в интеграции (технической, технологической, информационной и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов.

Внедрение современного логистического менеджмента на предприятии обеспечивает: сокращение запасов и связанного капитала, высокую готовность товара к поставке, сокращение времени выполнения заказа и повышение его качества, повышение гибкости производства, снижение себестоимость продукции, позволяет ускорить оборачиваемость капитала. Это гарантирует снижение себестоимости продукции и улучшение качества поставок - решающего конкурентного преимущества в условиях российского рынка.

Выработка адекватных управленческих решений должна опираться на точные и полные знания текущей ситуации на рынке логистических услуг.

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
  • выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве  
    южных регионов России;
  • осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
  • сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Железнодорожному транспорту России нужны:

1 Маркетинг - имеющий современные технологии, обеспечивающие высокую конкурентоспособность в соответствии с требованиями рыночной экономики и позволяющие отрасли преуспевать, а не выживать.

2 В работе необходима ориентация на технологии интегрированного маркетинга, позволяющие связать не только производство и сбыт, но и все остальные функции и системы внутриотраслевого управления: исследования и технологические разработки; материально-техническое снабжение и логистику; финансы и инвестиционное планирование; управление персоналом, организационные структуры управления и системы принятия решений.

3 Маркетинг - позволяющий не показухи ради, а для достижения конкретного конечного результата преобразовать железнодорожный транспорт в маркетингово-ориентированную компанию, способную со временем достичь наивысшего уровня конкурентоспособности и превратиться в предприятие с производством мирового класса.

Для этого маркетинг должен быть не «виртуальной технологией» сбыта услуг и их продвижения на транспортном рынке, а действенным механизмом - инструментом управления РЖД в новых условиях хозяйствования, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех участников процесса организации и выполнения заказа на перевозки.

Особо следует отметить, что ориентированная на маркетинговые принципы управления работа отрасли не может существовать без осознания того, что продает на рынке. Успешность товара (услуги) на конкурентном рынке обуславливается его восприятием потребителями. Товар (услуга) - это не просто вместилище каких-либо ресурсов и функций, это эквивалент потребностей. Последние, в свою очередь, имеют самые различные характеристики:

  • рациональные - функции товара (услуги);
  • иррациональные - имидж;
  • временные - жизненный цикл.

И все это складывается в единую мультиатрибутивную модель.

Кроме того, наличие на рынке хорошего товара (услуги) - это необходимое, но недостаточное условие; требуется его продвижение. Политика и методы продвижения могут быть различными. Самое основное при этом - правильно выбрать инструменты продвижения и их комбинации. Традиционно выделяют четыре таких основных инструмента: реклама, прямые продажи, стимулирование потребителя и PR (связь с общественностью). Наряду с рекламой широко применяются действия стимулирующего характера. Весь процесс стимулирования клиентов разбивается на две части: стимулирование конечных потребителей; а также стимулирование промышленных потребителей и торговых посредников. В данном направлении пройдены только первые шаги, многое еще предстоит сделать.

1. Современное состояние рынка логистических услуг

 

    1. Рынок логистических услуг

 

В современных условиях укрепления экономической самостоятельности регионов и структурной перестройки регионального хозяйства одним из важнейших направлений регионального экономического развития становится формирование эффективного рынка логистических услуг. Транспорт как важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, которое будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора. По сравнению с другими отраслями экономики транспорт имеет ряд особенностей экономического, организационного и технического характера, которые должны учитываться при решении общих проблем формирования и управления рынком логистических услуг.

Рынок логистических услуг является одним из самых обширных и значимых подсистем региональной экономики. В условиях жесткой конкуренции на региональных рынках логистических услуг возрастает давление со стороны успешно развивающихся транспортно-логистических операторов, наблюдается повышение требований потребителей к качеству транспортного обслуживания, а также срокам доставки и сохранности грузов. Устойчивое развитие рынка логистических услуг является гарантией единства экономического пространства страны, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности государства и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Для России с ее огромным потенциалом, множеством территорий и необходимостью выделения регионов приобретает огромное значение разработка новых, отвечающих современным потребностям, теоретических и методологических моделей формирования и управления функционированием региональными рынками логистических услуг. Становится актуальным исследование проблем формирования и функционирования рынка логистических услуг на уровне регионов как единой системы, взаимодействующей с региональным воспроизводственным процессом и обслуживающими его территориальными рынками, развивающейся на принципах самоорганизации и адаптации к меняющимся условиям.

Анализ существующего состояния региональных рынков логистических услуг показывает, что их функционирование столкнулось с множеством проблем, которые не могут быть решены традиционными методами, на основе сложившихся дисциплинарных подходов. Функционирование современного рынка настолько сложно, и внешние условия изменяются так стремительно, что использование прежних методов управления не дает удовлетворительных результатов. Возникает необходимость разработки новых подходов и инструментов экономического управления развитием региональных рынков логистических услуг в целях ускорения социально-экономического развития регионов и повышения эффективности функционирования их экономики.

Хорошо разработанная товарная стратегия и прекрасная реклама еще не означают полный успех на рынке логистических услуг, но сильно на него влияют. Что касается цены (тарифа) и места, то ценообразование и распределение - это некоторый итог изучения возможностей клиентов, конкурентов и своих собственных возможностей. От эффективности проведения гибкой тарифной политики зависит, насколько грамотно отрасль может выстроить свои отношения не только с клиентами, но и с конкурентами, партнерами и посредниками. От правильности выбора зависит успех Российских железных дорог. Сложность и ответственность этого выбора выводит функцию маркетинга на первый план, а маркетолога превращает из «обычного продавца» - в стратега. Мало разработать хорошую маркетинговую программу действий. Ее надо еще и внедрить, а для этого необходимо и дальше развивать маркетинговые подразделения железных дорог, выстраивая их работу в соответствии с требованиями времени.

При формировании современной развитой маркетинговой структуры должны быть определены: модель и состав маркетинговых служб, иерархия подчинения; задачи, права и ответственность специалистов по участкам маркетинга; нормы, правила и процедуры взаимодействия всех участников маркетинговой сети.

Развитие этих структур потребует не только усовершенствования методов и техники работы на транспортном рынке, но и разработки эффективных инструментов маркетинга: информационно-поисковых, информационно-аналитических, экспертных, а также систем, поддержки принятия управленческих решений.

В настоящее время ключевым фактором успешной работы на рынке логистических услуг становится оперативное и адекватное принятие эффективных стратегических решений.

Агрегированные результаты внутреннего маркетинга позволят дать реальную оценку текущего состояния отрасли, а также наметить реальные шаги по выстраиванию эффективной работы на транспортном рынке с учетом соблюдения баланса государственных и корпоративных интересов.

Существующая особенность процесса планирования и ведения маркетинговой деятельности - проблема потребителя и его поведения - заставляет вести свой бизнес с учетом знания возможностей потребителя и перспектив его развития. Потребитель логистических услуг стоит в начале всей маркетинговой цепочки и деятельности рыночно-ориентированной отрасли в целом. Он же представляет собой главную «трудность» при ведении бизнеса. Поэтому необходимо рассматривать потребителя логистических услуг (покупателя) с самых разных точек зрения. Кто является покупателем, его характеристика и поведение на рынке реализации продукции (внутреннем/внешнем), процесс принятия или непринятия товара (транспортной услуги)1.

По сути, вся маркетинговая деятельность рассматривается с точки зрения процессов познания, восприятия и поведения потребителя. Причем не важно - конечный ли это потребитель, посредник или промышленный покупатель (отрасль промышленности). Необходимо всестороннее изучение поведенческой модели потребителей логистических услуг. Уже сегодня маркетинговые подразделения системы фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО, РАФТО, линейные ОАО «ТрансКонтейнер») на всей сети Российских железных дорог имеют паспорта основных клиентов железнодорожного транспорта. В ЦФТО ОАО «РЖД» России маркетологами ведутся полные клиентские досье на крупные грузообразующие предприятия; осуществляется текущий мониторинг объемов перевозок, цен, тарифов и уровня транспортной составляющей в конечной цене реализации готовой продукции. В актуальном состоянии поддерживается информационная база маркетинговой аналитики, формируемая из маркетинговой отчетности. Но следует подчеркнуть, что это только фундамент для работы.

Для достижения оптимальных финансово-экономических результатов железнодорожному транспорту в современных условиях требуется переход к бизнес-планированию, к единому взаимоувязанному процессу - от исследования транспортного рынка и его окружения, формирования товарной стратегии и разработки тактики ее проведения, до анализа результатов и выработки конструктивных стратегических предложений и рекомендаций.

Грамотно выстроенная работа ЦУПов с широким использованием базы знаний маркетинговых подразделений Российских железных дорог позволит профессионально и в полном объеме выполнять текущую работу в условиях быстро меняющихся внешней и внутренней среды железнодорожного транспорта. Рациональное применение вышеуказанной базы знаний позволит экономическому и финансовому департаментам отрасли разрабатывать верную стратегию работы на рынке логистических услуг в конкурентной среде в каждый отдельный отрезок времени, а следовательно - иметь лучшие финансовые результаты2.

 

    1. Рынок логистических услуг, как сложная пространственная

                   социально-экономическая система

 

Формирование эффективного регионального рынка логистических услуг становится в условиях современных преобразований, развития федерализации и усиления экономической самостоятельности регионов одним из важнейших направлений регионального экономического прогресса. В последние годы происходит трансформация механизма управления транспортной отраслью, меняются требования к инструментам и методам управления региональным рынком логистических услуг, возрастает роль транспорта (логистических издержек) в экономике страны и ее регионов, осуществлении структурной перестройки, оптимизации территориального разделения труда и размещении производства.

Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона