Прогнозирование рынка логистических услуг региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Файлы: 1 файл

10 июня ПОСЛЕДНИЙ.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)
  • увеличения объемов и повышения качества услуг по доставке контейнерных грузов «от двери до двери» путем совершенствования работы собственного и привлеченного специализированного автопарка;
  • строительства новых контейнерных терминалов в ключевых перевалочных пунктах наряду с модернизацией существующих терминалов компании;
  • совершенствование схем взаимодействия с морскими портами;
  • поиска оптимальных форм сотрудничества с морскими контейнерными перевозчиками и судовладельцами (в том числе использование судов на условиях «тайм-чартер»).

3.2 Складские услуги – этот вид услуг взаимосвязан с терминальными услугами и включает в себя ряд дополнительных сервисов, таких как транзитное складирование, таможенное складирование, консолидация и распределение грузов. В этой области необходимо поставить задачу взаимодействия с надежными провайдерами  таких услуг с целью сдачи им в аренду складских помещений, расположенных на территории железнодорожных терминалов ОАО «ТрансКонтейнер».

4 Расширение географии бизнеса. Укрепление регионального присутствия может быть дополнено международной экспансией как инструментом наращивания объемов обслуживаемых контейнеропотоков и расширения клиентской базы, тем более, что уже существуют соглашения с Немецкой железной дорогой, совместное предприятие с Финскими железными дорогами и другие значимые договоры. Реализация этого стратегического направления должна осуществляться как путем роста, так и путем покупки дополнительных активов, как показал анализ прибыли и рентабельности для этого имеются реальные возможности, а также продолжение создания альянсов. Задачи по расширению географического присутствия состоят из:

  • расширения и повышения эффективности работы сети офисов продаж в Российской Федерации;
  • продолжения создания совместных предприятий за рубежом, в частности пока нет соглашения с Китаем, хотя работа с контейнеропотоками в этом направлении ведется очень активно;
  • открытия зарубежных представительств;
  • заключения агентских договоров с зарубежными транспортно-логистическими компаниями;
  • покупки терминальных мощностей за рубежом;
  • поглощения региональных и международных транспортно-логистических компаний.

Решение задач, направленных на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании невозможно без организации качественного корпоративного управления, формируемого на базе международных стандартов корпоративного управления и принципов уважения прав акционеров, эффективного контроля над работой менеджмента, прозрачности компании, которая обеспечивается путем раскрытия достоверной информации обо всех существующих аспектах ее функционирования. Создание именно такой системы корпоративного управления – также должна быть одной из приоритетных задач для ОАО «ТрансКонтейнер» в краткосрочной перспективе.

Обеспечить динамичный рост невозможно также без развития кадрового потенциала. Поэтому для предприятия также важно сформировать систему развития кадров, реализация которой позволит создать возможность профессиональной подготовки и непрерывного обучения сотрудников, повышение лояльности и усиление мотивации труда персонала, систему планирования карьеры менеджеров. Все это позволит сформировать положительный имидж ОАО «ТрансКонтейнер» как высоконкурентного работодателя на рынке труда. Социальная политика, направленная на удовлетворение интересов всех сотрудников компании, должна оставаться одной из главных ее задач.

Эти рекомендации и шаги к совершенствованию технологии работ являются общими для всех филиалов компании и носят глобальный характер.

 

2.2 Прогнозирование логистических услуг

 

Определение положения организации на рынке и, как следствие, оценка экономической эффективности ее функционирования, осуществляются посредством обоснования возможных объемов реализации продукции организации. Формирование прогнозных оценок объема продаж продукции конкретным предприятием связано с выявлением и анализом двух основных групп факторов: факторов, определяющих величину и динамику емкости рынка определенной группы товаров или услуг, на котором обращается продукция предприятия, и факторов, определяющих долю рынка, занимаемую продукцией с определенным уровнем конкурентоспособности в рамках одной группы товаров или услуг.

Прогнозирование емкости рынка логистических услуг заключается в обосновании посредством различных методов совокупных объемов потребления конкретной группы товаров или услуг в определенном временном периоде.

В экономической литературе представлено три основных подхода к прогнозированию емкости рынка логистических услуг, каждый из которых реализуется посредством определенных методов прогнозных расчетов.

Метод средней оценки по индивидуальным оценкам экспертов. Эксперты - сотрудники организации, внешние эксперты и консультанты - высказывают индивидуальное мнение относительно возможного значения емкости рынка в планируемом периоде. На основе оценок всех экспертов рассчитывается окончательная оценка емкости рынка как простое среднее арифметическое индивидуальных оценок экспертов.

Метод пессимистических, оптимистических и наиболее вероятностных мнений. Эксперты высказывают пессимистическое, оптимистическое и наиболее вероятностное мнения относительно величины емкости рынка; каждому мнению присваивается весовой коэффициент, характеризующий вероятность возникновения ситуации, при которой фактическая емкость рынка будет соответствовать экспертной оценке. По каждому эксперту определяется итоговая оценка как среднее арифметическое взвешенное оптимистической, пессимистической и наиболее вероятностной оценок с учетом их весовых коэффициентов. Средняя арифметическая простая из  итоговых оценок экспертов характеризует прогноз емкости рынка.

Метод комиссии. Группа специалистов организации, отраслевых экспертов выносит согласованное решение относительно возможного значения емкости рынка в планируемом периоде.

Метод Дельфи. Многоразовые индивидуальные опросы экспертов: оценки экспертов, полученные при первом опросе, предоставляются каждому эксперту с тем, чтобы он уточнил свою индивидуальную оценку с учетом мнения других экспертов. Процедуры уточнения мнений проводятся до тех пор, пока разброс мнений всех экспертов не будет соответствовать заранее определенному значению их дисперсии; окончательная прогнозная оценка емкости рынка является средней индивидуальных экспертных заключений.

Метод сводного индекса готовности приобретения продукции потенциальными потребителями. Потенциальные потребители продукции выражают свое отношение к степени привлекательности для них определенной групп продукции.

На их основе экспертами определяется вероятность приобретения продукции при каждом мнении. Итоговое значение емкости рынка является средним арифметическим взвешенным ответов респондентов по вероятности совершения покупки при каждом ответе.

Эвристический подход, основанный на привлечении экспертов, находит широкое применение в практике прогнозирования возможной емкости рынка. Специфика прогнозирования емкости рынка логистических услуг как макроэкономического явления обусловлена необходимостью наличия у организации, осуществляющей планирование своей деятельности на рынке, достаточной информации, прежде всего об ориентирах государственной политики по регулированию экономики и его последствиям для общего социально-экономического положения. Отсутствие указанной информации наряду с недостатком опыта у специалистов предприятия в формировании прогнозов на основе обработки обширной совокупности информации и выявления причинно-следственных связей в характере развития рыночных процессов на макроэкономическом уровне существенно затрудняют использование данного подхода на уровне отдельных предприятий. В подобных условиях, характеризующихся внешними и внутренними ограничениями, использование мнений экспертов - специалистов предприятия, отраслевых консультантов или специализированных организаций с их опытом анализа состояния рыночной конъюнктуры и прогнозирования ее изменения в плановом периоде, а также потребителей продукции, непосредственно определяющих потребление конкретных товаров и услуг, - является наиболее приемлемым и позволяет сформировать прогноз емкости рынка посредством различных методов.

Однако, несмотря на достоинства эвристического подхода, заключающиеся в возможности его применения для прогнозирования емкости любого рынка, в особенности рынков принципиально новых товаров и услуг, а также возможности получения квалифицированного заключения относительно емкости рынка логистических услуг со стороны специализированных организаций, в то же время мнения экспертов носят субъективный характер, связанный с неоднозначностью рассмотрения одних и тех же состояний рыночной конъюнктуры разными экспертами, психологическими особенностями различных потребителей продукции.

Вследствие наличия указанных недостатков эвристического подхода более приоритетными при прогнозировании емкости рынка логистических услуг являются экономико-математический и нормативный подходы, которые основаны на более точных и формализованных, научно обоснованных методах прогнозирования.

Основой прогнозирования емкости рынка логистических услуг в рамках экономико-математического подхода является выявление устойчивых тенденций изменений совокупного рыночного спроса на определенную группу товаров или услуг в прошлых периодах времени и, предполагая инерционный характер развитии рыночных процессов, перенесение выявленных зависимостей и закономерностей на будущие временные интервалы.

Наиболее простым методом оценки емкости рынка логистических услуг при экономико-математическом подходе является формирование трендовых моделей, которые основываются на математическом выравнивании динамического ряда фактических значений общего потребления конкретной группы товаров или услуг, имевших место в отдельные моменты времени t, посредством выбора функциональной зависимости и расчета ее параметров.

Полученные трендовые модели обеспечивают возможность экстраполяции выявленных зависимостей на планируемые моменты времени с целью получения прогнозных оценок емкости рынка.

Выбор конкретной формы функциональной зависимости осуществляется на основе расчета коэффициентов, отражающих степень соответствия значений емкости рынка логистических услуг, получаемых посредством трендовой модели, фактическим ее значениям.

Однако в большинстве случаев фактические значения емкости рынка в прошлые моменты времени, используемые для построения трендовой модели, не могут аппроксимированы какой-либо одной из традиционных функциональных зависимостей (линейная, степенная, логарифмическая, экспоненциальная и др.) для всей совокупности имеющихся данных о потреблении определенной группы продукции в течение достаточного длительного временного интервала: в развитии рынка имеют место существенные изменения темпов прироста или снижения емкости рынка с течением времени, которые не находят отражения в традиционных зависимостях.

Изменения тенденций нарастания или снижения емкости рынка в экономическом анализе рассматриваются закономерными и обосновываются посредством концепции жизненного цикла продукта. Согласно данной концепции конкретная группа товаров или услуг, емкость рынка которой прогнозируется, является средством удовлетворения определенной базовой потребности потребителей. Вследствие научно-технического прогресса способы удовлетворения базовой потребности переходят на более высокий качественный уровень, что влечет за собой вытеснение с рынка данной группы продукции более новой группой продукции, обладающей большей привлекательностью для потребителей. Поэтому с момента появления новой группы продукции до момента полного прекращения ее продаж развитие объема потребления на рынке осуществляется через смену определенных стадий жизненного цикла рынка [2].

Для отражения закономерностей изменения объема услуги по стадиям жизненного цикла рынка используются функциональные зависимости, которые аппроксимируют накопленные к каждому моменту времени совокупные продажи на рынке логистических услуг с помощью S-образных кривых. К числу таких зависимостей, наиболее часто используемых в практическом анализе, относятся [3]:

    1. Логистическая функция

 

         (2.1)

 

где   Eн(t) - накопленная (суммарная) емкость рынка к моменту времени t;

E* - общая емкость рынка за весь жизненный цикл группы продукции; a и b - параметры регрессии a>0, b>0.

Параметр а определяет соотношение между емкостью рынка в момент первых продаж продукции на рынке (t=0) и общей емкостью рынка E*:

Параметр b характеризует темпы роста объема продаж в каждый момент времени и, следовательно, косвенным образом определяет длительность периода, по истечении которого суммарные продажи на рынке станут составлять общий объем продаж за весь жизненный цикл рынка E*.

Дифференцированием выражения по времени определяют емкость рынка в каждый момент времени t:

 

     E(t) = d Eн (t) / dt = b Eн (t) [E* - Eн (t)] / E* ,     (2.2)

2) Кривая Гомперца b t

Eн(t) = E* a ,             (2.3)

где a и b - параметры регрессии, 0<a<1, 0<b<1.

Параметр а определяется как соотношение между объемом продаж в момент времени t, равный нулю (при первых продажах продукции), и общим объемом продаж за весь жизненный цикл продукции: a = E(t=0) / E*.

Процесс прогнозирования емкости рынка на основе логистической функции и кривой Гомперца осуществляется в следующей последовательности:

а) формирование статистической информации о значениях емкости рынка по ранним стадиям жизненного цикла рынка данной группы продукции или о емкости рынка на группу продукции предыдущего поколения;

б) расчет параметров a и b в выражениях (1) и (3) на основе фактических данных о емкости рынка; при невозможности определить общую емкость рынка за весь жизненный цикл рынка на ранних его стадиях показатель E* в логистической функции заменяется выражением E* = (a + 1) E(t=0), а в кривой Гомперца - E* = E(t=0) / a;

в) формирование зависимостей и подстановка конкретного момента времени в эти зависимости, а также накопленной к данному моменту времени емкости рынка на конкретную продукцию (из выражений (1) и (3)) с целью определения емкости рынка в данный момент времени.

Функциональные зависимости, имеющие S-образную форму, являются наиболее точным отражением фактических значений емкости рынка лишь в том случае, если в своем развитии рынок проходит все стадии жизненного цикла с характерными особенностями и тенденциями изменения продаж по каждой стадии. При других закономерностях изменения объема продаж на рынке с течением времени использование S-образных кривых не позволяет сформировать в достаточной степени надежные прогнозы емкости рынка.

Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона