Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;
Расширенное представление регионального рынка логистических услуг как сложной социально-экономической системы позволяет использовать системный подход к исследованию механизма его функционирования. Региональный рынок логистических услуг как система состоит из элементов (логистических, экспедиторских, логистических и других субъектов), между которыми имеются устойчивые связи и отношения. Он также является составляющим звеном региональной экономики, с которой он взаимодействует и имеет прямые и обратные связи.
Региональный рынок логистических услуг как открытая система обладает следующими системными свойствами и характеристиками:
1) целенаправленность (заключается в обеспечении, содействии успешному функционированию региональной экономики);
2) иерархичность (наличие подсистем, элементов взаимосвязей и взаимозависимостей между ними);
3) разнообразие (разнородность
структурного состава и
4) открытость (возможность входа и выхода структурных единиц);
5) уникальность (оригинальность, отличие от других аналогичных рыночных систем);
6) определенная самостоятельность отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов, участников рынка);
7) многоаспектность
8) динамичность (высокая
степень количественных и качес
9) способность к самоорганизации
и саморазвитию (способность менять
свой состав и свойства под
воздействием изменений в
10) многокритериальность оценок эффективности (как процессов, протекающих в системе, так и деятельности в целом).
В рамках конкретизации представлений о региональном рынке логистических услуг как социально-экономической системе в экономике региона можно систематизировать и обосновать четыре группы факторов (товарные, производственные, региональные и структурные), определяющих особенности функционирования регионального рынка логистических услуг, которые должны учитываться при формировании его оптимальной структуры, в частности, при осуществлении регулирующих и управляющих воздействий, территориальном размещении инфраструктурных объектов, реализации программ сетевого развития (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Рынок логистических услуг как сложная
Эффективность функционирования региональных рынков логистических услуг в значительной степени зависит от состояния и динамики развития экономики территорий, а также находится под воздействием преобразований, проводимых в стране и ее регионах. Это требует изучения тенденций развития экономики, влияющих на формирование и функционирование региональных рынков логистических услуг. В таблице 1.1 представлена информация о соотношении параметров рынка логистических услуг и экономических индикаторов (показателей) России.
Таблица 1.1 - Доля рынка логистических услуг в показателях экономики
России, 2009-2013 гг., %
Показатель |
Удельный вес | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) логистических организаций |
5,2 |
3,8 |
6,1 |
6,8 |
6,1 |
Наличие основных фондов |
16,7 |
17,5 |
17,5 |
17,7 |
17,6 |
Инвестиции в основной капитал |
19,1 |
19,1 |
18,5 |
19,9 |
24,3 |
Среднегодовая численность занятых в экономике (только транспорт) |
6,6 |
6,5 |
6,3 |
6,2 |
6,1 |
Транспортные услуги в структуре платных услуг населению |
21,5 |
21,2 |
20,9 |
21,6 |
20,3 |
Главные структурообразующие элементы регионального рынка логистических услуг Юга России сосредоточены в Ростовской области. Основные межрегиональные грузопотоки из Ростовской области распределены между Краснодарским (60%) и Ставропольским (20%) краями. По их территории проходит основной транзит грузопотоков в Республики Северного Кавказа из центральных регионов России и по линии Азово-Черноморский бассейн – Каспийское море.
Региональный рынок логистических услуг Юга России является одним из основных элементов развития экономики региона (табл. 1.2). Он составляет более 12% ВРП ЮФО и СКФО, играет ведущую роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей. В общероссийском объеме грузовых отправлений на его долю приходится более 11%. В структуре баланса грузовых перевозок Юга России более 60% составляют внутрирегиональные перевозки.
Таблица 1.2 - Доля субъектов регионального рынка логистических услуг в
экономике южных регионов России, 2013 г.
Регион |
Доля вало-вого регио-наль-ного продукта, % |
Доля логис-тичес-ких организаций в регионе, % |
Доля работающих на транс-порте в регионе, % |
Доля от оборо-та логис-тичес-ких организаций региона, % |
Сальдирован-ный финан-совый резуль-тат организаций, млн руб. |
Доля основ-ных фондов транс-порта в регионе, % |
Сте-пень износа основ-ных фондов% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Краснодарс-ий край |
29,5 |
36,8 |
32,2 |
51,6 |
-1869 |
35,7 |
31,4 |
Ростовская область |
21,0 |
23,4 |
24,2 |
27,4 |
-295 |
12,7 |
30,7 |
Волгоградс-ая область |
15,7 |
13,3 |
15,5 |
7,8 |
959 |
8,2 |
36,4 |
Ставропольс-кий край |
10,0 |
8,6 |
10,8 |
7,8 |
964 |
22,1 |
54,5 |
Астраханская область |
5,4 |
5,5 |
6,9 |
1,2 |
308 |
9,0 |
36,8 |
Республика Дагестан |
7,7 |
3,1 |
3,8 |
2,7 |
-347 |
6,2 |
35,0 |
Продолжение таблицы 1.2 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Чеченская республика |
2,4 |
0,9 |
1,5 |
0,6 |
36 |
6,0 |
28,7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2,1 |
2,3 |
1,3 |
0,2 |
-214 |
0,8 |
30,8 |
Республика Северная Осетия-Алания |
2,1 |
1,6 |
1,1 |
0,2 |
-66 |
0,4 |
49,4 |
Республика Адыгея |
1,4 |
1,7 |
1,0 |
0,2 |
10 |
1,2 |
71,6 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,3 |
1,1 |
0,7 |
0,1 |
-3 |
0,1 |
30,3 |
Республика Калмыкия |
0,8 |
1,4 |
0,5 |
0,1 |
-53 |
2,9 |
28,7 |
Республика Ингушетия |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
-137 |
0,2 |
16,5 |
Геополитическое положение южных регионов страны определяет их стратегическую роль в обеспечении транспортно-экономических связей субъектов Российской Федерации. Исследование особенностей формирования, функционирования и развития рынков логистических услуг Южных регионов России в современных экономических условиях позволило сделать следующие выводы.
Рынок логистических услуг, как правило, развивается вслед за экономикой, в свою очередь, ускоряя развитие последней. За период 2003-2013 гг. наблюдается устойчивое отставание индекса перевозок грузов от индекса роста объема реализации продукции других отраслей экономики региона (рис. 1.2). Восстановление реального сектора экономики с 2000 г. стимулировало спрос на транспортные услуги, как по объему, так и по номенклатуре услуг, однако соответствующих изменений в функционировании и развитии регионального рынка логистических услуг не произошло.
Кластеризация региональных территориальных социально-экономических систем проведена по уровню индикативных показателей экономического состояния регионов с использованием итеративного метода кластерного анализа k-means (k-средних) с выбором центров кластеров исследователем. В результате выделено пять кластеров, однородных по составу входящих в него объектов (табл. 1.3).
Существует взаимосвязь результатов функционирования региональных рынков логистических услуг с состоянием экономики региона, что обуславливает возможность и необходимость исследования асимметрии транспортного потенциала региональной экономической системы и его функционирования на всех уровнях, в том числе в разрезе регионально-отраслевых подсистем. Структуры пространственно разделенных локальных рынков логистических услуг в южных регионах России по видам транспорта представлены в таблице 1.4.
Рисунок 1.2 - Индексы реализации продукции по отраслям экономики
южных регионов России (в % к предыдущему году)
Таблица 1.3 - Кластеры территориальных социально-экономических систем
южных регионов России, выделенные по уровню
индикативных показателей их экономического состояния,
2013 г.
№ клас тера
|
Регион
|
ВРП, млрд. руб.
|
Объем перево-зок, тыс. т
|
Инвести-ции в основной капитал, млн руб.
|
Основные фонды, млрд. руб.
|
Числен-ность работающих, тыс. чел. |
ВРП на душу населе-ния, тыс. руб./чел. |
I |
Республика Адыгея |
37,2 |
1000 |
13569 |
101212 |
152,8 |
84249,6 |
Республика Ингушетия |
19,2 |
1700 |
7958 |
40638 |
65,5 |
38109,7 | |
Кабардино-Балкарская Республика |
58,6 |
5000 |
12054 |
135976 |
310,1 |
65737,9 | |
Республика Калмыкия |
20,8 |
349,4 |
8824 |
114142 |
114,2 |
73012 | |
Карачаево-Черкесская Республика |
35,3 |
2972,4 |
10148 |
112083 |
166,7 |
82510 | |
Республика Северная Осетия-Алания |
57,9 |
1502,4 |
16700 |
151730 |
298,1 |
82417 | |
Чеченская республика |
65,6 |
38300 |
34779 |
207603 |
256,2 |
53625,1 | |
II |
Республика Дагестан |
211,3 |
139349 |
100935 |
609909 |
942 |
78251,7 |
III |
Краснодарский край |
808,7 |
168100 |
358014 |
1870428 |
2270,3 |
157586 |
IV |
Астраханская область |
147,1 |
9001,0 |
63091 |
529736 |
446,3 |
146614,2 |
Ставропольский край |
275,1 |
17842,7 |
78507 |
799315 |
1217,6 |
101650,4 | |
V |
Волгоградская область |
431,7 |
103900 |
72847 |
1115884 |
1254,2 |
165811,7 |
Ростовская область |
576,4 |
31500 |
166077 |
1331221 |
1901,5 |
135680,2 |
Приведенные данные показывают, что на региональных рынках логистических услуг сформировались тенденции неравномерного развития отдельных видов транспорта и низкой эффективности их рыночного взаимодействия. По отдельным видам транспорта общего пользования разброс спада объемов перевозок крайне значителен. В 2013 г., по сравнению с 1991 г., падение объемов перевозок грузов составило: на железнодорожном транспорте – 1,7 раза; на автомобильном – 2,3 раза; на воздушном – 7,4 раза.
Таблица 1.4 - Структура региональных рынков логистических услуг
Юга России, 2013 год, %
№ кластера |
Регион |
Рынок логистических услуг по видам транспорта | |||||
железнодорожный |
автомобильный |
трубопроводный |
морской |
внутренний водный |
воздуш-ный | ||
I |
Республика Адыгея |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
Республика Ингушетия |
7,7 |
92,3 |
- |
- |
- |
- | |
Кабардино-Балкарская Республика |
16,0 |
84,0 |
- |
- |
- |
- | |
Республика Калмыкия |
11,9 |
88,1 |
- |
- |
- |
- | |
Карачаево-Черкесская Республика |
86,0 |
14,0 |
- |
- |
- |
- | |
Чеченская республика |
6,7 |
93,3 |
- |
- |
- |
- | |
Республика Северная Осетия-Алания |
96,0 |
4,0 |
- |
- |
- |
0,001 | |
II |
Республика Дагестан |
1,3 |
89,3 |
7,9 |
1,5 |
- |
0,002 |
III |
Краснодарский край |
18,1 |
10,8 |
70,3 |
0,4 |
0,5 |
0,001 |
IV |
Астраханская область |
65,5 |
3,8 |
- |
24,5 |
6,2 |
- |
Ставропольский край |
51,1 |
20,2 |
28,7 |
- |
- |
0,002 | |
V |
Волгоградская область |
15,8 |
14,1 |
60,4 |
- |
9,7 |
0,001 |
Ростовская область |
51,0 |
35,0 |
- |
5,7 |
8,3 |
0,001 |
Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона