Прогнозирование рынка логистических услуг региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Файлы: 1 файл

10 июня ПОСЛЕДНИЙ.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

Расширенное представление регионального рынка логистических услуг как сложной социально-экономической системы позволяет использовать системный подход к исследованию механизма его функционирования. Региональный рынок логистических услуг как система состоит из элементов (логистических, экспедиторских, логистических и других субъектов), между которыми имеются устойчивые связи и отношения. Он также является составляющим звеном региональной экономики, с которой он взаимодействует и имеет прямые и обратные связи.

Региональный рынок логистических услуг как открытая система обладает следующими системными свойствами и характеристиками:

1) целенаправленность (заключается  в обеспечении, содействии успешному  функционированию региональной  экономики);

2) иерархичность (наличие  подсистем, элементов взаимосвязей  и взаимозависимостей между ними);

3) разнообразие (разнородность  структурного состава и функциональных  элементов);

4) открытость (возможность  входа и выхода структурных  единиц);

5) уникальность (оригинальность, отличие от других аналогичных  рыночных систем);

6) определенная самостоятельность отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов, участников рынка);

7) многоаспектность функционирования  и результатов (множество видов  услуг и разнообразный эффект);

8) динамичность (высокая  степень количественных и качественных изменений);

9) способность к самоорганизации  и саморазвитию (способность менять  свой состав и свойства под  воздействием изменений в окружающей  среде, подверженность нововведениям);

10) многокритериальность  оценок эффективности (как процессов, протекающих в системе, так и деятельности в целом).

В рамках конкретизации представлений о региональном рынке логистических услуг как социально-экономической системе в экономике региона можно систематизировать и обосновать четыре группы факторов (товарные, производственные, региональные и структурные), определяющих особенности функционирования регионального рынка логистических услуг, которые должны учитываться при формировании его оптимальной структуры, в частности, при осуществлении регулирующих и управляющих воздействий, территориальном размещении инфраструктурных объектов, реализации программ сетевого развития (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Рынок логистических услуг как сложная

                                  пространственная социально-экономическая

                                  система

 

Эффективность функционирования региональных рынков логистических услуг в значительной степени зависит от состояния и динамики развития экономики территорий, а также находится под воздействием преобразований, проводимых в стране и ее регионах. Это требует изучения тенденций развития экономики, влияющих на формирование и функционирование региональных рынков логистических услуг. В таблице 1.1 представлена информация о соотношении параметров рынка логистических услуг и экономических индикаторов (показателей) России.

 

Таблица 1.1 - Доля рынка логистических услуг в показателях  экономики

                         России, 2009-2013 гг., %

Показатель

Удельный вес

2009

2010

2011

2012

2013

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) логистических организаций

5,2

3,8

6,1

6,8

6,1

Наличие основных фондов

16,7

17,5

17,5

17,7

17,6

Инвестиции в основной капитал

19,1

19,1

18,5

19,9

24,3

Среднегодовая численность занятых в экономике (только транспорт)

6,6

6,5

6,3

6,2

6,1

Транспортные услуги в структуре платных услуг населению

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3


 

Главные структурообразующие элементы регионального рынка логистических услуг Юга России сосредоточены в Ростовской области. Основные межрегиональные грузопотоки из Ростовской области распределены между Краснодарским (60%) и Ставропольским (20%) краями. По их территории проходит основной транзит грузопотоков в Республики Северного Кавказа из центральных регионов России и по линии Азово-Черноморский бассейн – Каспийское море.

Региональный рынок логистических услуг Юга России является одним из основных элементов развития экономики региона (табл. 1.2). Он составляет более 12% ВРП ЮФО и СКФО, играет ведущую роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей. В общероссийском объеме грузовых отправлений на его долю приходится более 11%. В структуре баланса грузовых перевозок Юга России более 60% составляют внутрирегиональные перевозки.


 

Таблица 1.2 - Доля субъектов регионального рынка логистических услуг  в

                        экономике южных регионов России, 2013 г.

Регион

Доля вало-вого регио-наль-ного продукта, %

Доля логис-тичес-ких организаций в регионе, %

Доля работающих на транс-порте в регионе, %

Доля от оборо-та логис-тичес-ких организаций региона, %

Сальдирован-ный финан-совый резуль-тат организаций, млн руб.

Доля основ-ных фондов транс-порта в регионе, %

Сте-пень износа основ-ных фондов%

1

2

3

4

5

6

7

8

Краснодарс-ий край

29,5

36,8

32,2

51,6

-1869

35,7

31,4

Ростовская область

21,0

23,4

24,2

27,4

-295

12,7

30,7

Волгоградс-ая область

15,7

13,3

15,5

7,8

959

8,2

36,4

Ставропольс-кий край

10,0

8,6

10,8

7,8

964

22,1

54,5

Астраханская область

5,4

5,5

6,9

1,2

308

9,0

36,8

Республика Дагестан

7,7

3,1

3,8

2,7

-347

6,2

35,0

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

6

7

8

Чеченская республика

2,4

0,9

1,5

0,6

36

6,0

28,7

Кабардино-Балкарская Республика

2,1

2,3

1,3

0,2

-214

0,8

30,8

Республика Северная Осетия-Алания

2,1

1,6

1,1

0,2

-66

0,4

49,4

Республика Адыгея

1,4

1,7

1,0

0,2

10

1,2

71,6

Карачаево-Черкесская Республика

1,3

1,1

0,7

0,1

-3

0,1

30,3

Республика Калмыкия

0,8

1,4

0,5

0,1

-53

2,9

28,7

Республика Ингушетия

0,7

0,3

0,5

0,2

-137

0,2

16,5


 

Геополитическое положение южных регионов страны определяет их стратегическую роль в обеспечении транспортно-экономических связей субъектов Российской Федерации. Исследование особенностей формирования, функционирования и развития рынков логистических услуг Южных регионов России в современных экономических условиях позволило сделать следующие выводы.

Рынок логистических услуг, как правило, развивается вслед за экономикой, в свою очередь, ускоряя развитие последней. За период 2003-2013 гг. наблюдается устойчивое отставание индекса перевозок грузов от индекса роста объема реализации продукции других отраслей экономики региона (рис. 1.2). Восстановление реального сектора экономики с 2000 г. стимулировало спрос на транспортные услуги, как по объему, так и по номенклатуре услуг, однако соответствующих изменений в функционировании и развитии регионального рынка логистических услуг не произошло.

Кластеризация региональных территориальных социально-экономических систем проведена по уровню индикативных показателей экономического состояния регионов с использованием итеративного метода кластерного анализа k-means (k-средних) с выбором центров кластеров исследователем. В результате выделено пять кластеров, однородных по составу входящих в него объектов (табл. 1.3).

Существует взаимосвязь результатов функционирования региональных рынков логистических услуг с состоянием экономики региона, что обуславливает возможность и необходимость исследования асимметрии транспортного потенциала региональной экономической системы и его функционирования на всех уровнях, в том числе в разрезе регионально-отраслевых подсистем. Структуры пространственно разделенных локальных рынков логистических услуг в южных регионах России по видам транспорта представлены в таблице 1.4.

 

Рисунок 1.2 - Индексы реализации продукции по отраслям экономики


                               южных регионов России (в % к предыдущему году)

 

Таблица 1.3 - Кластеры территориальных социально-экономических систем

                        южных регионов России, выделенные по уровню

                       индикативных показателей их экономического состояния,

                        2013 г.

№ клас

тера

 

 

 

Регион

 

 

 

 

 

ВРП, млрд. руб.

 

 

 

Объем перево-зок,

тыс. т

 

 

Инвести-ции в основной капитал, млн руб.

 

Основные фонды, млрд. руб.

 

 

 

Числен-ность

работающих,

 тыс. чел.

ВРП на душу населе-ния, тыс. руб./чел.

I

Республика Адыгея

37,2

1000

13569

101212

152,8

84249,6

Республика Ингушетия

19,2

1700

7958

40638

65,5

38109,7

Кабардино-Балкарская Республика

58,6

5000

12054

135976

310,1

65737,9

Республика Калмыкия

20,8

349,4

8824

114142

114,2

73012

Карачаево-Черкесская Республика

35,3

2972,4

10148

112083

166,7

82510

Республика Северная Осетия-Алания

57,9

1502,4

16700

151730

298,1

82417

Чеченская республика

65,6

38300

34779

207603

256,2

53625,1

II

Республика Дагестан

211,3

139349

100935

609909

942

78251,7

III

Краснодарский край

808,7

168100

358014

1870428

2270,3

157586

IV

Астраханская область

147,1

9001,0

63091

529736

446,3

146614,2

Ставропольский край

275,1

17842,7

78507

799315

1217,6

101650,4

V

Волгоградская область

431,7

103900

72847

1115884

1254,2

165811,7

Ростовская область

576,4

31500

166077

1331221

1901,5

135680,2


 

Приведенные данные показывают, что на региональных рынках логистических услуг сформировались тенденции неравномерного развития отдельных видов транспорта и низкой эффективности их рыночного взаимодействия. По отдельным видам транспорта общего пользования разброс спада объемов перевозок крайне значителен. В 2013 г., по сравнению с 1991 г., падение объемов перевозок грузов составило: на железнодорожном транспорте – 1,7 раза; на автомобильном – 2,3 раза; на воздушном – 7,4 раза.

 

Таблица 1.4 - Структура региональных рынков логистических услуг

                         Юга России, 2013 год, %

№ кластера

Регион

Рынок логистических услуг по видам транспорта

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

морской

внутренний водный

воздуш-ный

I

Республика Адыгея

-

100,0

-

-

-

-

Республика Ингушетия

7,7

92,3

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

16,0

84,0

-

-

-

-

Республика Калмыкия

11,9

88,1

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

86,0

14,0

-

-

-

-

Чеченская республика

6,7

93,3

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

96,0

4,0

-

-

-

0,001

II

Республика Дагестан

1,3

89,3

7,9

1,5

-

0,002

III

Краснодарский край

18,1

10,8

70,3

0,4

0,5

0,001

IV

Астраханская область

65,5

3,8

-

24,5

6,2

-

Ставропольский край

51,1

20,2

28,7

-

-

0,002

V

Волгоградская область

15,8

14,1

60,4

-

9,7

0,001

Ростовская область

51,0

35,0

-

5,7

8,3

0,001

Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона