Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;
Региональные экономические системы локализованы в пространстве, поэтому обобщающие результаты и факторы хозяйственного процесса в системах рынков логистических услуг южных регионов России были измерены с помощью коэффициентов локализации, исчисленных по отношению параметрам валового продукта и объема логистических услуг в пространстве южных регионов России, и предложена классификация регионов по этим параметрам (табл. 1.5).
Средний коэффициент локализации равен 0,7774. Высокое значение коэффициента в Краснодарском крае и Астраханской области свидетельствует о том, что анализируемый рынок является доминирующим в данном регионе. Локализация регионального рынка логистических услуг и факторов рыночного процесса в пространстве южных регионов России свидетельствует о существенной асимметрии в развитии региональных систем. Коэффициент асимметрии распределения значений локализации региональных рынков логистических услуг составляет 1,77, что свидетельствует о наличии асимметрии и доказывает пространственную неравномерность в развитии экономики регионов.
Таблица 1.5 - Локализация рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России, 2013 г.
Наименование региона |
ВРП, млн руб. |
Коэффици-ент локализа-ции |
Группа регионов по коэффициенту |
Республика Адыгея |
37236,3 |
0,348 |
Низкий (<0,5) |
Карачаево-Черкесская Республика |
35257,0 |
0,464 | |
Республика Северная Осетия-Алания |
57867,6 |
0,553 |
Средний (0,5-0,8) |
Кабардино-Балкарская Республика |
58629,2 |
0,607 | |
Волгоградская область |
431748,4 |
0,643 | |
Чеченская республика |
65623,5 |
0,669 | |
Республика Калмыкия |
20791,7 |
0,741 | |
Ростовская область |
576386,1 |
0,848 |
Высокий (0,8-1,0) |
Республика Ингушетия |
19199,5 |
0,911 | |
Ставропольский край |
275084,2 |
0,964 | |
Астраханская область |
147062,4 |
1,063 |
Очень высокий (>1,0) |
Краснодарский край |
808703,6 |
1,518 |
Проведенный анализ состояния региональных рынков логистических услуг позволил выявить основные проблемы их функционирования, требующие обязательного разрешения, и провести их классификацию, обобщив в три группы: экономические, организационно-управленческие и техническо-технологические (табл. 1.6).
Таблица 1.6 - Проблемы функционирования регионального рынка
логистических услуг
Группа |
Проблема |
1 |
2 |
Экономические |
недостаточно быстрое обновление основных фондов всех видов транспорта |
высокие темпы роста цен на топливо и другие материально-технические ресурсы | |
недостаточная эффективность финансово-экономических механизмов, стимулирующих выделение инвестиций на развитие транспорта | |
высокий уровень налоговой нагрузки субъектов рынка логистических услуг | |
низкий уровень конкурентоспособности отечественных логистических предприятий на международном и внутреннем рынках логистических услуг | |
спад производства в грузообразующих отраслях экономики | |
Организационно-управленческие |
низкий уровень межотраслевой и межрегиональной координации в развитии рынка логистических услуг |
слабая степень использования выгоды географического положения и возможностей логистических коммуникаций для доставки транзитных грузов | |
нерациональное использование ресурсов и низкая эффективность логистических средств | |
низкая скорость товародвижения и грузооборота на рынке логистических услуг | |
низкий уровень подготовки менеджмента к работе в условиях жесткой конкуренции | |
потеряны функции государства по управлению субъектами транспорта в сфере формирования рынка логистических услуг | |
Техническо-технологические |
низкий уровень информатизации транспортного процесса и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики |
медленное совершенствование логистических технологий и недостаточная их увязка с производственными, торговыми, складскими технологиями | |
существенное превышение международных экологических стандартов негативного влияния транспорта на окружающую среду | |
технический уровень состояния транспортной инфраструктуры и производственно-технической базы транспорта не соответствует современным требованиям рынка логистических услуг |
Обобщение результатов анализа факторов, определяющих особенности функционирования регионального рынка логистических услуг, позволило обосновывать локальный характер и определить ключевые детерминанты его формирования в социально-экономической системе региона:
- усложнение производственной
и рыночной деятельности, появление
новых мультипликативных
- установление устойчивых отношений с другими участниками рынка логистических услуг, усиление сетевого характера связей между субъектами воспроизводственного процесса;
- информатизация логистических процессов и широкое использование коммуникационных технологий;
- становление новых по
форме кооперационных связей, основывающихся
на взаимосвязях между
- глобализация рынков и процессов их развития, постоянные структурные изменения внешней среды и быстрые технологические изменения.
Реализация выявленных детерминант формирования и функционирования регионального рынка логистических услуг требует создания новой системы управления, сочетающей экономические и административные методы воздействия на поведение и взаимодействие участников рынка.
Ограничения в развитии рынков логистических услуг южных регионов России, затрудняющие решение указанных проблем, основными из которых являются:
- не полное использование сетево
- неудовлетворительные темпы
обновления основных фондов
- недостатки институционального
механизма привлечения
- недоиспользование транзитного потенциала региона, наличие зависимости рынка логистических услуг от внешних коммуникаций и перевозчиков;
- существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации и необходимость ее модернизации.
Таким образом, анализ состояния региональных рынков логистических услуг показывает, что он переживает период становления, формирует новые механизмы функционирования и управления, «встраивается» в мировой рынок логистических услуг. Региональные рынки логистических услуг не отвечают требованиям современного этапа развития экономики регионов из-за физического и морального износа материально-технической базы субъектов рынка, диспропорций и неравномерностей пространственного размещения и развития объектов, ограниченности инвестиций, низкоэффективного уровня функционирования и управления.
Для исследования и оценки тенденций развития регионального рынка логистических услуг, учитывающих уровень развития экономики региона, спроса на транспортные услуги, обусловленный изменениями объемных и качественных параметров, степенью конкурентности рынка, локализованного в пространстве данной территории, необходимо создание соответствующих прогнозных моделей.
Разработку комплекса моделей прогнозирования предлагается реализовывать в три этапа.
На первом этапе прорабатываются локальные модели и подсистемы моделей прогнозирования, которые должны быть взаимно увязаны и объединены в единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями.
На втором этапе создается система взаимодействующих локальных моделей прогнозирования, уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки комплексных прогнозов.
Третий этап создания системы моделей прогнозирования в основном связан с уточнением и развитием отдельных систем и методов в ходе практического их использования для прогнозирования.
Формальное описание состояния регионального рынка логистических услуг может быть представлено аддитивной математической моделью:
(1.1) |
где Y(t) – уровень спроса на региональном рынке логистических услуг;
X(t) – детерминированная компонента, представляющая собой аналитическую функцию, выражающую тенденцию в ряду динамики;
U(t) – циклическая компонента, моделирующая характер периодической и квазипериодической вариации исследуемого явления;
E(t) – случайная компонента, зависящая от комплекса факторов среды.
Многофакторные модели рыночных явлений строятся как по пространственной информации, так и по рядам динамики. Совместное использование и пространственной информации, и информации, характеризующей динамику явлений, позволяет построить многофакторные модели прогнозирования спроса на региональном рынке логистических услуг.
2 Прогнозирование рынка логистических услуг
2.1 Приоритетные направления в развитии коммерческой
деятельности компании в краткосрочной перспективе
Из проведенного анализа ситуации следует вывод о том, что основной задачей текущего этапа по развитию контейнерных перевозок является расширение функций ОАО «ТрансКонтейнер», а именно – выход за рамки обеспечения процесса перевозок грузов в контейнерах на уровень мультимодального перевозчика и оператора контейнерного парка с учетом развития системы терминальных и складских комплексов на сети РЖД с созданием дистрибьюторских центров на территории России для консолидации и распределения товаропотоков.
Развитие компании должно быть направлено на диверсификацию и расширение бизнеса. Стабильный, надежный, комплексный сервис, оказываемый одним оператором, является привлекательным фактором для крупных грузовладельцев на международном рынке и залогом привлечения грузов к транзитным перевозкам по российским железным дорогам. Реализация указанных шагов позволит в течение 2-3 лет усилить позиции компании на международном рынке, повысить ее конкурентоспособность, существенно увеличить доходность и капитализацию.
Также приоритетными направлениями деятельности на предстоящий период должны стать:
2.1 Модернизация имеющейся инфраструктуры, в первую очередь на терминалах ОАО «ТрансКонтейнер», расположенных в основных стыковочных узлах:
2.2 Внедрение передовых технологий управления парком вагонов и контейнеров, в том числе за счет формирования ускоренных контейнерных блок-поездов, а также на основе передовых информационных технологий, с целью повышения оборачиваемости парка и сокращения порожних пробегов.
3 Развитие и формирование новых услуг:
3.1 Интермодальная доставка – развитие этой услуги должно стать одним из ключевых направлений деятельности ОАО «ТрансКонтейнер». Самым крупным клиентам уже предоставляются услуги доставки несколькими видами транспорта, их объем можно расширить за счет:
Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона