Прогнозирование рынка логистических услуг региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключалась в осуществлении прогнозирования рынка логистических услуг региона.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние рынка логистических услуг;
выявить локализации рынка логистических услуг в пространстве
южных регионов России;
осуществить прогнозирование рынка логистических услуг Анализ и провести оценку хозяйственной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер»;
сформулировать предложения по оптимизации механизма прогнозирования рынка логистических услуг региона;

Файлы: 1 файл

10 июня ПОСЛЕДНИЙ.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

       Услуг

 

Анализ совокупности моделей позволил выполнить прогнозы основных факторов и моделируемого показателя региональных рынков логистических услуг на прогнозный период по южным регионам России (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1 - Прогноз спроса на логистические услуги в ЮФО и основных

                         факторов его определяющих на 2013 г.

Регион

Объем

валового регионального

продукта,

 млрд руб.

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

Стоимость

основных фондов, млрд руб.

Среднегодовая

численность работающих, тыс. чел.

Средне-душевой доход  населения,

руб.

Уровень спроса на транс-портные услуги, тыс. т.

Республика Адыгея

47,7

17,2

110576

152,6

11012,2

1724

Республика Дагестан

268,5

117,5

662118

975,9

15166,9

145

Республика

Ингушетия

23,5

8,6

48668

66,8

7357,8

2381

Кабардино-Балкарская Республика

72,9

16,7

143241

309,1

10909,4

5021

Республика Калмыкия

26,9

10,3

134593

114,1

7700,2

541

Республика Северная Осетия-Алания

75,1

21,3

149953

301,2

11901,7

1546

Чеченская Республика

82

45,3

213129

272

11760,7

37372

Краснодар-ский край

999,9

417,9

2015962

2302,2

15709,5

183618

Ставрополь-ский край

324,5

92

874673

1252

12945

20120

Астрахан-ская область

160,9

79,7

576510

457,6

14384,3

8692

Волгоград-ская область

479,8

94,2

1279341

1261,1

14193,7

115274

Ростовская область

673,8

218,2

1439550

1921,6

14807

38871


Изучение генезиса классических и современных теорий функционирования региональных рынков логистических услуг позволило выделить четыре основные концепции: классическая, маркетинговая, институциональная и эволюционная (табл. 4.2.).

 

Таблица 4.2 - Основные концепции функционирования рынка

Наименование

концепции

Основные идеи и положения

Классическая

Характеризует рынок как механизм, при котором «потребители и производители действуют в соответствии с ценовыми сигналами, порожденными взаимодействием предложения и спроса на более или менее свободно функционирующих рынках». Под силой, характеризующей взаимодействие спроса и предложения и обеспечивающей функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирование пропорций общественного производства, подразумевалась конкуренция.

Маркетинговая

Определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Это побуждает субъектов рынка нацеливать производство на изменяющийся спрос, исследовать сильные и слабые стороны конкурентов, искать новые подходы к пробуждению интереса потребителей к их продукции. Развитие рынка трактуется как конкурентная борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Институциональная

Представляет рынок как множество заключаемых и расторгаемых контрактов, исполнение которых обеспечивается соответствующими институтами и агентами рынка. Конкуренция раскрывается как взаимодействие между предприятиями, субъектами рынка, как стратегия «игроков», как основной агент институциональных изменений в процессе движения к цели.

Эволюционная

Рассматривает рынок, где каждый его субъект целенаправленно развивается и изменяется для того, чтобы наилучшим образом приспособится к окружающей среде. Эволюция в этом смысле представляет процесс оптимизации функционирования всех субъектов, которая решается путем естественного отбора, конкуренции как активного процесса соперничества и взаимодействия и непременного атрибута рынка.


 

Проведенные исследования показывают, что в настоящее время функционирование регионального рынка логистических услуг столкнулось с проблемами, которые не могут быть решены в рамках существующих концепций, с использованием традиционных методических подходов. Реальный рынок проявляет сложную динамику: периодические циклы, нерегулярные флуктуации и хаос, его функционирование настолько усложнилось, что прежние методы управления уже не отвечают реальной жизни и не дают удовлетворительных результатов. Возникает необходимость формирования нового подхода к управлению функционированием рынка логистических услуг на основе использования инструментария теории самоорганизующих систем и системного анализа.

Традиционные концепции функционирования регионального рынка логистических услуг предполагают равновесное циклическое, устойчивое развитие. Рынок рассматривается как закрытая от влияния внешних факторов система, поддерживающая оптимальный баланс с окружающей средой. Рыночные процессы представляются как обратимые во времени, предсказуемые на большие промежутки времени. Наличие хаоса игнорируется, исключается случайность как нечто несущественное.

Представленная синергетическая концепция формирования и функционирования регионального рынка логистических услуг, базируется на принципах системной интеграции и направленной самоорганизации динамических, открытых, нелинейных систем.

Основные идеи и положения синергетической концепции функционирования регионального рынка логистических услуг следующие:

1) открытость рыночной  системы, существование обмена материальными, энергетическими, информационными, трудовыми, финансовыми ресурсами с окружающей средой;

2) нелинейность протекающих  процессов, возможность кардинально  и стохастически менять состояние  и свойства рыночной системы  при плавном и незначительном изменении ее параметров;

3) способность рыночной  системы к самоорганизации через  согласованные действия элементов  при одновременном влиянии факторов, создающих неоднородности в среде  и рассеивающих (диссипативных) факторов, разрушающих существующие неоднородности.

Для рынка логистических услуг в настоящее время аттракторами являются интегрированные мультимодальные транспортные центры, которые организуют грузовые потоки всех видов транспорта на территории региона, формируют структуру региональных рынков логистических услуг и определяют направления их развития.

В рамках синергетической концепции раскрываются основополагающие принципы формирования и функционирования регионального рынка логистических услуг: системность; нелинейность; когерентность; необходимого разнообразия; адаптивность; мультипликативность; обратная связь; неопределенность; эффективность.

Согласно предлагаемой синергетической концепции формирования и функционирования регионального рынка логистических услуг обосновываются следующие выводы:

1 Региональный рынок логистических услуг является открытой нелинейной системой, в которой процессы самоорганизации ведут к созданию более сложных организаций и структур путем интеграции различных, развивающихся в разном темпе рыночных структур, в эволюционные целостности.

2 Существует ограниченный набор путей перехода рыночной системы на новый более высокий уровень иерархической организации, способов формирования сложного организационного целого.

3 Устойчивое функционирование рынка определяется тем, что сумма свойств образованного организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов, в него входящих.

4 Система регионального рынка логистических услуг эффективно организуется и управляется малыми воздействия.

5 Управление региональным рынком логистических услуг должно быть организовано так, чтобы в его пространстве состояний образовывались притягивающие области – аттракторы, отвечающие основным целям функционирования регионального рынка логистических услуг и, следовательно, обеспечивающие желаемое его состояние (поведение).

Наиболее эффективным механизмом самоорганизации рынка является саморегулирование. Под саморегулированием автор понимает регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме саморегулируемых организаций) права рынка.

В дипломной работе обосновывается предложение, что для решения проблем, которые существуют на рынке логистических услуг, необходимо использование синергетического подхода к его формированию, активизирующего для достижения целей внутренний потенциал самоорганизации путем добровольного объединения основной части добросовестных участников рынка для последующего становления механизма саморегулирования регионального рынка логистических услуг (табл. 4.3).

 

Таблица 4.3 - Механизмы саморегулирования на региональном рынке

                        логистических услуг

Наименование

Инструменты

Сущность

Рыночный

механизм

Установление института саморегулируемых организаций

Самостоятельная и инициативная деятельности субъектов рынка, объединяющихся с целью саморегулирования

Правовой

механизм

Норма обязательного членства в саморегулируемых организациях

Право допуска субъектов на рынок логистических услуг и право их насильственного вывода с рынка в случае нарушения ими установленных требований и норм

Разработка и принятие стандартов и правил деятельности, которые детализируют и расширяют заложенные в законодательстве требования

Контроль деятельности членов организации в части соблюдения ими стандартов и правил деятельности

Применение мер дисциплинарного воздействия по отношению к членам организации в случае недобросовестного исполнения принятых стандартов и правил деятельности

Насильственный вывод недобросовестных субъектов деятельности с рынка

Финансовый механизм

Введение материальной ответственности

Страхование ответственности

Формирование компенсационного фонда


 

С позиций расширенного воспроизводства вышеизложенное означает формирование таких соотношений между отдельными элементами регионального рынка логистических услуг, которые бы создавали благоприятные условия для эффективного их включения в экономику территории.

Результатом создания системы саморегулируемых организаций на региональном рынке логистических услуг является:

- установление правил  регулирования на региональном рынке логистических услуг;

- закрепление стандартов  деятельности производителей логистических услуг;

- создание системы представления  интересов членов саморегулируемой  организации перед государством;

- развитие системы профессиональной  подготовки и обучения специалистов логистических предприятий;

- постоянное совершенствование  технологий транспортной деятельности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.1 - Схема алгоритма создания саморегулируемой

                             организации на рынке логистических услуг в регионе

 

Использование механизма саморегулирования на рынке логистических услуг обеспечит полное использование потенциала участников рынка, а также других субъектов, осуществляющих деятельность на нем, что позволит в рамках транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года сформировать инновационный, высокоэффективный рынок логистических услуг России.

Проведенное исследование особенностей функционирования региональных рынков логистических услуг выявило формирование инфраструктуры сетевого взаимодействия удаленных друг от друга рыночных субъектов, при котором они строят свои отношения на основе партнерства, кооперации (табл. 4.4).

 

Таблица 4.4 - Эволюция региональных рынков логистических услуг

Параметры рынка

Характеристика рынка

1700-1900 гг.

1900-2000 гг.

с 2000 г.

Тип организации рынка

Атомистический

Олигополистический

Сетевой

Состояние спроса и предложения

Однородность спроса и предложения

Неоднородность спроса и предложения

Индивидуализация спроса и предложения

Структура рынка

Независимые

предприятия

Преобладание крупных предприятий

Сети различных предприятий

Характер взаимодействий

Разовые трансакции

Регулярные сделки

Долгосрочные

отношения

Механизм взаимодействия

Эгоистическое

поведение

Корпоративная

координация

Хозяйственная

кооперация

Тип конкуренции

Свободная

Регулируемая

Ограниченная

Экономическая роль

Установление рыночного равновесия

Обеспечение устойчивого роста

Развитие на основе координации

Информация о работе Прогнозирование рынка логистических услуг региона