Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
1.2. Формирование и введение единых товарных матриц на основные группы товаров с учётом региональных особенностей;
1.3. Создание единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации (информационной системы, унификации бизнес-процессов, оптово-распределительных центров, транспортной и иной инфраструктуры). Такая логистическая система должна обслуживать как собственные торговые предприятия потребительской кооперации, так и иные организации, осуществляющие розничную торговлю, а также предоставлять логистические услуги для поставок кооперативной (в том числе сельскохозяйственной) продукции в города. Базой для формирования логистической системы должны стать как уже имеющиеся в системе потребительской кооперации, так и вновь построенные объекты, в том числе в городских поселениях;
1.4. Оптимизация
коммерческих условий (цен,
1.5. Формирование
ниши для продукции,
1.6. Специализация сетей - создание специализированных сетей по торговле продуктами питания, товарами повседневного спроса, аптек, сетей по торговле бытовой техникой, иными непродовольственными товарами.
2.Финансовое обеспечение создания сети:
2.1. Формирование механизмов объединения финансовых ресурсов для наиболее эффективной реализации проектов создания и развития кооперативной торговой сети;
2.2. Привлечение
инвестиционных ресурсов в
2.3. Взаимодействие с органами государственной власти для создания и реализации на программной основе системы льгот выполняющим социальную роль кооперативным торговым предприятиям;
2.4. Привлечение средств лояльных покупателей с использованием программ отложенного получения льгот и дисконтов.
3. Управленческое обеспечение:
3.1. Организация
взаимодействия с органами
4. Обеспечение маркетинговых решений:
4.1. Формирование
единой для всей системы
4.2. Создание
единой для всей системы
4.3. Привлечение
пайщиков потребительской
Задачи развития иных форм торговой деятельности.
При развитии сетевой торговли в потребительской кооперации необходимо продолжать поддержание и развитие иных форм торговой деятельности:
1. Поддержание
и развитие социально значимых
торговых предприятий,
2. Создание и развитие торговли в новых формах: электронная торговля, торговля через Интернет, торговля непродовольственными товарами в кредит, по образцам и каталогам.
Для решения
этих задач предусматривается
- обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов и наличие розничной торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения:
- райцентры – универмаги, универсамы, специализированные магазины по торговле непродтоварами, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», мини-магазины,
- областные
центры и города областного
подчинения – супермаркеты, магазины
типа «Дисконт», «Дискаунтеры»,
- в населенных
пунктах с численностью до 500 человек
- магазины по торговле
- экономически
эффективное использование и
развитие материально-
- запланировано строительство 21 сетевого магазина;
- строительство
201 ед. высокотехнологичных быстровозв
- создание в
каждом райцентре современных
торговых объектов типа «
- совершенствование
работы магазинов типа «
- дальнейшее
развитие в областных центрах
и городах областного подчинени
- ежегодное дополнительное приобретение 20 автомагазинов для улучшения организации торгового обслуживания населения малых поселений, а также крупных кооперативов и садовых товариществ, мест массового отдыха населения;
- совершенствование ассортиментной политики и технологии торговых процессов, дооснащение магазинов 30 тыс. ед. холодильного оборудования;
совершенствование деятельности межрайонных оптовых баз и создание на их площадях оптово - логистических центров по высокоэффективному продвижению товарных потоков от производителей до конечного потребителя.
Поставлена задача построения единой вертикали системы оптовых закупок с созданием единого унитарного предприятия оптовой торговли на базе Белкоопсоюза с передачей ему в аренду ныне функционирующих межрайбаз, на площадях которого будут сформированы региональные оптово-логистические центры [1, с. 33].
Создание единой
вертикали системы оптовых
Реализация этих мер позволит увеличить удельный вес оптового оборота в розничном товарообороте торговой сети потребительской кооперации с 29% в 2010 году до 34% к 2015 году.
Данные о
численности магазинов
Таблица 1.1 - Число магазинов потребительской кооперации
Года |
2000 |
2005 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение +/- 2012 от 2000 |
Число магазинов |
12539 |
11242 |
10578 |
8498 |
8445 |
8308 |
-4231 |
[16, с. 211].
В результате анализа
таблицы 1.1 число магазинов
Сокращение численности магазинов привело к тому, что сокращается и торговая площадь магазинов как в целом по республике, так и в сельской местности. Что может привести к тому, что обеспеченность торговой площадью на 1000 жителей по потребительской кооперации может стать меньше норматива.
Динамику розничной торговой сети потребкооперации Республики Беларусь изучим составив таблицу 1.2.
Таблица 1.2 - Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2011-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, +/- | |
2011 |
2012 | ||
Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), тыс. ед. |
47,5 |
49,4 |
1,9 |
В том числе объектов розничной торговли |
11,046 |
10,851 |
-0,195 |
Доля объектов розничной торговли потребкооперации, % |
23,25 |
21,97 |
-1,29 |
Число магазинов, тыс. ед. |
41,000 |
43,000 |
2,000 |
В том числе магазинов потребкооперации, тыс. ед. |
10,747 |
10,578 |
-0,169 |
Доля магазинов |
26,21 |
24,60 |
-1,61 |
Торговая площадь магазинов, тыс. м2 |
337 |
3650 |
343,000 |
В том числе торговая площадь магазинов потребкооперации, тыс. м2 |
1006,6 |
1005,8 |
-0,8000 |
Доля торговой площади магазинов потребкооперации, % |
30,44 |
27,56 |
-2,88 |
Примечание: Источник [17]
Данные таблицы 2.2 говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество снизилось на 0,195 тыс. единиц, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,29 п.п.
Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов на 0,169 тыс. ед., при том, что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло на 2 тыс. ед., что повлекло за собой снижение удельного веса магазинов в общем количестве на 0,169 п.п.
Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 27-30% в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов – 24-26%, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.
Итак, реализация
мероприятий повысит
За период реализации программы будут построены 222 магазина общей площадью 45 тысяч м2. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить увеличение розничного товарооборота в расчете на одного обслуживаемого жителя в 1,8 раза.
1.2 Культура торговли и ее составляющие
Для начала прежде, чем рассмотреть сущность культуры торговли, рассмотрим её составляющие.
Так, торговое обслуживание — деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на
удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и / или услуги.
Качество торгового обслуживания — совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.
Процесс торгового обслуживания — последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий [2, с. 132].
Условия торгового обслуживания — совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.
Форма торгового обслуживания — организационный прием, . представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей:
— салонное обслуживание покупателей;