Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

384-65-59-дор-2.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Формирование  и введение единых товарных  матриц на основные группы  товаров с учётом региональных  особенностей;

1.3. Создание единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации (информационной системы, унификации бизнес-процессов, оптово-распределительных центров, транспортной и иной инфраструктуры). Такая логистическая система должна обслуживать как собственные торговые предприятия потребительской кооперации, так и иные организации, осуществляющие розничную торговлю, а также предоставлять логистические услуги для поставок кооперативной (в том числе сельскохозяйственной) продукции в города. Базой для формирования логистической системы должны стать как уже имеющиеся в системе потребительской кооперации, так и вновь построенные объекты, в том числе в городских поселениях;

1.4. Оптимизация  коммерческих условий (цен, товарных  кредитов, маркетинговых и рекламных бюджетов и т.п.) за счёт централизованной закупки товаров;

1.5. Формирование  ниши для продукции, закупленной  и переработанной организациями потребительской кооперации, и продукции, произведённой на предприятиях потребительской кооперации;

1.6. Специализация сетей - создание специализированных сетей по торговле продуктами питания, товарами повседневного спроса, аптек, сетей по торговле бытовой техникой, иными непродовольственными товарами.

2.Финансовое  обеспечение создания сети:

2.1. Формирование механизмов объединения финансовых ресурсов для наиболее эффективной реализации проектов создания и развития кооперативной торговой сети;

2.2. Привлечение  инвестиционных ресурсов в формирование  и развитие кооперативной торговой сети;

2.3. Взаимодействие с органами государственной власти для создания и реализации на программной основе системы льгот выполняющим социальную роль кооперативным торговым предприятиям;

2.4. Привлечение  средств лояльных покупателей  с использованием программ отложенного получения льгот и дисконтов.

3. Управленческое  обеспечение:

3.1. Организация  взаимодействия с органами государственной  власти и местного самоуправления  для повышения эффективности  использования социального эффекта, создаваемого магазинами торговой сети потребительской кооперации.

4. Обеспечение  маркетинговых решений:

4.1. Формирование  единой для всей системы потребительской  кооперации маркетинговой политики, проведение маркетинговых исследований;

4.2. Создание  единой для всей системы потребительской  кооперации системы дисконтов в торговых предприятиях потребительской кооперации;

4.3. Привлечение  пайщиков потребительской кооперации  за счёт дисконтных и льготных программ [1, с. 31].

Задачи развития иных форм торговой деятельности.

При развитии сетевой  торговли в потребительской кооперации необходимо продолжать поддержание и развитие иных форм торговой деятельности:

1. Поддержание  и развитие социально значимых  торговых предприятий, развозной  торговли. Возможная низкая экономическая  эффективность таких предприятий может быть компенсирована за счёт торговых сетей потребительской кооперации, в том числе снижения издержек при единых закупках, использовании логистической системы, дополнительных доходов организаций потребительской кооперации от её деятельности.

2. Создание и развитие торговли в новых формах: электронная торговля, торговля через Интернет, торговля непродовольственными товарами в кредит, по образцам и каталогам.

Для решения  этих задач предусматривается реализация следующих мероприятий:

- обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов и наличие розничной торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения:

- райцентры  – универмаги, универсамы, специализированные магазины по торговле непродтоварами, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», мини-магазины,

- областные  центры и города областного  подчинения – супермаркеты, магазины  типа «Дисконт», «Дискаунтеры»,  «Строймаркеты», торговля на подведомственных рынках, открытие аптек,

- в населенных  пунктах с численностью до 500 человек  - магазины по торговле смешанным  ассортиментом товаров, с численностью  свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами, объекты общественного питания, в населенных пунктах, где отсутствуют стационарные магазины или их строительство нецелесообразно - автомагазины, магазины близлежащих населенных пунктов, лавки на дому;

- экономически  эффективное использование и  развитие материально-технической базы в городах, райцентрах путем создания новых современных высокоэффективных торговых объектов (сетевых магазинов) торговой площадью более 500 м2.

- запланировано  строительство 21 сетевого магазина;

- строительство  201 ед. высокотехнологичных быстровозводимых торговых объектов шаговой доступности типа «мини-магазины» торговой площадью до 100 м2 в микрорайонах, на автотрассах;

- создание в  каждом райцентре современных  торговых объектов типа «универсам»  торговой площадью 250 и более м2 путем замены торгово-технологического оборудования на менее энергозатратное, установки компьютерных систем учета товародвижения и банковских платежных терминалов для осуществления безналичных расчетов с населением, расширением торговых площадей, внедрением самообслуживания, систем скидок и дисконтных карточек;

- совершенствование  работы магазинов типа «универмаг»  за счет расширения ассортимента товаров отечественного производства, создания совместных с товаропроизводителями фирменных секций, установки компьютерных систем учета товародвижения, современного торгового оборудования, вовлечения пустующих и сданных в аренду торговых площадей;

- дальнейшее  развитие в областных центрах  и городах областного подчинения, на рынках сети магазинов от областных оптовых баз типа «Дисконт», «Дискаунтеры» по торговле товарами с ограниченными торговыми надбавками и предоставлением системы скидок покупателям, создание при оптовых базах складов - магазинов для продажи товаров отечественного производства оптовыми партиями по ценам предприятий – изготовителей;

- ежегодное  дополнительное приобретение 20 автомагазинов  для улучшения организации торгового обслуживания населения малых поселений, а также крупных кооперативов и садовых товариществ, мест массового отдыха населения;

- совершенствование ассортиментной политики и технологии торговых процессов, дооснащение магазинов 30 тыс. ед. холодильного оборудования;

совершенствование деятельности межрайонных оптовых  баз и создание на их площадях оптово - логистических центров по высокоэффективному продвижению товарных потоков от производителей до конечного потребителя.

Поставлена  задача построения единой вертикали  системы оптовых закупок с созданием единого унитарного предприятия оптовой торговли на базе Белкоопсоюза с передачей ему в аренду ныне функционирующих межрайбаз, на площадях которого будут сформированы региональные оптово-логистические центры [1, с. 33].

Создание единой вертикали системы оптовых закупок  и продаж товаров, позволит исключить  дублирование закупок, получить льготные условия, товарные кредиты, низкие цены, создать единую сбытовую политику в торговой сети потребительской кооперации, что, в конечном счете, повысит конкурентоспособности в целом торговой деятельности.

Реализация  этих мер позволит увеличить удельный вес оптового оборота в розничном товарообороте торговой сети потребительской кооперации с 29% в 2010 году до 34% к 2015 году.

Данные о  численности магазинов потребительской  кооперации в сельской местности  представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Число  магазинов потребительской кооперации

Года

2000

2005

2009

2010

2011

2012

Отклонение +/- 2012 от 2000

Число магазинов

12539

11242

10578

8498

8445

8308

-4231


[16, с. 211].

В результате анализа  таблицы 1.1 число магазинов потребительской  кооперации в 2012 году по сравнению с 2000 годом сократилось на 4231 или 44%. Следовательно потребительская кооперация стала терять позиции на рынке торговли, связано это прежде всего с развитием частной и государственной торговли, а также с сокращением численности населения РБ.

Сокращение   численности    магазинов    привело    к    тому,    что сокращается и торговая площадь магазинов как в целом по республике, так   и   в   сельской   местности.   Что   может   привести   к   тому,   что обеспеченность     торговой     площадью     на    1000     жителей     по потребительской кооперации может стать меньше норматива.

Динамику розничной торговой сети потребкооперации Республики Беларусь изучим составив таблицу 1.2.

Таблица 1.2 - Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2011-2012 гг.

Показатели

Годы

Отклонение, +/-

2011

2012

Число объектов розничной  торговли (магазинов и палаток), тыс. ед.

47,5

49,4

1,9

В том числе объектов розничной торговли

11,046

10,851

-0,195

Доля объектов розничной  торговли потребкооперации, %

23,25

21,97

-1,29

Число магазинов, тыс. ед.

41,000

43,000

2,000

В том числе магазинов  потребкооперации, тыс. ед.

10,747

10,578

-0,169

Доля магазинов потребкооперации, %

26,21

24,60

-1,61

Торговая площадь магазинов, тыс. м2

337

3650

343,000

В том числе торговая площадь магазинов потребкооперации, тыс. м2

1006,6

1005,8

-0,8000

Доля торговой площади  магазинов потребкооперации, %

30,44

27,56

-2,88


Примечание: Источник [17]

Данные таблицы 2.2 говорят  о том, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество снизилось на 0,195 тыс. единиц, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,29 п.п.

Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов  на 0,169 тыс. ед., при том, что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло на 2 тыс. ед., что повлекло за собой снижение удельного веса магазинов в общем количестве на 0,169 п.п.

Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 27-30% в общей площади всех магазинов  страны, а количество магазинов – 24-26%, следовательно, потребительская  кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

Итак, реализация мероприятий повысит производительность труда на всех этапах доставки товаров  от производителей до потребителей, ускорит  оборачиваемость товаров, обеспечит  сокращение товарных потерь, повысит культуру обслуживания населения с предоставлением ему широкого набора товаров и услуг и комфортность жизни людей.

За период реализации программы будут построены 222 магазина общей площадью 45 тысяч м2. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить увеличение розничного товарооборота в расчете на одного обслуживаемого жителя в 1,8 раза.

 

 

1.2       Культура торговли и ее составляющие

 

 

Для начала прежде, чем рассмотреть сущность культуры торговли, рассмотрим её составляющие.

Так, торговое обслуживание — деятельность продавца при непосредственном    взаимодействии    с    покупателем,    направленная    на

удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и / или услуги.

Качество торгового обслуживания — совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

Процесс торгового обслуживания — последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий [2, с. 132].

Условия торгового обслуживания — совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

Форма торгового обслуживания — организационный прием, . представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей:

— салонное обслуживание покупателей;

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо