Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

384-65-59-дор-2.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Отдел кадров осуществляет подбор кадров, анализирует текучесть  кадров, разрабатывает меры по их закреплению.

Коммерческие  функции выполняют специалисты  торгового отдела. Товароведы изучают спрос на товары в районе деятельности райпо, рассчитывают потребность в товарах на предстоящий период, заключают договоры на поставку товаров, ведут учет и контроль за выполнением договорных обязательств, организовывают завоз товаров в розничную торговую сеть в соответствии со спросом на отдельные товары и товарными запасами, а также выполняют ряд других функций.

Во всех структурных  подразделениях райпо обязанности  между группами и отделами распределяются на основе положения об отделе, в  котором регламентируются не только функции,  задания, права и ответственность, но и виды работ, которые должны выполняться в них. А задачи и функции специалистов, входящих в состав отделов и  работающих самостоятельно, а также других управленческих работников отражаются в типовых должностных инструкциях.

Анализ кадрового потенциала работников предприятия позволяет дать их качественную оценку. Рассмотрим и проанализируем качественный состав работников Гомельского райпо (таблица 2.1).

 

 

 

 

Таблица 2.1. -  Качественный состав работников Гомельского райпо по состоянию на 1.01.2010 г.

 

Показатель

всего работников

в том числе

чел.

уд. вес, %

руководители

специалисты

служащие

рабочие

1.Всего работников

976

100,0

54

129

193

600

в том числе имеющие  образование:

           

- высшее

95

9,7

38

51

77

11

- среднее специальное

233

23,9

15

72

100

69

- среднее

648

66,4

1

6

16

520

2. Повысили свою квалификацию,

114

11,7

16

34

38

26

из них работники  коммерческой службы

108

11,1

11

26

42

29

- в том числе в  учебных заведениях

21

2,2

3

5

11

3

3. Прошли профподготовку

8

0,8

-

-

-

8


Примечание  - Источник: собственная разработка на основании данных организации

 

По состоянию  на 1.01.2010 г. в райпо работает 976 человек, качественный состав которых представлен следующим образом: 54 человека являются руководителями, 129 человек - специалисты, 193 человека – служащие и 600 человек - рабочие. Удельный вес работников, имеющих высшее образование, составляет 9,7%, среднее специальное – 23,9%, среднее – 66,4%. Повысили свою квалификацию 11,7% работников райпо, из них работники коммерческой службы – 11,1%, в том числе в учебных заведениях 2,2%. Прошли профподготовку 0,8% от общего числа работников райпо.

Население Гомельского  района на 01.01.2006 года составляет 71,0 тыс. чел, из которых 18152 человек являются пайщиками. Динамику развития половозрастного  состава населения Гомельского района представим в таблице 1.

Исходя из данных, представленных в таблице 4.1.1, видно, что численность населения Гомельского района за 3 года снизилась с 72000 чел. в 2003 году до 71000 чел. в 2007 году, снижение составило 1,4 %. При этом происходит уменьшение удельного веса городского населения с 3,39 % до 3,34%. Имеет место незначительное снижение удельного веса трудоспособного населения и молодежи (с 55,75 % до 55,68 %) и снижение пенсионеров с 24,12% до 23,95%.

Торговое обслуживание населения района осуществляет потребительская кооперация, ОРС Белорусской железной дороги, отделения связи, магазины малых предприятий, колхозов, совхозов, частные предприятия.

 

 

 

Таблица 2.2 - Характеристика половозрастного состава населения Гомельского района в 2008 – 2010 г.г.

Показатель

Год

Отклонение

2010 г. от

Динамика 2010 г.

в % к

2008

2009

2010

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

Общая численность населения, чел.

72000

71600

71000

-1000

-600

98,61

99,16

в том числе:

             

- городское, чел.

2438

2476

2370

-68

-106

97,21

95,72

- удельный вес, %

3,39

3,46

3,34

-0,05

-0,12

98,53

96,53

- сельское, чел.

69562

69124

68630

-932

-494

98,66

99,29

- удельный вес, %

96,61

96,54

97,08

0,47

0,54

100,49

100,56

Из всего населения:

             

- моложе трудоспособного, чел.

14516

14606

14456

-60

-150

99,59

98,97

- удельный вес, %

20,22

20,4

20,36

0,14

-0,04

100,69

99,80

- трудоспособное население,  чел.

40121

40085

39538

-583

-547

98,55

98,64

- удельный вес, %

55,72

55,98

55,68

-0,04

-0,3

99,93

99,46

-старше трудоспособного  населения, чел.

17363

16909

17006

-357

97

97,94

100,57

- удельный вес, %

24,12

23,62

23,95

-0,17

0,33

99,30

101,40


Примечание: Источник – собственная разработка на основании ПРИЛОЖЕНИЯ

 

В настоящее время Гомельское райпо объединяет филиалы: Улуковский, Гомельский, Терюхский, коопзаготпром – обособленное структурное предприятие Гомельского райпо.

Для анализа  внешней среды целесообразно  рассмотреть долю рынка Гомельского райпо в общем товарообороте Гомельского района за 2011-2012 гг. (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 – Доля рынка, занимаемая Гомельским райпо в общем товарообороте Гомельского района за 2011-2012 гг.

Показатель

Ед. измер.

Год

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

2011

2012

1. Общий товарооборот  всех торгующих систем района

млн р.

92589

107380

14791

116,0

2. Розничный товарооборот  Гомельского райпо

млн р.

35934

45557

9623

126,8

3. Удельный вес товарооборота  Гомельского райпо в общем  товарообороте района

%

38,81

42,43

3,62

-


Примечание: Источник – собственная разработка

Анализируя  данные табл. 2.3, отметим, что Гомельское райпо укрепляет свои позиции на рынке. Так, удельный вес розничного товарооборота Гомельского райпо в общем товарообороте района увеличился на 3,62 пункта, что является положительным показателем.

В таблице 2.4 приведена  динамика экономических показателей  Гомельского райпо за 2010-2012 гг.

 

Таблица 2.4 – Динамика экономических показателей деятельности Гомельского райпо за 2010-2012 гг.

 

Показатели

Ед. измер.

Годы

Отклонение, +/- млн. руб.

Темп роста, %

2010

2011

2012

2012/

2010

2012/

2009

2012/

2010

2012/

2010

Товарные запасы

млн р.

3395

3454

4139

59

744

101,74

121,91

Товарооборачиваемость

дни.

33

35

33

2

0

106,06

100,00

Доходы от реализации:

               

  -в сумме

млн р.

8265

6500

8118

-1765

-147

78,64

98,22

-в % к товарообороту

%

17,9

18,1

17,8

0,2

-0,1

101,12

99,44

Расходы на реализацию:

               

     -в сумме

млн р.

7052

6211

7714

-841

662

88,07

109,39

-в % к товарообороту

%

17,1

17,3

16,9

0,2

-0,2

101,17

98,83

Прибыль  от реализации:

млн р.

             

     -в сумме

 

352

289

404

-63

52

82,10

114,77

-в % к товарообороту

 

0,85

0,80

0,89

-0,05

0,04

94,12

104,71

Среднесписочная численность  работников

чел.

504

493

513

-11

9

97,82

101,79

Производительность труда

млн р./чел.

             

   - в действующих ценах

 

79,5

72,9

88,8

-6,6

9,3

91,70

111,70

   -в сопоставимых  ценах

 

79,5

69,8

79,3

-9,7

-0,2

87,80

99,75

Рентабельность продаж

%

0,9

0,8

0,9

-0,1

0

88,89

100,00

Индекс цен

 

101,1

1,595

1,606

-0,1

0,02

90,91

101,82


 

Источник: Таблица  – собственная разработка

 

Как видно из таблицы 2.4, розничный товарооборот в действующих ценах в 2012 году по сравнению с 2011 годом возрос на 26,8%, в сопоставимых ценах на 13,2%, товарные запасы увеличились на 19,8% , ускорение по товарным запасам на 2 дня, доходы от реализации возросли в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 24,9%, однако снизилась их доля в розничном товарообороте на 0,3 п.п. 

Расходы на реализацию в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросли на 24,2%, доля расходов в товарообороте снизилась на 0,4 п.п. По Гомельскому райпо за 2010-2012 гг. наблюдается прибыль от реализации в 2011 году в сумме 289 млн. р., в 2012 году прибыль от реализации возросла на 115 млн. р. и составила  404 млн. р.

Численность работников торговли за анализируемый период увеличилась  на 20 чел., при этом производительность труда в действующих и сопоставимых ценах возрастает на 21,8% и 8,8%. За анализируемый период наблюдается рост  рентабельности на 0,08 пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОЦЕНКА УРОВНЯ  КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

3.1 Розничная  торговая сеть как канал продвижения  товаров к конечному потребителю

 

Местоположение  предприятий розничной торговли – одна из наиболее значимых составляющих успеха розничного продавца.

Важность выбора места размещения будущего магазина предопределяется несколькими причинами. Во - первых, месторасположение – существенный фактор привлекательности торгового предприятия для потребителей, который влияет на решение осуществить покупку именно в данном магазине. Во – вторых, с точки зрения владельца, местоположение магазина может являться, устойчивым конкурентным преимуществом.

Система размещения предприятий розничной торговли непосредственно связана с современными требованиями к градостроительству, городской планировке, организации городской территории и организации быта населения.

Проблемы расположения предприятий розничной торговли находятся в сфере интересов  не только предпринимателей, покупателей, но и власти.

Основные интересы предпринимателя можно представить  следующим образом:

- доступность  будущего предприятия для пассажирского  и грузового транспорта;

- минимальный  уровень конкуренции в зоне  действия будущего предприятия;

- соответствие  уровня доходов потенциальных  покупателей уровню ассортимента  и оказываемых услуг 

- размер потенциального покупательского потока.

Интересы потребителя  заключаются в следующем:

- доступность  магазина (транспортная, либо пешеходная);

- предлагаемая  ассортиментная модель;

- характер и  уровень торговых услуг;

В плановой экономике  проблема размещения предприятий розничной торговли рассматривалась только с позиции государственных органов управления, так как в то время отсутствовала частная собственность в торговле.

Различалось два  типа размещения:  

- рассредоточенное;

- концентрированное; 

Рассредоточенное размещение предприятий торговли сложилось в городах в связи с тем, что торговая сеть создавалась постепенно, по мере завершения строительства отдельных частей города, без единого комплексного плана ее организации.

Концентрированное размещение предприятий торговли нашло отражение в трёхступенчатой системе обслуживания населения.

Теоретической основой построения трехступенчатой  системы обслуживания являлась классификация  торговой сети в соответствии с частотой приобретения тех или иных товаров. В действительности покупательский спрос всегда носил и носит комплексный характер, и потребитель стремится сделать покупки одновременно.

С переходом  к экономике нового типа, в связи  с изменениями в архитектуре  произошли существенные изменения  в розничной торговле, а, следовательно, изменились и взгляды на размещение предприятий розничной торговли.

Сегодня, перед  тем как принять решение о  месторасположении городского торгового  предприятия, розничному торговцу необходимо определить, какой тип месторасположения наилучшим образом подходит для товаров и услуг, которые организация предлагает на рынке.

Для эффективной  деятельности торговой организации  необходимо развитие торговой сети, проанализируем структуру розничной торговой сети Гомельского райпо за 2010 – 2012 гг. (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 − Розничная торговая сеть Гомельского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+/-)

Темп роста,   %

2010

2011

2012

2012 от 2011г.

2012 от 2010г.

2012  к 2011г.

2012  к 2010г.

Количество магазинов, всего, ед.

130

132

130

2

0

101,54

100,00

Общая торговая площадь, м2

10004,5

9928,4

10006,2

-76,1

153,9

95,77

101,56

-в т.ч. на 1 магазин

75,8

75,2

77,0

-0,6

1,2

99,21

101,58

Количество магазинов, в сельской местности ед.

126

127

124

1

-2

100,79

98,41

Общая торговая площадь, м2.

9690,2

9715,0

9714,8

24,8

24,6

100,26

100,25

-в т.ч. на 1 магазин

76,9

76,5

78,4

-0,4

1,5

99,48

101,95

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо