Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Контроль за
соблюдением ассортиментного
По результатам проверки составляются справки, в которых отражаются все выявленные нарушения. На основе справок товароведов проводится анализ полноты и устойчивости ассортимента, а также применяются меры материальной и дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения.
Рассмотрим устойчивость фактического ассортимента по магазину «ТПС №6».
Таким образом, как видно из таблицы 3.5 наиболее высокий коэффициент устойчивости составил на момент проверки 21.08.10 – 0,93, всего за весь период коэффициент устойчивости составил 0,85. Следовательно, магазину необходимо более полно обеспечивать устойчивость ассортимента, необходимо отметить, что наиболее низкий коэффициент устойчивости по сырам, конфетам, майонезу – 0,67, наиболее устойчивый ассортимент за весь период проверок составляют: табачные изделия – 1,08, молоко – 1,0, мороженое – 1,08.
Таблица 3.6 - Расчет коэффициента устойчивости фактического ассортимента по магазину «ТПС №6» в 2012 году
Наименование групп товаров
|
Количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню |
Фактическое наличие разновидностей товаров |
Коэффициент устойчивости | ||||||
на 01.03.10 |
на 14.05.10 |
на 21.08.10 |
|||||||
кол-во единиц |
коэф-т полноты |
кол-во единиц |
коэф-т полноты |
кол-во единиц |
коэф-т полноты |
||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
4 |
4 |
1,00 |
4 |
1,00 |
3 |
0,75 |
0,92 | |
Сыры |
3 |
2 |
0,67 |
2 |
0,67 |
2 |
0,67 |
0,67 | |
Конфеты |
9 |
4 |
0,44 |
6 |
0,67 |
8 |
0,89 |
0,67 | |
Мясо, мясо птицы, включая полуфабрикаты |
5 |
4 |
0,80 |
3 |
0,60 |
4 |
0,80 |
0,73 | |
Рыба и морепродукты |
5 |
4 |
0,80 |
4 |
0,80 |
4 |
0,80 |
0,80 | |
Продукты детского питания |
0 |
0 |
0 |
0 |
- | ||||
Мясные консервы |
5 |
4 |
0,80 |
3 |
0,60 |
4 |
0,80 |
0,73 | |
Водка и ликеро-водочные изделия, вино, пиво |
7 |
5 |
0,71 |
6 |
0,86 |
6 |
0,86 |
0,81 | |
Плодоовощные консервы |
4 |
4 |
1,00 |
3 |
0,75 |
4 |
1,00 |
0,92 | |
Безалкогольные напитки |
6 |
4 |
0,67 |
5 |
0,83 |
6 |
1,00 |
0,83 | |
Табачные изделия |
12 |
12 |
1,00 |
14 |
1,17 |
13 |
1,08 |
1,08 | |
Молоко |
2 |
2 |
1,00 |
2 |
1,00 |
2 |
1,00 |
1,00 | |
Мороженное |
5 |
3 |
0,60 |
6 |
1,20 |
7 |
1,40 |
1,08 | |
Майонез |
3 |
2 |
0,67 |
2 |
0,67 |
2 |
0,67 |
0,67 | |
Всего |
70 |
54 |
0,77 |
60 |
0,86 |
65 |
0,93 |
0,85 |
Источник: Таблица – собственная разработка
За нарушение
ассортиментного перечня в
По результатам этого раздела можно сделать следующий вывод.
Формирование ассортимента входит в обязанности товароведа. Ассортиментные перечни в Гомельском райпо разработаны для каждого отдела и секции. Ассортиментные перечни разработаны начальником коммерческой службы Гомельского райпо и утверждены руководством.
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей
В магазинах Гомельского райпо используется метод самообслуживания.
Выкладка для магазинов самообслуживания играет особую роль, так как именно выкладка должна влиять на решение о покупке.
В магазинах самообслуживания выделяют следующие виды выкладки:
- основная - выкладка
на полках островных и
- выкладка продуктов на лотках;
- специальная выкладка.
Рассмотрим принципы основной выкладки, обеспечивающие коммерческие преимущества продажам.
Менеджер торгового зала должен знать и обеспечивать реализацию следующих принципов размещения и выкладки товаров, основанных на знании психологии покупателя и мерчендайзинга:
1. «Недорогое вперед». Недорогие товары создают благоприятное впечатление об уровне цен магазина, поэтому их размещают в начале торгового зала. А затем, втянувшись в процесс покупок, покупатель берет продукты уже «автоматически», обращая на цены меньше внимания.
2. «Принцип чересполосицы». Товары с низкими ценами и товары высокоприбыльные чередуются по ходу движения покупателя в торговом зале. Но товары, обеспечивающие наибольшую прибыль, не следует размещать в конце маршрута, иначе, дойдя до него, у покупателя уже будет полной корзина, а кошелек - пустым.
3. «Принцип двух пальцев». Полка по высоте должна соответствовать продаваемому товару. Считается, что если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
4. «Удлинители полок». Использование фанерных, проволочных, металлических удлинителей полок, проволочных корзин позволяет повысить эффективность стеллажных выкладок.
5. «Обзор и доступность». Товар должен быть выложен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на полках распределяется таким образом, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей, обеспечить быструю продажу товара и повысить эффективность каждой полки. В то же время на какой бы полке (от самой верхней до нижней) не находился товар, он должен быть доступен для покупателя.
6. «Опрятность выкладки и постоянное пополнение запасов». Полки должны поддерживаться в опрятном виде - промываться, протираться, пылесоситься. Запачканный товар или товар с изъянами должен удаляться и уцениваться. Этикетки должны быть хорошо закреплены к товару переднего ряда, иметь соответствующий опрятный вид. Количество товаров переднего ряда зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения запаса на полках. При этом установленное количество товаров с переднего ряда должно поддерживаться для контроля за запасами и ускорения товарооборота.
Передвижение товара с заднего ряда на передний план на полках должно проводиться по оптимальному принципу: «пришедший первым и уходит первым». Ротация товара при заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.
7. «Заполненность полок». Максимальные обороты в магазинах самообслуживания возможны только при полностью заполненных полках. Если товар основного ассортимента распродан, можно заполнить опустевшие полки товаром импульсивного спроса.
С учётом мирового опыта известно, что человеческий глаз может воспринять товар, если рядом представлены как минимум 3—5 одинаковых пачек (упаковок). Какой бы ни была ширина полки, товар должен стоять относительно свободно. В погоне за ассортиментом некоторые супермаркеты сами себя загоняют в прокрустово ложе, пытаясь на ограниченной площади представить максимальное количество разновидностей товара. В этом случае товары мешают друг другу.
Выкладка продуктов на лотках — популярный способ размещения товаров как на полках (если на них можно расположить много товаров переднего ряда), так и в массовых выкладках.
Основная выкладка на горках создает необходимый фон для специальной выкладки товаров в торговом зале (занимает около 5 % всех магазинных продаж). Она служит основным средством привлечения внимания покупателей к продаже особых, с коммерческой точки зрения, товаров.
Особую роль в этой работе должны играть директор и менеджер торгового зала. Не рекомендуется планирование размещения и выкладки осуществлять в центральных офисах предприятий, так как именно специалисты торговой организации могут предусмотреть и учесть знания потребностей покупателей и другие особенности обслуживания.
Привлечению покупателей к специальным выкладкам могут способствовать следующие факторы:
- движение;
- цвет;
- массовость;
- световые эффекты;
- нестандартные подходы;
- дегустации образцов;
- указатели,
объявления и рекламные
Выделяют три вида специальной выкладки:
- массовые выкладки товаров;
- многотоварные выкладки;
- выкладки товаров «навалом».
Массовые выкладки применяют в основном для товаров повседневного спроса и товаров, пользующихся повышенным спросом. Они обеспечивают быстрый оборот этих товаров и основаны на привлечении внимания к товарам, выставленным в больших количествах. Массовую выкладку часто используют для представления товаров по ценам, способствующим увеличению потока покупателей. При этом товары выкладываются, как правило, в прозрачных упаковках в лотках на поддонах. Такие выкладки не должны иметь подавляющего характера.
Многотоварные выкладки предполагают размещение рядом друг с другом нескольких различных товаров как связанных между собой, так и не имеющих ничего общего. Так, к примеру, на поддонах рядом размещены соки разных производителей. Изучение практики менеджмента выкладки товаров показало, что если однотоварные выкладки увеличивают объемы продаж в 5 раз по сравнению с продажами товаров с полок островных и пристенных горок, то многотоварные выкладки - в 10 или более раз.
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания
Качественные показатели состояния розничной торговой сети Гомельского райпо приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Качественные показатели состояния розничной торговой сети Гомельского райпо за 2012 год.
Показатели |
Ед. изм. |
Значение показателей | |
Обеспеченность торговой площадью на 1000 жителей |
Ед. |
4,75 | |
Коэффициент плотности торговой сети по числу розничных торговых предприятий (магазинов) |
- |
0,44 | |
Коэффициент плотности торговой сети относительной территории |
- |
2,5 | |
Обратный коэффициент плотности торговой сети по торговой площади |
- |
0,4 | |
Обратный коэффициент плотности торговой сети по числу розничных торговых предприятий |
- |
2,27 | |
Уровень специализации |
- |
0,5 | |
Средний размер магазина по торговой площади |
М2 |
76,9 | |
Средний радиус действия магазинов |
Км2 |
3,1 | |
Наличие электронного оборудования |
Ед. |
2122 |
Источник: Таблица – собственная разработка
Таким образом, Гомельское райпо обеспечивает жителей зоны обслуживания достаточным числом магазинов и торговой площади.
В таблице 3.8 приведены данные о работе автомагазинов Гомельского райпо.
Таблица 3.8 – Показатели работы автомагазинов и лавок на дому Гомельского райпо на 01.01.2012 г.
Автомагази ны и лавки на дому |
Количество обслуживаемых населённых пунктов |
Числен ность обслуживаемого населения, чел. |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
Количество разновидностей по ассортиментному перечню | |
За 2012 год |
В том числе среднемесячный | ||||
2 |
12 |
8250 |
213,0 |
17,75 |
54 |
Источник: Таблица – собственная разработка
Таким образом, 2 автомагазина обслуживают население 12 населённых пунктов с численностью населения 8250 человек
В магазине № 6 Гомельского филиала Гомельского райпо эффективное функционирование организации достигается за счет рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности.
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.
Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания устанавливается следующее.
Ежедневная работа с нормальной продолжительностью рабочего времени (40 ч в неделю).
Начало работы - 09:00.
Перерыв - с 13:00 до 14:00.
Окончание работы - 18:00.
Магазин работает без выходных.
Любое отсутствие на рабочем месте, кроме случаев непреодолимой силы, допускается только с предварительного разрешения руководства персоналом.
Отсутствие на рабочем
месте без разрешения считается
неправомерным. В случае повторения
неправомерного отсутствия на рабочем
месте применяются
Продолжительность работы при сменном режиме, в т.ч. время начала и окончания ежедневной работы и перерыва для отдыха и приема пищи, определяется графиками сменности, утверждаемыми Работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета с соблюдением установленной законодательством продолжительности рабочего времени за месяц или другой учетный период.