Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Примечание: Источник – собственная разработка
Оценивая показатели розничной торговой сети Гомельского райпо, можно отметить, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом, количество магазинов не изменилось, с общей торговой площадью 10006,2 кв. м., том числе в сельской местности 9714,8 кв. м. по торговой площади.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество магазинов снизилось на 2 торговых объекта и при снижении торговой площади на 76,1 кв. м. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция снижения розничной торговой сети. Это связано с тем, что часть торговых площадей Гомельское райпо арендовало, в связи с ростом арендной платы, руководством организации было принято решение сократить количество магазинов.
Для эффективной деятельности торговой организации необходимо развитие торговой сети. Проанализируем структуру розничной торговой сети Гомельского райпо за 2010 – 2012 гг. (табл. 3.2).
Таблица 3.2– Структура розничной торговой сети Гомельского райпо за 2010-2012 гг.
Виды торговых объектов |
Годы |
Отклонение (+/-) | ||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 от 2011 |
2012 от 2010 | ||||||
единиц |
торговая площадь м² |
единиц |
торговая площадь м² |
единиц |
торговая площадь м² |
по количеству, ед. |
по торговой площади, м² |
по количеству, ед. |
по торговой площади, м² | |
Всего торговых объектов |
130 |
10004,5 |
132 |
9928,4 |
130 |
10006,2 |
2 |
-76,1 |
-2 |
77,8 |
в том числе: |
0 |
0 | ||||||||
продовольственные |
27 |
2036,7 |
26 |
1927 |
27 |
2036,7 |
-1 |
-109,7 |
1 |
109,7 |
Непродовольственн. |
25 |
2219,7 |
25 |
2194 |
25 |
2219,7 |
0 |
-25,7 |
0 |
25,7 |
смешанные |
78 |
5749,8 |
81 |
5808 |
78 |
5749,8 |
3 |
58,2 |
-3 |
-58,2 |
Передвижная торговля |
8 |
- |
7 |
- |
8 |
- |
-1 |
- |
1 |
- |
Примечание: Источник – собственная разработка
Таким образом, численность торговых объектов снизилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2 ед., при неизменном количестве по отношению к 2010 году.
При этом в структуре торговых объектов преобладают смешанные. В целом следует отметь, что количество и площадь торговых объектов в магазинах снизилась в 2011 году, но вернулась к уровню 2010 года в 2012 году.
3.2 Развитие розничного товарооборота
В таблице 3.3 приведены данные о динамике розничного товарооборота Гомельского райпо за 2011-2012.
Таблица 3.3 – Динамика розничного товарооборота Гомельского райпо за 2011-2012 гг, млн. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
Отклонение, +/-, млн. руб. |
Темп роста, % |
Розничный товарооборот, всего |
126057 |
222412 |
96355 |
176,43 |
в том числе по товарным группам: |
||||
пищевые продукты, напитки и табачные изделия |
99910 |
178811 |
78901 |
178,97 |
непродовольственные товары |
26147 |
43601 |
17454 |
166,75 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании ПРИЛОЖЕНИЯ
Из данных таблицы 3.3 следует, что в розничном товарообороте Гомельского райпо преобладают продовольственные товары, при этом оборот по продовольственным товарам растёт более быстрыми темпами, чем товарооборот непродовольственных товаров.
В таблице 3.4 проанализировано состояние товарных запасов Гомельского райпо.
Таблица 3.4 – Состояние товарных запасов за 2011-2012 гг.
Наименование товарных групп и товаров |
2011 |
2012 |
Отклонение | |||
В сумме, млн. р. |
В днях |
В сумме, млн. б. |
В днях |
В сумме, млн. р. |
В днях | |
Мясо и птица |
480,80 |
9 |
982,2 |
10 |
501,4 |
1 |
Колбасные изделия и копчености |
132,30 |
7 |
134,5 |
7 |
2,2 |
0 |
Рыба и морепродукты пищевые |
361,70 |
12 |
495,7 |
13 |
134 |
1 |
Сельди |
33,50 |
4 |
33,50 |
4 |
0 |
0 |
Масло животное |
186,80 |
8 |
186,80 |
8 |
0 |
0 |
Масло растительное |
21,70 |
3 |
21,70 |
3 |
0 |
0 |
Маргариновая продукция |
31,10 |
2 |
31,10 |
2 |
0 |
0 |
Майонезная продукция |
161,60 |
5 |
161,6 |
5 |
0 |
0 |
Молоко и молочная продукция |
61,40 |
4 |
387,2 |
7 |
325,8 |
3 |
Сыр |
76,50 |
8 |
76,5 |
8 |
0 |
0 |
Консервы мясные |
123,20 |
9 |
123,2 |
9 |
0 |
0 |
Консервы рыбные |
229,20 |
11 |
229,2 |
11 |
0 |
0 |
Консервы овощные |
181,70 |
12 |
181,7 |
12 |
0 |
0 |
Консервы фруктово-ягодные |
24,70 |
4 |
24,7 |
4 |
0 |
0 |
Яйца и яйцепродукты |
278,60 |
9 |
34,8 |
5 |
-243,8 |
-4 |
Сахар |
1735,90 |
11 |
236,7 |
3 |
-1499,2 |
-8 |
Кондитерские изделия |
87,20 |
3 |
701,6 |
5 |
614,4 |
2 |
Чай и кофе |
85,20 |
4 |
424,9 |
6 |
339,7 |
2 |
Соль |
13,20 |
3 |
31,7 |
4 |
18,5 |
1 |
Мука |
43,30 |
5 |
68,4 |
5 |
25,1 |
0 |
Продолжение таблицы 3.4
Хлеб и хлебобулочные изделия |
31,60 |
2 |
330,2 |
7 |
298,6 |
5 |
Крупа и бобовые |
414,50 |
5 |
414,5 |
5 |
0 |
0 |
Макаронные изделия |
92,20 |
6 |
141,5 |
7 |
49,3 |
1 |
Картофель |
72,10 |
7 |
72,1 |
7 |
0 |
0 |
Овощи |
44,60 |
3 |
58,2 |
3 |
13,6 |
0 |
Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни |
116,30 |
5 |
84,6 |
4 |
-31,7 |
-1 |
Водка и ликеро - водочные изд. |
867,80 |
7 |
702,1 |
6 |
-165,7 |
-1 |
Вино |
433,70 |
6 |
570,4 |
7 |
136,7 |
1 |
Коньяк (вкл. коньячные напитки и бренди) |
159,20 |
5 |
110,2 |
4 |
-49 |
-1 |
Вина игристые, включая шампанское (кроме безалкогольных) |
72,80 |
4 |
303,7 |
6 |
230,9 |
2 |
Пиво (кроме безалкогольного) |
165,80 |
6 |
252,1 |
7 |
86,3 |
1 |
Безалкогольные напитки |
192,40 |
8 |
213,8 |
9 |
21,4 |
1 |
Мороженое |
27,70 |
4 |
27,7 |
4 |
0 |
0 |
Другие продовольств. товары |
226,10 |
6 |
437,2 |
7 |
211,1 |
1 |
Итого продовольствен. товаров |
7 266,40 |
13 |
13299,2 |
14 |
6032,8 |
1 |
Примечание: Источник - собственная разработка на основании ПРИЛОЖЕНИЙ
Из данных таблицы 3.4 следует, что в целом товарные запасы увеличились по сравнению с базисным периодом на 6032,8 млн. руб. Снижение запасов наблюдалось по товарам: яйца и яйцепродукты (-243,8 млн. руб.), сахар (- 1499,2 млн. руб.), плоды, ягоды (-31,7 млн. руб.), водка и ликёро-водочные изделия (- 165,7 млн. руб.), коньяк (-49 млн. руб.).
Отклонения в запасах товаров в днях незначительны по всем товарам за исключением сахара, запасы которого снизились на 8 дней.
3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием
Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения — магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг. Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов. Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические.
К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (транзакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение таким образом неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.
С другой стороны, конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос.
При поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.
Формирование ассортимента продовольственных товаров в Гомельском райпо осуществляется по определенным этапам:
1 Определяется
ассортиментный профиль продово
2 Установление структуры ассортимента (основных групп) продовольственных товаров с учетом типоразмера секции. На этом этапе устанавливаются количественные соотношения отдельных видов продовольственных товаров.
3 Подбор внутригруппового
ассортимента по отличительным
признакам с привязкой его
к конкретной торговой площади.
4 Завершаются эти этапы разработкой конкретного перечня реализуемых продовольственных товаров.
Количество товарных групп, видов и насыщенность ассортимента представлена в таблице 2.5.
Таблица 3.5- Широта и глубина ассортиментов продовольственных товаров магазина «ТПС №6» Гомельского райпотребобщества на 2012 г.
Отдел |
Количество товарных групп |
Количество ассортиментных позиций |
Насыщенность ассортимента |
Молочный |
11 |
45 |
45 |
Мясной |
12 |
43 |
43 |
Рыбный |
4 |
20 |
20 |
Хлебобулочные и кондитерские изделия |
13 |
88 |
88 |
Бакалея |
31 |
195 |
195 |
Овощи и фрукты |
4 |
5 |
5 |
Источник: Таблица – собственная разработка
Таким образом, наибольшую широту и глубину имеет ассортимент бакалейных товаров, хлебобулочных и кондитерских изделий. Наименьшая широта и глубина ассортимента в отделе овощей и фруктов.