Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность качества обслуживания покупателей и предложить пути его повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, содержание и значение качества обслуживания покупателей;
— осветить организационно-экономическую характеристику Гомельскому райпо;
— рассмотреть вопрос формирования и регулирования ассортимента товаров в Гомельском райпо;
— обозначить пути повышения качества обслуживания покупателей. Объектом исследования является Гомельское райпо

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации
и приоритетные направления ее развития…………………………………………5
1.2. Культура торговли и ее составляющие………………………………………12
2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЙОНА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………21
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………...30
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю………………………………………………………………………...30
3.2 Развитие розничного товарооборота………………………………………….33
3.3 Формирование ассортимента и контроль за ее состоянием…………………35
3.4 Организация продажи товаров и обслуживания покупателей………………39
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания…………………………...41
4 ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………45
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

384-65-59-дор-2.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Примечание: Источник – собственная разработка

 

 

Оценивая показатели розничной торговой сети Гомельского райпо, можно отметить, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом, количество магазинов не изменилось, с общей торговой площадью 10006,2 кв. м., том числе в сельской местности 9714,8  кв. м. по торговой площади.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество магазинов снизилось на 2 торговых объекта и при снижении торговой площади на 76,1 кв. м.  Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция снижения розничной торговой сети. Это связано с тем, что часть торговых площадей Гомельское райпо арендовало, в связи с ростом арендной платы, руководством организации было принято решение сократить количество магазинов.

Для эффективной  деятельности торговой организации  необходимо развитие торговой сети. Проанализируем структуру розничной торговой сети Гомельского райпо за 2010 – 2012 гг. (табл. 3.2).

Таблица 3.2– Структура  розничной торговой сети Гомельского райпо  за 2010-2012 гг.

 

Виды торговых объектов

Годы

Отклонение (+/-)

2010

2011

2012

2012 от 2011

2012 от 2010

единиц

торговая площадь м²

единиц

торговая площадь м²

единиц

торговая площадь м²

по количеству, ед.

по торговой площади, м²

по количеству, ед.

по торговой площади, м²

Всего торговых объектов

130

10004,5

132

9928,4

130

10006,2

2

-76,1

-2

77,8

в том числе:

             

0

 

0

продовольственные

27

2036,7

26

1927

27

2036,7

-1

-109,7

1

109,7

Непродовольственн.

25

2219,7

25

2194

25

2219,7

0

-25,7

0

25,7

смешанные

78

5749,8

81

5808

78

5749,8

3

58,2

-3

-58,2

Передвижная торговля

8

-

7

-

8

-

-1

-

1

-


 

Примечание: Источник – собственная разработка

 

Таким образом, численность торговых объектов снизилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2 ед., при неизменном количестве по отношению к 2010 году.

При этом в структуре торговых объектов преобладают смешанные. В целом следует отметь, что количество и площадь торговых объектов в магазинах снизилась в 2011 году, но вернулась к уровню 2010 года в 2012 году.

 

 

 

 

 

3.2 Развитие  розничного товарооборота

 

В таблице 3.3 приведены  данные о динамике розничного товарооборота  Гомельского райпо за 2011-2012.

 

Таблица 3.3 – Динамика розничного товарооборота Гомельского райпо за 2011-2012 гг, млн. руб.

Показатель

2011

2012

Отклонение, +/-, млн. руб.

Темп роста, %

Розничный товарооборот, всего

126057

222412

96355

176,43

в том числе по товарным группам:

       

пищевые продукты, напитки  и табачные изделия

99910

178811

78901

178,97

непродовольственные товары

26147

43601

17454

166,75


Примечание  - Источник: собственная разработка на основании ПРИЛОЖЕНИЯ

Из данных таблицы 3.3 следует, что в розничном товарообороте  Гомельского райпо преобладают  продовольственные товары, при этом оборот по продовольственным товарам растёт более быстрыми темпами, чем товарооборот непродовольственных товаров.

В таблице 3.4 проанализировано состояние товарных запасов Гомельского  райпо.

Таблица 3.4 – Состояние товарных запасов за 2011-2012 гг.

 

Наименование товарных групп и товаров

2011

2012

Отклонение

В сумме, млн. р.

В днях

В сумме, млн. б.

В днях

В сумме, млн. р.

В днях

Мясо и птица 

480,80

9

982,2

10

501,4

1

Колбасные изделия и  копчености

132,30

7

134,5

7

2,2

0

Рыба и морепродукты пищевые

361,70

12

495,7

13

134

1

Сельди

33,50

4

33,50

4

0

0

Масло животное

186,80

8

186,80

8

0

0

Масло растительное

21,70

3

21,70

3

0

0

Маргариновая продукция

31,10

2

31,10

2

0

0

Майонезная продукция

161,60

5

161,6

5

0

0

Молоко и молочная продукция

61,40

4

387,2

7

325,8

3

Сыр

76,50

8

76,5

8

0

0

Консервы мясные

123,20

9

123,2

9

0

0

Консервы рыбные

229,20

11

229,2

11

0

0

Консервы овощные

181,70

12

181,7

12

0

0

Консервы фруктово-ягодные

24,70

4

24,7

4

0

0

Яйца и яйцепродукты

278,60

9

34,8

5

-243,8

-4

Сахар

1735,90

11

236,7

3

-1499,2

-8

Кондитерские изделия

87,20

3

701,6

5

614,4

2

Чай и кофе

85,20

4

424,9

6

339,7

2

Соль

13,20

3

31,7

4

18,5

1

Мука

43,30

5

68,4

5

25,1

0


Продолжение таблицы 3.4

Хлеб и хлебобулочные  изделия

31,60

2

330,2

7

298,6

5

Крупа и бобовые

414,50

5

414,5

5

0

0

Макаронные изделия

92,20

6

141,5

7

49,3

1

Картофель

72,10

7

72,1

7

0

0

Овощи

44,60

3

58,2

3

13,6

0

Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни

116,30

5

84,6

4

-31,7

-1

Водка и ликеро - водочные изд.

867,80

7

702,1

6

-165,7

-1

Вино

433,70

6

570,4

7

136,7

1

Коньяк (вкл. коньячные  напитки и бренди)

159,20

5

110,2

4

-49

-1

Вина игристые, включая  шампанское (кроме безалкогольных)

72,80

4

303,7

6

230,9

2

Пиво (кроме безалкогольного)

165,80

6

252,1

7

86,3

1

Безалкогольные напитки

192,40

8

213,8

9

21,4

1

Мороженое

27,70

4

27,7

4

0

0

Другие продовольств. товары

226,10

6

437,2

7

211,1

1

Итого продовольствен. товаров

7 266,40

13

13299,2

14

6032,8

1


Примечание: Источник - собственная разработка на основании  ПРИЛОЖЕНИЙ

Из данных таблицы 3.4 следует, что в целом товарные запасы увеличились по сравнению с базисным периодом на 6032,8 млн. руб. Снижение запасов наблюдалось по товарам: яйца и яйцепродукты  (-243,8 млн. руб.), сахар (- 1499,2 млн. руб.), плоды, ягоды (-31,7 млн. руб.), водка и ликёро-водочные изделия  (- 165,7 млн. руб.), коньяк (-49 млн. руб.).

Отклонения  в запасах товаров в днях незначительны  по всем товарам за исключением сахара, запасы которого снизились на 8 дней.

 

 

3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием

 

 

Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления.  В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения — магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг. Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.  Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические.

К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи.  Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (транзакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение таким образом неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

С другой стороны, конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос.

При поддержании  ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.

Формирование ассортимента продовольственных товаров в Гомельском райпо осуществляется по определенным этапам:

1 Определяется  ассортиментный профиль продовольственных товаров и направление специализации отдела или секции с учетом специализации уже существующих торговых объектов в пределах зоны действия Гомельского райпо.

2 Установление  структуры ассортимента (основных  групп) продовольственных товаров с учетом типоразмера секции. На этом этапе устанавливаются количественные соотношения отдельных видов продовольственных товаров.

3 Подбор внутригруппового  ассортимента по отличительным  признакам с привязкой его  к конкретной торговой площади.  Этот этап самый трудный, так  как он означает не только  определение ассортиментной позиции,  но и места её расположения. 

4 Завершаются эти этапы разработкой конкретного перечня реализуемых  продовольственных товаров.

Количество  товарных групп, видов и насыщенность ассортимента представлена в таблице 2.5.

 

Таблица 3.5- Широта и глубина ассортиментов продовольственных товаров магазина «ТПС №6» Гомельского райпотребобщества на 2012 г.

Отдел

Количество товарных групп

Количество ассортиментных позиций

Насыщенность ассортимента

Молочный

11

45

45

Мясной

12

43

43

Рыбный

4

20

20

Хлебобулочные и кондитерские изделия

13

88

88

Бакалея

31

195

195

Овощи и фрукты

4

5

5


Источник: Таблица  – собственная разработка

 

Таким образом, наибольшую широту и глубину имеет  ассортимент бакалейных товаров, хлебобулочных и кондитерских изделий. Наименьшая широта и глубина ассортимента в отделе овощей и фруктов.

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения по материалам Гомельского райпо