Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:13, шпаргалка
Вопрос 1. Понятие массовой информации. Особенности и элементы массовой информации. Основные подходы к исследованию массовой информации.
Понятие массовой информации.Массовая Информация"предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".Особенности и элементы массовой информации.Массовая информация удовлетворяет потребность современного общества в формировании массового сознанияСуществует два слоя массовой информации: спонтанный - порождают сами массы,
Формирование и специфика массовых настроений в политике, религии и в моде В политике
Массовые настроения в политике — это особые психические состояния; однородная для большого количества людей субъективная сигнальная реакция, переживания комфорта или дискомфорта. развития настроений обычно включает четыре основных этапа. Первый этап — начало развития настроений, уже называвшееся брожение, характеризуется еще достаточно смутным беспокойством, ощущением социально-политического дискомфорта. Второй этап, обычно называемый поворотом, в ходе которого происходит качественное изменение психического состояния масс. На этой стадии возникают собственно политические настроения, пока еще не обязательно носящие массовый характер.3 этап, часто обозначаемый как подъем. Оно способно вызывать конкретные политические действия, в которых участвуют массы. Четвертый этап, иногда образно именуемый отливом, как правило, возникает в результате разрешения настроений и удовлетворения, в той или иной мере, реально или иллюзорно, основных притязаний, вызвавших данное настроение.
В религии Принято выделять пять основных социально-психологических функций религии. Основной функцией является интегрирующая функция. Практически все исследователи считали именно религию средством достижения «единства», «объединения», «систематизации», «координации» и, наконец, «интеграции». Религия сплачивает индивидов в массы верующих. Коммуникативная функция религии — это своеобразный компенсаторный механизм по отношению к свойственному современному обществу феномену массового отчуждения. Это же связано с проявлениями еще одной, компенсаторной функции религии - иллюзорное восполнение неспособности людей на определенных этапах развития управлять своими собственными общественными отношениями. Мировоззренческая функция. Регулятивая функция - последняя проявляется в том, что религия реально регулирует поведение людей в обществе, создает и поддерживает систему норм и правил жизни.
В моде Мода — это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о «модности» и «немодности». В основе массовой моды лежит психологический феномен подражания. За нем стоит подражание чему-то уже существующему и признанному модным. Соответственно, первое звено общего механизма — создание нового, его демонстрация и пропаганда. Психологически массовая мода — это подражание тем, кого люди считают представителями референтной для себя группы.
Массовая мода выполняет пять основных социально-психологических функций. «массовизирует» человеческую психику, заставляя индивида быть таким же, как масса ему подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно же регулирует его эмоциональные состояния. Мода приобщает людей к новому, выполняя инновационную функцию,способствует самоутверждению личности.
Заражение, подражание и внушение как механизмы массового воздействия.
Люди сплачиваются в массы под влиянием психологических феноменов заражения, подражания, внушения и переубеждения.
Наиболее часто при объяснении массового поведения говорят о заражении. Имеется в виду, что эмоционально возбужденная масса заражает новых индивидов, включая их в себя даже независимо от их желаний.
Вторым по степени участия в формировании массы считается феномен внушения. Воздействуя на человека вербальными или невербальными средствами, у него можно вызвать определенные состояния. Внушающее воздействие оказывает как сама масса, так и внешние обстоятельства, способствующие ее. Для успешного воздействия нужен лидер - «вожак» массы. Наиболее эффективно внушение в так называемых «искусственных» массах — типа армии, где младший по званию воспитан в духе обязательного исполнения приказа начальника.
Наиболее общим психологическим явлением является феномен подражания.Основа подражания — следование какому-либо примеру, образцу.Самостоятельное, творческое, инновационное поведение занимает сравнительно малую часть времени. Большая часть нашей жизни состоит из достаточно стандартных, автоматизированных нормативных действий, которые мы совершаем по воспринятым когда-то от кого-то образцам
Место стереотипа, установки, влияния окружения, прошлого коммуникативного опыта в механизме осуществления функций СМК
Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния — это установки и стереотипы.
Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея
В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).
Более сложную структуру по сравнению с установкой имеет стереотип. Стереотипы —(думать или делать все так как думает и делает большинство*как принято и так далее и тому подобное) устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружающих предметов или явлений. Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ. Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения. Виды:1. Стереотипы реагирования(Победа - радостное возбуждение, Поражение – уныние) 2. Стереотипы восприятия и оценки3. Стереотипы мышления
Установки и стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира, как отдельного человека, так и больших социальных и культурных общностей.
Влияние слухов и сплетен на массовое сознание
Слухи — это особые виды искажения любой информации, придающие ей особенности.Обычно слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальному для людей вопросу. Слухи это 1.известие, новость, сообщение, информация.,2.сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее.3.с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. 4.они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп). Этот способ передачи информации имеет тысячелетнюю историю и, несмотря на развитие технических средств коммуникации. Слухи делятся на два вида: стихийно возникшие и искусственно созданные. Вторые гораздо моложе, в. Их создатели - специально подготовленные сотрудники, которые учитывают ряд факторов, прежде чем выпустить в свет свое "детище".
Вопрос № 48. Виды массовой коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью; социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Особенности печатных, радио и электронных СМК
Пресса -изобразительный элемент печати – слово и фотоиллюстрации. 1) процесс чтения требует большого интеллектуального напряжения, активизирует работу мозга. 2)читатель имеет возможность оторваться от газетной страницы, в случае сомнения сравнить ее с имеющимся материалом, значит меньшие возможности для манипуляции сознанием читателя.
Основное
место в системе периодических
изданий занимают газеты.
Радио - это массовое аудиальное СМИ. Радио- преимущества оперативность, доступностью для самых широких слоев, техническоя простота и дешевизной. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка, обеспечивают так называемый «эффект присутствия» позволяют прослушивать радио в «фоновом» режиме, занимаясь при этом повседневными делами.
Телевидение - это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.Для зрителя, наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» -- больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Зритель знает, что передачу одновременно с ним смотрят миллионы людей, и тем не менее воспринимает выступление с телеэкрана как обращенное непосредственно к нему. Интернет. Все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории - собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Эта классификация, как правило, не вызывает споров и недопонимания, хотя здесь бывают противоречия и недоразумения. Так, отнюдь не всегда сетевое издание с названием, аналогичным названию печатного, представляет в Сети своего собрата.
Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. Вербальная коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельно-сти с помощью различных знаковых способов, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.
Невербальная коммуникация (общение) — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Вопрос № 49. Обзор теорий коммуникаций. Социологические и психологические модели коммуникации. Двуступенчатая модель коммуникации, спираль молчания, диффузная теория, структура новости, метафора. Модели аргументирующей коммуникации, имиджевой коммуникации.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
Разрабатывался в основном в 60-е годы социальным психологом Альбертом Бандурой и его коллегами. Мы усваиваем модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает здесь значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения.
ТЕОРИЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ
Этот подход исследует то, как многократное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности.Очевидно, эта унификация осуществляется посредством процесса конструирования, когда зрители узнают «факты» о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Например, люди, которые часто смотрят телепередачи с элементами насилия, считают, что мир более жесток («синдром плохого мира»), чем это имеет место на самом деле.
ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ- СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем. Мейровиц и Поустмен утверждают, что в век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Таким образом, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые – похожими на детей.
ТЕОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлетворение он от них получает. Например, фильм ужасов произведет одно впечатление на человека, глубоко сопереживающего жертве, и совершенно иное – на зрителя, получающего лишь поверхностное удовольствие от напряженной интриги фильма.
Социологические и психологические модели коммуникации.
Двухступенчатая модель коммуникации (Поль Лазарсфельд)
На новое представление роли масс-медиа обратили внимание после анализа воздействия сразу после получения сообщений и через две недели после. К удивлению исследователей воздействие полученного сообщения через две недели не упало, а возросло, хотя все должно было быть наоборот. Оказалось, что возрастание влияние было связано с обсуждением этих проблем получателями информации с теми, кто получил наименование "лидеров мнения". Так, из одноступенчатой модели коммуникации (СМИ - получатели) возникла двухступенчатая (СМИ - лидеры мнений - получатели). Если на первом этапе главным моментом становится передача информации, то на втором в действие вступает передача влияния.