Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
Эстетические принципы
В те же годы идеи социально ориентированной архитектурной деятельности начинают реализовываться и в западных странах. В наибольшем объёме они были осуществлены несмотря на тяжелый послевоенный экономический
кризис в Германии периода Веймарской республики - В. Гропиусом, Б. Таутом, Г. Майером. Центром, объединяющим деятельность этих архитекторов, служила художественно-промышленная школа "Баухауз" в Веймаре /с 1925г. - в Дeccay/. Она была ориентирована на рационалистическое и гуманистическое решение жилищной проблемы, и овладение языком и возможностями индустриальной техники в архитектуре и прикладном искусстве. Не случайно выставка работ Баухауза в 1922 г. проходила под девизом "Искусство и техника - новое единство".
Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит".
В Германии 1920-х гг. были организованы жилищные товарищества, которые осуществляли по проектам архитекторов Баухауза застройку жилых комплексов для рабочих и других мало обеспеченных групп населения в ряде крупных городов. К наиболее известным из этих комплексов относятся в Берлине - Симменсштадт /арх. В. Гропиус/, Нейекёльн /арх. Б. Таут/, Бритц /Б. Таут и М. Вагнер/, "Хижина дяди Тома" /Б. Таут и Г. Хёринг/, во Франкфурте -на -Майне - комплексы Праунхайм и Роммерсштадт /Э. Май/, в Карлсруэ - комплекс Даммершток /В. Гропиус/. Формирование квартирного фонда в этих комплексах осуществлялось по принципу социальной справедливости: "Одинаковое жилище - одинаковым людям".
Объёмно-планировочная структура 2- 4- этажных жилых домов в этих комплексах была блокированной с небольшими приквартирными земельными участками или секционной; система застройки - открытой, по преимуществу строчной. В 1922 г. сходные схемы застройки предложены Л. Весниным в проектах жилых комплексов для Шатуры и Подольска.
В завершенном виде, но применительно к застройке города в целом, идеи архитекторов современного движения были отражены в градостроительном манифесте, принятом в 1933г. конгрессом CIAM в Афинах. Манифест вошел в историю архитектуры под названием "Афинская хартия" Его текст был написан Ле Корбюзье и основывался на результатах ранее проведенного изучения и анализа опыта планировки и застройки 33 крупнейших городов мира. Манифест послужил основой для радикального пересмотра принципов традиционного градостроительства в исторически изменившихся условиях функционирования крупных городов - резкого увеличения населения, автотранспорта и насыщения промышленными предприятиями. "Хартия" провозгласила расширение принципов функционального проектирования от здания или комплекса зданий на город в целом, исходя из его четырёх основных параметров - работа, жилище, отдых, транспорт. Соответственно градостроительство предлагалось подчинить следующим постулатам:
-подчинение структуры города
в целом принципу
-согласование структуры плана
города с требованиями
-оздоровление городского
Реализация принципов "Афинской хартии" привела к регламентации озеленения жилых территорий, отказу от замкнутой квартальной застройки с "дворами-колодцами", переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий. Последнее обстоятельство способствовало в свою очередь распространению строчной системы застройки.
Выше говорилось, что сложившееся к концу Х1Х в. типологическое разнообразие зданий и изменение эстетических критериев сделали неприемлемым "одевание" здания нового назначения в исторические формы. Применение классических форм к 1920-м гг. стало восприниматься как неприемлемое не только эстетически, но и этически, как искажение правды явления. Однако, отринув старый универсальный архитектурный язык, следовало создать новый, равноценный ему эстетический эквивалент, "чтобы улица не корчилась безъязыкая".
Главным достижением функционализма в области эстетики стало преодоление канонизированных композиционных стереотипов, ограничения свободы компоновки пространств и объёмов зданий законами симметрии, и активное внедрение не симметрии и асимметрии, характерное выявление функции во внешней структуре здания, ориентация на тектоническую трактовку несущих конструкций.
Свободная компоновка объёмов зданий согласно их функции сопровождалась стремлением к простоте и геометричности каждого из объёмов при тяготении к идеальным формам куба, цилиндра, шара.
Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, ранний функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон. Таким образом, ведущими эстетическими постулатами модернизма становились:
- геометризм /" архитектура прямого угла"/;
- антидекоративизм /" Орнамент - это преступление" - называется книга идейного предтечи модернизма - А. Лооса/;
- эстетика механически
Весьма сдержанно относился модернизм и к введению цвета в архитектуру. Объекты раннего функционализма обычно монохромны - либо серый бетонный колорит, либо "белый, купающийся в солнечных лучах".
Естественно, не все мастера модернизма разделяли эти принципы. Я. Чернихов писал в 1930 г.: "Функциональность, рациональность, целевая установка, конструктивность и целесообразность суть понятия в высшей степени необходимые в известные моменты их применения, но замена понятия красоты этими понятиями - не возможна".
Ориентация на изделия заводского производства, унификацию, типизацию, эстетический потенциал сборного строительства была не случайной и определялась не только присущим ХХ в. техницизмом, но и требованиями экономической целесообразности при массовом восстановлении жилищного фонда после Первой мировой войны.
Унифицированность облика и геометризм заводских изделий расценивались мастерами новой архитектуры как эстетическое средство гармонизации и обеспечения художественного единства застройки, приходящее на смену академизму. Ле Корбюзье в 1923 г. писал: "Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу...Надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии.."
Колоссальное влияние на формирование композиционных приёмов в архитектуре Современного движения оказали опубликованные Ле Корбюзье в его книге "Лучезарный город" пять принципов проектирования зданий:
- на открытых столбах, отрывающих здание от грунтовой сырости;
- с совмещённой плоской железобетонной крышей-садом, предоставляющей жителям дополнительную рекреационную территорию;
- со свободной планировкой
- с ленточными окнами, повышающими освещённость помещений;
- со свободной композицией
Четкость и рецептурный характер этих композиционных положений способствовали их повсеместному распространению, и в течение нескольких десятилетий "пять принципов Ле Корбюзье" вошли в архитектурную практику не менее широко, чем "Правила пяти ордеров архитектуры" Д. Виньолы /1562 г./ за предшествующие четыре столетия.
Сложилась парадоксальная ситуация: отрицая в принципе нормативность классических архитектурных форм, в реальной практике функционализм привёл к достаточно единообразной и по существу рецептурной художественной форме.
Умышленное ограничение выразительных средств со временем могло бы привести эстетику этой школы к обесцениванию, либо было бы преодолено в процессе поступательного развития. Однако это не произошло. В Европе развитие функционализма было прервано экономическим кризисом, в СССР -директивной сменой эстетических установок. Формирующиеся тоталитарные режимы для укрепления своего престижа нуждались в совсем другом архитектурном языке /преимущественно неоклассицистическом/.
Однако, объяснение кризиса функционализма в начале 1930-х гг. только экономическими и политическими причинами страдает неполнотой. Действительно, в искусствоведческой литературе сложилось устойчивое суждение о неоклассицизме 1930-х гг. как о стиле, присущем исключительно тоталитарным государствам, использовавшим его для самоутверждения.
Это мнение справедливо только отчасти. Послевоенный авангард 20- х. гг.: внедрялся в самой демократичной отрасли архитектурной деятельности - массовом жилищном строительстве по преимуществу. Функциональные запросы и требования экономичности здесь удачно совпали с эстетическими установками авангарда на аскетичность выразительных средств и антидекоративизм.
В начале 1930-х гг. возникла необходимость возведения ряда крупных общественных зданий. Абстрактные геометричные формы функционализма были в силу их малой коммуникативности мало пригодны для возведения таких зданий, имеющих ответственную идеологическую программу. Кроме того, индустриальные конструкции, на которые ориентировался модернизм, переживали стадию становления, и не обладали ещё той совершенной холодной элегантностью, которая придаёт абстрактным формам эстетические качества. Такого уровня они достигнут лишь десятилетия спустя.
Поэтому модернисты проигрывают на всех международных конкурсах на крупные общественные здания независимо от политических /демократических или тоталитарных/ установок заказчиков, например, в конкурсах на Дворец Лиги Наций в Женеве или Дворец Советов в Москве. Они проигрывают мастерам, исповедующим /в умеренной степени/ традиционные ценности классицизма.
В то же время неоклассицизм 1930-х гг. будет отличаться от неоклассицизма 1890-1910-х гг. существенным обобщением и упрощением классических форм, в чём безусловно сказывается влияние Современного движения.
Отступление функционализма перед неоклассицизмом затянулось на 10-30 лет /в различных странах по разному/. Это позволяет сделать некоторые выводы, подводящие итоги первому этапу становления функционализма.
Эстетическая оценка функционализма 20-х гг. остаётся нестабильной, резко изменяясь на протяжении десятилетий. Это отчётливо прослеживается на отношении к реконструкции жилых комплексов периода раннего функционализма. Так, в период повторного разочарования в модернизме /конец 60-х - начало 70-х гг./ построенный в 1927 г по проекту Ле Корбюзье посёлок Пуссак был полностью преображён при реконструкции: плоские крыши заменены скатными, ленточные окна замкнутыми, фасады получили многоцветный декор.
Спустя десять лет в Германии при реконструкции объектов раннего функционализма имело место диаметрально противоположное - бережное отношение. Жилые комплексы В. Гропиуса, Б. Таута. Г. Хёринга были тщательно, любовно и документально точно реставрированы и реконструированы.
Если эстетическая оценка вклада раннего модернизма в историю зодчества неоднозначна, дискуссионна и до сих пор изменчива во времени, то его вклад в решение функциональных и социальных задач архитектуры бесспорен. Объективным достижением функционализма стало изменение метода проектирования - переход от эмпирики к научному методу. Он базировался на выявлении и изучении объективных физиологических и функциональных требований человека к окружающей среде - по геометрическим и физическим параметрам: инсоляции, освещённости, температуре, влажности и скорости движения воздуха в помещениях и пр. Существо этого нового подхода к проектированию сформулировано В. Гропиусом: "Что касается вопроса о минимальных требованиях, предъявляемых к жилищу, то они заключаются в элементарном минимуме света, воздуха, жилой площади, которые необходимы человеку, чтобы при полном развитии его жизненных функций жилище не являлось бы тормозом его жизненной деятельности". Проведённые в полном соответствии с этой концепцией многочисленные научные исследования послужили основанием для разработки строительного законодательства и соответствующих государственных норм проектирования. В нормах были регламентированы минимальные гигиенические параметры размеров квартир, освещённости, инсоляции помещений, температуры и влажности воздуха в них, кратности воздухообмена, допустимого уровня шума, требования звукоизоляции, размеры озеленения жилых территорий и т. п. Снижение проектных показателей ниже нормативных не допускалось. Таким образом, был законодательно закреплён достойный уровень проживания для основной массы населения. Это стало бесспорным социальным достижением функционализма
Мировая архитектурная пресса 1970- начала 1980-х гг. была заполнена критикой функционализма /его второго периода-1940-1960-х гг./, фиксацией краха его эстетических концепций, жизнестроительных и этических идей /Р. Бэнэм, Р. Вентури, Ч. Дженкс, Л. Мумфорд, Я. Вуек и др./, но упускала при этом его существенный вклад в мировое зодчество. Благодаря функционализму произошла постановка формирования предметно-пространственной среды зданий и застройки на научную основу по объективным законам биологической и функциональной целесообразности.