Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 22:46, курс лекций
Лекція 2. Сучасна сім’я та особливості взаємодії з педагогом щодо морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
(4 години)
Сучасна українська сім’я, її типи та функції.
Особливості взаємодії сім’ї та педагога з питань морально-духовного виховання дітей дошкільного віку.
Специфіка ставлення батьків до педагога.
Сімейні конфлікти. Їх типи, причини виникнення та шляхи попередження.
Роль сімейних традицій у морально-духовному вихованні дошкільників.
Умови морального розвитку дитини дошкільного віку в сім’ї.
Обе эти концепции носят, безусловно, определяющий характер на формирование эстетических пристрастий японцев в области цвета и фактуры. Вместе с тем, определяя цветовую гамму в японском стиле нельзя не упомянуть о роли цветовых акцентов, умелая расстановка которых на фоне общего нейтрального фона в природных тонах может добавить дополнительное очарование и пикантность. Руководствуясь цветовыми пристрастиями японцев, ставших основой художественной традиции можно выделить такие цвета: красный, синий, фиолетовый, черный и белый, золотой и серебряный.
Дерево и бумага
Как уже можно догадаться, интерьер в японском стиле, прежде всего, определяют "живые", природные материалы. В первую очередь, это, конечно, дерево - оно буквально повсюду. Светлое и темное, гладкое и шероховатое, но, как правило, всегда без видимых следов обработки. Особенно ценятся вечнозеленые породы: хиноки - кипарис, суги - криптомерия, ичии - тис.
Вторым формоопределяющим материалом японского интерьера по праву считается бумага. Ею вместо стекол оклеиваются раздвижные двери-перегородки внутри дома, она же присутствует и на раздвижных окнах снаружи дома. Применяемая в интерьере японская бумага - васи - ценится за желтоватый оттенок и матовую поверхность. В отличии бумаги для каллиграфии васи для интерьера изготавливается в форме рулонов и обладает большей прочностью.
Необработанные деревом и бумагой пространства остаются на долю глиняной штукатурки и природного камня, которому тоже отводится немаловажная роль в создании своеобразного колорита. Особенно уместно камень смотрится в прихожей. Японцы любят делать каменные ступеньки при входе в дом для переобувания. Даже в условиях городской квартиры использование сочетание мелкой гальки и крупных камней, образующих дорожку выглядит очень органично и привлекательно. А уж мелкие каменные скульптуры способны придать ни с чем не сравнимое очарование любому интерьеру.
Невозможно представить себе японский интерьер и без другой его неотъемлемой составляющей - соломенных матов татами. В точном смысле слова, татами - это жесткие, пальца в три толщиной, маты из простеганных соломенных циновок. В японском доме татами используются в основном как половое покрытие, на котором ходят, едят и даже спят. Внутри татами находятся соломенные циновки, а верхний слой представляет собой гладкую плетеную поверхности из травы "игуса". Однако помимо своего прямого назначения татами могут использоваться и в качестве материала для создания импровизированных лежанок, стульев и даже столов.
Еще одним важной составляющей атмосферы японского стиля является бамбук. Чаще всего он используется при отделке потолка, особенно в чайной комнате и изготовлении рулонных штор из соломки - сударэ. Кроме того, в интерьере бамбук нередко можно встретить в виде колоритных мелочей.
Завершает список "японских" материалов металл, применяемый в интерьере, в основном, в виде дополнительных аксессуаров в форме всевозможных накладок и цепочек.
Свет по-японски...
Своеобразная освещенность - еще один формообразующий элемент японского стиля. Игра света на линиях и текстурах комнаты создаёт неповторимую атмосферу уюта и интимности. Волнующая красота японского интерьера рождается, прежде всего, за счет играющих теней, предполагающих грамотную расстановку световых источников. В своем великолепном трактате о тени известный японский писатель Танидзаки Дзюнитиро писал о том, что "традиционные японские специально гостиные устроены таким образом, чтобы солнечный свет проникал в них с трудом. Отраженный свет из сада японцы любят пропускать через раздвижные бумажные рамы, как бы стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал в комнату. Элементом красоты японской гостиной является не что иное, как именно этот профильтрованный неяркий свет."
Любовь к красоте проступающей как бы из глубины теней и неяркого света предопределила и любовь японцев и к своеобразным источникам освещения - бумажным фонарикам АКАРИ и ЧЁЧИН. Свой первый светильник АКАРИ японский дизайнер Исаму НОГУЧИ создал еще в 1950-е годы и с тех пор он триумфально путешествует по миру. В оригинальной версии светильник АКАРИ представляет собой каркас из бамбука, обтянутой традиционной японской рисовой бумагой - васи, внутри которого помещается небольшая свеча или неяркая лампочка. Хорошо знакомый с традиционным светильником из бумаги и дерева ЧЁЧИН, НОГУЧИ предостерегал от использования слишком яркого света внутри него разработанные специально для того, чтобы служить источником мягкого света и создания играющих теней, для воссоздания атмосферы стиля особенно хороши напольные светильники АКАРИ.
Лёгкость и мобильность
Комната в японском стиле имеет ряд конструктивных особенностей, основными достоинствами которых являются простота и мобильность. Неотъемлемыми элементами японской жилой зоны являются соломенные маты - ТАТАМИ и СЕДЗИ - решетчатые деревянные панели, обтянутые полупрозрачной рисовой бумагой. Полупрозрачные или матовые раздвижные перегородки СЕДЗИ и множество переносных элементов позволяют легко менять по своему вкусу не только внутреннее убранство комнаты, но и саму ее форму и размер. Легкость, с которой СЁДЗИ и ТАТАМИ позволяют трансформировать любое пространство - только одна из множества привлекательных и оригинальных сторон традиционного японского интерьера.
Другим важным элементом японской гостиной является ТОКОНОМА. ТОКОНОМА, своего рода композиционный центр японской гостиной - представляет собой специально оформленное место для выставления художественных ценностей, являющихся предметом гордости хозяев дома. Картина или свиток, а также цветочная композиция в ТОКОНОМЕ сменяют друг друга в соответствии со сменой времен года и отражают их особенности. Так, например, под Новый год в ТОКОНОМЕ будет уместна композиция из сосны, сливы и бамбука. Эти три растения традиционно символизируют в Японии здоровье, счастье и долголетие и являются непременными атрибутами встречи Нового года. Весной в ТОКОНОМЕ хорошо будут смотреться цветущие ветки сливы или персика. Летом - немного полевых цветов и свежей зелени, а осенью - ярко красные листья японского клена. Содержание свитка с иероглифической надписью или сюжета картины подбирается в соответствии со вкусом и пристрастием хозяина и может содержать в себе что угодно - от вида священной для японцев горы Фудзи в облачный день до свитка с одним единственным иероглифом, например, мечта.
Шкафы и сундучки
Японский стиль жизни традиционно не предполагал наличие мебели, по крайней мере, в европейском смысле этого слова. Люди, впервые попадающие в традиционно японский дом, бывают поражены почти полным ее отсутствием. Место обычных в нашем понимании комодов, сервантов, буфетов, библиотек и прочих элементов корпусной мебели в Японии традиционно занимают вместительные стенные шкафы, в которых хранится все от одежды и посуды до постельного белья и бытовой техники. Та же мебель, которая попадается на глаза, в основном скорее низенькая, угловатая и тяготеющая к чистым геометрическим формам, чем округлая, изогнутая и приспособленная к формам человеческого тела.
Первоначально чисто утилитарная, современная мебель возникла из коробов для хранения вещей - сундуков. Позже они превратились в ТАНСУ - своеобразного элемента традиционной японской мебели, дошедшей к нам из глубины веков. Разные виды ТАНСУ предназначались для разных целей. Все они изготавливались с необычайным мастерством, и практически всегда использовались только по своему прямому назначению. Их продуманная практичность, наряду с налетом старины и какого-то особого духа солидности и благородства делают эти своеобразные предметы обстановки необычайно привлекательными для современных дизайнеров и людей с тонким вкусом. Антикварные ТАНСУ - элегантные воплощения неизвестных мастеров прошлого - способны разнообразить любой интерьер, добавляя ему насыщенности и значимости. В то же время, ТАНСУ способны перерождаться и получать новое звучание, когда используются в неожиданных сочетаниях с современной мебелью. Даже современный ТАНСУ, изготовленный по эскизам мастеров прошлого, может стать великолепной изюминкой любого интерьера.
Cтили разных народов, или этнография в интерьере
Когда собственные культурные месторождения оказываются выработанными, люди начинают с любопытством взирать на чужие. Где же как ни в экзотике традиций и искусства иноземцев искать те черенки нового, которые могут оживить дряхлые деревья? История взаимовлияния культур очень древняя, но никогда оно не было столь массовым и легкодоступным, чем сейчас. Этого не избежала ни музыка, ни литература, ни уж тем более интерьер. Возник термин «этностиль».
Этностиль -- понятие сильно расплывчатое. Тут сразу вспоминается анекдотичный случай, когда по опросу африканцев самым экзотическим животным у них стал медведь (просто в Африке он не водится). Так и со этностилями. Для французов экзотичен Китай, для нас и сами французы -- вполне экзотичны, да и мы для африканцев тех же -- не менее «чудная» нация. Одним словом, этностиль -- это совокупность цветов, предметов декора, мебели, материалов, характерных для убранства дома той или иной страны, региона. А стран, как известно немало.
Некоторые спросят -- зачем же нам «басурманские» обычаи, что хорошего в чужеродном заимствовании. Наверное, распространившаяся по всему миру мода на этностиль -- просто ответная реакция на стандартизацию нашей жизни: наши однотипные «коробки», планировки, люстры, диваны... Но стоит нам внести в интерьер что-то изящное «заморское» и у него появляется индивидуальное лицо, в свете которого остальное тоже приобретает самобытность.
Сегодня мы познакомимся с самыми модными и распространёнными «набегами» наших интерьеров на «чужие территории».
ВОСТОК
Влияние Востока на Запад началось ещё с походов Александра Македонского. Особую притягательность имело не только кардинально иное мировосприятие, но и осознание высоко развитости восточных культур, их самобытного тысячелетнего опыта.
По свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль -- японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой, перенаселенной стране особо ценится пространство, почему и внутреннее устройство помещений сводит к минимум мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем чтобы компенсировать его дефицит.
У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели. Поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В Стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты.
Типичная деталь -- японская раздвижная стенка, и конечно, бамбуковая мебель. Иероглифы -- почти неизбежный атрибут оформления жилья «под Японию». Поклонникам этого этностиля производители предлагают декоративные комплекты постельного белья, портьеры, покрывала, украшенные иероглифами и другими стилизованными национальными рисунками. Есть и соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд, шкатулки, скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод. В такой интерьер прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты.
Китайский стиль (в эпоху рококо буквально завоевавший Европу) сегодня менее популярен, но его элементы встречаются часто -- в виде китайской вазы, росписей на стене, резных скульптурок. Можно эти элементы органично вплетать в облик дома, а можно отвести отдельную комнату под «китайскую гостиную».
Более редок и экзотичен индийский стиль -- это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность -- легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».
ЮГ
На втором месте по популярности после японского -- африканский стиль. Это, пожалуй, самый экзотичный из этностилей. Мебель -- деревянная, украшенная резьбой, кованая из железа или плетеная из ротанга. На полу шерстяной ковер с традицонным африканским рисунком.
<span class="dash041e_0431_044b_