Упражнения первого класса хореографических училищ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:53, лекция

Описание работы

Основная задача 1 класса – постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажера, развитие элементарных навыков координации движений. Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятия опорной и работающей ног. Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Работающая нога освобождена от тяжести корпуса, она выполняет движение. Функции работающей ноги значительно более разнообразны, чем функции опорной ноги, но тем не менее понятия «опорная» и «работающая» до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнении является залогом устойчивости в танце.

Файлы: 1 файл

1 класс.docx

— 321.20 Кб (Скачать файл)

 

Музыкальный размер 4/4 и 3/4. Исполняется на 2 такта 4/4 или 8 тактов 3/4. 

При перегибах корпуса назад важно сохранить ровность плеч: голова повернута к правому или левому плечу. При исполнении в сторону корпус сохраняет положение параллельно к палке.

Перегиб корпуса назад и в стороны изучают в конце экзерсиса лицом к палке в I позиции. Необходимо следить, чтобы во время перегиба не нарушались натянутость ног и подтянутость бедер.

III port de bras изучают как самостоятельное упражнение сначала в I позиции лицом к палке, затем – сочетая его с одним из упражнений экзерсиса. При исполнении III port de bras рука, лежащая на палке, сохраняет опушенный локоть.

Смотри port de bras экзерсис на середине класса.

 

 

 

У П РА Ж Н Е Н И Я   Н А   С  Е Р Е Д И Н Е   З А Л А

 

Упражнения на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и упражнения у палки. Последовательность упражнений в основном та же. Упражнения начинаются с первого урока, изучая позиции и упражнения рук.

По мере того как ученики приобретают устойчивость в упражнениях у палки, эти упражнения переносятся в той же последовательности на середину зала. Темп движений остается тот же, что и у палки.

На середине зала упражнения значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

На середине зала руки открываются на II п. на два вступительных аккорда, оставаясь совершенно свободными и спокойными во время упражнений. Это сохраняет подтянутость и свободу корпуса, отвечая важному условия развития устойчивости в танце. На два специальных заключительных аккорда или в конце музыкальной фразы руки опускаются в подготовительную позицию.

Постепенно в экзерсис на середине зала включают повороты корпуса из положения en face в epaulement и обратно en face,  для чего упражнения сочетают с port de bras (движениями рук) или c позами классического танца. Поворот корпуса и головы совпадает с поворотом ног в V позицию. Во время поворота пятки лишь освобождаются (не приподнимаются) от пола, выворотность V позиции сохраняется.

В 1 классе экзерсис на середине зала исполняется на всей стопе. 

 

 № 1  ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ EPAULEMENT

 

В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en face), в полуоборот (epaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее широко в танце применяются положения epaulement и en face.

Epaulement – положение тела, определяемое поворотом плеча. Необходимость epaulement возникает в пермом же классе при изучении port de bras и поз классического танца.

В классическом танце имеется два рода epaulement: epaulement croise и epaulement efface. Они выражают направление большинства поз и движений. Сначала изучают epaulement croise, так как уже по программе первого класса оно становится исходным для упражнений на середине зала. Epaulement efface допускается как исходное положение только при изучении поз efface и ecarte.

Объясняя учащимся положение epaulement, следует пользоваться планом класса, предложенными А.Я. Вагановой в ее книге: «Основы классического танца».

Epaulement croise:  Чтобы перевести тело в положение epaulement croise, следует направить корпус и ноги в V позицию с правой ноги из положения en face в точку 8, с поворотом головы направо. Правое плечо и правая нога посылаются вперед и наполовину закрывают тело от зрителя, тогда как поворот головы направо как бы перекрещивает и заостряет направление. В epaulement croise с левой ноги корпус и ноги направляют в точку 2, с поворотом головы налево. Руки сохраняют форму подготовительного положения.

Epaulement efface:  Чтобы перевести тело в положение epaulement efface, следует направить корпус и ноги в V позиции с правой ноги из положения en face в точку 2, с поворотом головы налево. В epaulement efface с левой ноги корпус и ноги направляют в точку 8, с поворотом головы направо. Руки сохраняют форму подготовительного положения.

Художественная окраса epaulement зависит от подтянутого корпуса, раскрытых и опущенных плеч, активного поворота головы в профиль и взгляда в соответствии с этим поворотом.

Исходное положение I и II позиции, обычно является фронтальным. Исходному положению III, V и IV позиции свойственны  epaulement  croise и epaulement efface. В проходящих движениях, то есть уже во время танца, все позиции могут принимать оба рода epaulement.

Для усвоения epaulement в 1 классе ученики должны сохранять его в V позиции на протяжении 8 или 16 тактов. Характер музыкального сопровождения плавный. Музыкальный размер 4/4 или 3/4.

 

 № 2   I,  II  И  III   PORT DE BRAS

 

Port de bras – это правильное прохождение рук через основные позиции с поворотами, наклонами головы и движениями корпуса. 

В классическом танце port de bras имеет огромное значение. Красота линий рук, их мягкость, гибкость и подвижность корпуса, различные повороты и наклоны головы вырабатываются в port de bras. В port de bras отрабатывается пластическая выразительность танца.

Изучение простейших port de bras у палки и на середине зала начинается с первого класса, как только усвоены позиции рук.

Музыкальный размер 4/4 и 3/4. Движение изучается на 2 такта 4/4 или 8 тактов 3/4.

Характер музыкального сопровождения плавный, слитный.

Подготовительное  port de bras: 

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Руки в подготовительной позиции. Голова повёрнута направо.

1 такт

раз и два и                 руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию,

                                   голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти                                  

                                   рук.

три и четыре и        руки раскрываются на II позицию, голова поворачивается направо,

                                   взгляд следует за кистью правой руки.

2 такт

раз и два и                 положение сохраняется.

три и четыре и         кисти рук поворачиваются ладонями вниз, локти слегка смягчаются, и

                                   руки постепенно опускаются в подготовительное положение, голова

                                   сохраняет поворот направо.

Port de bras повторяют не менее 2 - 4 раз, после чего следует port de bras с другой ноги.

Усвоив port de bras из подготовительного положения рук, переходят к port de bras со II позиции.

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Руки в подготовительном положение. Голова повёрнута направо.

На два вступительных аккорда руки открываются через I позицию на II позицию.

1 такт

раз и два и                   руки опускаются в подготовительное положение.

три и четыре и           руки поднимаются в I позицию.

2 такт

раз и два и                    заканчивая движение, руки раскрываются на II позицию.

три и четыре и           положение сохраняется.

Усвоив позиции рук и epaulement, следует перейти к port de bras, которое воспитывает руки в движении, прививая танцевальную координацию.

I  port  de  bras: 

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: epaulement croise, ноги в V позиции, правая нога впереди. Руки в подготовительном положение. Голова повернута направо.

1 такт

раз и два и                 руки, приоткрываясь за тактом,  плавно поднимаются через

                                   подготовительное положение до уровня I позиции, голова слегка

                                   наклоняется к левому плечу, взгляд в направлении кистей.

три и четыре и         руки, продолжая движение, поднимаются в III позицию, голова

                                   сопровождает кисть правой руки.

2 такт

раз и два и               руки, раскрываются на II позицию, голова поворачивается направо,

                                   взгляд следует за кистью правой руки.

три и четыре и         поворачивая кисти ладонями вниз, руки постепенно опускаются

                                   в подготовительное положение.

Движение повторяется не менее 2 - 4 раз, после чего следует port de bras в epaulement croiseе, левая нога впереди.

II  port de  bras:

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: epaulement croiseе, ноги в V позиции, правая нога впереди. Руки в подготовительном положение. Голова повернута направо.

Preparation: исполняется на 1 такт 4/4.

раз и два и                руки, поднимаются в I позицию. Голова слегка наклоняется к левому

                                    плечу, взгляд направлен на кисть правой руки.

три и четыре и        левая рука поднимается в III позицию, правая рука раскрывается на II

                                    позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью

                                   правой руки.

1 такт                      левая рука, проходя через II позицию, опускается в подготовительное

                                    положение, одновременно правая рука поднимается в III позицию.

                                    Голова сопровождает левую руку до II позиции и с окончанием

                                    движения рук поворачивается налево.

2 такт

раз и два и                   Правая рука опускается в I позицию, одновременно левая рука из

                                    подготовительного положения поднимается в I позицию. Голова

                                     слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук

три и четыре и          Левая рука поднимается в III позицию, правая рука открывается на II

                                     позицию, голова поворачивается направо.

Движение может быть исполнено несколько раз. В завершении упражнения на заключительный такт левая рука раскрывается на II позицию и обе руки опускаютсяв подготовительное положение.

III port de bras: 

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Руки в подготовительном положение. Голова повернута направо.

Preparation:  1 такт 4/4

раз и два и                 руки, поднимаются в I позицию. Голова слегка наклоняется к левому

                                    плечу, взгляд направлен на кисти рук.

три и четыре и          руки открываются на II позицию. Голова поворачивается направо,

                                    взгляд следует за кистью правой руки.

1 такт

раз и два и                подтянутый корпус постепенно наклоняется вниз, одновременно

                                    обе руки опускаются в подготовительное положение. Взгляд следует за

                                    кистью правой руки.

три и четыре и      корпус постепенно выпрямляется, одновременно руки поднимаются

                                    через I позицию в III позицию, голова поворачивается направо.

2 такт

раз и два и                 корпус постепенно прогибается назад, руки сохраняют III позицию,

                                   поворот головы направо сохраняется.

три и четыре и         корпус постепенно возвращаются в исходное положение, руки

                                    раскрываются на II позицию. Голова сопровождает правую руку.

Движение исполняют требуемое количество раз. В завершении упражнения на заключительный такт руки опускаются в подготовительное положение.

Перегиб корпуса в сторону. Это движение подготовка к temps lie.

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: I позиция, en face. Руки в подготовительном положение.

На два вступительных аккорда руки раскрываются через I позицию на II позицию.

раз и два и                корпус, усиливая подтянутость, плавно перегибается в талии налево, не

                                    нарушая ровности бедер и натянутости ног. Вместе с началом перегиба

                                    правая рука закрывается со II позиции в III позицию, голова

                                    поворачивается налево, левая рука сохраняет II позицию.

три и четыре и          корпус плавно разгибается, правая рука открывается на II позицию,

                                    голова поворачивается en face.

На следующий такт исполняется перегиб направо и т.д.

П р и м е ч а н и е.

Во всех port de bras ноги предельно натянуты, бедра и корпус подтянуты, плечи опущены и раскрыты, руки и голова, сохраняя правильные позиции и положения, избегают малейшего напряжения. Особенно важно помнить эти правила при наклоне и перегибе корпуса назад в III port de bras.

 

№ 3  ОСНОВНЫЕ ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА: CROISEE, EFFACEE, ECARTEE ВПЕРЕД И НАЗАД, С РУКАМИ, В БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ПОЗАХ.

 

К изучению поз классического танца приступают, усвоив правильную постановку корпуса, ног и рук, приобретая элементарные навыки координации движений.

В 1 классе позы croisee, effacee и ecartee вперед и назад изучают с вытянутым на полу носком ноги. Поэтому в них нет той выразительности, которая присуща позам классического танца, исполняемым на 90°.

Изучение принято начинать с позы croisee, затем effacee и ecartee вперёд и назад, затем переходят к изучению arabesques.

1 поза croisee вперед

2 поза croisee назад

3 поза effacee вперед

4 поза effacee назад

5 поза ecartee вперед

6 поза ecartee назад

Характер музыкального сопровождения плавный, связный. При музыкальном размере 4/4 движение исполняется на 2 такта. При музыкальном размере 3/4 на 4 такта.

Информация о работе Упражнения первого класса хореографических училищ