Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г.Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области
Кафедра
Допустить к защите
в г. Сургуте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей
Студента(ки)___________ __________
(Ф.И.О. полностью)
Группа______________ Специальность (направление) ___________________ .
Специализация (профиль) ______________________________
Руководитель ______________________________
Рецензент ______________________________
______________________________
( Ф.И.О. )
Дата защиты «_____» __________ 2015 г. Оценка_____________________
Сургут
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы
девиантного поведения среди детей в РФ
и за рубежом……………………………………………………...
1.3. Семейное воспитание,
как основополагающий фактор
успешного развития
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации
работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16»
в г. Нефтеюганске………………………………………………
2.3. Анализ эффективности
профилактической работы
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...
3.3. Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
список использованных источников……………………………72
ПриложениЯ……………………………………………………
введение
Ребёнок умеет любить того, кто его любит, —
и его можно воспитывать только любовью.
Ф. Дзержинский
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что серьезной социальной проблемой современного российского общества является увеличение числа детей с отклоняющимся поведением.
Проблема заключается в том, что число девиаций среди детей постоянно растет, а вопросам профилактики отклоняющегося поведения уделяется недостаточно внимания.
Первые проявления девиантного поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием ближайшего окружения, зависимостью подростков от мнения группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. Иногда, кажется, что сила чувств ошеломляет ребенка, когда гнев малыша изливается в истерику или сердитые, обидные слова. Порою сильные чувства ребенка выражаются в яростных действиях, направленных на нанесение физического или психического вреда против сверстников или самих себя.
Условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых.
Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии - это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её. Воспитывая в ребёнке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться1.
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске.
Предмет – система профилактической работы с семьей дошкольника с девиантным поведением.
Цель работы – изучить проблему социальной работы с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей.
Гипотеза - профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать воспитанников и их родителей в систематические занятия.
Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы; эксперимент, наблюдение, тестирование.
Информационная база. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений детей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с семьей в рамках профилактики девиантного поведения среди детей
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника
Проблема профилактики отклонений в поведении детей и подростков имеет глубокие корни. Так, еще в трудах мудрецов древней Греции и Рима можно встретить высказывания о необходимости учета в воспитательно-образовательной работе с детьми и подростками их индивидуальных особенностей, затрудняющих осуществление педагогического влияния на некоторых из них.
Многие мысли по этим вопросам основоположников педагогической науки Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. являются актуальными и в наши дни2.
Во второй половине XVIII века в странах Западной Европы наблюдается тенденция к увеличению детской преступности. Вследствие этого создаются «воспитательно-исправительные» учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, исполняющие, как правило, карательные функции и совершенно не решающие задач по предотвращению детских правонарушений и преступлений.
В отечественной науке анализ организации профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков занимает значительное место.
До середины XIX века в Российской империи к несовершеннолетним правонарушителям применялись меры ярко выраженного пенитенциарного характера. Немного позднее допускаются некоторые ослабления жестокости наказаний несовершеннолетних, но никакие меры по предотвращению правонарушений и преступлений не предпринимались. И лишь в конце XIX века русскими учеными предпринимаются попытки внедрения превентивно-профилактических тенденций в организацию работы с трудными детьми и подростками, направленных на социальное оздоровление общества.
В 20-е - 30-е г.г. XX века различные направления теории и практики социально-превентивной работы опираются на традиции русской дореволюционной науки, носящей глубоко гуманистический и социально-ориентированный характер.
Так, например, в 20-е г.г. прошлого века В.П. Кащенко были сформулированы принципы работы с «исключительными детьми», которые на наш взгляд, являются основополагающими в организации профилактики отклоняющегося поведения детей и в наши дни3:
В 30-е годы 20 века в России начинает развиваться социально-педагогическое направление профилактической работы с детьми и подростками отклоняющегося поведения. А.С. Макаренко и СТ. Шацким были заложены основные принципы, содержание и методы социально-превентивной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Ключевым направлением работы они считали создание и организацию педагогом воспитательной среды.
В 40-е — 50-е годы педагогическая наука практически не занималась разработкой проблем профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, но следует отметить, что прерогатива определения причин правонарушений и мер их предупреждения принадлежала криминологическим исследованиям.
В 60-е годы 20 столетия происходит активизация педагогической науки по изучению структуры поведения школьников с отклонениями в поведении и развитии. Изменяется взгляд на причины возникновения детских преступлений и правонарушений, сущность которых заключается в разрыве педагогических связей между школой, семьей и общественностью. Меры педагогической профилактики разграничиваются на общие и специальные.