Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г.Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области

Кафедра

 

                                                   Допустить к защите

                                                                            Директор филиала РГСУ

в г. Сургуте

                                                                                ___________(_________)

                                                               «____»___________2015г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей

 

Студента(ки)___________ __________

(Ф.И.О. полностью)

Группа______________ Специальность (направление)  ___________________          .

Специализация (профиль) ___________________________________________

 

Руководитель  ______________________________________________________

                                         (должность, уч. степень, звание)               ( Ф.И.О. )                                             

                             

Рецензент _________________________________________________________ 

                                                                   (должность, уч. степень, звание)         

__________________________________________________________________                                                                          

                      ( Ф.И.О. )                                                                   (подпись)                            

Дата защиты «_____» __________ 2015 г.   Оценка_____________________

 

 

 

 

Сургут

2015 
Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7

1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7

1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14

1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор  успешного развития дошкольника……………………………………………………32

2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37

2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37

2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41

2.3. Анализ эффективности  профилактической работы социального  педагога с семьями………………………………………………………..46

3.  Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56

3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56

3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61

3.3. Выводы……………………………………………………………….64

Заключение………………………………………………………………….70

список использованных источников……………………………72

ПриложениЯ…………………………………………………………………78

введение

 

Ребёнок умеет любить того, кто его любит, —

 и его можно  воспитывать только любовью.

Ф. Дзержинский

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что серьезной социальной проблемой современного российского общества является увеличение числа детей с отклоняющимся поведением.

Проблема заключается в том, что число девиаций среди детей постоянно растет, а вопросам профилактики отклоняющегося поведения уделяется недостаточно внимания.

Первые проявления девиантного поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием ближайшего окружения, зависимостью подростков от мнения группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.  У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество.    Иногда, кажется, что сила чувств ошеломляет ребенка, когда гнев малыша изливается в истерику или сердитые, обидные слова. Порою сильные чувства ребенка выражаются в яростных действиях, направленных на нанесение физического или психического вреда  против сверстников или самих себя.  

Условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых.

Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии - это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её. Воспитывая в ребёнке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться1.

Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
  • отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
  • теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника; 
  • охарактеризовать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»);
  • отразить особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске;
  • проанализировать эффективность профилактической работы социального педагога с семьями;
  • описать возможные пути совершенствования деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения;
  • оценить ожидаемые результаты и сделать соответствующие выводы.

Объект исследования – МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске.

Предмет – система профилактической работы с семьей дошкольника с девиантным поведением.

Цель работы – изучить проблему социальной работы с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей.

Гипотеза - профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать воспитанников и их родителей в систематические занятия.

Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Методы исследования: теоретические – изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;  эксперимент, наблюдение, тестирование.

Информационная база. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений детей.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с семьей  в рамках  профилактики девиантного поведения среди детей

 

1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника

 

Проблема профилактики отклонений в поведении детей и подростков имеет глубокие корни. Так, еще в трудах мудрецов древней Греции и Рима можно встретить высказывания о необходимости учета в воспитательно-образовательной работе с детьми и подростками их индивидуальных особенностей, затрудняющих осуществление педагогического влияния на некоторых из них.

Многие мысли по этим вопросам основоположников педагогической науки Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. являются актуальными и в наши дни2.

Во второй половине XVIII века в странах Западной Европы наблюдается тенденция к увеличению детской преступности. Вследствие этого создаются «воспитательно-исправительные» учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, исполняющие, как правило, карательные функции и совершенно не решающие задач по предотвращению детских правонарушений и преступлений.

В отечественной науке анализ организации профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков занимает значительное место.

До середины XIX века в Российской империи к несовершеннолетним правонарушителям применялись меры ярко выраженного пенитенциарного характера. Немного позднее допускаются некоторые ослабления жестокости наказаний несовершеннолетних, но никакие меры по предотвращению правонарушений и преступлений не предпринимались. И лишь в конце XIX века русскими учеными предпринимаются попытки внедрения превентивно-профилактических тенденций в организацию работы с трудными детьми и подростками, направленных на социальное оздоровление общества.

В 20-е - 30-е г.г. XX века различные направления теории и практики социально-превентивной работы опираются на традиции русской дореволюционной науки, носящей глубоко гуманистический и социально-ориентированный характер.

Так, например, в 20-е г.г. прошлого века В.П. Кащенко были сформулированы принципы работы с «исключительными детьми», которые на наш взгляд, являются основополагающими в организации профилактики отклоняющегося поведения детей и в наши дни3:

  • замена в центре образовательной и воспитательной работы педагога, ведущего за собой ребенка, на самого ребенка, который определяет содержание и методы работы воспитателя;
  • ориентация на потенциальную социально-психологическую полноценность личности ребенка и возвращение ее в привычную среду;
  • непрерывное изучение «исключительности» ребенка в процессе профилактической и коррекционно-развивающей работы - предполагает тесное взаимодействие специалистов, работающих с ребенком.

В 30-е годы 20 века в России начинает развиваться социально-педагогическое направление профилактической работы с детьми и подростками отклоняющегося поведения. А.С. Макаренко и СТ. Шацким были заложены основные принципы, содержание и методы социально-превентивной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Ключевым направлением работы они считали создание и организацию педагогом воспитательной среды.

В 40-е — 50-е годы педагогическая наука практически не занималась разработкой проблем профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, но следует отметить, что прерогатива определения причин правонарушений и мер их предупреждения принадлежала криминологическим исследованиям.

В 60-е годы 20 столетия происходит активизация педагогической науки по изучению структуры поведения школьников с отклонениями в поведении и развитии. Изменяется взгляд на причины возникновения детских преступлений и правонарушений, сущность которых заключается в разрыве педагогических связей между школой, семьей и общественностью. Меры педагогической профилактики разграничиваются на общие и специальные.

Информация о работе Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей