Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Вместе с тем не получили ни одного выбора в положительном варианте эксперимента: Матвей С.  По одному выбору от своих друзей получили: Саша П. Изолированными детьми явились: Андрей Г.- его балл равен «0».

Приведенное соотношение между различными средствами агрессии свидетельствует, что по общим данным 55% составляли физические средства, 29% вербальные, 14% мимические и пантомимические и 3% деструктивные действия. Что касается соотношения средств агрессии, то в экспериментальной группе из общего числа агрессивных действий (204) - 118 составляют физические средства, 60 - вербальные, 22 - мимическопантомимические, 4 - деструктивные действия. Существуют и определенные различия между агрессивными проявлениями мальчиков и девочек.

Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, мы смогли выделить дошкольников с наиболее выраженными отклонениями поведения.

Также удалось выяснить, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81 процентов против 65 процентов у девочек. В то же время можно отметить, что мальчики, почти, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, и, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же, как правило более склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23процента против 9 процентов).

Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (таблица 2). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, состроить рожу, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Классификация использованных детьми средств агрессии

Физические

Вербальные

Мимические пантомимическ.

и

Деструктивные действия

Ударить руками

Ударить ногами 

Толкнуть 

Укусить

Поцарапать

Дернуть за волосы 

Ударить предметом

Измазать лицо, одежду

Плюнуть

Обозвать 

Нагрубить

Погрозить физ.  расправой 

Натравить  на

обидчика другого

Организовать

заговор  против

сверстника

Показать язык

Фигу

Состроить рожу Погрозить кулаком

 

Сломать, бросить игрушку

Порвать  книгу, рисунок

Испортить вещь, принадлежащую другому


Примечание. Таблица составлена автором на основании анализа агрессивных проявлений.

Диагностика агрессивных проявлений в поведении дошкольников .

С целью диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие методики:

Анкета для родителей (Приложение 7);

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики отклоняющегося поведения дошкольников, (Приложение 2);

Приведем описание данных диагностик.

Анкета для родителей16.

 Родителям предлагается  ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое  предложенное утверждение оценивается  в 1 балл.

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов

Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.

Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.

Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики отклоняющегося поведения дошкольников Лаврентьевой Г.П.          

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае отклоняющегося (испытатель в течение учебного занятия в МБДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

Оценка уровня агрессивности дошкольников -дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14 процентов дошкольников имеют слабый уровень агрессивности, 30 процентов средний, 42 процентов высокий и 14 процентов повышенный уровень агрессивности (таблица 3 и диаграмму 1).

 

Таблица 3 - Оценка уровня агрессивности дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Уровень агрессивности

 

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

3 дошкольника 

6 дошкольников  

8 дошкольников  

4 дошкольника 

14,29%

28,57%

42,86%

14,29%


 Примечание. Таблица составлена автором на основании анализа агрессивных проявлений дошкольников.

 

 

  

Диаграмма 1 - Оценка уровня агрессивности дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

При анализе результатов уровня агрессивности дошкольников  по методике Лаврентьевой Г.П.: 28,57 процентов дошкольников имеют слабый уровень агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. диаграмму 2):

 

 

Диаграмма 2 - Оценка уровня агрессивности дошкольников -дошкольников

по методике Лаврентьевой Г.П.

 

По результатам всех методик: 0% дошкольников  имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см приложение 9).

 

 

Диаграмма 3 - Оценка уровня агрессивности дошкольников -дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

 

 По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из двадцати одного ребенка у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у десятерых дошкольников, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности по результатам используемых методик не был выявлен у дошкольников экспериментальной группы.

Таким образом, выполненное нами исследование показало, что из двадцати одного ребенка в особом внимании нуждаются четверо дошкольников, по полученным данным это следующие дети:

  • Матвей С. (высокий уровень агрессивности)
  • Андрей Г. (высокий уровень агрессивности)
  • Саша П.  (повышенный уровень агрессивности)
  • Ксюша Д.  (высокий уровень агрессивности)

Психолого-педагогическая характеристики на каждого из четверых дошкольников представлены в Приложении 5.

Таким образом, в ходе первичной диагностики были выявлены следующие проблемы дошкольников с отклоняющимся поведениемповедением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения дошкольников открытому проявлению своих чувств, переживаний, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

  Наше исследование позволило сделать выводы о необходимости просветительской, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

 

 

3.  Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ «Детский сад №16»

 

3.1. Совершенствование деятельности  социального работника с семьей  на уровне дошкольного образовательного  учреждения 

 

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. 

Работу с родителями агрессивных дошкольников целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Основными способами снижения агрессивности дошкольного возраста, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (Приложение 8).

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же дошкольников чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с отклоняющимся поведением ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии17.

Итак, мы рассмотрели программу по профилактике девиантного поведения с детьми старшего дошкольного возраста, задачами которой являлись: знакомить дошкольников  с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; учить дошкольников  различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом; учить дошкольников  активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера; формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.); формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию.

 По итогам реализации  программы была проведена вторичная  диагностика, имеющая цель  - определить  эффективность проделанной работы  по профилактике отклоняющегося  поведения с детьми старшего дошкольного возраста.

Вторичная  диагностика  включала:  Анкета  для  родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. и наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики отклоняющегося поведения дошкольников , разработанная Лаврентьевой Г.П.).

Информация о работе Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей