Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

11.Учить брать ответственность  на себя.

12. Родителям уделять больше  внимания своим детям, стремиться  к установлению с ними теплых  отношений, а на определенных  этапах развития сына или дочери  проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Оценка уровня агрессивности дошкольников -дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф

.

И

.

Комп онент ы 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

11

12

1

3

14

1

5

1

6

1

7

1

8

И

т о

г

Кирилл

В.

+

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

7

Матвей С. 

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

Настя Б.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

Андрей С.

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

11

Даня А.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Арина А.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

9

Алиса Г.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Саша П.

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

15

Виталик М.

-

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

+

-

-

6

Кирилл Н.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

Миша Н.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

Ксюша Д.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

Соня Г.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

Гоша С.

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

8

Вика Ж.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

Диана М.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Оля М

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

Даша П.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

Илья С.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

Лиза С.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Ругия Ш.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

 

 
                                   

 

Приложение

Психолого-педагогические характеристики дошкольников, участвующих в эксперименте

 

Матвей С.

Контакту доступен. В контакт вступает легко и охотно.

Внешний вид вполне благоприятный.

Запас общих представлений о себе и окружающем в пределах нормы.

Имеется активная речь, аграмматичная, косноязычная, использует в речи простые предложения.

Подвижный, в группе проявляет агрессию, непослушание.

 

АндрейГ.

В контакт со взрослыми вступает, но не проявляет особой заинтересованности в контакте. Обращенную речь понимает ограниченно.

Отставание от возрастной нормы развития.

Внешний вид вполне благоприятный.

Внимание удается привлечь на короткий промежуток времени, объем его невелик.

Двигательно расторможен. Реакция на одобрение и замечание адекватная. Неудачу самостоятельно не оценивает.

 

Дима К.

Особенности контакта: контакту доступен, но проявляет негативизм.

Особенности эмоционально-волевой сферы: неадекватен, громко кричит, топает ногами.

Ранее посещал д/с №73, откуда был выведен из-за поведения, агрессии по отношению к другим детям.

Инструкцию понимает, но не всегда выполняет. Не всегда реагирует на слова взрослых. Неадекватен, может, улыбаясь кусать за руку. С детьми не играет, мало общается.

Внимание неустойчивое, двигательно расторможен.

 

Ксюша Д.

Ксюша в контакт вошла охотно, общительна, заинтересована в

контакте.

Мелкая  и  общая  моторика  развиты  неплохо  (навыки самообслуживания, нанизывание колец пирамидки на стержень).

Сведения о себе и окружающем ограниченные: называет имя и фамилию, возраст неверно, родственные связи не устанавливает, знания об окружающем поверхностные.

Особенности речи: наблюдается нарушение звукопроизношения, словарный запас не соответствует возрасту, аграмматизмы, развита бытовая речь.

Предметно-игровая деятельность: проявляет интерес к игрушкам, выполняет с ними интерес к игрушкам, выполняет с ними самостоятельные процессуальные действия, включается в совместную игру.

Эмоционально-волевая сфера нарушена, в контакт со взрослыми вступает сразу, в о время обследования отвлекается, внимание кратковременное, необходима смена видов деятельность после выполнения задания. Дистанцию соблюдает слабо, капризна, к заданию интерес избирательный, нестойкий. Неусидчива. Деятельность нецеленаправленна, инструкцию не всегда понимает сразу и не удерживает, требует постоянной организующей помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребёнка

Почему ребёнок так поступает

Резкое подавление отклоняющегося поведения ребёнка

«Прекрати!»

«Не  смей  так

говорить». Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок  может прекратить

сейчас,  но

выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время.

Ребёнок копирует

родителей  и учится  у  них агрессивным формам поведения.

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

Родители делают вид, что не

замечают агрессии

ребёнка или считают, что

ребёнок ещё мал.

Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.

Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым

Если  родители

видят, что ребёнок

разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев.

Скорее  всего, ребёнок научится управлять своим гневом.

Ребёнок учится анализировать различные

ситуации  и

берёт пример со своих


 

Приложение

 

Анкета для родителей, разработанная 

Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

 

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

4.Иногда ему без всякой  причины хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Часто не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Легко ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

  1. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________ Нет________________________________________________________ 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________ Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Упражнения на развитие устойчивости к стрессу

 

Упражнение 1. Расхождение рук

Руки встряхнуть, опустить, передохнуть.

Вытянуть руки вперёд, развести в стороны, опустить.

Для большего эффекта от выполнения упражнений дошкольников  надо убедить в том, что руки сами отталкиваются друг от друга.

Упражнение 2. Схождение рук

Руки в стороны, вперёд, опустить.

Стараться смотреть на руки, чтобы не потерять контакт с самим собой.

Упражнение 3. Всплывание рук

Закрыть глаза. Руки поочерёдно поднимать и опускать.

Когда рука начинает всплывать, возникает масса новых приятных ощущений. В первый раз ощущение возможности без труда вытянуть рыбку из пруда настолько неожиданное, что вызывает улыбку.

Подчеркните, что настроение поднимается от чувства свободы движений, от воображаемой возможности вынуть рыбку из пруда ( элементы игры и воображения). Детям нужно запомнить ниточку, связывающую волю и руку. Позже, пользуясь этим контактом, можно научиться снимать головную боль, регулировать артериальное давление.

Упражнение 4. Полёт

Закрыть глаза. Обе руки плавно поднимать, затем опускать. Детям предлагается представить, что они летят, их руки- крылья и они летят высоко-высоко над землёй к тёплому солнцу, а вокруг чистое поле.

Предупреждает, что при этом надо дышать свободно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" text-de

Информация о работе Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей