Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи можно считать

1. Проявление стойкого  интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ.

2. Повышение активности  родителей на уровне не только  общения с педагогом, но и конкретной  помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ.

3. Увеличение количества  посещений родителями педагогических  мероприятий просветительского  характера.

4. Возникновение конструктивных  дискуссий между участниками педагогического процесса.

5. Увеличение количества  вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.

6. Повышение авторитета  педагога и других работников  ДОУ, возникновение доверительных  отношений между родителями и воспитателями.

7. Снижение количества  претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

8. Солидарность и оптимизм  родителей; ощущение ими своей  ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

В нашем дошкольном учреждении в последние годы стало очевидно изменение приоритетов родителей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста с позиции наблюдателей к позиции активного совместного взаимодействия. Конечно не все, но большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребенка в детском саду; к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка.

Для того чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному взаимодействию, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, педагогическим сообществом ДОУ использовались следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы), обобщение и анализ полученной информации;
  • презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;
  • размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники и утренники, изготовленные детьми совместно с воспитателями;
  • проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;
  • информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях ДОУ, района, города; проектной деятельности; к участию в подготовке праздников и утренников; к посещению экскурсий;
  • проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности;
  • размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;
  • привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах на детских праздниках, утренниках, концертах;
  • участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ;
  • участие родителей воспитанников в районных семинарах в качестве участников и докладчиков;
  • оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ;
  • награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами;
  • создание педагогами и родителями воспитанников медиатеки в ДОУ.

Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением представляет собой многогранное и разностороннее взаимодействие субъектов образовательного пространства дошкольной организации.

Предполагаем, что теоретико-методический синтез данных подходов к педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в поведении не только важен для решения данной проблемы, но и принципиально желателен, так как дает возможность учитывать совокупность имеющихся факторов и составляющих.

оворя о принципиальной возможности теоретического синтеза социально ориентированного, гендерного и ситуационного подходов к педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, его следует рассматривать как способ преодоления методологической узости каждого из обоснованных подходов для разработки многомерной методики изучаемого процесса, учитывающей опыт структурирования новых требований к системе дошкольного образования. Необходимо отметить, что в настоящее время концептуальное объединение вышеназванных подходов считается пока нерешенной проблемой. Поэтому такое методологическое решение  чрезвычайно важно для выработки обновленной теории и методики обучения и воспитания дошкольников. 

Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали педагоги ДОУ. Особую роль в этом, сыграли воспитатели, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с дошкольниками, которые создали прочный фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

 

2.3. Анализ эффективности  профилактической работы социального  педагога с семьями

 

  Профилактическая деятельность  является составной частью социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка15.

Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

В эксперименте приняла участие подготовительная группа в количестве двадцати одного ребенка МБМБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске.

В группе испытуемых десять мальчиков и одиннадцать девочек, в возрасте шести-семи лет.

Гипотеза нашего исследования:

Если процессы социально-культурной деятельности строятся на взаимодействии педагогов и родителей в МБДОУ, то это будет способствовать профилактике девиантного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

  • повышение эмоционального благополучия ребенка в семье и группе детского сада;
  • учет индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребенка;
  • освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов;
  • работа с детьми на развивающих занятиях, работа с родителями и т.п. по профилактике отклоняющегося поведения.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

- комплексность – организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства;

- дифференцированность –  учет возраста и степень проявления  девиантного поведения;

- аксиологичность – формирование  у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- многоаспектность –  сочетание различных направлений  профилактической работы;

- максимальная активность  детей;

- позитивность информации;

- устремленность в будущее  – актуализация позитивных ценностей  и целей, планирование будущего;

- принцип обратной связи  – получение ответной реакции  воспитанников в процессе работы  педагога с детьми.

Задачи первого этапа:

- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

- сформировать группы  учащихся, нуждающихся в профилактической  работе;

- обучение способам общения  в группе – выработка правил;

- беседа с родителями  с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводиться:

Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа.

Беседа.

Анкетирование родителей (приложение 2).

Метод математической психодиагностики.

Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

В  экспериментальной  группе  в  среднем  было  75%  семей

двухпоколенных  и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Больше всего семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5%  трехдетных.

 

Таблица 1 - Данные об образовании родителей

Образование родителей

% соотношение по группе 

Высшее у обоих

29%

Высшее у одного из родителей

41%

Среднее и средне-специальное

30%


 Примечание. Таблица составлена автором на основании анализа результатов анкетирования родителей.

 

Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе  - 30%.

Необходимо также отметить, что по признанию самих дошкольников , физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители. 

Сбор информации о стиле общения воспитателя с детьми.

Диагностика системы межличностных связей дошкольников  в группе. Наиболее полную характеристику дает социометрический эксперимент, вскрывающий групповые межличностные отношения.

О положении ребенка в группе можно судить на основании его социометрического статуса, как один из важнейших факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризующихся уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы, его популярности и влияния на других (референтности).

В результате социометрического эксперимента, были выявлены следующие дети, получившие больше всего отрицательных выборов со стороны сверстников: главным образом за их агрессивность Матвей С. - 10, Саша П.- 12.

Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: «он всех бьет», «она дразниться и плюется», «он всегда обижает меня», «он кусается», «он обижает всех, все отбирает и мешает играть», «он говорит нехорошие слова» и т.д.

Информация о работе Социальная работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения среди детей