Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.
Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи можно считать
1. Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ.
2. Повышение активности
родителей на уровне не только
общения с педагогом, но и конкретной
помощи и участия в
3. Увеличение количества
посещений родителями
4. Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.
5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
6. Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
7. Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.
8. Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.
В нашем дошкольном учреждении в последние годы стало очевидно изменение приоритетов родителей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста с позиции наблюдателей к позиции активного совместного взаимодействия. Конечно не все, но большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребенка в детском саду; к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка.
Для того чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному взаимодействию, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, педагогическим сообществом ДОУ использовались следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением представляет собой многогранное и разностороннее взаимодействие субъектов образовательного пространства дошкольной организации.
Предполагаем, что теоретико-методический синтез данных подходов к педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в поведении не только важен для решения данной проблемы, но и принципиально желателен, так как дает возможность учитывать совокупность имеющихся факторов и составляющих.
оворя о принципиальной возможности теоретического синтеза социально ориентированного, гендерного и ситуационного подходов к педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, его следует рассматривать как способ преодоления методологической узости каждого из обоснованных подходов для разработки многомерной методики изучаемого процесса, учитывающей опыт структурирования новых требований к системе дошкольного образования. Необходимо отметить, что в настоящее время концептуальное объединение вышеназванных подходов считается пока нерешенной проблемой. Поэтому такое методологическое решение чрезвычайно важно для выработки обновленной теории и методики обучения и воспитания дошкольников.
Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали педагоги ДОУ. Особую роль в этом, сыграли воспитатели, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с дошкольниками, которые создали прочный фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
2.3. Анализ эффективности
профилактической работы
Профилактическая деятельность
является составной частью
Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
В эксперименте приняла участие подготовительная группа в количестве двадцати одного ребенка МБМБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске.
В группе испытуемых десять мальчиков и одиннадцать девочек, в возрасте шести-семи лет.
Гипотеза нашего исследования:
Если процессы социально-культурной деятельности строятся на взаимодействии педагогов и родителей в МБДОУ, то это будет способствовать профилактике девиантного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:
- комплексность – организация
воздействия на различных
- дифференцированность –
учет возраста и степень
- аксиологичность –
- многоаспектность –
сочетание различных
- максимальная активность детей;
- позитивность информации;
- устремленность в будущее
– актуализация позитивных
- принцип обратной связи
– получение ответной реакции
воспитанников в процессе
Задачи первого этапа:
- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;
- сформировать группы
учащихся, нуждающихся в
- обучение способам общения в группе – выработка правил;
- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.
В процессе реализации первого этапа, проводиться:
Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа.
Беседа.
Анкетирование родителей (приложение 2).
Метод математической психодиагностики.
Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
В экспериментальной группе в среднем было 75% семей
двухпоколенных и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Больше всего семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных.
Таблица 1 - Данные об образовании родителей
Образование родителей |
% соотношение по группе |
Высшее у обоих |
29% |
Высшее у одного из родителей |
41% |
Среднее и средне-специальное |
30% |
Примечание. Таблица составлена автором на основании анализа результатов анкетирования родителей.
Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе - 30%.
Необходимо также отметить, что по признанию самих дошкольников , физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители.
Сбор информации о стиле общения воспитателя с детьми.
Диагностика системы межличностных связей дошкольников в группе. Наиболее полную характеристику дает социометрический эксперимент, вскрывающий групповые межличностные отношения.
О положении ребенка в группе можно судить на основании его социометрического статуса, как один из важнейших факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризующихся уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы, его популярности и влияния на других (референтности).
В результате социометрического эксперимента, были выявлены следующие дети, получившие больше всего отрицательных выборов со стороны сверстников: главным образом за их агрессивность Матвей С. - 10, Саша П.- 12.
Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: «он всех бьет», «она дразниться и плюется», «он всегда обижает меня», «он кусается», «он обижает всех, все отбирает и мешает играть», «он говорит нехорошие слова» и т.д.