Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
В результате были получены следующие данные (сводная таблица данных представлена в приложении 9).
Рассмотрим диаграмму 4.
Диаграмма 4 - Оценка уровня агрессивности дошкольников -дошкольников по методикам на контрольном этапе эксперимента
По результатам проведения методики диагностики отклоняющегося поведения дошкольников на контрольном этапе эксперимента: 28,57% дошкольников имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности.
По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 дошкольников у четверых выявлен слабый уровень агрессивности.
Средний уровень агрессивности - у десятерых дошкольников.
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Матвей С., Андрей Г., Дима К., Ксюша Д.), на контрольном этапе показали средний уровень.
Высокий и повышенный уровни агрессивности на контрольном этапе не были выявлены у дошкольников данной экспериментальной группы.
Если процессы социально-культурной деятельности строятся на взаимодействии педагогов и родителей в МБДОУ, то проявления отклоняющегося поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение.
Таким образом, программа по работе с агрессивными проявлениями дошкольников позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе.
По результатам проведения констатирующего этапа эксперимента на базе МБДОУ №.... была разработана программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике отклоняющегося поведения.
В основу данной программы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников».
Программа включает:
1 блок – система игровых занятий с детьми.
2 блок – система тематических занятий с детьми.
3 блок – система работы с родителями.
Цель программы: развитие социально – культурной сферы ребенка, навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
Задачи программы:
(пиктограммам);
Система игровых занятий.
Приведенные ниже занятия рекомендуется проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства дошкольников с положительными эмоциями.
Цель данных занятий:
Занятие 1. Радость. Упражнения: прослушивание пьесы Чайковского П.И.; выражение радости в танце.
Занятие 2. Радость (рисование красками).
Занятие 3. Любовь. Упражнения: построение пирамиды любви; рисование.
Занятие 4. Злость. Упражнения: рисование, физические упражнения на расслабление.
Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывка произведения К. И. Чуковского «Федорино горе».
Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».
Система работы с родителями.
Система работы с родителями включает обучение их и проведение совместно – в МБДОУ с детьми, а в домашних условиях родители с детьми - такого метода как аутогенная тренировка.
3.2. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста;
окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Снижение уровня агрессии;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперреактивности среди детей старшего дошкольного возраста.
Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Теоретическими аспектами педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением являются:
Обоснование актуальности проблемы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в теории и методике дошкольного образования; уточнение значения базового понятия «отклоняющееся поведение детей старшего дошкольного возраста», в сопоставлении с девиантным, делинквентным, асоциальным и др., которое мы понимаем как устойчивую форму поведения дошкольника, отклоняющуюся от социально приемлемых и одобряемых правил поведения и норм общения и взаимодействия, наносящую ущерб детскому коллективу или личности дошкольника и сопровождающуюся дезадаптацией в социуме; описание способов педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в истории развития системы ДОУ; изучение и анализ текущего состояния проблемы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в современной педагогической теории и практике для определения направленности и содержания научного исследования.
Выявление теоретико-методической основы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением и представление ее в виде синтеза социально-ориентированного, гендерного и ситуационного подходов, обеспечивающих интеграцию социально-образовательного пространства детей дошкольного возраста, и принципов педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением:
Проектирование методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в виде структурно-функциональной модели, образованной системой взаимосвязанных компонентов (цель, подходы, принципы, функции, условия, этапы, результат) и содержательно-интегративных блоков (мотивационного, информационно-познавательного, перцептивного), базирующихся на принципах педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Специфической особенностью методики выступает система партисипативных методов, подразделяющихся на группы: методы развития самосознания; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля; методы развития творческого мышления.
Обоснование комплекса условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, который учитывает содержание познавательной и творческой деятельности дошкольников, социальный заказ общества, следование педагогическим принципам, возможности социально-ориентированного, гендерного и ситуационного подходов и включает в себя:
3.3. Выводы
После проведения комплекса мероприятий системной работы по коррекции агрессивности дошкольников ожидается, что у детей снизится уровень проявления агрессии, разовьются навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысится уровень самоконтроля. Дети станут более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, станут чаще помогать и сочувствовать другим людям, научатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.
Анализ различных подходов профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, позволил нам выделить основные принципы, которыми мы руководствовались при построении программы профилактики с детьми.
Показателями эффективного построения программы профилактики являются: наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики; четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы; направленность на усиление адаптационных факторов и уменьшение факторов риска; развитие личностного потенциала ребенка; развитие социальной среды: включение модулей для родителей, воспитателей, педагогов, соответствующих тематике дошкольных программ, с целью инициации внутрисемейного обсуждения и выработку четкой внутрисемейной политики; формирование эффективных стратегий поведения; применение тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, мини-дискуссии, обратная связь и т.п.; соответствие возрастному развитию детей; содержание блока правового регулирования - ознакомление педагогов и родителей с правами ребенка; привлечение общественного внимания к проблеме; долгосрочиость, цикличность программы, повторяющееся воздействие; интенсивность и четкий алгоритм; учет региональной специфики; развитие региональных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение; мониторинг и контроль над эффективностью программы; конкретность формулировки ожидаемых результатов.
Таким образом, сравнивая полученные результаты, приходим к выводу, что проведенная система работы по коррекции агрессивного поведения незначительно, но положительно влияет на поведение детей. Участники экспериментальной группы имеют положительную динамику снижения агрессивного поведения, что может указывать на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.
Коррекция девиантного поведения дошкольников должна основываться на привитии моральных норм и правил, развитии эмпатии, снятии эмоционального напряжения, развитии способности переносить фрустрацию и умения находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций. Для реализации, которых используются игровая терапия, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях, рисуночный метод, релаксационный тренинг. Повышению эффективности коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста способствует ее проведение в форме системной работы психолога, педагогов и родителей.
Условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.