Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
Дети - главный, определяющий потенциал развития любой страны. От уровня их физического, интеллектуального, духовного развития зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности12. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем довольно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом.
Произошедшие изменения в различных сферах общественной жизни современного российского общества затронули такой важный институт, как семья.
В условиях становления рыночных отношений идет процесс формирования семьи нового типа, где ценность детей значительно падает. Отсюда растет число и «безнадзорных» детей, определенная часть из которых фактически выброшена из семейной сферы, нередко с последствиями для них тяжкого виктимного характера.
Семья создает индивидуальную обстановку межличностных отношений, во многом определяющую программу поведения несовершеннолетних. Статистические данные указывают на наличие негативных тенденций в состоянии данного социального института13.
Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для многих малолетних и несовершеннолетних.
Анализ уголовной статистики свидетельствует о росте числа умерщвленных грудных детей матерями-одиночками либо их сожителями. В последнее время ежегодно регистрируются почти 200 подобных преступлений.
Без сомнения, психические аномалии не определяют основное содержание конкретных действий, но вместе с тем существование определенных корреляций между психической неполноценностью и преступностью не вызывает сомнения.
Основными источниками существования бездомных детей являются попрошайничество, воровство, рэкет, проституция, а также «нелегальная» трудовая занятость, как правило, в криминальном бизнесе. Мотивация их поведения главным образом обусловлена стремлением удовлетворить жизненно необходимые потребности в пище и жилье.
Отдельные руководящие принципы ООН предписывают, что в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Оставление данной категории несовершеннолетних без своевременной социальной помощи ведет не только к формированию у них стереотипов противоправного удовлетворения необходимых потребностей, но и к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических и одурманивающих веществ. Поэтому уровень преступности несовершеннолетних, полностью лишившихся родительского попечения, в 8 - 10 раз выше, чем среди всего контингента несовершеннолетних.
Часто под влиянием старших по возрасту лиц и под страхом быть изрядно покалеченными они вовлекаются в совершение преступлений и иных правонарушений. При этом обозначилась тенденция к изменению функционально-ролевого статуса несовершеннолетних, вовлеченных взрослыми в преступные группы. Если раньше несовершеннолетние привлекались в основном для выполнения второстепенных ролей (как правило, пособников), то теперь, например, около 80% несовершеннолетних, проходящих по делам о бандитизме, сами являлись активными исполнителями вооруженных нападений. Также увеличивается количество общественно опасных деяний, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Успешное развитие детей является непременным условием прогрессивного характера смены поколений. В последнее время остро обозначилась проблема включенности несовершеннолетних в сферу образования. Так, по данным МВД России, в 2012 г. среди несовершеннолетних, доставленных в полицию, более 50 тыс. оказались абсолютно безграмотными. По данным Министерства обороны России, около 15% призывников из сельской местности имеют крайне низкие навыки чтения и письма. Важность проблемы образования обусловлена еще и тем, что прослеживается прямая зависимость между насильственным отношением к ребенку со стороны близких родственников и уровнем образования несовершеннолетнего. В свою очередь, результатами многочисленных криминологических исследований установлено, что высокий образовательный уровень родителей всегда проявляется как антикриминогенный фактор14. Так, самый низкий уровень образования отмечается у лиц, совершающих насильственные (убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью); корыстно-насильственные (разбои, грабежи) преступления. Причем последующее восполнение ими пробелов в образовании далеко не всегда может сопровождаться позитивной корректировкой личностных качеств и отнесение собственной жизненной практики на процесс создания благоприятных условий для ребенка.
В современных реалиях функционирования российского общества борьба с преступностью и иными негативными явлениями в молодежной среде не может сводиться только к совершенствованию запретов и применению уголовной репрессии. Увлечение данными методами способно только обострить проблему, но не решить ее.
Одним из важнейших аспектов реализации социальных программ по защите детей является изыскание возможных источников финансирования, поскольку выделяемых на эти цели бюджетных средств явно недостаточно. Именно поэтому нет существенных подвижек в решении рассматриваемых проблем.
Именно общественному движению должна принадлежать заслуга в развитии исправительных заведений, формировании основных правил и требований, необходимых для их функционирования и решения задач превентивного характера.
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБ ДОУ г. Нефтеюганск №16)
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлениями администрации города Нефтеюганска от 18.02.2011 № 433 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Нефтеюганска, а также утверждения уставов муниципальных учреждений города Нефтеюганска и внесения в них изменений» от 24.09.2013 № 102-нп «О порядке осуществления функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города Нефтеюганска», в целях обеспечения доступности дошкольного образования администрация города Нефтеюганска постановила создать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 16».
Основной целью деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад № 16» является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 16» закреплено в подведомственности департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска.
Учреждение рассчитано на 400 мест, построено в рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве между Правительством ХМАО-Югры и ОАО НК «Роснефть».
Учредителем Учреждения от имени муниципального образования город Нефтеюганск выступает администрация города Нефтеюганска.
В ДОУ функционируют 16 групп:
Виды групп в ДОУ |
Группы общеразвивающей направленности | |
Режим работы дошкольного учреждения |
Понедельник |
7.00 — 19.00 |
Вторник |
7.00 — 19.00 | |
Среда |
7.00 — 19.00 | |
Четверг |
7.00 — 19.00 | |
Пятница Суббота Воскресенье |
7.00 — 19.00 Выходной Выходной | |
Организация питания |
5-разовое (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) | |
Наличие помещений для осуществления образовательной деятельности |
|
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Уставом, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Руководство деятельностью учреждения осуществляет заведующий в соответствии с законодательством РФ и Уставом, назначается Учредителем.
В учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Общее собрание работников учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет.
Общее собрание работников Учреждения с участием всех работников трудового коллектива, его компетенции:
Управляющий совет Учреждения - коллегиальный орган, имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития учреждения. Назначенными членами Управляющего совета являются: заведующий учреждением (по должности) и представитель Департамента (назначенный соответствующим приказом). По решению Управляющего совета в его состав могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности и опыт могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию Учреждения.
Управляющий совет состоит из избираемых членов, представляющих:
К компетенции Управляющего совета относится:
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления, в состав которого входят все педагогические работники учреждения, состоящие в трудовых отношениях с учреждением.
2.2. Особенности организации
работы с семьей в МБДОУ «
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально-педагогической поддержки ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений (отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, большого количества разводов).
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.
На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду, чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.