Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
Задача специалиста, работающего с семьёй ребёнка с отклоняющимся поведением, убедить в необходимости изменений внутрисемейных взаимоотношений, стиля воспитания. Как правило, с родителями ведется индивидуальная работа. По мере необходимости практикуются совместные консультации специалистов с детьми и родителями. При необходимости проводятся детско-родительские консультации, терапевтические занятия.
На занятиях ребёнка учат оценивать себя, свое поведение. Традиционным на занятиях стало упражнение «стул хвастовства», сидя на котором участник делится своими добрыми делами, победами, достижениями неконфликтными разрешениями споров и разногласий. В конце каждого занятия дети заполняют (рисуют цветом) лист настроения.
Еще одна форма групповой работы, которая должна практиковаться в дошкольном учреждении это тренинг детско-родительских отношений. Такая форма работы вызывает самые положительные отклики со стороны родителей и детей. Цель таких встреч: увидеть, что есть общего в проблемах семей, формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать другого, доверять друг другу.
Диагностическая деятельность в детских учреждениях проводится с целью социологические опросы среди детей, родителей, педагогов по различным дошкольным проблемам. В частности проводиться опрос среди педагогов и родителей о причинах, вызывающих агрессию, вандализм, а также анкетирование по изучению детско-родительских отношений, отношений к МДОУ, взаимоотношений между сверстниками. Данные анализируются и используются при проведении родительских лекториев, в работе с педагогами, при проведении правовых игр, публикуются в местной газете.
На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности.
Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы — реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.
Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С. Выготский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, то есть мер по предупреждению развития вторичных дефектов.
Разработанная нами программа коррекции агрессивности у дошкольников 5—7 лет была использована на занятиях как с агрессивными детьми, так и с детьми, не проявляющими агрессивности в своем поведении. Это было сделано по следующим соображениям.
Во-первых, на групповом занятии агрессивный ребенок среди сверстников с нормальным в этом отношении поведением имеет образец для подражания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная группой, способна «заразить» агрессивного ребенка и тем самым направить его деятельность в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии — мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами. Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения.
Во-вторых, следуя положению о необходимости профилактики отклонений в развитии, мы предполагаем, что данная программа способна решать задачи профилактики агрессивного поведения. Добавим, что эта программа может стать составной частью более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта, так как параллельно с коррекцией и профилактикой агрессивного поведения она решает задачи по развитию и других сторон развития ребенка (развитие воображения, произвольности, психомоторики и т.д.).
Агрессивный ребенок постоянно испытывает трудности в общении, посещении детского сада, проведении большей части времени среди сверстников у такого ребенка потребность в общении (признании и принятии) постоянно меняется, так как он своим отклоняющимся поведением отталкивает от себя группу.
Необходимо проводить коррекционную работу в группе детского сада, развивая коммуникативные способности у детей, особенно у детей с агрессивными проявлениями в поведении. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.
Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.
Профилактическое направление программы реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского сада, организованных в подгруппы. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии. Согласно исследованиям, коррекция может быть направлена на:
Выпускная квалификационная работа была направлена прежде всего на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка, а именно на:
Заключение
Таким образом, целью, разработанной нами программы, является коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников посредством совместной работы социального педагога и семьи.
Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:
При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников была уточнена выдвинутая гипотеза о преобладании у них аффективной и неосознанной агрессии. В подгруппе наших испытуемых чаще всего проявлялись инструментальная агрессия, направленная на достижение определенного результата. Эта агрессия в половине случаев имела аффективную окраску. Среди средств агрессии фиксировались случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, а также деструктивные действия. Больше, чем в половине случаев, у старших дошкольников использовалось физическое насилие.
Выявились некоторые половые различия. Мальчики чаще применяли физические средства агрессии и деструктивные действия, девочки - вербальные, а также мимические и пантомимические.
В качестве мотивов агрессивных проявлений выступили: стремление к усиленному самоутверждению; неуспех в деятельности или ее насильственное прерывание; отсутствие интересной деятельности; желание зло подшутитъ, досадить другому, и, наконец, самый распространенный мотив - это защита себя от агрессии другого или защита товарища, а также нарушение сверстником правил, установленных в детском обществе.
Причинами повышенной агрессивности являются длительные и частые фрустрации, примеры отклоняющегося поведения окружающих взрослых и дошкольников, наглядные образцы насилия и враждебности, которые так часто демонстрируются с экранов телевизоров и которым маленькие дети подражают в сюжетно-ролевых играх и частично в отношениях, главным образом, с детьми слабее себя.
Главная же причина агрессивности старших дошкольников - это эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада. В семье - отсутствие любви и внимания к дошкольнику, унижения, оскорбления, физические наказания со стороны родителей, конфликтные отношения с членами семьи, что формирует у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. В детском саду - неприятие сверстниками, неудовлетворение потребности в общении, которая очень велика у отклоняющегося ребенка, хотя внешне он и может ее не проявлять. Проведенное исследование также подтвердило, что агрессивных дошкольников, также, как и неуверенных в себе, больше в семьях авторитарных родителей и в группах авторитарных воспитателей.
Вместе с тем выявлена возможность контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.
Список использованных источников
Приложение
Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики отклоняющегося поведения дошкольников , разработанная
Лаврентьевой Г.П.) Фрагменты:
Приложение
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ