Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
- расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома;
- несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги;
- социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость и т.д.) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие;
- смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности.
В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья;
- делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов.
Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.
Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
Побеги возникают:
- как следствие недостаточного надзора;
- в целях развлечения;
- как реакция
протеста на чрезмерные
- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
- как реакция тревоги и страха на наказания;
- вследствие фантазерства и мечтательности;
- чтобы избавиться
от опеки родителей или
- как следствие
жестокого обращения со
- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска;
- ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).
Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика;
- девиации сексуального
поведения. У подростков недостаточно
осознанное и повышенное
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д. Для детей разрушение иллюзий - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых, и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.
В последние годы семейная политика, поддержка семей с детьми, повышение престижа семьи – ключевые темы социальной политики государства.
Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологический и экономический кризис, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно – бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные взаимосвязанные факторы: индивидный, психологический, педагогический, социальный). Социальные детерминанты отклоняющегося поведения многообразны, могут по-разному воздействовать на еще незрелую личность ребенка. Однако как показывают отечественные исследования (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.П. Кащенко, В.С. Ковалев, Т.И. Шульга и др.) причины этих возможных поведенческих отклонений следует искать именно в семье.
Условия семейного воспитания в детском возрасте и их связь с возникновением отклоняющегося поведения являются предметом изучения также и у зарубежных исследователей в парадигме «цикла насилия». В данной концепции жестокое обращение с детьми, выражающееся в физической и эмоциональной жестокости, сексуальном насилии, пренебрежении способствует формированию у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах, а впоследствии и по отношению к собственным детям.
Таким образом, безусловным критерием, на наш взгляд, функционально-несостоятельной семьи выступает утрата ею воспитательной и социализирующей функций.
В отечественной педагогической науке и практике отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста объясняются спецификой возраста (незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и т.п.). В то же время, педагогическая практика обладает достоверными сведениями о том, что отклоняющееся поведение некоторых детей является настолько прогрессирующим и противоречащим нормам этики и общечеловеческим ценностям, что никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Мы согласны с мнением ученых о том, что возрастные особенности могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения, но не сами по себе, а в результате игнорирования родителями своих обязанностей, допущенных педагогических ошибок и складывающихся неблагоприятных условий для нормального личностного развития детей.
Безусловно, что глубина и стойкость отклонений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста не велика по сравнению с подростковым возрастом. Однако, довольно сложно представить себе, например, делинквентность подростка, возникшую «не из чего». В большинстве случаев, истоками возникновения делинквентности являлся именно дошкольный и младший школьный возраст. Проведенные исследования показывают, что 73 % всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении «изолированных» и предпочитали дружить со старшими детьми вне школы.
Здесь мы имеем дело с дефектами личностного развития, сочетающимися с недостатками или серьезными просчетами в воспитании ребенка в период его раннего и дошкольного детства и отрицательным влиянием неблагоприятных ситуаций, складывающихся в семье.
Типичным проявлением отклоняющегося поведения детей является агрессивное поведение. Асоциальное, в том числе и агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет своим источником, прежде всего, нарушение общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные ценности. Общение в детском саду, а в дальнейшем и школе, не только не компенсирует недостатки семейного общения, но чаще всего усугубляет положение. Основными видами компенсаторной деятельности дошкольников и младших школьников являются сублимация и фантазия. В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми сталкиваются дети в воспитательных учреждениях. Одной из них является дидактогения, которая представляет собой невротические расстройства, возникающие в связи с процессом обучения»7.
Особенно «кричащей» формой проявления отклоняющегося поведения детей являются первые пробы алкоголесодержащих напитков. Проблема употребления детьми алкоголя имеет глубокие культурные, социально-педагогические, политические и социально-экономические корни. О детском алкоголизме ученые говорят, когда его признаки впервые появляются до достижения 18-летнего возраста.
Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показали, что в игровой ситуации дети довольно часто и точно копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. Установлено, что дети 6-7 летнего возраста, живущие в семьях с алкогольной зависимостью имеют значительные трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе. В характеристиках детей рассматриваемой группы, даваемых педагогами, воспитателями, родственниками, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. По сути своей эти случаи не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элемента умышленности, полной осознанности и произвольности. Именно отсутствие осознания и произвольности и приводит к совершению таких действий, т.е. внешняя ситуация, действующая как побудительный механизм, не уравновешивается внутренними механизмами произвольной регуляции8.
Типичной детской девиацией считаются также побеги из дома, бродяжничество, рассматриваемое в некоторых исследованиях как проявление делинквентного поведения. Мотивы бродяжничества и побегов из дома имеют три важные причины. Главная из них, на нее указывают 40,5% опрошенных – пьянство родителей; вторая – отсутствие одного или обоих родителей и третья – физическое насилие над детьми со стороны родителей. Все они свидетельствуют о том, что основной источник беспризорности – это девиантная или конфликтная семья.
Таким образом, неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка в семье вызывают нарушения социализации, которые выражаются в отклонениях от норм системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Зарождающееся при этом отклоняющееся поведение детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы понимаем как результат неблагоприятного социально-нравственного развития, нарушений социализации ребенка, проявляющееся в отсутствии целостного знания о нормах, правилах поведения и взаимоотношений в группе сверстников, неадекватной оценке себя и негативной оценке сверстников и взрослых, негативном отношении к ним, и как следствие неспособности осуществлять социально-нравственный выбор поступков в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями и осуществлять регуляцию собственного поведения в соответствии с ценностями принятыми в обществе. То есть, мы имеем ввиду те отклонения, которые еще только-только возникают, когда еще нельзя говорить о воспитанности или невоспитанности личности, а можно лишь указывать на особенности ее социально-нравственного развития, на особенности ее движения по пути к усвоению социальных и нравственных норм, то есть, это те отклонения, которые нужно распознать, пока они не приобрели устойчивые формы.