Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 17:40, дипломная работа
Цель настоящей работы – отобразить процесс педагогической работы с семьями по профилактике девиантного поведения дошкольников.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника;
отразить распространенность проблемы девиантного поведения среди тетей в РФ и за рубежом;
теоретически обосновать семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника;
Введение………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ работы с СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ девиантного поведения среди детей…………………………………………….7
1.1. Становление и развитие исследования девиантного поведения у детей в деятельности социального работника……………………………7
1.2. Распространенность проблемы девиантного поведения среди детей в РФ и за рубежом…………………………………………………….......14
1.3. Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника……………………………………………………32
2. Организация социальной работы с семьей в ХМАО-Югре (на примере МБДОУ «Детский сад №16)….………….37
2.1. Характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «мбдоу «детский сад № 16» (мбдоу «детский сад №16»)………………………………….37
2.2. Особенности организации работы с семьей в МБДОУ «Детский сад №16» в г. Нефтеюганске………………………………………………….41
2.3. Анализ эффективности профилактической работы социального педагога с семьями………………………………………………………..46
3. Совершенствование деятельности социального РАБОТНИКА С семьей по профилактике девиантного поведения детей в практике МБДОУ………………………...56
3.1. Совершенствование деятельности социального работника с семьей на уровне дошкольного образовательного учреждения………………..56
3.2. Ожидаемые результаты……………………………………………...61
3.3. Выводы……………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………….70
список использованных источников……………………………72
Таким образом, отрицательный микроклимат функционально-несостоятельных семей, асоциальное поведение ее отдельных членов могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения у детей. Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо в современных условиях, когда идет коренная ломка традиционной системы воспитания. Сложившиеся условия требуют формирования системы комплексной государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, коррекционные, социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды жизнедеятельности для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики отклоняющегося поведения и организации работы с функционально-несостоятельными семьями.
Проблема воспитания подрастающего поколения особенно пристально обращает на себя внимание общественности, ученых и педагогов. В научной и художественной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются проблемы детской проституции, алкоголизма, наркомании, токсикомании, бродяжничества и т.п. Тем не менее, в огромном потоке общей и специальной литературы можно встретить факты о том, что воспитание нравственного и морально-устойчивого поколения иногда оказывалось безрезультатным, поскольку поведение некоторых детей вызывало у взрослых недоумение и огорчения, не вписывалось в общепринятые правила и являлось отклоняющимся от нормы. Именно отклоняющееся поведение детей и подростков становится предметом исследования многих ученых.
Современные воспитательные, психолого-педагогические и социально-терапевтические технологии ориентированы на изменение образа жизни, переоценку ценностей, но сохраняют идентичность ребёнка и подростка, его природные задатки и способности. Подобное понимание сущности воспитания детей с отклоняющимся поведением, безусловно, не является для педагогики абсолютно новым. Так, в советской России похожие идеи разрабатывали А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский. Корифей отечественной педагогической науки А. С. Макаренко, работая с детьми улицы, с беспризорниками, имеющими опыт криминальной деятельности, одним из первых выдвинул и обосновал положение, согласно которому «взрывное» преобразование жизненной ситуации подростка, может дать принципиально иное направление его мыслям, чувствам и переживаниям. К сожалению, в силу ряда социально-политических причин, прогрессивные идеи отечественных педагогов получили гораздо большее распространение за рубежом, чем в нашей стране.
Понятие «девиантное поведение» довольно часто используется в научном обиходе социологов, криминалистов, психологов и педагогов для обозначения действий и поступков, не соответствующих общественным нормам и ожиданиям. Сюда относятся такие неоднородные социальные явления как преступность, деликвентность, аномальность, аффективность, аддиктивность и т. д. Другими словами, отклоняющимся правомерно назвать поведение не только тех людей, которые нарушают закон, но и тех, которые имеют повышенную агрессивность, конфликтность, а также склонность к наркотической, алкогольной или игровой зависимости.
Обращаясь к вопросам профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, специалистам следует помнить, что с позиции гуманистической педагогики каждый человек считается ценностью, приветствуется многообразие личностных проявлений. Социальные институты создают условия, в которых индивидуальные особенности могут полноценно развиваться и проявляться. В том случае, если предлагаемые условия оказываются недостаточными, то задача социального педагога состоит в обогащении и дополнении имеющихся условий, осуществлении социально-педагогической профилактики различных отклонений в поведении личности.
Употребляя понятие «профилактика отклонений в поведении», мы понимаем, что, строго говоря, всецело предупредить возникновение отклонений невозможно. Поведенческие отклонения неизбежно возникают в течение жизни практически каждого школьника. Определяющим моментом является то, что различные девиации всегда сопровождаются рядом неучтённых факторов, находящихся вне сферы педагогического влияния. В связи с этим, мы понимаем отклоняющееся поведение, как явление в некоторой степени не поддающееся педагогическому управлению. Тем не менее, считаем, что профилактика отклонений в поведении детей и подростков оправдана, целесообразна и требует готовности педагогов к решению широкого круга профессиональных задач.
Профессиональная деятельность педагога позволяет ему осуществлять профилактику отклоняющегося поведения в учебной и внеклассной работе со школьниками, на уровне конструирования содержания учебно-воспитательного процесса, использования форм, методов и приёмов, а также педагогических технологий, подчинённых логике предупреждения дезадаптации. Профессиональная позиция педагога, проявляющаяся в принятии детей и подростков, понимании их проблем, готовности к оказанию своевременной превентивной помощи, также выступает важным фактором предупреждения проблем.
Похожая статья: Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков
Актуальность профилактики отклоняющегося поведения детей подростков не вызывает сомнения. Особенно перспективны социально-педагогические методики и технологии, позволяющие школьникам в сотрудничестве с социальным педагогом преодолевать жизненные проблемы и активно включаться в систему значимых отношений. На основе обобщения ряда источников, дадим краткое описание организации профилактической работы с подростками за рубежом.
Положительным примером такого опыта является социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Германии, впитавшая в себя интернациональные превентивные идеи, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия. Рассмотрим опыт немецких педагогов более подробно.
В Германии профилактика представлена как особая социально-педагогическая технология, ориентированная на предупреждение отклоняющегося поведения индивида. Ключевыми словами, раскрывающими сущность социально-педагогической профилактики, являются: предохранение, предостережение, устранение и контроль [1, с. 68]. Школьные коллективы Германии выбирают неодинаковые превентивные стратегии, которые могут включать в себя: формирование социальных и учебных навыков, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, а также приёмов самозащиты, самоорганизации и релаксации. Несовершеннолетним предоставляется рекламная информация, в которой содержатся данные о различных сервисных службах и учреждениях. В содержание профилактической работы школ входит обязательное просвещение детей и подростков по проблемам СПИДа, наркомании, насилия, терроризма, преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения школьников в Германии предполагает трехуровневую организацию. Так, начальный уровень профилактики включает уроки правового воспитания и социальной компетентности, а также курсы повышения квалификации для педагогов и родителей.
Следующий уровень профилактики предусматривает работу с прогульщиками и правонарушителями, уличную социальную работу, спортивные проекты, педагогику переживаний и приключений, работу с болельщиками, фанатами и райтерами (лица, занимающиеся росписью на заборах, стенах зданий и переходов и т. п.).
Завершающий уровень профилактики предполагает возможность краткосрочного ареста, «примирение жертвы с преступником» (внесудебное разбирательство), раздачу шприцев и средств личной гигиены, а также трудоустройство правонарушителей.
Система школьной профилактической работы предусматривает: проектную деятельность социального педагога и других специалистов, курсы и тренинги по конфликтологии для педагогов и школьников, школьные акции социальной направленности, уроки социальной компетентности, спортивные и туристические мероприятия9.
Ещё одним видом социально ориентированной деятельности, около полувека широко используемой во многих европейских странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах), является Streetwork (уличная социальная работа).
В мировой практике распространено два организационных варианта уличной социальной работы: создание профильных центров уличной социальной деятельности, включённых в систему существующих на данной территории социальных служб (примером может служить центр «Орион» г. Сиэтла США; центр «Перекрёсток» г. Москвы и т. п.), а также существование подразделений уличной социальной работы в различных социальных службах и учреждениях либо применение метода Streetwork в качестве вспомогательного в деятельности социального работника иного профиля для решения тактических задач (реклама услуг вновь созданного центра, проведение разовой акции социального характера).
Streetwork как метод деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения в настоящее время применяется к довольно широкому кругу клиентов, а именно: бездомные, наркоманы, болельщики, занимающиеся проституцией и агрессивно настроенные лица. Целью уличной социальной работы является восстановление утраченного социального статуса подростка в обществе, что становится возможным через последовательное достижение задач, связанных с мониторингом территории района, установлением контакта и налаживанием нормального общения с подростком или группой подростков, выполнением роли проводника между клиентами и социальными службами города, а также разработкой и реализацией адресных реабилитационных программ.
С позиции современной практики особый интерес представляет концепция, разработанная специалистами германской неправительственной организации «Велленбрехер». Эта организация имеет богатый опыт поддержки подростков из Германии социальными педагогами Финляндии, Италии, России, Кыргызстана, связанный с процессами ресоциализации подростков и интеграции их в социально-приемлемую среду. К помощи этой организации прибегают тогда, когда считаются исчерпанными все методы и подходы работы с подростками, имеющими негативный опыт развития (например, склонность к побегам, отказ от школы, пребывание в психиатрических учреждениях, взятие под арест, употребление наркотиков), становится неизбежным помещение его в пенитенциарное учреждение.
Внезапная перемена ситуации воспринимается детьми как шоковая терапия. Осмысление и переживание воспитанником собственного «Я» происходит в обстановке взаимодействия с новой культурой и её носителями. В новой непривычной для себя обстановке подросток легче меняет свои взгляды, манеру общения и поведения.
В заключение отметим, что в последние десятилетия наметилась тенденция заимствования российскими социальными педагогами позитивного зарубежного опыта в сфере профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. В связи с этим учёные утверждают, что подобная деятельность требует некой совместимости. Совместимость подразумевает методологическую, теоретическую и практическую адекватность, схожесть и правомерность использования зарубежных моделей на российской почве. Разумеется, простое копирование иностранных моделей (даже очень понятных и притягательных) в нашей стране невозможно. Между тем, знакомство российских социальных педагогов с зарубежным опытом может создать обстановку для творческого исследовательского поиска.
Доминирующие идеи в сфере семейной политики – определяющая роль семьи в защите и воспитании детей, сокращение детского неблагополучия через профилактику семейного неблагополучия, внедрение действенных технологий сохранения социальной, воспитательной и экономической функций семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
1.3. Семейное воспитание,
как основополагающий фактор
успешного развития
Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни10. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно. Для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей из домов ребенка бедны и невыразительны.
Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности нарушениям в личностном развитии11.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.
Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.
Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к отклоняющимся поведением действиям.
Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность.
Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность.
Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».