Коммерческая деятельность предприятия в сфере туризма (на примере ООО «Фортуна Турс&Трэвел»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение теоретических вопросов, связанных с организацией коммерческой деятельности предприятия сферы туризма, ознакомление с деятельностью такого предприятия, его задачами и услугами, а также обязанностями разных отделов и проведение анализа коммерческой деятельности предприятия на основе полученной информации, а также подведение итогов на основе проведенного анализа и поиск и обоснование предложений по совершенствованию деятельности предприятия. Особенности деятельности предприятия в сфере коммерческой деятельности рассматриваются на примере турфирмы Иркутска, то есть предметом изучения данной работы является ООО «Фортуна Турс&Трэвел».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 8
1.1.Понятие коммерческой деятельности, ее содержание и роль. 8
1.2 Виды коммерческих организаций как субъектов коммерческой деятельности и их особенности. 13
1.3 Особенности коммерческой деятельности предприятий сферы услуг. 17
1.4. Развитие и роль туризма в России и Иркутской области. 22
1.5.Участники коммерческой деятельности сферы туризма и их черты. 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 40
2.1. Общая характеристика турфирмы «Фортуна Турс&Трэвел» и ее организационная структура управления 40
2.2. Организация заключения договоров с клиентами и контрагентами 45
2.3. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 48
2.4. Финансовые показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 68
ГЛАВА 3. ПЛАН СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 75
3.1. Общая характеристика турпродукта «Загадки Великого Байкала» 75
3.2. Рынок сбыта 77
3.3. План маркетинга 82
3.4. Организационный план 85
3.5. Оценка эффективности проекта 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 108

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3 ЧАСТИ ВМЕСТЕ.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Рассматривая особенности  коммерческой деятельности, остановимся  на ее объектах и субъектах. В общем  смысле объект обозначает любой предмет, на который направлена деятельность, либо то, что она создает, а субъект, в свою очередь, совершает действия на объекте, принимает решения, связанные с ним. Таким образом, объектами коммерческой деятельности могут быть товары или услуги, а в качестве субъектов выступают лица (как юридические, так и физические), при этом важно то условие, что эти лица должны иметь право на осуществление того или иного вида коммерческой деятельности.

На рисунке 1.1 изображена схема, представляющая основы коммерческой деятельности, с обозначением субъектов и объектов деятельности.

Рис.1.1. Основы коммерческой деятельности [4, стр.9]

Представленная схема  отражает систему осуществления  коммерческой деятельности. Так, коммерческие предприятия могут отличаться друг от друга по объекту деятельности, то есть могут производить и/или осуществлять операции как с товарами, так и с услугами, организация деятельности которых имеет свои особенности. Также выделяют две цели, которые преследует коммерческая деятельность – это получение прибыли и выполнение каких-либо социальных задач, однако, если речь идет именно о коммерции, приоритетная цель – получение прибыли от своей деятельности, а социальную функцию предприятия могут осуществлять в дополнение, в силу своих возможностей. Что касается субъектов, ими могут являться не только предприятия, производящие и продвигающие на рынок товары или услуги, но такие организации, как банки, страховые, экспедиторские компании, без которых невозможно представить деятельность предприятия. Схема отражает также базис коммерческой деятельности, то есть основу организации и существования любого предприятия, ведь в большинстве случает без денежных вложений и материально-технической базы невозможно организовать успешную деятельность. В современном обществе, с масштабным развитием компьютерных технологий и средств коммуникации наряду с двумя вышеперечисленными к базису относят также компьютерные технологии и информацию, поскольку на сегодняшний день эти средства призваны облегчать и совершенствовать деятельность любого предприятия.

Отметим, что к участникам коммерческой и предпринимательской деятельности важно относить потребителя, так как именно на потребителя нацелена деятельность любого предприятия, оно выясняет потребности, формирует предложение и стимулирует спрос, разрабатывает интересные предложения именно для привлечения большего числа потребителей и, тем самым, увеличения оборота.

Таким образом, обобщая  всё вышесказанное остановимся  на цели коммерческой деятельности, которую  можно определить как «обеспечение максимальной выгодности коммерческих операций при удовлетворении потребностей потребителей» [22, стр.8] То есть в цели заключается максимизация прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей. Для коммерческой деятельности важными моментами являются:

  • соблюдение законодательства (при осуществлении самой деятельности, организации договорных отношений с контрагентами и потребителями);
  • потребители;
  • получение прибыли;
  • адекватная реакция на изменяющиеся условия рынка;
  • материально-технические средства;
  • новые технологии.

1.2 Виды коммерческих  организаций как субъектов коммерческой  деятельности и их особенности.

Выше было упомянуто  о субъектах коммерческой деятельности, которыми могут являться как юридические, так и физические лица. Что касается физических лиц – это граждане, жители нашей страны, а также в коммерческих отношениях могут участвовать и иностранные граждане. Юридические же лица – это непосредственно предприятия, осуществляющие деятельность, они делятся на коммерческие и некоммерческие. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [6, стр.18] В рамках рассмотрения вопроса, касающегося коммерческой деятельности, остановимся на коммерческих организациях. Согласно статье 50 ГК РФ коммерческие организации – это те организации, которые в качестве своей основной цели преследуют извлечение из своей деятельности. Гражданский кодекс РФ предусматривает создание коммерческих организаций в следующих видах: хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив (артель) и государственное (или муниципальное) унитарное предприятие.

Начнем с самой распространенной формы организации предприятия  – общество. Главное отличие общества от товарищества в том, что хозяйственное  товарищество – это объединение людей, а общество – объединение капиталов (денег). Согласно ГК РФ выделяют общество с ограниченной ответственностью,  общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. В настоящее же время вторая форма практически нигде не используется, в основном предприятия создают в форме ООО. Общество с ограниченной ответственностью – это организация, которая может создаваться как одним, так и несколькими лицами, капитал общества разделен на доли, при этом члены этого общества несут ответственность только в пределах своей доли. Данная организационно-правовая форма является наиболее распространенной и востребованной в настоящее время, основное ее преимущество заключается в том, что участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков лишь в пределах стоимости своих долей в уставном капитале. К тому же законодательство РФ предъявляет меньшие требования к предприятию при его создании и в общем к его деятельности.

Акционерным обществом  согласно статье 96 Гражданского кодекса  считается общество, «уставный капитал которого разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций». Акционерное общество может быть закрытым и открытым. Таблица 1.2. представляет основные различия между этими формами.

Таблица 1.2.

Различия организационно-правовых форм ЗАО и ОАО

Параметры

ЗАО

ОАО

Количество участников

Не более 50

Неограниченное количество

Держатели акций

Акции продаются только акционерам

Акции продаются неограниченному числу лиц

Характер отчетности

Публичной отчетности нет

Публичная отчетность – финансовый отчет

Участие государства

Нет участия государства

Участие государства


Следующая форма – товарищество. Как было сказано выше, это объединение людей, оно может быть создано минимум двумя людьми, при этом участники сами участвуют в процессе производства. При этом существуют 2 разновидности товарищества – полное и товарищество на вере. Статья 69 ГК РФ определяет полное товарищество как «товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом». Полное товарищество несет полую имущественную ответственность по обязательствам, не только имуществом товарищества, но и своим личным. Что касается товарищества на вере, им считается взаимовыгодный союз вкладчика и товарища (коммандиста), который несет всю ответственность. Но в настоящее время в России такая форма не используется.

Производственные кооперативы  также относятся к коммерческим организациям. Их основные особенности  состоят в следующем: это добровольное объединение граждан, создается для какой-либо хозяйственной или производственной деятельности, объединяются участники на основе паевых взносов.

Также коммерческими  организациями являются ГУПы и МУПы, которые представляют собой организации, уставный капитал которых неделимый, его нельзя разделить на доли. Собственник ГУПа – государство, его нельзя обанкротить (это, например, фабрика гос.знака, почта и т.д), а МУП принадлежит администрации города (например, троллейбусное, трамвайное депо, домоуправление, водоканал ит.п). Такие предприятия играют немаловажную роль не только для граждан страны, но и в целом для функционирования коммерческой деятельности.

С другой стороны, важно  выделять именно функцию каждого  субъекта коммерческой деятельности, в этом случае используют следующее  разграничение (рис.1.1): производители товаров или услуг, торговые посредники (представители производителей и поставщиков), субъекты, регулирующие и контролирующие коммерческую деятельность, субъекты, поддерживающие коммерческую деятельность, потребители.

В данном случае, если говорить о первой группе, к ним относятся не только коммерческие организации (то есть юридические лица), но и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые принимают участие в процессе коммерческой деятельности и являются либо производителями товаров или услуг. В качестве производителей товаров/услуг могут выступать коммерческие предприятия в любой из вышеперечисленных форме. Это коммерческие предприятия, производящие и реализующие самостоятельно свою продукцию. Что касается посредников, это предприятия, реализующие продукцию (товары или услуги).

К субъектам, регулирующим и контролирующим коммерческую деятельность, относятся аудиторские компании, инспекции, другие государственные  и муниципальные предприятия, осуществляющие контроль по различным параметрам.

Важную роль для коммерческой деятельности играют такие предприятия, как банки, страховые организации, кредитные учреждения, то есть предприятия, обеспечивающие коммерческую деятельность капиталом, без которого она не смогла бы существовать.

Как уже было замечено в первом пункте, потребители –  это движущая сила любого предприятия  и в целом коммерческой деятельности, поскольку именно на потребителей и  ориентируется коммерческая деятельность при планировании предложения, разработке нового продукта и.т.п. В зависимости от направления и масштабов деятельности предприятия различают следующие группы потребителей:

  • производственные потребители (приобретают продукцию одного предприятия для дальнейшей работы с ним, то есть для своей предпринимательской деятельности);
  • непроизводственные потребители (чаще всего некоммерческие организации, использующие приобретаемые товары/услуги не для дальнейшей продажи, а, например, в хозяйственных целях для своей организации);
  • частные потребители (то есть граждане, приобретающие товары/услуги для личных целей)

1.3 Особенности  коммерческой деятельности  предприятий  сферы услуг.

Говоря о деятельности предприятий, работающих в сфере  услуг, важно отметить, что эта  сфера имеет свои особенности и достаточно сильно отличается от производственной и торговой деятельности. Организация деятельности предприятия, оказывающего услуги, в большинстве случаев, требует меньших затрат, поскольку таким фирмам не требуются большие площади и большое количество материально-производственных ресурсов. Для предприятий сферы услуг большее значение, можно даже сказать основное значение, играет работа персонала, в этом смысле важно иметь квалифицированных опытных работником, чтобы услуги были как можно более высокого качества. Также отметим, что в отличие от производственных и торговых предприятий услуги в разное время могут обладать немного разным качеством, так как здесь особую роль играет духовное и физическое состояние того человека, который оказывает в данный момент определенную услугу.

Но что же такое  «услуга» и как в общем смысле определить понятие «сфера услуг»? В некоторых источниках услуга определяется как некоторое благо, предоставляемое потребителю в виде действия или совокупности конкретных действий. Услуга – это тот же самый товар, который продается потребителю за определенную стоимость, которая в свою очередь зависит от времени, потраченного на ее предоставление, места, квалификации персонала и т.п., однако важно понимать, что услуга – это нематериальный товар, может быть сохранен лишь его результат. Также под услугой понимают ограниченное по времени пользование каким-либо благом без приобретения на него прав. [9, стр.14]

Что касается сферы услуг, это непроизводственная сфера, товаром  которой является непосредственно услуга. В отличие от сферы материального производства Сфера услуг не создает потребительных стоимостей, процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.[4, стр.22] Таким образом, выделим основные характеристики сферы услуг:

  • услуги неосязаемы, их нельзя взять в руки, то есть услуга нематериальна;
  • услуга может обладать непостоянным качеством, поскольку оно зависит от множества факторов, которые могут изменяться с течением времени;
  • услуга не обладает свойством сохранности, она производится и потребляется одновременно.

Чтобы лучше понимать сущность и специфику услуг, которых  на настоящее время существует огромное количество. Классифицировать услуги можно по различным признакам. Например, представим в таблице 1.3 одну из самых распространенных классификаций услуг, которая основана на том, на что или на кого направлена услуга.

Таблица 1.3

Классификация услуг [24]

Классификация

Примеры услуг

Услуги, направленные на тело человека

Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, общественное питание, спортивные клубы, парикмахерские и т.п.

Услуги, направленные на другие товары или физические объекты

Бытовые услуги, ремонтные услуги, перевозка, транспортировка грузов, ветеринарные услуги, услуги по охране и т.п.

Услуги, направленные на сознание человека

Туристические услуги, образование, информационные услуги, телевидение, радио, кинотеатры, музеи и другие культурно-познавательные учреждения и т.п.

Услуги, направление на неосязаемые предметы

Банки, юридические и консалтинговые услуги, страхование и т.п.

Информация о работе Коммерческая деятельность предприятия в сфере туризма (на примере ООО «Фортуна Турс&Трэвел»)