Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:35, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение теоретических вопросов, связанных с организацией коммерческой деятельности предприятия сферы туризма, ознакомление с деятельностью такого предприятия, его задачами и услугами, а также обязанностями разных отделов и проведение анализа коммерческой деятельности предприятия на основе полученной информации, а также подведение итогов на основе проведенного анализа и поиск и обоснование предложений по совершенствованию деятельности предприятия. Особенности деятельности предприятия в сфере коммерческой деятельности рассматриваются на примере турфирмы Иркутска, то есть предметом изучения данной работы является ООО «Фортуна Турс&Трэвел».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 8
1.1.Понятие коммерческой деятельности, ее содержание и роль. 8
1.2 Виды коммерческих организаций как субъектов коммерческой деятельности и их особенности. 13
1.3 Особенности коммерческой деятельности предприятий сферы услуг. 17
1.4. Развитие и роль туризма в России и Иркутской области. 22
1.5.Участники коммерческой деятельности сферы туризма и их черты. 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 40
2.1. Общая характеристика турфирмы «Фортуна Турс&Трэвел» и ее организационная структура управления 40
2.2. Организация заключения договоров с клиентами и контрагентами 45
2.3. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 48
2.4. Финансовые показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 68
ГЛАВА 3. ПЛАН СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 75
3.1. Общая характеристика турпродукта «Загадки Великого Байкала» 75
3.2. Рынок сбыта 77
3.3. План маркетинга 82
3.4. Организационный план 85
3.5. Оценка эффективности проекта 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
Также удобна классификация услуг по их направлениям, в этом плане принято выделять пять групп услуг:
Если говорить о роли
сферы услуг, в последнее время
эта сфера приобретает все
большее значение для экономики
страны. Поскольку с научно-
Особое значения эта сфера приобретает, создавая новые рабочие места для населения, а также внося разнообразие в жизнь каждого человека, ведь услуги имеют целью удовлетворить самые разные потребности любого человека. Создавая рабочие места и обеспечивая население работой, данная сфера открывает дополнительные возможности развития страны. В особенности для стран с недостаточным количеством природных ресурсов, сфера услуг играет важнейшую роль, поскольку, если нет возможности производить товары или продавать ресурсы, страна имеет возможность производить услуги и тем самым успешно существовать в современных условиях постоянной конкуренции. В развитых странах большая часть рабочих занята именно в сфере оказания услуг. Что касается России, развитие сферы услуг не было вынужденным, как известно страна богата полезными ископаемыми, которые позволяют производить товары, необходимые не только нашим жителям, но и зарубежным странам. Сегодня, качество услуг, предлагаемых на российском рынке, оставляет желать лучшего, поскольку этой сфере в нашей стране уделяется еще недостаточно внимания. К основным недостаткам относят недостаточную квалифицированность работников этой сферы, неразвитую инфраструктуру средств сферы оказания услуг, непроработанную маркетинговую стратегию.
Тем не менее, Россия, как и другие страны, должна идти в ногу со временем и развиваться многосторонне. В этом контексте в настоящее время происходит переориентация экономики на знания людей, их возможности и способности, а также на новые технологии, без которых очень трудно представить современную жизнь. При этом не следует полагать, что объем производства товаров должен уменьшаться. Конечно же, нет, товары всегда будут являться основой нашей жизни, поскольку без еды, одежды и жилья человек сейчас не может обойтись. Наоборот, с ростом производства товаров появляются все новые услуги для обеспечения их функционирования и нормальной работы.
Таким образом, сфера услуг является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики, основанной на знаниях. [15, стр.51] Услуги, посредством знаний и умений людей, оказывают полезный эффект и удовлетворяют потребности не только граждан, но и различных предприятий, производящих товары и нуждающихся в банковских услугах, услугах страховых фирм, в транспортировке грузов, в услугах связи и т.п. То есть производственная сфера очень тесно связано со сферой оказания услуг, в настоящее время ни одно современное предприятие не обойдется без услуг, которые необходимы для успешной деятельности и обеспечения прочного положения на рынке в современных не всегда простых условиях рыночной экономики.
Крупной доходной статьей в сфере услуг остается туристическая деятельность, которая, по оценкам специалистов, составляет около одной трети всех доходов сферы услуг. Деятельность предприятия в туристической сфере имеет свою специфику и особенности, существенно отличающие ее от других видов деятельности. При этом роль туризма в современных условиях огромна, в первую очередь, потому что туризм объединяет практически все сферы коммерческой деятельности. Деятельность по оказанию туристических услуг неразрывно связана с транспортом, средствами размещения, следовательно, и со строительством, с предприятиями общественного питания, культурно-развлекательного характера и т.п. Поэтому роль туризма постепенно возрастает, и поездки становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Что касается коммерческой деятельности в сфере туризма, важно отметить, что, прежде всего, этот вид деятельности ориентирован на спрос, а спрос, в свою очередь, зависит от таких факторов, как экономическая и политическая ситуация в стране-назначении, сезон, погодные условия, культура страны, религия и т.д. Однако турфирмы могут и сами контролировать спрос на туристические поездки посредством рекламных компаний, поскольку именно хорошая пропаганда продукта привлекает туристов купить тур. Мало кому известный раньше Тайланд сегодня приобрел необычайную популярность и посещаемость, особенно много туда съезжается русских туристов, так как иногда хочется уехать зимой из холодной России. Таким же способом развиваются и другие направления. Тогда можно сделать вывод, что для туристической сферы огромное значение имеет маркетинг, то есть способность привлечь туристов. При этом выгоднее всего развивать въездной туризм, поскольку посредством его в страну «стекается» валюта от иностранных путешественником. То есть главная цель предприятий сферы туризма – это создания благоприятной атмосферы в стране для туристов а также привлекательной картинки нашей страны. Именно поэтому все субъекты туристической деятельности вынуждены заниматься маркетингом.
Также сфера туризма имеет существенные отличия от других видов деятельности при проведении анализа коммерческой деятельности. Прежде всего, основные фонды не имеют такого большого значения, поскольку оказание услуг не связано напрямую со средствами одной туристической фирмы, после продажи тура уже другие предприятия выполняют для туристов услуги, прописанные в договоре. Основные статьи издержек составляют фонд оплаты труда и комиссии и другие затраты за услуги туроператорской деятельности, при этом большое внимание, о чем уже говорилось выше, фирмы уделяют рекламе, независимо от того, являются ли они агентами или операторами. Также цены на туры не всегда формируется в зависимости от расходов на организацию конкретного тура, многое зависит от комиссий, выплачиваемых другим предприятиям и от времени года, цены на путевки могут быть значительно снижены и даже проданы по цене ниже себестоимости, если спрос на направление резко упал. Коммерческая деятельность конкретного предприятия будет подробно рассмотрена во второй главе.
Прежде всего, необходимо определить, что такое «туризм». Согласно Всемирной туристической организации, туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года в различных целях без занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Слово «туризм» появилось от французского «tour», что можно перевести как экскурсия, тур, прогулка, поездка, круг.
На Всемирной конференции в Мадриде в 1981 году туризм определили как «один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта» [10,стр.8]
Важно отметить, что туризм является одним из наиболее доходных и быстро развивающихся видов предпринимательской деятельности, занимающей важное место в экономическом развитии многих стран. Таким образом, оказание туристических услуг в настоящее время является одним из наиболее перспективных видов предпринимательской деятельности. Туристические поездки в настоящее время не являются предметом роскоши, как это было ранее, в связи с ростом доходов населения, туризм приобретает всё большее значение во всем мире, поскольку эта сфера оказывает влияние на различные сферы деятельности. Среди функций туризма выделяют следующие: экономическая (так как туризм обеспечивает рост доходов и числа рабочих мест для населения), оздоровительная и восстановительная (туризм и путешествия обеспечивают отдых населению, смену обстановки, восстановление здоровья), развлекающая и обучающая, культурная и т.п. Особенно важной главным образом для государства является экономическая функция, поскольку туризм (в особенности въездной) обеспечивает приток денежных средств, а также туризм оказывает значительное влияние и на другие сферы экономической деятельности, поддерживая и способствуя их развитию. Например, строительство новых объектов, озеленение территории, то есть создание всех условий для привлечения туристов. С этой точки зрения туризм благоприятно влияет на региональное развитие, при условии, если эти действия не наносят ущерб окружающей среде и культурному и историческому наследию данного региона.
Как уже отмечалось выше, для каждой страны более выгодным является въездной туризм, так как тем самым в казну поступает больше средств, увеличивается реализация товаров местного производства, посещаемость культурных мест и т.п. В зависимости от этого критерия выделяют активный и пассивный туризм. Активный туризм – это прием туристов, а пассивный, в свою очередь, это отправление туристов за пределы территории города, региона или страны.
Подтверждая все вышесказанное, отметим, что «эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта» [3, стр.34]
Что касается развития туризма в России, анализ современного состояния туризма в нашей стране показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристического потока.
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц. К тому же всем известно, что Россия насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристического показа. Следовательно, потенциал развития туризма на российском рынке очень высок.
Однако существуют некоторые проблемы, существенно тормозящие развитие туризма. Россия обладает не меньшими рекреационными ресурсами, чем страны, которые получают от туризма большие доходы, при этом на долю нашей страны приходится не более 1% всего мирового туристского потока. К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристической инфраструктуры (средства размещения в большинстве случаев не соответствуют международным стандартам, а цены значительно превышают качество услуг), а также острая нехватка квалифицированных кадров для сферы туризма, несмотря на постоянный рост учебных заведений, созданных для этих целей. Также большинство турфирм страны занимается в основном пассивным туризмом (то есть отправкой своих жителей в туристические поездки), поскольку активный туризм – направление гораздо более сложное и нуждается в более детальной разработке.
Таблица 1.4 наглядно представляет слабые и сильные стороны России для развития туризма. [26]
Таблица 1.4
Преимущества и недостатки России для туризма
Преимущества |
Недостатки |
Природный, исторический потенциал |
Недостаточно развития инфраструктура |
Рост доходов граждан |
Высокая стоимость туристических услуг, в том числе перемещения внутри страны |
Политическая стабильность |
Недостаточно |
Стабильность национальной валюты |
Недостаточно развитые
маркетинговые системы в |
Негативные стереотипы восприятия образа России иностранными туристами | |
Трудность получения визы в Россию для иностранцев |
Поэтому государство ведет активную политику в этой сфере и пытается искать пути решения проблем. Так, существует стратегия развития туризма, под которой понимают совокупность целевых программ, проектов и мероприятий, обеспечивающих активное развитие туризма в стране. Следует подчеркнуть однако, что в последние годы в связи с возросшим статусом России как экономически сильного партнера все более популярными становятся деловые поездки иностранных туристов в нашу страну.
Для более детального анализа состояния туризма в России приведем таблицу 1.5 и таблицу 1.6.
Таблица 1.5
Статистика выездного туризма в России за период 2005-2010гг.
Год |
Выезд рос. туристов за границу, тыс.поездок |
Абсолютный рост, тыс.поездок |
Темп прироста, проц |
2005 |
6785 |
968 |
14,27 |
2006 |
7753 | ||
2007 |
11314 |
3561 |
45,93 |
2008 |
11314 |
0,6 |
0,01 |
2009 |
9542,1 |
-1772,5 |
-15,67 |
2010 |
12605,1 |
3063 |
32,10 |
2010 и 2005 |
5820,1 |
85,78 |
Таблица 1.6
Статистика въездного туризма в России за период 2005-2010гг.
Год |
Въезд ин. туристов в Россию, тыс.поездок |
Абсолютный рост, тыс.поездок |
Темп прироста, проц |
2005 |
2384,626 |
48,392 |
2,03 |
2006 |
2433,018 | ||
2007 |
2213,597 |
-219,421 |
-9,02 |
2008 |
2295,074 |
81,477 |
3,68 |
2009 |
2100,601 |
-194,473 |
-8,47 |
2010 |
2133,869 |
33,268 |
1,58 |
2010 и 2005 |
-250,757 |
-10,52 |