Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:35, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение теоретических вопросов, связанных с организацией коммерческой деятельности предприятия сферы туризма, ознакомление с деятельностью такого предприятия, его задачами и услугами, а также обязанностями разных отделов и проведение анализа коммерческой деятельности предприятия на основе полученной информации, а также подведение итогов на основе проведенного анализа и поиск и обоснование предложений по совершенствованию деятельности предприятия. Особенности деятельности предприятия в сфере коммерческой деятельности рассматриваются на примере турфирмы Иркутска, то есть предметом изучения данной работы является ООО «Фортуна Турс&Трэвел».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 8
1.1.Понятие коммерческой деятельности, ее содержание и роль. 8
1.2 Виды коммерческих организаций как субъектов коммерческой деятельности и их особенности. 13
1.3 Особенности коммерческой деятельности предприятий сферы услуг. 17
1.4. Развитие и роль туризма в России и Иркутской области. 22
1.5.Участники коммерческой деятельности сферы туризма и их черты. 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 40
2.1. Общая характеристика турфирмы «Фортуна Турс&Трэвел» и ее организационная структура управления 40
2.2. Организация заключения договоров с клиентами и контрагентами 45
2.3. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 48
2.4. Финансовые показатели деятельности ООО «Фортуна Турс&Трэвел» 68
ГЛАВА 3. ПЛАН СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ООО «ФОРТУНА ТУРС&ТРЭВЕЛ» 75
3.1. Общая характеристика турпродукта «Загадки Великого Байкала» 75
3.2. Рынок сбыта 77
3.3. План маркетинга 82
3.4. Организационный план 85
3.5. Оценка эффективности проекта 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
По данным таблицы можно сделать вывод, что за последние 5 лет произошли довольно существенные изменения в структуре поездок как российских туристов за пределы нашей страны, так и иностранных туристов в Россию. Таким образом, в 2010 году по сравнению с 2005 годом количество поездок, совершенных российскими гражданами за границу, увеличилось на 85,78%. А количество иностранных граждан, посетивших нашу страну, наоборот, уменьшилось на 10,52%, что доказывает существование некоторых проблем в этой сфере в нашей стране, поскольку для страны важен приток валюты, то есть прием туристов.
При этом в пятерку первых стран, куда отправляются российские туристы входят Турция, Египет, Китай, Финляндия и Германия. Что касается въездного туризма, Россию в основном посещают туристы из следующих стран: Германия, Китай, Финляндия, США и Польша, далее идут Италия, Латвия, Великобритания и Франция.
Отпуск всегда считался особенным временем препровождения для каждого человека, а с открытием границ многих стран и упрощением процессов перемещения людей поездки и путешествия обрели особую значимость в настоящее время. Сейчас существует огромное количество возможностей посетить разные страны, увидеть новые места, познакомиться с другим населением и народными традициями. Этим и объясняется возросшая популярность туризма в последнее время. На данном рынке именно туристические фирмы (операторы и агенты) играют значительную роль в обеспечении и организации различных поездок по всему миру с самыми разнообразными целями (по этим целям и различают виды туризма – рекреационный, деловой, природно-познавательный, экологический, приключенческий и др.). К тому же, туристическая деятельность охватывает многие другие сферы, как например, строительство, транспорт, ресторанная деятельность, гостиничный бизнес и т.д. Поэтому спрос на услуги турфирм постоянно растет, и туристический бизнес становится все более привлекательным, ежегодно в Иркутске регистрируется несколько новых турфирм.
Рынок туристических услуг Иркутска очень насыщенный и находится в постоянном развитии, на сегодняшний день в городе насчитывается более 200 туристических фирм, предлагающих различные услуги как в сфере внутреннего (перемещения граждан РФ по территории страны) и внешнего туризма (путешествия граждан за пределы РФ), так и въездного (речь идет об иностранных туристах, посещающих нашу страну).
Важно заметить, что Иркутск входит в число наиболее посещаемых мест России. Местные власти в течение последних лет активно занимаются развитием туризма в Иркутске. В настоящее время особое внимание уделяется культурно-познавательному туризму. Иркутск интересует приезжающих гостей в первую очередь как исторический и культурный город, также своим расположением на границе с государствами Юго-Восточной Азии и близостью к озеру Байкал, благодаря которому развиваются новые туристические направления, интересные и оригинальные для туристов в настоящее время.
Однако въездной туризм в Иркутске является преимущественно транзитным, в основном туристы проводят в городе не более двух-трех дней, имея целью, в первую очередь, посетить Байкал. Также в связи с суровым сибирским климатом иностранные туристы предпочитают приезжать в летнее время, на это время приходится около 70% всего турпотока. Отметим, что на сегодняшний момент в туризме Иркутска занято более 18,5 тысячи человек. Однако доля туризма в ВРП (валовой региональный продукт) составляет лишь 1%.
Для более наглядной картины приведем точные значения результатов туристической деятельности в Иркутске за последние 3 года, данные значения взяты с официального сайта Агентства по туризму города Иркутска из отчета за 2010 и первый квартал 2011 года, сравнивая эти значения с предыдущими периодами, чтобы четко видеть динамику. Для сравнения возьмем 2008, 2009 и 2010 годы, поскольку полная информация о показателях 2011 года еще не опубликована.
Что касается въездного
туризма, в 2010 году по сравнению с 2009
наблюдается положительная
Рис 1.2. Соотношение российских и иностранных туристов, посетивших Иркутскую область в 2008-2009гг
«Рост показателей связан с проведенной работой по формированию положительного имиджа Иркутской области и озера Байкал в рамках российских и международных туристских выставок и мероприятий, увеличением внутреннего и въездного турпотока, а также увеличения количества жителей Иркутской области, выехавших за рубеж». [3, стр.68]
С другой стороны, выездной туризм в Иркутской области по сравнению с въездным увеличивается более быстрыми темпами и в 1,5 раза превышает его, рисунок 1.3 отражает эту разницу.
Рис.1.3. Соотношение въездного и выездного туризма в Иркутской области
В области власти всячески поддерживают развитие туризма, в связи с этим принимают программы и законы, нацеленные на развитие данной сферы в Иркутской области. Так, в 2009 году начались работы в рамках программы «Содействие развитию туризма в Иркутске на 2009-2012гг», с окончанием действия этой программы начались разработки новой, основой которой должна стать четкая маркетинговая стратегия, которая должна будет улучшить ситуацию сферы туризма в Иркутске и Иркутской области.
Также в рамках проверок
предприятий туристической
Поскольку данная дипломная работа имеет целью изучение коммерческой деятельности в сфере туризме на примере одной из турфирм города Иркутска, перечислим самые крупные предприятия туристической сферы нашего города. К числу крупнейших туристических компаний Иркутска помимо турфирмы «Фортуна Турс&Трэвел», входящей в группу компаний Фортуна, можно отнести «Капитал Тур», «Гранд Байкал» и «Байкальская Виза», а также известны на рынке ЛавлиТур, ПерсонаТур, Байкальские приключения. Также в Иркутской области функционирует Агентство по туризму и Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма (СБАТ).
Байкальская виза – это ассоциация, созданная в 2005 году и объединяющая предприятия сферы туризма: гостиницы, рестораны, это также крупный туроператор Иркутска, который организует не только выездные туры, но и разнообразные круизы и путешествия на Байкал, включая экскурсии, проживание в турбазах. Капитал тур - это крупный туроператор России, региональное представительство которого в Иркутске работает с 2005 года. Гранд Байкал – еще одна известная иркутская туристическая компания, в собственности которой имеется также санаторий, турбазы, отель Дельта. Фирма создает интересные предложения для туристов, желающих насладиться отдыхом на Байкале, это основное направление данной компании.
Что касается Агентства по туризму в Иркутской области, оно является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, а также разрабатывает проекты правовых актов в установленной сфере деятельности, утверждает ежегодный план и показатели деятельности, осуществляет иные функции в соответствии с законодательством. А Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма (СБАТ) – это организация, которая объединяет различные организации и компании, ведущие деятельность в сфере туризма в Иркутской области, это: туроператоры, тур. агентства, гостиницы, рестораны, базы отдыха и т.п. [25]
Несмотря на некоторые проблемы в развитии туризма, эта сфера деятельности является очень важной для области, создаются новые фирмы и ассоциации, появляются перспективные идеи по развитию туризма в Иркутске. К тому же Иркутск, как крупный экономический, культурный и исторический центр, обладает огромным туристическим потенциалом для развития этой сферы.
Индустрия туризма включает в себя такие предприятия как гостиницы и другие средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, различные магазины и развлекательные заведения, объекты культурного и познавательного назначения, предприятия, предоставляющие экскурсионные услуги, а также турфирмы, непосредственно разрабатывающие и реализующие туры. Туристические фирмы выступают в роли посредников, обеспечивающих контакт потребителей с другими предприятиями туристического рынка. В свою очередь, различают туроператоров и турагентов. Очень часто этих двух участников сферы туризма путают, однако у каждого предприятия свои особенности, каждый из них выполняет на рынке свои характерные функции.
Туристические фирмы Иркутска и Иркутской области также предлагают потребителям самые разнообразные услуги и возможности поездок по различным направлениям. Из них в около одной трети предприятий являются туроператорами, а остальные – турагенты.
Туристические операторы.
Туристический оператор – это фирма, создающая туристический продукт. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет туроператорскую деятельность как «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор)».
«Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое). Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором».[10, стр.154]
Можно сказать, что на
туристическом рынке
Что касается функции ценообразования, которую также выполняют туроператоры, цены на турпродукты формируются по-разному, в зависимости от ряда факторов, как например, положение фирмы на рынке, характер связей с контрагентами в туристической сфере, объемы реализации услуг и т.п. Также туроператор осуществляет рекламу своего товара, то есть продвигает его на рынке, для этого в функции туроператоров включается исследование рынка и анализ спроса, поскольку при создании нового продукта важно обладать всей информацией для увеличения объемов его продаж. В каком-то роде именно фирмы, осуществляющие функции туроператоров, являются руководящими сферой туризма, именно они обеспечивают работой сопутствующие предприятия и увеличивают турпоток и обмен туристами.
Что касается лицензирования туристической деятельности, с 2007 года лицензии на осуществление как турагентской, так и туроператорской деятельности отменены. Однако в связи с достаточно высоким риском деятельности туроператора (чрезвычайных происшествий, нанесения вреда туристам во время путешествия или невыполнением обязательств принимающей стороны) законом «Об основах туристской деятельности в России» устанавливаются требования по обязательному обеспечению финансовых гарантий туроператором. Финансовым обеспечением может быть либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по турдоговору, либо определенная денежная сумма, вносимая в качестве депозита в банк. Сумма этой гарантии зависит от характера деятельности туроператора, то есть, осуществляет ли данный туроператор деятельность по въездному или выездному туризму. Минимальный размер финансового обеспечения составляет 500 тыс.рублей (для внутреннего туризма) и 10 млн.рублей (для международного туризма). К тому же данная сумма зависит и от объема средств, полученного от реализации туров. Также существует Единый федеральный реестр туроператоров, куда вносятся данные о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение.
Поскольку различают несколько видов туризма, и существуют свои особенности деятельности туроператора при каждом из них, туроператоров делят на несколько видов. На рисунке 1.4 приведена схема, отражающая эту классификацию.
Рис 1.4. Виды туристических операторов
В соответствии с рисунком 1.4 рассмотрим данные виды туроператоров.