Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:51, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время гостиничный сервис развивается очень быстрыми темпами. Строятся новые гостиницы, появляются новые стандарты обслуживания гостей. И в каждом регионе эти стандарты имеют сходства и различия между собой. В этой связи особенно актуальным становится анализ регионов Западной и Восточной Сибири, с целью обобщения опыта туристских организаций (гостиниц), направлений и развитий гостиничного хозяйства.
Введение
На смену буму строительства бизнес-центров, столь характерному ныне для региона, в ближайшие год-полтора придет волна отельных проектов. С позиций быстрой окупаемости офисное здание - предмет более привлекательный (офисы можно распродать за год-два), зато отель способен обеспечить доходность на длительное время - до тех пор, пока он будет популярен у гостей города. Однако отельный бизнес весьма рискованный. Именно поэтому инвесторы с вниманием присматриваются к сегменту отелей и гостиниц. Особенный интерес к отельному бизнесу сегодня проявляют предприниматели Новосибирска и Иркутска. Томск уже пережил пик строительства отелей, Красноярск создал соответствующую инфраструктуру еще три-четыре года назад, а в Алтайском крае и Кемеровской области строительство гостиниц идет только в рамках реализации туристических проектов в соответствующих рекреационных зонах [11].
Сибирь становится центром притяжения бизнесменов и туристов со всей России и стран Запада. Но встретить на высшем уровне гостей не в состоянии ни один город региона. У нас нет отелей класса выше трех звезд. Для Сибири дефицит современных отелей – является давней проблемой.
Гостиницы определяют лицо города. Во всяком случае, в глазах приезжих. За рубежом это поняли еще в начале прошлого века, когда стали расширяться и укрепляться деловые и торговые связи между городами, резко повысилась мобильность бизнеса. Особенно мощный рывок гостиничный сервис сделал в 1920−х годах. При этом его специфика заключается в преемственности владельцев - это семейный бизнес. Так развивались большинство гостиничных корпораций, имеющих сети отелей по всему миру.
В свое время практически во всех крупнейших городах было построено как минимум две гостиницы высокого уровня, одна из которых была рассчитана на заезжую партийную элиту, вторая - на иностранцев. Остальные зачастую возводились по случаю очередного партийного съезда или конференции. Иногда в спешке, поэтому в эксплуатацию сдавались с недоделками, однообразным дизайном интерьеров в номерах и холлах.
Актуальность исследования. В настоящее время гостиничный сервис развивается очень быстрыми темпами. Строятся новые гостиницы, появляются новые стандарты обслуживания гостей. И в каждом регионе эти стандарты имеют сходства и различия между собой. В этой связи особенно актуальным становится анализ регионов Западной и Восточной Сибири, с целью обобщения опыта туристских организаций (гостиниц), направлений и развитий гостиничного хозяйства.
Полученные результаты исследования позволят объективно оценить состояние сферы гостиничного сервиса в Сибири и разработать перспективные направления его развития.
Историография темы. Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить значительный интерес к проблеме туризма со стороны специалистов различных областей знаний: экономистов, географов, педагогов и историков. Разработка исследуемой темы уходит далеко вглубь развития человеческого общества. Жизнь и путешествия древних греков и римлян, завоевание новых территорий, походы викингов, великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза широко отражены в мировом спектре публикаций и являются для нас ценными источниками. Интересны для истории туризма так называемые хождения русских купцов, географов, путешественников. Существенно обогащает исследуемую тему материал, собранный русскими путешественниками и мореплавателями XVIII-XIX вв. Наибольший интерес для нас представляют труды, посвященные исследованию Сибирского края и Алтая. Здесь выделяются работы Н.К. Рериха, рассматривающего Золотой Алтай не только как богатые недра, дивные горы, звенящие реки, но и как центр мироздания. Работы В.В. Сапожникова и П.А. Чихачева раскрывают Алтай в более широком его понимании, объединяющем Россию, Монголию, Казахстан и Китай. Подробную картину заселения Сибири и Алтая русскими переселенцами, раскольниками, служилыми людьми дают произведения С. А. Гуляева, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, М. Н. Соболева, В. Л. Дедлова, Н. В. Алексеенко, Ю. С. Булыгина, В. А. Липинской. Значительный интерес представляют работы, посвященные исследователям Алтая. В ряде трудов раскрываются вопросы природопользования Сибири, изучения ее рекреационных ресурсов и культурного наследия.
В работах Н. А. Гулиева, И. А. Жерносенко, Ю. И. Кольцова поднимаются актуальные проблемы туризма, сервиса, культуры Сибирских регионов, предлагаются оптимальные пути их развития.
Актуальными для исследования оказались публикации Ю. Ф. Кирюшина, С. В. Харламова, С. И. Зяблицкого, А. П. Смирнова, В. Е. Арефьева, А. В. Чудова, содержащие анализ состояния, тенденций и перспектив развития туризма на Алтае, монография «Развитие туризма в Сибири в 1960 - 2009 гг.» [11].
Объект исследования – гостиничный сервис в Сибири, предмет - особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе.
Цель: выявить особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе, сделать основные выводы, и дать рекомендации по его развитию.
Задачи:
Методы исследования. При анализе источников и литературы автором широко использовался исторический метод исследования. Этот метод исследования позволил установить объективные предпосылки развития гостиничной индустрии Сибири, выявить общие закономерности и специфические особенности, предъявляющие определенные требования к органам управления туризмом. Сравнительно-исторический метод позволил осуществить критический анализ литературы по истории туризма и гостиничной индустрии. Это дало возможность сравнить современные концепции развития туризма в изменяющихся экономических условиях с взглядами на развитие туризма и гостиничной индустрии на различных этапах формирования государства. С помощью логического метода познания автор подверг анализу многочисленные источники, позволившие установить степень изученности проблемы в отечественной историографии, определить цель, задачи и основные направления исследования.
Источниковая база исследования. Основной фактический материал был извлечен из опубликованных и неопубликованных источников: литературы и Интернет-ресурсов.
Научная новизна исследования определяется тем, что введение в научный оборот значительного круга интернет источников и опубликованного материала позволило исследовать, наряду с положительными факторами, факторы, негативно влияющие на развитие гостиничной индустрии в Сибири.
Практическая значимость работы заключаются в том, что она является определенным вкладом в разработку истории развития гостиничного хозяйства в Сибири. Ее материалы могут быть использованы при разработке спецкурса по истории туризма и гостиничного сервиса Сибири, истории туризма России, при создании обобщающих исследований по истории туризма Сибири, при разработке областных и краевых программ по развитию туризма, а также в практической деятельности предприятий сферы туризма и гостиничной индустрии.
1 Особенности
гостиничного сервиса в
В истории развития гостиничного дела различают четыре этапа [57]:
Охарактеризуем основные особенности этапов в контексте истории страны.
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы – «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В XV в. создаются многочисленные почтовые станции, которыми ведает Ямской приказ. По велению Ямского приказа открывались новые станции, ему же подчинялись и ямщики. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции [11].
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII -XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы [11]. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах [58]. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.
Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Все это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц. Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс “Измайлово”, рассчитанный на 10 тыс. мест [57].
К сожалению, в 90-е годы из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 90-х годов, согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390.
В советский период существовали четыре ведомства, которые занимались гостиничным хозяйством. Это Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные и молодежные организации. В каждом ведомстве были свои стандарты и принципы аттестации. При классификации гостиниц в СССР использовалась система разрядов, которая мало соответствовала европейским стандартам. До распада СССР существовала единая гостиничная цепь Интуриста, в 1970 г. она занимала 23-е место в мире и насчитывала более 27 тыс. номеров. Гостиничное хозяйство в этот период было крайне пестрым как по комфортабельности, так и по уровню сервиса [58].
Перестроечные процессы сказались негативно, произошло резкое сокращение числа гостиниц и их загрузки. Основная причина – сокращение централизованного финансирования гостиничного хозяйства.
Охарактеризуем особенности истории развития гостиничной индустрии в регионе.
На основе Постановления Президиума ВЦСПС от 20 июля 1962 г «О дальнейшем развитии туризма» профсоюзными и спортивными организациями страны с участием большого туристского актива была проделана значительная работа по расширению материальной базы туризма в Советском Союзе за 1964 год выделено 21 млн. рублей на строительство туристских объектов [11, с. 99]. Так в Тюменской области на реконструкцию и расширение гостиницы на 104 места в 1963-1966 гг. планировалось вложить 350 тыс. руб. [11, с. 102].Расширению материально-технической базы туризма уделялось внимание местными органами Тюменской области. Согласно плановой комиссии Тюменского облисполкома, среди перечня производственных и непроизводственных объектов, намечаемых к размещению в г. Тобольске Тюменской области на 1964-1965 гг., из списка переходящих строек, в том числе реконструкции и расширения действующих объектов была гостиница на 104 места, начало ее строительства планировалось к 1964 году со сметной стоимостью 342 тыс. руб.
В 1966году на берегу Телецкого озера в Артыбаше для обслуживания самодеятельных туристов и всех приезжающих на отдых планировалось построить гостиницу летнего типа на 400 мест, в селах Онгудай и Аркташ было решено построить гостиницы летнего типа на 50-70 мест с комплексом культурно-бытовых и торговых точек, в Горно-Алтайске – гостиницу на 150-180 мест, учитывая, что в зимнее время она полностью загружалась в связи с регулярным проведением в Горно-Алтайске краевых, зональных и республиканских мероприятий по горнолыжному спорту [11, с. 107].
В 1966 г велись подготовительные работы по строительству на последующие 5 лет туристской гостиницы в Омске. В конце 1960-х гг. был взят курс на создание современных комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия. Материальная база должна была приобрести качественно иной характер.
1970-ее гг. В
наиболее крупных городах
За годы девятой пятилетки были построены и введены в эксплуатацию более 60 тыс. мест на новых туристских базах, в гостиницах, кемпингах общее количество мест составило к концу 1970-х годов около 360 тыс.
Информация о работе Особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе