Путешествие по Афинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является:
Изучение истории, быта, культуры и достопримечательностей Афин
Отзывы туристов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Античные Афины
Здесь город Афины. Темные времена …………….……….4
Акрополь и Парфенон………………………………………12
1.2.1 Акрополь………………………….12
1.2.2 Парфенон……………………….....13
Эрехтейнон и Бескрылая победа……………………………19
Эрехтейон………..............................19
Бескрылая победа………………….22
Афинские монастыри……………………………………… 27
Мегаполис Афины
2.1 Классика нашего времени………….……….............................31
2.2 Путешествие по Афинам………………………………............39
2.3Два слова по-гречески………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ……48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….50

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.2 Парфенон

 

Плоская вершина Акрополя лучше всего видна со стороны моря. Увенчанный колоннадой Парфенона самый высокий холм города до сих пор слывет священным. Являясь центром современного мегаполиса, он формирует его силуэт, привлекая внимание гостей греческой столицы. В древности Священной горой можно было любоваться со всех сторон, а теперь крепость практически скрыта многоэтажной застройкой. Несмотря на строгое соблюдение закона, запрещающего возводить здания выше 9 этажей, Акрополь не виден с востока и севера. В перспективе широких центральных улиц просматривается лишь скала с белеющим на крепостной стене Эрехтейоном. Целиком уникальный памятник можно видеть из старых кварталов, над которыми он возвышается так же, как некогда господствовал над античными Афинами.

В микенские времена  акрополем, или верхним городом, называли возвышенную и наиболее укрепленную его часть, надежное убежище на случай войны. Афинский бастион располагался на скалистом холме с плоской вершиной и крутыми склонами со всех сторон, кроме западной. От первобытных обитателей этого места остались только глиняные черепки и фрагменты примитивных орудий. В конце бронзового века поселению угрожало вторжение с севера, отчего гору окружила стена мощной циклопической кладки. Укрепленные ворота имелись только с западной стороны, где склоны были не столь круты. Помимо главного входа, жители пользовались дополнительным тайным проходом с северо-востока, спускаясь по узкой, сложно устроенной лестнице к скрытому в скалах источнику.

В течение трех следующих  десятилетий работы на Акрополе ограничивались возведением небольших зданий из белого мрамора, добывавшегося на горе Пентеликон в окрестностях Афин. Начало более масштабных работ относится к эпохе Перикла, который предложил народу проект, рассчитанный на длительный срок: «Если народ имеет все необходимое для обороны, следует направить богатства на цели, исполнение которых принесет государству вечную славу. Храмы потребуют применения всех видов искусства и в данный момент доставят гражданам прямую выгоду. При этом будут привлечены все мастера, будут заняты все рабочие руки Афин, в сущности, весь город будет изукрашен, народ пойдет на службу и получит пропитание».

На строительстве мраморных храмов Акрополя действительно трудились почти все свободные ремесленники города. «Там, где материалом служили ценные породы камня, - писал Плутарх, — медь, слоновая кость, золото, черное дерево, нельзя было поручать работы рабам. Здесь были задействованы живописцы, скульпторы, вышивальщики тканей, плотники, каменщики, золотых дел мастера, литейщики и чеканщики. Колоссальная стройка дала работу перевозчикам и добытчиками материалов, купцам, корабельщикам, канатчикам, кожевникам, горнякам. В каждом из этих ремесел и занятий, в свою очередь, имелись не только мастера, но и поденщики, носильщики, чернорабочие, превращенные в органы большого коллективного тела. Таким образом, люди всякого достатка трудились и зарабатывали». В Афинах рассказывали историю об ослике, возившем камни на Акрополь. Одряхлевшее животное освободили от работы, но «пенсионер» каждое утро вместе со всеми поднимался на гору. Увидев, что даже осел понимает важность стройки, власти распорядились кормить его за общественный счет.

Единственная дорога на Акрополь существовала с незапамятных времен. Плавно поднимаясь по западному склону, обрамленный кипарисами Священный путь приводил к Пропилеям — крытой проходной галерее, через которую паломники могли пройти на широкую площадь. Посреди нее стояла огромная статуя Афины Промахос, а за ней виднелись храмы Парфенон и Эрехтейон, разделенные второй площадью с алтарем Афины.

Афины Парфенос — стало  пластическим символом идеального государства. Сократ ссылался на нее при определении  прекрасного, в частности упоминая о слоновой кости, употребленной скульптором для рук и лица, о драгоценных камнях — для глаз, чистом золоте — для одежды. Правильное использование материалов снискало Фидию славу «прекрасного ремесленника», или «калос демиургос», как это прозвище звучало по-гречески. В трудах Павсания имеется описание статуи Афины в длинном хитоне, с изображениями сфинкса и грифонов на шлеме, с головой Медузы на груди, с копьем в одной руке и небольшой скульптурой Ники в другой. В римских копиях мраморное лицо Девы кажется холодным и мертвым, тогда как работа Фидия изумляла ясным спокойствием божественного лика. Немалая высота изваяния потребовала увеличения деталей, поэтому зрители даже издалека и в полутьме различали мягкий овал лица, широко расставленные глаза, прямой нос, крутой подбородок, красиво очерченный рот.

Фидий сумел выразить в мифологических образах значение Афины Паллады как древнего божества и покровительницы города. Использованная в большом количестве символика заключала в себе сцены победных битв, изображения священных животных и царских атрибутов. Особенно много отзывов получил щит богини, о котором подробно высказался Плутарх: «Зависть, возбуждаемая знаменитыми произведениями Фидия, повредила ему в особенности тогда, когда он в изображении боя Тесея с амазонками показал на щите самого себя в виде плешивого старика, поднимающего камень обеими руками, и тут же сделал прекрасный портрет Перикла в облике воина. Стратег держит копье перед самым лицом, потому что художник пожелал скрыть сходство с   оригиналом впрочем, весьма заметное вблизи.

Согласно первоначальному  замыслу Парфенон строился как храм и одновременно как хранилище  городской казны. В Акрополь стекались  деньги, полученные в качестве дохода с земель богини, сюда же поступали военные трофеи и добыча из серебряных рудников. В денежном выражении все это складывалось в значительную сумму, составляющую государственный фонд который намного превышал средства других городов Эллады.

Хранилище государственных  средств требовало замкнутого, окруженного прочными стенами пространства а также отдельного помещения, где огромные суммы не привлекали бы внимания воров. Золотые статуи, деньги и драгоценная посуда складывались в небольшой по площади западной части здания с перекрытием, уложенным на ионические колонны. Основное, культовое значение Парфенона также требовало защиты, которую осуществляла колоссальная статуя Афины.

В древности парфенон был виден не только со всех концов  города, но и с близлежащих островов Эгина и Саламин. Само святилище одним своим видом прославляло греческое искусство, подтверждая репутацию Афин как высшей школы Эллады и самого прекрасного города в мире.

Чувствительный зритель  способен ощутить дыхание Парфенона, который часто сравнивают с живым существом. Массу здания и природу объединяет светотень, образуемая крупным чередованием освещенных колонн и мелким ритмом каннелюр отдельных стволов. Расположение на высоком месте включает в ансамбль колоссальную воздушную среду над землей и морем. В облачные дни все это пространство словно материализуется, разводы облаков образуют фантастический рисунок, в который вплетаются прямые линии Парфенона. Композицию органично завершает небо — лазурный свод, мягко контрастирующий с белоснежной архитектурой. Следуя девизу «Ничего слишком!», зодчие поместили здание на фоне невысоких гор, неширокой равнины и не очень далекого, но и неблизкого моря. Даже растительность, обычно бурная в южных краях, здесь не слишком яркая и негустая.

143



Утратив яркость красок, сегодняшний Парфенон поражает зрителя удивительной гармонией линий. Пентелийский мрамор в кладке стен храма использовался в виде квадр — каменных блоков прямоугольной формы.

Знаменитый философ  и математик Пифагор составил таблицу умножения и предложил коллегам десятичную систему мер. Собственно геометрию он дополнил теоремой о квадрате гипотенузы, впрочем задолго до того применявшейся в Вавилоне. Размышления эллинских мудрецов о свойствах геометрических фигур привели к открытию так называемого золотого числа 1,617, которым выражалось идеальное соотношение между высотой и шириной здания. Рассчитанный согласно этой цифре фасад храма на чертеже вписывался в прямоугольник, вертикальные размеры которого лишь немногим отличались от горизонтальных. Предполагается, что при создании архитектурного ансамбля на Священной горе зодчие пользовались золотой пропорцией. Современные специалисты оценили ширину Парфенона в 100 греческих футов (30,89 м). Мнения относительно вертикальных размеров пока спорны, хотя, если верить известному российскому исследователю

  1. И. Брунову, высота храма в местных единицах составляет 61,8. Значит высота трех ступеней основания вместе с колонной равняется 38,2 футам, а высота перекрытия с фронтоном — 23,6. Указанные размеры образуют ряд золотой пропорции: 100 : 61,8 = 61,8 : 38,2 = 38,2 : 23,6 = 1,617. Ширина основания Парфенона (100 футов), возможно, являлась начальным горизонтальным размером, а его высота (6 футов) — начальным вертикальным. Греции, где геометрия быстро сформировалась в науку. От египтян были заимствованы ее основы и название, в переводе с греческого языка означающее «измерение земли».

Некоторые ученые заметили, что длина храма, протяженность холма перед Парфеноном и участка позади него соотносятся так же, как отрезки золотой пропорции. Подобным образом согласуются массивы скалы и здания при взгляде на храм от Пропилей. Золотая пропорция примерно соблюдается в соотношении высоты фасада со ступенями (15,57 м) и высоты колонн (9,57 м). Например, если равенство 15,57 : 9,57 - 1,62 выразить в футах, то 50 : 31 = 1,61.

Поверхность ступеней храма  слегка повышается от краев к центру. Колонны Парфенона не одинаковы  по величине, по разделяющему их расстоянию и слегка наклонены внутрь здания. На чертеже здания оси угловых  стоек должны были пересекаться на большой высоте. Несмотря на большую, по сравнению с соседними деталями, толщину, крайние колонны выглядят тонкими на светлом фоне. В отличие от многих культовых построек интерьер Парфенона включает в себя интерколумний (внутренний портик) с меньшими по диаметру колоннами. Не слишком удаленные от внешних колонн, они кажутся стоящими глубже, чем расположены в действительности.

Сегодня можно лишь предполагать, какой научной идеей руководствовались авторы Парфенона, но использование ими золотой пропорции в явной или скрытой форме сомнения не вызывает.

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

1.3 Эрехтейон  и Бескрылая победа

 

1.3.1 Эрехтейон

 

Современники Перикла  не напрасно считали Парфенон воплощением славы и могущества государства. Однако основным местом культа Афины, зданием, где хранилась ее древняя статуя, был другой храм Акрополя — Эрехтейон.

Эрехтейон составлен  из разрозненных, сильно контрастирующих друг с другом частей. Своеобразный план в большей мере связан с рельефом холма и наличием в здании нескольких святилищ. Почти все они существовали на этом месте с глубокой древности, что пришлось учесть создателям храма. Вероятно, старые конструкции не позволили устроить искусственную насыпь, отчего новое сооружение не возвышалось, как обычно, на ровном плато, а ступенями спускалось со скалы.

Создание Эрехтейона, безусловно, предусматривалось проектом грандиозного переустройства Акрополя. Новый храм создавался для установки деревянного ксоана Афины Паллады, по легенде упавшего с неба. Среди множества залов Покровительнице города отводилось только одно помещение, хотя вначале вся постройка носила ее имя. В римские времена на храм распространилось название одной из его частей, точнее, святилища Эрехтея, сына богини земли Геи и бога огня Гефеста.

Ранее ксоан хранился в тесной архаической постройке, сгоревшей при нашествии персов. Афиняне успели перевезти святыню на Саламин, а после возвращения наспех отремонтировали опистодом — уцелевшую западную часть старого храма, где статуя простояла около четверти века. Долгожданное переселение состоялось в 406 году до н. э. Через несколько дней после освящения в новом здании возник пожар, который омрачил торжества и привел к разрушению стен. После 10 лет восстановления на территории Акрополя появилась уникальная Постройка, больше никогда не встречавшаяся в греческой архитектуре. Волей автора или заказчика в Эрехтейоне были нарушены каноны периптера. Благодаря сложной конструкции в сочетании с малыми размерами, он больше напоминал жилой дом с балконом и садом, отделенным от дороги низкой каменной оградой.

Когда-то храм опоясывал  фриз с накладными беломраморными фигурами. Его основанием служила каменная плита длиной 23,5 м и шириной 11,6 м. Внутреннее пространство разделялось стеной на два помещения, одно из которых — восточное — являлось святилищем Афины Девы. Путь в наос богини лежал через легкий, эффектно оформленный 6-колонный портик. Отмеченный изяществом ионического декора, он являлся входом в здание, но отнюдь не главным, как могло показаться на первый взгляд. Возможно, в древности посетители не допускались в покои богини, где, кроме ксоана, хранились деньги и художественные ценности. Небольшие размеры световых проемов не позволяли злоумышленникам проникнуть внутрь, зато их низкое расположение давало возможность каждому полюбоваться деревянной статуей. Наличие проемов в восточной стене Эрехтейона можно объяснить еще одной причиной. Типичной формой окна классического храма Греции являлось отверстие над дверью, объединенное с ней общим наличником. Высота проема восточной двери составляла около 5 м. Расстояние между ней и потолком настолько незначительно, что по окончании работ не оставалось места для традиционного светового проема. Это заставило архитектора искать другое решение, и он поместил два световых отверстия не над дверью, а по обеим сторонам от нее.

Второе священное место  располагалось в западной части  храма, где в отверстии пола виднелся след от молнии Зевса, погубившей Эрехтея. Данной святыне надлежало располагаться под открытым небом, поэтому в перекрытии над ним имелось отверстие. Под крышей портика находился вход в крипту, где покоились останки героя. Согласно преданию, сын Геи и Гефеста воспитывался Афиной, попав к ней еще младенцем в закрытом ларце. Поручив заботу о ребенке трем дочерям царя Кекропа, богиня строго запретила открывать ящик. Девушки поклялись не нарушать запрета, но когда любопытство пересилило, две из них заглянули под крышку и увидели змей, охранявших спящего Эрехтея. Испугавшись до безумия, сестры выбежали из комнаты, бросились с северного склона Акрополя и разбились о скалы. Младенца воспитала послушная Пандроса, которая в награду за труды получила святилище близ храма Афины. Повзрослевший Эрехтей стал царем Афин, а после смерти почитался наравне с богами.

Горожане приносили  герою дары не менее богатые, чем  богу моря Посейдону, занимавшему третье заветное место храма. Обрамленная резным наличником дверь вела из северного портика в просторную прихожую, тянувшуюся вдоль западного фасада. В дальнем углу этого помещения был устроен колодец с соленой водой. По легенде, огражденный каменной кладкой источник создал Посейдон Эрехтевс (Потрясатель земли). В прихожую открывались двери в его святилище, а также в комнаты, где стояли алтари Гефеста и двух братьев — Эрехтея и Бута, пожелавшего стать жрецом Афины.

Информация о работе Путешествие по Афинам