Путешествие по Афинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является:
Изучение истории, быта, культуры и достопримечательностей Афин
Отзывы туристов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Античные Афины
Здесь город Афины. Темные времена …………….……….4
Акрополь и Парфенон………………………………………12
1.2.1 Акрополь………………………….12
1.2.2 Парфенон……………………….....13
Эрехтейнон и Бескрылая победа……………………………19
Эрехтейон………..............................19
Бескрылая победа………………….22
Афинские монастыри……………………………………… 27
Мегаполис Афины
2.1 Классика нашего времени………….……….............................31
2.2 Путешествие по Афинам………………………………............39
2.3Два слова по-гречески………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ……48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….50

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Если традиционными  греческими храмами чаще любовались снаружи, то здесь светская элегантность вызывала интерес к внутреннему устройству. В святилище богини утренней росы Пандросы можно было пройти из северного портика через небольшую дверь справа от главного входа в храм. Жрецы чаще ходили через западное помещение и прямоугольный проем в стене цоколя. Современные посетители Акрополя, проделав тот же путь, могут увидеть оливу с узкими серебристо-зелеными листьями, эффектно выделяющимися на фоне желтоватого мрамора. Она была посажена в 1920-х годах на месте, где, по описаниям античных авторов, росло дерево Афины. Справа от него в углублении, перекрытом массивным каменным блоком, располагалось четвертое священное место храма, где был похоронен и почитался первый афинский царь Кекроп.

Над Кекропейоном, словно надгробный памятник, возвышается основная достопримечательность Эрехтейона — знаменитый портик кариатид. Изначально к нему примыкало каменное ограждение, за которым скрывался двор с миниатюрным садом.

 

Ни время, ни люди не пощадили прекрасные статуи Эрехтейона. Они чудом уцелели после бомбардировок Акрополя, но остались без рук. Их первоначальный вид и положение относительно тела оставались тайной до 1952 года, когда на вилле императора Адриана вблизи Рима нашлись копии некоторых акропольских скульптур. Теперь известно, что все мраморные девушки левыми руками касались края одежды, удерживая в правых культовые сосуды — фиалы.

Западная сторона была единственной частью Эрехтейона, которая обозревалась целиком. Видеть ее сверху донизу могли те, кто находился во дворе, отгороженном от площади каменным парапетом. Стоявшее вблизи святилище Пандросы не позволяло устроить здесь такой же портик, как с восточной стороны, поэтому архитектор решился поднять колонны на цоколь высотой около 4 м. Асимметрично расположенный дверной проем находился под одной из них и был отодвинут в сторону настолько, чтобы не нарушалось зрительное равновесие между западной и южной частями храма. Отсюда можно было пройти во внутреннее помещение и выйти наружу через портик кариатид. Изначально промежутки между колоннами прикрывали легкие бронзовые решетки. В римские времена их сменили стены с большими окнами. Мраморные столбы наполовину вошли в кладку, превратились в полуколонны и остались таковыми навсегда.

 

                                          1.3.2 Бескрылая победа

 

Миниатюрная обитель  богини Победы занимает часть площадки пиргоса, откуда открывается восхитительный вид на город и Саронический залив. С этим местом связана легенда об одном из подвигов Тесея, освободившего соплеменников от Минотавра. Кровожадное чудовище с телом человека и головой быка каждый год пожирало семь девушек и семь юношей, которых афиняне доставляли на Крит. Убив Минотавра, царевич возвращался домой, но, к несчастью, забыл поменять черные паруса на белые, возвещавшие о победе. Старый Эгей ждал сына на старой микенской башне, там, где позже был построен пиргос с храмом Афины Ники. Увидев на горизонте «черный корабль», афинский царь подумал, что Тесей погиб, и в отчаянии бросился с утеса.

Вскоре на месте трагедии появилось святилище Эгея, однако в 427 году до н. э., когда началось возведение храма Афины, оно существовало только в легендах. Калликрат спроектировал новое здание по древнему образцу, подняв его на трехступенчатый подиум и оформив два противолежащих фасада портиками с четырьмя колоннами. Монолитные столбы высотой немногим более 4 м завершались ионическими капителями. Сама постройка также производила цельное впечатление. Некогда белоснежная, она и сейчас выглядит единым куском мрамора, хотя и немного пожелтевшим за 2 тысячи лет пребывания на солнце. Расположенный на высоком, резко выступающем участке скалы храм Афины Ники стоит под углом к Пропилеям, благодаря чему воспринимается как самостоятельный объем. Не сливаясь с постройками заднего плана, это сооружение эффектно смотрится на фоне синего неба, изумляя своими ясными, оточенными формами. Держа классический антаблемент , колонны несут на себе архитрав, карниз и рельефный фриз.

Некогда интерьер храма  украшала статуя Афины Ники. Ныне утраченная, она знакома нашим современникам по описаниям ксоана — статуи, выполненной из куска дерева по типу языческих идолов. Впрочем, храмовая скульптура походила на древний истукан только общим видом, поскольку была создана в манере зрелого классического искусства. Деревянная богиня стояла посреди небольшого зала, держа в одной руке шлем, а в другой ветку граната как символ мира, наступившего после победы. Греки изображали победительницу Афину в образе Ники с непостоянным нравом и крыльями за спиной. Однако афинская Победа была бескрылой (Аптерос): обрезав богине крылья, горожане надеялись, что, разучившись летать, она останется с ними навсегда. В новом тысячелетии Афина Ника все же покинула город, захваченный сначала римлянами, а затем германскими племенами.

В 1205 году греческая столица  невольно приобщилась к знаменитым Крестовым походам. Взяв Константинополь, крестоносцы разделили между собой захваченные земли. Афины с окрестностями достались бургундским рыцарям из рода Де ла Рош. Получив статус герцогства Афинского, они оставались таковыми более 250 лет, в течение которых городом управляла череда равнодушных правителей. Переделав Парфенон в собор Святой Марии Афинской, они превратили Пропилеи во дворец: надстроили второй этаж, воздвигли башню в мрачном романском стиле, совершенно закрыв античные здания. Привыкший к осадам и бомбардировкам Акрополь был надежной крепостью. Укрепления его постоянно обновлялись и дополнялись новыми бастионами, а город в бытность свою герцогных времен до эпохи высокой классики. Расположенные недалеко друг от друга, они созданы одним архитектором и разделены коротким промежутком времени, составляющим всего 35 лет. Столь непохожие внешне, разные по сути, но одинаково прекрасные постройки выступают примером изменения архитектурной композиции в зависимости от смены исторической обстановки.

Турки частично разрушили  все постройки Акрополя, полностью уничтожив храм Афины Ники. Ревностно оберегая свои владения, они запрещали «неверным» появляться в Греции, но немногим из них все же удавалось проникнуть даже на засекреченный Акрополь. В 1674 году на Священной горе побывал французский посол в Константинополе маркиз де Нуантейль, добившийся разрешения зарисовать античные памятники. Созданные тогда изображения скульптур Парфенона известны как рисунки Каррея, хотя их автором мог быть любой художник из свиты маркиза. Тем не менее беглые наброски стали единственным наглядным описанием фронтонов храма до разрушения.

Подобно всей пластике Акрополя, скульптура храма Афины Ники удивила  французов безукоризненным исполнением и огорчила полуразрушенным видом: в результате многолетнего варварства все статуи остались без голов и конечностей. От первоначальных рельефов со сценами исторических и легендарных сражений также остались только фрагменты. Само здание вместе с фронтоном Парфенона перестало существовать в 1685 году, когда началась война между турками и венецианцами. Подготовка к обороне крепости потребовала строительства новых укреплений. На месте разобранного храма Афины Ники появилась батарея, возведенная из блоков древнего мрамора.

Антикварные изыскания  удачно совпали с годами рабства  и мрака. Европейцы прибыли в  Афины в то время, когда город  уже не страдал от обстрелов, но пребывал в состоянии глубокого упадка. Условия жизни в нем были плачевны; жители Афин забыли об искусстве и заботились только о выживании. Получив разрешение взять «обломки камней с надписями и фигурами», иностранцы вырубили из Парфенона множество памятников, с тем чтобы вывезти их в Англию. В начале следующего столетия на туманный Альбион отбыли 12 фигур с фронтона главного храма, 15 метоп, 56 плит фриза, кариатида из портика Эрехтейо- на, фрагменты мелких и крупных статуй. Позже все эти вещи украсили экспозицию Британского музея, став первыми греческими статуями, представленными европейской публике.

Античное искусство  открылось миру, но Акрополю был  нанесен непоправимый ущерб, что вполне справедливо вызвало гнев передовой общественности. Лорд Байрон описал действия соотечественников фразой «На что не решились готы, сделали скотты». Хищения продолжались до 1834 года, когда после основания Греческого государства на Священной горе начались реставрационные работы. Восстановление святилища Афины Ники проводилось с использованием древних деталей. К 1935 году храм обветшал и грозил обрушиться вместе с пиргосом, поэтому его пришлось разобрать. К счастью, умелая реставрация не нарушила очарования древнего памятника. Более того, под мраморным фундаментом и кладкой микенской башни археологи обнаружили фрагменты архаического алтаря, чем доказали глубокую древность культа Афины. Сегодняшние посетители музея могут увидеть остатки этих построек, которые хорошо видны через прикрытое решеткой отверстие в полу наоса.

Создателям декоративного  богатства Парфенона удалось  выразить славу родного города и восхищение его народом. На метопах восточной стороны храма представлена борьба олимпийских богов с гигантами. С северной стороны помещены сцены Троянской войны, в западной части изображено сражение Тесея с амазонками, а в южной — бой лапифов с кентаврами. Мотив боя человека с животным варьируется с поразительным разнообразием. На каждой плите показаны только две фигуры: грек побеждает, борется из последних сил, лежит поверженный под ногами чудовища. С большим мастерством переданы мускулистые тела, лошадиные крупы, напряженные позы героев. Не впадая в излишний натурализм, все авторы изображений сохранили уровень высокого, героического искусства.

Среди 400 изображенных на фризе фигур нет ни одной, точно повторяющей другую. Ближе к восточной стороне динамичное движение замедляется, постепенно переходя в блаженный покой.

В ходе восстановительных  работ на территории Акрополя была ликвидирована поздняя застройка, заново выложен храм Афины Ники, заменена слепками оставленная под  открытым небом скульптура. В настоящее время оригинальные рельефы и статуи находятся в Британском музее, в Лувре и афинских музеях.  Стройные формы построек Акрополя, а также его прекрасные статуи, даже в виде копий, привлекают гостей со всего мира. Произведения античного искусства вдохновляют художников и поэтов, а изображение Парфенона является эмблемой ЮНЕСКО. Сегодня классическое совершенство храма не только услаждает взор, но и приносит немалую прибыль. Значительную часть бюджета Афин составляют доходы от туризма. Красоту древней архитектуры активно используют предприниматели — владельцы ресторанов, гостиниц, коммерческих центров и казино, сделавшие Акрополь своим торговым знаком.

 

1.4 Афинские монастыри и соборы

Полное представление  об Афинах византийского периода невозможно составить без осмотра монастырей. Строившиеся в рамках средневекового города, со временем они вышли за его черту и сегодня находятся в живописных окрестностях, достойных внимания не меньшего, чем сами памятники.

Монастырь Дафни

Античные мифы, классический и византийский периоды афинской истории представлены здесь в таком необыкновенно ярком сочетании, что посетитель Афин непременно должен побывать в этом монастыре. Монастырь Дафни считается наиболее значительным византийским памятником в афинских окрестностях, а его мозаики признаны шедеврами золотого века византийского искусства. Во II веке от Р.Х. знаменитый путешественник Павсаний упоминает о существовании здесь святилища Дафниос или Дафнейос Аполлон, стоявшего у Священной дороге, которая вела из Афин в Элевсин. Храм Аполлона был разрушен готами в 395 году от Р.Х. Когда византийские императоры запретили языческую религию, на месте древнего святилища (и из его же строительных материалов) была воздвигнута церковь. Устройство христианского храма именно здесь имело особое значение: мимо него по дороге в Элевсин проходили приверженцы «эллинской» (языческой) веры, направлявшиеся на Элевсинские мистерии. В 1100 году на месте первой церкви была возведена новая, имевшая восьмиугольную форму, и вплоть до XIX века монастырский ансамбль претерпел целый ряд архитектурных преобразований. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь служил укрытием борцам за свободу. Монастырь расположен на том месте, где в античные время был храм Аполлона и священная лавровая роща. На этом основывается одна из теорий, объясняющих происхождение названия местности: дафни по-гречески значит лавр. Согласно другой версии, местность получила свое название в честь древней царицы Дафны, чей корабль разбился у берега Элевсина; царица спаслась от кораблекрушения и в благодарность Аполлону воздвигла посвященное ему свягилище, которое и было разрушено готами в 395 году. Есть впрочем и другой миф, гласящий, что на этом самом месте нимфа Дафна, убегая от воспылавшего к ней любовью Аполлона, превратилась в лавровый куст. Своей широкой известностью монастырь обязан в значительной мере уникальным мозаикам, созданным в XI веке от Р.Х. и украшающим стены, купол, перекладины креста на крыше и помещение алтаря. На мозаиках представлены семьдесят шесть сцен из жизни Христа и Девы Марии, а также образы святых и пророков.В центре внутренней поверхности купола господствует образ Христа Пантократора (Вседержителя), заключенный в круг (символ неба). Золотой фон изображения символизирует рай. Обратите внимание на строгое выражение лица, внушающее ощущение того, что Христос следит за всем происходящим на земле и судит людей по их деяниям. Центральное изображение окружено образами старозаветных пророков

Эта полуразрушенная мозаика находится на западной стене собора. Обратите особое внимание на спускающегося с небес ангела, на его печально-задумчивое лицо и на покрытые тканью руки, которыми он с благоговением готов принять душу Марии.

Монастырь в  Кесариани

(греч. Μονή Καισαριανής) — памятник средневекового зодчества, расположенный в шести километрах от центра Афин на западном склоне горы Имиттос, в лесной местности, изобилующей источниками — в старину верили, что вода этих источников исцеляет бесплодие. Здесь в XI веке был построен монастырь, по преданию основанный неким Кесарием, отсюда и имя местности. После того, как Афины были захвачены крестоносцами в 1205 году, монастырь сохранил свои привилегии. Монастырь был весьма известен в позднее Средневековье, здесь преподавали такие видные византийские ученые, как, например Гемист Плифон. Когда в 1456 году пришли турки, монастырь не только не был разрушен, но и продолжил свое существование еще в большем блеске.

Монастырь известен своим  небольшим собором Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенным в XII веке. Храм, возведенный в крестово-купольной системе, стоит на четырех больших колоннах, которые сами намного старше, чем покоящееся на них здание, и происходят из поздней античности. Нартекс храма появился в XVII веке, замечательные фрески принадлежат кисти критского иконописца.

                                           Церковь Эливферия

Находится в самом  центре Афин, бок о бок с современным  кафедральным собором Афинской митрополии. Эта церковь примечательна как  своей древностью (XII в.), так и изяществом постройки. Изначально она называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы. В XVII  в. какое-то время церковь даже служила митрополией, несмотря на миниатюрность своих размеров. Из этого, впрочем, можно заключить о незначительности размеров Афинской епархии в то время. Позднее в церкви находилась обширная библиотека византийских рукописей, которая погибла в ходе Греческого восстания 1821 г.

В архитектуре церкви интересно то, что здесь совмещено казалось бы несовместимое: все здание фактически сложено из фрагментов античных, римских и ранневизантийских памятников, причем таким образом, что все это вместе образует органическое целое. Поистине живое олицетворение единства греческой культурной традиции!

Капникарея

В самой середине проезжей части улицы Гермеса стоит  маленькая византийская церковь  Введения Богородицы во храм (крестово-купольного типа), построенная в XI веке и имеющая  пристройки, датируемые XIII веком. В  разные времена церковь имела различные названия — Камухарея, Хрисокамухарьотисса, Богоматерь Панагия тис Василопулас (Царевны), Панагия ту Пренза (Принца) и Капникарея. В 1834 году выяснилось, что храм перегораживает планируемую тогда улицу Эрму, и среди предложений по решению этой проблемы были высказаны мысли о том, чтобы перенести или даже снести оказавшееся помехой здание. Благодаря вмешательству отца короля Оттона, Людовика Баварского, и Неофита Метаксаса, епископа талантийского, церковь была спасена и оставлена на своем изначальном месте. С 1931 года она принадлежит Афинскому Университету.

Информация о работе Путешествие по Афинам