Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 В эти годы увеличился  процент группового туризма, так  как стоимость тура ниже за  счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями,  и льготных тарифов на транспорте.

 Международные туристские связи  стали составной частью общего  процесса интернационализации социально-экономических  отношений. К настоящему времени  во многих странах сформировалось  и довольно стабильно развивается  индустрия туризма, которая располагает значительной материальной базой, обеспечивает занятость миллионов людей, взаимодействует практически со всеми отраслями хозяйства.

 Туристский бизнес сегодня  становится все более сложным,  так как в нем пересекаются  интересы различных государственных  и коммерческих предприятий и служб. Активно участвуют страховые компании, банки, клубы, федерации, торговые фирмы.

 Таким образом индустрия  туризма является важным фактором, способствующим более интенсивному  экономическому развитию тех  районов земного шара, которые удалены от крупных промышленных центров и слабо обеспечены ресурсами для развития и хозяйственного роста. Во многих странах она стала крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей лидирующие позиции в экономике страны.

 

 

 

 

 

1.3. Виды туризма

 

 Итак, туризму, принадлежащему  к сфере услуг, присущи все  те особенности, которые были  перечислены выше. Можно выделить  следующие виды туризма.

 Экскурсионный туризм - путешествие  в познавательных целях. Это  одна из наиболее распространенных  форм туризма.

 Рекреационный туризм - путешествие  для отдыха и лечения. Этот  вид туризма является весьма  распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется  в самостоятельную отрасль экономики  и функционирует параллельно  с другими видами туризма.

 Деловой туризм - поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи и т.д.

 Этнический туризм - поездки  для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают  с оформлением транспортных билетов,  загранпаспортов, виз и т.д. 

 Спортивный туризм - поездки  для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.

 Целевой туризм представляет  собой поездки на различные  массовые мероприятия.

 Религиозный туризм - путешествие,  имеющее целью выполнение каких-либо  религиозных процедур, миссий.

 Караваннинг - путешествие в  небольших мобильных домиках  на колесах.

 Приключенческий (экстремальный)  туризм - туризм, связанный с физическими  нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.

 Водный туризм - поездки на  борту теплохода, яхты и других  речных и морских судов по  рекам, каналам озерам, морям.  Географически и по времени  этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов  до многонедельных круизов по морям и океанам.1

 

 Все эти виды туризма зачастую  тесно переплетаются между собой,  и их зачастую трудно выделить  в чистом виде.

 

 

1.4. Создание и деятельность  международных туристических

 организаций.

 

 Необходимость развития через  международные туристские связи отношений между государствами в политических и экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 году был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 году - Международный конгресс официальных туристских организаций (МКТО), а в 1930 году был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).1

 К этому времени международный  туризм, постоянно развиваясь и  совершенствуясь, уже сумел практически  перейти от индивидуальных форм  к организованным. Это потребовало  формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом. В результате в 1947 году все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация. Ее действительными членами являлись как правительственные, так и неправительственные, но признанные их правительствами в качестве официальных национальных туристских организаций 116 государств.

 Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 году в Риме была проведена

1 Конференция ООН по туризму  и путешествиям. На ней был  рассмотрен широкий спектр проблем,  касающихся туризма, и выработаны  рекомендации, способствующие ускоренному  развитию этой формы общения  людей.

 Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма.

 В соответствии с рекомендациями  Римской конференции в 1968 году  в Берне Экономический и Социальный  Совет ООН (ЭКОСОС) провел специальный  межрегиональный семинар ООН  по проблемам туризма в развивающихся  странах.

 В 1969 году согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, но и политического значения туристического бизнеса.

 Юридическое создание ВТО  было оформлено путем принятия 28 сентября 1970 года резолюции чрезвычайной  сессии Генеральной Ассамблеи  МСОТО об одобрении проекта  Устава ВТО, который вступил  в силу 2 января 1975 года, после его  ратификации 51 государством. ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 Устава относится к категории организации межправительственного характера.1

 Главная цель ВТО заключается  в поощрении и развитии туризма  с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Устав ВТО закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру и функции новой организации. Он является открытым и предусматривает три категории участников: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены.

 Статус действительного члена  доступен для всех суверенных  государств. Статус присоединившегося члена предоставляется международным организациям как межправительственным, так и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям, деятельность которых находится в связи с целями, предусмотренными ВТО. Устав ВТО устанавливает, что ее руководящими органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат.

 Генеральная Ассамблея - высший  орган ВТО, состоящий из делегатов,  представляющих действительных  членов. Характер работы Генеральной  Ассамблеи сессионный: очередные сессии созываются раз в два года, а чрезвычайные - когда этого требуют обстоятельства. Компетенция Ассамблеи довольно широка. Она правомочна: решать вопросы о приеме новых членов в организацию приостановлении членства и выходе кого-либо из организации; утверждать финансовые правила и регламент; определять общее направление деятельности; подготавливать и рекомендовать заключения международных соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию ВТО и т.д.1

 Таким образом, анализ особенностей развития туризма позволяет еще раз подчеркнуть вывод о том, что современное развитие туристической деятельности требует новых исследовательских работ для подтверждения необходимости развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических и экономических, социальных и культурных аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2

 

 Международный туризм в Республике  Татарстан

 

 Туризм - это сектор экономики,  где клиенту за деньги предоставляются  различного вида услуги. Таким  образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

 Услуга - это любые мероприятия  или выгода, которые одна сторона  может предложить другой и  которые в основном неосязаемы  и не приводят к получению  чего-то материального.

 Рынок услуг совершенно не  похож на другие рынки главным  образом по двум причинам:

1. Услуга не существует до  ее представления. Это делает  невозможным сравнение и оценку  услуг до их получения. Поэтому  сравнить можно только ожидаемые  выгоды и полученные.

2. Услугам присуща высокая степень  неопределенности, что ставит  клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

 Эти особенности рынка услуг,  а также специфика самих услуг,  а именно: их неосязаемость, неспособность  к хранению, изменчивость качества  и неразрывность производства  и потребления определяют особенности маркетинга услуг.1

 Таким образом, маркетинг  услуг - это процесс разработки, продвижения и реализации услуг,  ориентированный на выявление  специальных потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам  оценить услуги сервисной  организации и сделать правильный выбор.

 

 

2.1.Туризм как сектор экономики  Республики Татарстан

 

 Природа человека так устроена, что ему всегда хочется новых  ощущений. И что, как ни туризм, возможность путешествовать по  миру, может ему эти ощущения  подарить.

 Путешествовать россиянам в  последние годы стало гораздо  проще, нежели во времена "железного  занавеса" получил заграничный  паспорт, купил путевку, и - вперед, к неизведанным доселе  мирам. Благо, туристических фирм  в стране и, в частности,  в РТ, сейчас более чем достаточно. Впрочем, достаточно ли?

 И хотя регистрируется все  больше новых туристических предприятий  этого все равно мало. В республике  более ста туристических фирм, а должно работать гораздо  больше. Ведь, если внимательно посмотреть: есть районы, практически не охваченные туристическими услугами. Это и Зеленодольский, и Альметьевский районы, и по большему счету, Нижнекамский и Елабужский районы.

 В нашей республике до  сих пор нет сильной туристкой  инфраструктуры: не так много  мощных туристических фирм, с отлаженным механизмом действия, работающих с опытными партнерами за рубежом. Из сотни с лишним фирм не более 20, которые можно назвать туроператорами. Остальные же по сути своей - турагенты, которые перекупают путевки у туроператоров. Из-за этого и посредственный уровень качества услуг. Посредник просто не в состоянии гарантировать качество: многое остается вне поля его зрения. Это и замена одного отеля другим без согласования, и страхование туристов. Турагенты в отличие от туроператоров не несут контрольных функций, поэтому Отделу по туризму приходится иногда принимать жалобы от туристов и реагировать на них соответствующим образом. В основном они стереотипные: не та гостиница, не тот самолет, питание. Есть проблемы связанные с финансовыми нарушениями. В этих случаях лучше всего клиентам требовать возмещения ущерба через суд.

 И все же бывают случаи, когда турист попадается на "удочку" какой-либо туристической фирмы  из-за своей беспечности. Ведь  он всегда должен помнить, что  является покупателем и должен придирчиво выбирать товар, предлагаемый турпредприятиями. В первую очередь, надо интересоваться, есть ли лицензия, и, конечно, тщательно изучить договор с туристической фирмой, и уже только после этого подписывать его.

 На недобросовестные турагенства мера воздействия найдется всегда. Лицензионная комиссия, рассмотрев жалобу, может лишить туристическую фирму лицензии или приостановить ее. Но не менее действенна и такая мера, как, например, антиреклама в средствах массовой информации. После нее восстановить свой престиж бывает очень тяжело.1

Информация о работе Развитие туристического бизнеса