Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 Туристские выставки и ярмарки  - важнейший элемент в маркетинговой  политике каждой нормальной туристической  фирмы. Участие в них и вдумчивое  рациональное использование безграничных возможностей, которые представляются экспонентам, позволяют решить многие вопросы создания, апробации и активного продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке.

 Туристские выставки важны  с экономической точки зрения  для туристского региона или центра, в котором они проводятся. Выставка является активным и действенным средством продвижения на туристский рынок туристских ресурсов региона или центра, где проводится такая выставка и, что совсем не последнее, крупным мероприятием, привлекающим в данный туристский центр огромное количество участников: экспонентов, посетителей и туристов. Это все в целом позволяет загрузить выставочные площади, дать работу местному населению, привлечь в регион много иностранных специалистов и туристов, обеспечить загрузку гостиниц, транспорта, ресторанной индустрии, привлечь в регион значительные финансовые средства.1

 Туристская выставочная индустрия  входит в перечень видов туризма  и присутствует в категории  делового или конгрессного туризма,  занимая весьма значительное место как весьма эффективное и выгодное бизнесмероприятие.

 Выставки должны быть одной  из составляющих целостной маркетинговой  стратегии. В маркетинговом плане  фирмы место выставки и поставленные  цели должны быть точно определены. Должны быть выделены сегменты рынка, освоению которых поможет выставочная компания. Однако, следует точно представлять, что собственно выставка - не "панацея" от всех бед, это только один, но важный и весомый элемент рекламной стратегии. Цели участия в выставке должны быть соизмеримы с любыми другими средствами и методами рекламы.

 Компанию Public Relation необходимо планировать  заранее, чтобы вызвать интерес  у потенциальных партнеров и  клиентов. Необходимо внимательно  контролировать план пресс-конференций  и деловых встреч, круглых столов и других мероприятий, где присутствует большое количество представителей СМИ. Следует тщательно контролировать помещение информационных материалов в пресс-центре выставки, подготовить пресс-релиз о деятельности фирмы и обеспечить его раздачу журналистам.1

 Итак, изученный в главе материал  позволяет выделить некоторые  выводы.

 Развитие туризма в Республике  Татарстан и ее столице - практически  самая эффективная возможность  преумножить социально-экономическое  благосостояние города и республики в целом. Сделав ставку на устойчивое развитие туризма, по мнению автора, Казань укрепит материальную базу экономики не только города и всей республики, обеспечит приток иностранной валюты, занятость населения, тем более, что потенциал туристических услуг нашей республики действительно велик. Ее преимущества заключаются в большом количестве национально-архитектурных достопримечательностей ("Серебряное кольцо" - Раифа - Свияжск - Волго-Камский заповедник, Кремль и т.д.) целебных водах и грязях, аналоги которых есть только в лучших санаториях Франции и Швейцарии, пригодных для развития лечебно-профилакторного туризма, в удачном географическом положении Волги и Камы. (см. Приложение 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 3

 

 Перспективы развития туристического  бизнеса в 

 Республике Татарстан

 

 Татарстан является одним  из наиболее крупных по населению  и экономическому потенциалу  регионов России. Благодаря своему  географическому положению, богатой  истории и уникальным природным  ресурсам Республика Татарстан  идеальна для туризма. Она находится на пересечении крупных автомагистралей, связана железнодорожными линиями со многими городами страны. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе.

 Из недр Татарстана уже  более пятидесяти лет качают  нефть. Запасы "черного золота" исчерпаемы, в отличие от резервов туристической деятельности. Потенциал таких туристских продуктов, как Казанский Кремль, Раифский заповедник, древний Булгар, Свияжск, церкви и музеи Елабуги, Чистопольские и Бугульминские исторические достопримечательности, неисчерпаем. Вопрос стоит о том, как распорядиться этими ресурсами.

 Сеть санаторно-курортных учреждений  Республики Татарстан насчитывает  19 санаториев на 4215 мест, 50 санаториев-профилакториев  на 5150 и 11 детских санаториев на 1195 мест. В республике 120 гостиниц на 8695 мест, из них готовых к приему иностранных туристов - 1211 мест. В последние годы введены в эксплуатацию гостиницы "Акация" в Чистополе, "Альметьевск" в Альметьевске, "Сафар-отель" в Казани, после капитального ремонта здесь открыта гостиница "Дом иностранного специалиста". Туристский поток в республике и Казани обслуживают 4 авиакомпании, судоходная компания "Татфлот", Казанское отделение Горьковской железной дороги, достаточное количество автотранспортных предприятий.

 Сложная ситуация начала 90-х  годов в течение двух лет  имеет тенденцию к выравниванию: увеличилось количество посещений  Казани за счет возобновления  пассажирской скорой линии по  Волге, возрос поток экскурсантов  в Булгары, Билярск, Раифу, Свияжск,  Елабугу. Так, если в 1996 г. 45 турфирм обслужили 29186 человек, и оказали услуг на сумму 17,1 млрд. руб., то в 1997 г. уже 60 турфирм обслужили 50928 человек, при этом объем услуг возрос до 186,2 млрд. руб. в текущих ценах. Открыты регулярные рейсы из Казани до Франкфурта-на-Майне авиакомпанией "Люфтганза", 6 авиакомпаний Татарстана осуществляли чартерные рейсы в Турцию (Стамбул, Анталия), ОАЭ, Кипр, Грецию.1 После августовского кризиса прогнозировалось, что на региональном туристическом рынке останутся не более 2 десятков туристических фирм, но уже к весне 1999 г. стало ясно, что туристический бизнес, хотя и понес большие потери, но выжил и постепенно набирает обороты, изыскивая новые для себя направления туристской деятельности. Так, летом 1999 года в "высокий сезон" работало более 75% зарегистрированных в республике туристических фирм, причем не только в области международного туризма, объем которого по сравнению с 1998 г. сократился, но и на внутренних маршрутах. Особой популярностью у граждан Татарстана пользовались Черноморские курорты России. Не меньший спрос был и на местные курорты, которые смогли предоставить улучшенный сервис по вполне доступным ценам и, по предварительным данным, обслужили вдвое больше человек, чем в 1998 г.

 Об оживлении внутреннего туризма свидетельствует и тот факт, что железная дорога с начала 1999 г. обслужила, по данным республиканских ведомств, около 200 тыс. человек, выехавших на отдых через Казань.

 В Татарстане 12 профессиональных  театров, филармония, несколько государственных оркестров, ряд издательств, 88 государственных музеев, включая 5 музеев-заповедников, свыше 300 ведомственных музеев, 1717 библиотек, в том числе научная библиотека Казанского университета (4,8 млн. томов) и Национальная библиотека Республики Татарстан (3,1 млн. томов). Ежегодно в республике издается около 500 наименований книг общим тиражом около 2,5 млн. экземпляров, выпускается 170 газет и около 35 журналов. Традиционно в республике проводятся международные и республиканские фестивали и конкурсы: оперного искусства имени Ф.Шаляпина, классического балета имени Р.Нуриева, фестиваль современной музыки "Европа-Азия", конкурс исполнителей татарской песни "Татар жыры", гармонистов имени Ф.Туишева, театральный фестиваль имени К.Тинчурина, конкурс вокалистов имени С.Сайдашева. В сентябре 1997 года в республике прошли основные мероприятия Первого Международного фестиваля тюркских народов.

 В последние годы в республике  появились новые музеи: Каюма  Насыри, Ризы Фахрутдинова, Салиха  Сайдашева, Назиба Жиганова, Сибгата Хакима, Баки Урманче и других. В столице республики Казани ведется реставрация Казанского Кремля, который станет не только административным, но и музейным комплексом.

 Республика Татарстан располагает  богатейшим историко-культурным  наследием. В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры, а также культурных и исторических ценностей.

 В республике выявлено около  семи тысяч объектов, представляющих  историческую, научную, художественную  или иную культурную ценность, в том числе 1165 (1327) поставлено  на государственную охрану федерального (общероссийского), республиканского (Республики Татарстан) и местного (городского, районного) значения. Среди них ансамбли городской застройки исторических населенных пунктов - Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска, Бугульмы, Мензелинска, Менделеевска, Лаишево и Тетюш; комплексы историко-архитектурных и археологических памятников Болгарского, Билярского и Суварского городищ; архитектурно-градостроительные ансамбли и комплексы Казанского Кремля, Казанского университета, Старотатарской слободы, Раифского и Макарьевского монастырей; памятники архитектуры - Петропавловский собор, церковь и колокольня Богоявления; мечети Апанаевская, Марджани, Султановская, Бурнаевская, Соборная, Иске-Таш, Закабанная; Александровский пассаж; дома Ушковой, Шамиля, Кекина, Апанаева, усадьбы Сандецкого и Боратынского, памятники и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г.Тукая, Ш.Марджани, К.Насыри, Н.И. Лобачевского, К.Фукса, Н.М. Бутлерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, Г.Исхаки, М.Н. Максуди, М.Джалиля и многих других.1

 На базе историко-архитектурных,  археологических и природных  комплексов памятников созданы  и ведут работу по сохранению  культурных и исторических ценностей:

* Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник в Спасском районе (1969 г.);

* Елабужский государственный историко-архитектурный  и художественный музей-заповедник (1989 г.);

* Иске-Казанский государственный  историко-культурный и природный  музей-заповедник в Высокогорском районе (1992 г.);

* Билярский государственный историко-археологический  и природный музей-заповедник  в Алексеевском районе (1992 г.);

* Государственный историко-архитектурный  и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль" (1995 г.).

 Кроме того, ведется работа  по организации Казанского государственного  историко-архитектурного заповедника  "Старотатарская слобода", Свияжского  государственного историко-архитектурного  и художественного музея-заповедника  в Зеленодольском районе.

 Количество туристических объектов по административным районам Республики Татарстан:

 объекты экологического туризма  - 79;

 объекты экскурсионного туризма  - 90;

 объекты лечебно-оздоровительного  туризма - 10;

 объекты паломнического туризма  - 5;

 объекты спортивного и приключенческого туризма - 31;

 озера - 33;

 объекты бизнес-туризма - 6.

 В современных условиях становления  рынка отсутствие финансовых  и организационных возможностей  в городах, которые по своему  историко-культурному значению и  узловому положению на маршрутных трассах являются потенциальными центрами развития международного туризма, привело к тому, что не созданы условия восприятия силуэта городов и их панорам с основных въездов и точек обзора; не разрабатываются и не осуществляются меры по снижению влияния диссонирующих объектов; не выявляется градостроительный потенциал застройки и территории в исторических центрах и других зонах городов для размещения нового строительства; перезагружены исторические центры транзитными транспортными потоками; не используются исторические производственные и хозяйственные комплексы с точки зрения их возможной конверсии в целях туризма; не проводится благоустройство основных въездов в города, главных улиц и подъездов к туристским объектам.1

 На рассматриваемой территории  находится значительное число старинных сельских поселений, расположенных в сфере влияния основных центров туризма и в совокупности с ними образующих районы высокой концентрации достопримечательностей (историко-культурные и природные зоны) с потенциалом превращения их в систему охраняемых территорий с особым статусом. Очевидно, что для сохранения старинных сел и деревень, имеющих памятники истории и культуры, живописное природное окружение, необходимо предусмотреть их включение в систему туризма, создать примеры (образцы) реконструкции и благоустройства, что станет стартовым импульсом для распространения процесса регенерации на все исторические территории с помощью местного самоуправления, субъектов собственности и хозяйственной деятельности.

 Памятники выдающейся значимости  или особенно характерные для  зодчества региона, представляющие  интерес для культурно-познавательного  использования (музеи, выставки, экскурсионный показ), - мечети, церкви, храмовые комплексы, монастыри,  здания, связанные с памятными историческими событиями и лицами и т.д., находятся в крайне неудовлетворительном или аварийном состоянии. Для этой группы памятников практически нет иных возможностей привлечения значительных единовременных вложений на консервацию и реставрацию, кроме государственной и местной бюджетной поддержки с участием общин верующих, а также отдельных пользователей по ряду объектов.

 Требуют реконструкции здания, предназначенные для коммерческих  целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), и здания, назначение  которых не противоречит коммерческому туристскому использованию (жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки). Для этой группы памятников, наряду с бюджетной поддержкой, необходима организация частного инвестиционного финансирования.

 Требуется проведение исследований, опережающих археологические работы на историко-культурных памятниках, подлежащих реставрации на участках реконструкции и нового строительства в исторических зонах городов, сельских поселений, на трассах исторических дорог.

 Остро стоит вопрос развития сети домов ремесел, художественных школ, мастерских; более широкого привлечения к обучению подростков, пенсионеров переселенцев, демобилизованных военнослужащих; участия в преподавании мастеров, владеющих техникой производства, характерной для данной территории. Требуется расширение и развитие надомного труда, оказание помощи мастерам в обеспечении материалами, оборудованием.1

 Необходимость преодоления  экономического кризиса методами  реализации конкретных программ  развития туризма для каждой области связана с особенностями современного периода формирования рынка в стране, а в частности, с возможностями управления и финансирования программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения области и дальнейшего развития.

 В настоящее время перед  республиканскими органами управления  туристической деятельностью должны  быть поставлены следующие задачи:

* разработка и принятие программы  развития туризма, не противоречащей  Федеральной программе;

* разработка и принятие закона  о туризме в РТ;

* пропаганда имиджа республики;

* разработка системы региональных  и местных программ проектов  туризма с выделением приоритетных  для каждой местности перспективных  видов туристической деятельности;

Информация о работе Развитие туристического бизнеса