Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

* упорядочение отношений собственности  в сфере туризма с учетом  особенностей туристической деятельности;

* интеграция региона в систему  российского и мирового туристского  рынка и участие в международном  сотрудничестве в туризме; 

* создание современного дифференцированного туристского рынка на основе развития конкуренции, специализации и кооперации в работе туристских организаций всех форм собственности;

* стимулирование развития инфраструктуры  туризма путем привлечения внебюджетных  источников (включая иностранные инвестиции);

* реализация в республике концепции  устойчивого развития в туризме  как экономически безопасной  формы использования природных  и культурных ресурсов;

* создание республиканской системы  подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, отвечающей современным условиям;

* разработка положения о координационном  центре по подготовке кадров, информационном и статистическом  обеспечении, маркетинговых и  социологических исследованиях;  положения о рекламе для турфирм; положения об экскурсоводах и гидах-переводчиках;

* содействие в разработке и  внедрении на республиканском  рынке прогрессивных технологий  туристского обслуживания;

* формирование системы рекламно-информационного  обеспечения туристской индустрии  республики;

* поддержка социального и особенно  детского туризма; 

* целевое использование средств,  поступающих в бюджет от предприятий  туристско-экскурсионной отрасли; 

* развитие системы статистической  отчетности по видам туристской  деятельности и смежных с ней отраслей экономики республики;

* эффективное использование, поддержание  и восстановление рекреационных  ресурсов республики (введение дополнительных  сборов и платежей за использование  рекреационных ресурсов);

* обеспечение достаточной привлекательности туристского комплекса и туристского потенциала региона как сферы активного международного предпринимательства и делового сотрудничества;

* обеспечение благоприятных условий  для малого бизнеса, способного  развиваться без привлечения  государственных средств;

* расширение сети гостиниц разных  категорий (с парками, пляжами  и т.п.), в том числе сети мелких  гостиниц;

* расширение охотничьих и рыбных  угодий (с возможностью проката  инвентаря и др.);

* организация баз отдыха, молодежных  центров, кемпингов, турбаз.1

 На основании проведенного  анализа необходимо отметить, что  потенциал анализируемых территорий  позволяет развивать в исторических  центрах и других активно посещаемых  зонах исторических городов и  сел необходимые системы объектов  культуры, торговли, питания, производства и продажи изделий народных ремесел и объекты размещения туристов, однако для этого необходима реконструкция, модернизация и перестройка существующей материальной базы туризма, объектов административной, культурной и деловой сферы, жилья и сопутствующих социальных объектов, объектов хозяйственного и производственного назначения.

 Для расширения географии  туристских поездок требуется  разработка маршрутов (туров), основанных  на более полном использовании  выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные, конные, специализированные по интересам).

 Катализатором развития туризма  на аналогичных территориях по  мировому опыту может стать  организация культурных проектов, фестивалей, праздников, конгрессов, выставок, соревнований.

 Задача сохранения и закрепления, стабилизации туристской сферы предполагает выход к ранее существовавшим параметрам потока (1991 г.), но на качественно новом уровне; создание условий для дальнейшего развития туризма в основном путем совершенствования проведения работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением ее структуры, в том числе и за счет нового строительства гостиниц, туристских деревень, клубных отелей, мотелей и кемпингов на основных маршрутных трассах.

 

 

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность туристического бизнеса

 

 В настоящее время Интернет  развивается столь стремительно, что стал повседневным средством  передачи и получения информации  для сотен миллионов человек.  Среди его преимуществ - абсолютная  децентрализация. Ни правительство, ни крупные корпорации не контролируют работу всемирной сети. Выход в Интернет также не требует официального разрешения. Сеть формируется совершенно свободно, и сегодня любая современная система компьютеров имеет все возможности для подключения к Интернету. Лидером по числу таких подключений являются США. В Соединенных Штатах к середине 90-х годов было более половины всех мировых компьютерных систем, на долю американцев приходилось свыше трех четвертей общего информационного потока. Эта статистика постоянно меняется, потому что всемирная сеть все больше захватывает Европу. В последние годы Интернет быстро развивается и в России.

 Что касается работы туристической  фирмы, то в настоящее время  существует несколько возможных  вариантов.

 Во-первых, это создание простой  странички, имеющей чисто информационный  или рекламный характер. Турфирма  может постоянно менять информацию  на более актуальную, но при  этом для покупки какого-либо  турпродукта необходимо непосредственное  взаимодействие с туристической фирмой.

 Хотя для размещения такого  рода информации сейчас открыто  уже несколько сайтов, куда турфирма  за определенную плату может  поместить свои предложения, не  открывая при этом собственную  страничку.

 Далее по сложности можно  выделить Интернет-магазин отдельной фирмы. Здесь уже есть возможность прямого получения заказов и бронирования через Интернет. В принципе, сложность в данном случае может иметь только техническое выполнение магазина, а внесение предложений будет осуществляться также как и в первом случае вручную, без использования систем автоматизации. Хотя такой принцип работы приемлем лишь при сравнительно небольших объемах информации. Некоторые же системы автоматизации турфирмы уже включают в себя инструмент для создания Интернет-магазина и предусматривают возможность вынесения внутренней информации по турпродуктам на продажу. Для этого турфирме необходимо иметь собственное доменное имя и сотрудника, который будет отвечать клиентам. Менеджеры просто помечают нужные турпродукты как готовые к продаже в Интернет, и те выставляются на продажу.

 Можно также выделить несколько  другую структуру работы, где  предложения по турпродуктам  заводит также одна фирма, но  бронирование разрешено только  агентам этой фирмы. Такая система  позволяет агентской сети через Интернет входить в общую базу данных, в ней подыскивать тур своим клиентам, а затем осуществлять бронирование. Такая схема также позволяет Интернет-клиентам (частным лицам или туристским организациям) в режиме on-line произвести бронирование. Однако фирмы-агенты при бронировании имеют право на снятие мест из базы данных без предварительной связи с фирмой-оператором. (см. Приложение 7)

 Разновидностью описанной агентской  сети являются системы, позволяющие  вносить информацию о своем  турпродукте и осуществлять бронирование любым фирмам, подписавшим договор с организаторами. Фирмы-организаторы при этом могут не иметь собственных предложений, а получать прибыль с каждого размещенного пакета либо размещать информацию бесплатно и получать процент с каждой сделки, проведенной через систему. Однако последний вариант может привести к тому, что турфирмы будут рекламировать свой турпродукт, а сделки заключать по-прежнему в офисе, в обход системы из-за нежелания делиться прибылью. Тем не менее, некоторые действующие системы предусматривают бесплатное размещение информации. Бизнес здесь разработчики делают на перепродаже этой информации путем выпуска туристических газет, бюллетеней оперативной информации и различных листов горящих путевок.

 Наиболее сложной задачей является создание полностью автоматизированной интерактивной базы данных, что подразумевает полное объединение всех действующих субъектов туристского рынка. Любое предприятие, подписавшее договор с учредителем, сможет заявить о себе, регулярно заносить информацию о своих предложениях, описания маршрутов, профильные программы лечения, уникальные методики рекреации и др., а также получать подобную информацию от всех организаций, работающих в этом магазине.

 Подобная система позволит  получать заказы, бронировать и продавать, т.е. упростится процесс обмена информацией: средства размещения смогут заявить о себе, туроператоры продвигать свой продукт, турагентства получать полную информацию об имеющихся предложениях и соответственно смогут быстрее подобрать оптимальный вариант для своих клиентов.

 Нужно сказать, что идея  создания такого единого информационного  пространства в туризме уже  давно прорабатывается многими  организациями, однако в полной  мере пока не реализована. Небольшие  фирмы просто не имеют достаточно средств, чтобы тратить их на разработку таких затратных проектов; более крупные организации пока останавливаются на более простых проектах, однако, возможно, в перспективе будет создан и такой своеобразный "Интернет-рынок".

 Итак, человечество вступает в эру информационной цивилизации. В ближайшие десятилетия компьютеры и сети станут основным инструментом бизнеса, и готовность той или иной компании к переходу на высокие технологии станет критерием развития и залогом конкурентоспособности.

 

 

3.2. Социальные программы.

 Туристские перспективы столицы  Республики Татарстан

 

 Город Казань обладает богатейшим  культурно-историческим и природным  туристским потенциалом, который  в настоящее время с точки  зрения организации туристской  индустрии используется малоэффективно. Специалистами Национальной Академии Туризма по заказу Администрации г. Казани разработана "Программа развития туризма в г. Казани до 2005 года"

 Предложенная в Программе  туристская структура, состоящая  из совокупности объектов размещения, питания торговых, спортивных и развлекательных комплексов, учреждений транспортного обслуживания и других компонентов туристского сервиса, позволит в корне изменить положение Казани на туристском рынке России и стать одним из ведущих туристских центров в Поволжском регионе.

 Функционально-планировочные аспекты  организации туристской структуры  предлагается решить в рамках 7 туристских зон, составляющих  ядро, каждая из которых обладает  индивидуальным туристским потенциалом  и, в соответствии с ним,  ярко выраженной специализацией. Всего предложено создать (с учетом реорганизации имеющихся) 90 предприятий туристского обслуживания: 14 объектов размещения (музей-гостиница, конгресс-отель, апарт-отель, хостел, клубная гостиница и др.) общей вместимостью 900 мест/600 номеров; предприятия питания на 3000 мест (в отдельных стационарных предприятиях, в составе гостиниц и в сезонных предприятиях); предприятия торговли общей площадью 6700 кв.м., (в составе гостиниц и отдельных стационарных и сезонных объектах. Эти базовые предприятия туристской индустрии явятся важнейшей предпосылкой и надежной основой для успешного развития и функционирования сети объектов досуга, развлечений, оздоровления и иного туристского предназначения. Наряду с материальной основой формирования туристского предложения в Программе предусмотрены конкретные шаги по продвижению казанского туристского продукта на отечественный и международный туристские рынки. В частности предусмотрено создание Информационного туристского центра и сети информационных бюро, которые будут удовлетворять потребности не только иностранных и отечественных туристов, но и жителей Казани, желающих воспользоваться услугами объектов туристской индустрии.

 В настоящее время туристский  поток в Казань незначительный. Он составляет не более 20 тыс. туристов и 50 тыс. экскурсантов. В 80-е годы, например, количество экскурсантов по линии Казанского бюро путешествий и экскурсий составляло более 600 тыс. чел. в год (что высоко характеризует пропускной потенциал города). Существующие средства размещения в настоящее время даже при среднегодовом коэффициенте загрузки 60% (что, в общем-то, вполне достижимо), могут принимать более 65 тыс. чел. ежегодно. Поэтому даже в ближайшие 2-3 года при правильно проводимой политике формирования и продвижения казанского туристского продукта на отечественный и международный туристские рынки, такой результат может быть достигнут, что соответственно станет весьма ощутимым в структуре денежных (в т.ч. и валютных) поступлений в городской и республиканский бюджеты. В перспективе же, к 2005 г., по мере наращивания мероприятий, так или иначе приуроченных к 1000-летию Казани, увеличения числа гостиниц и их вместимости до 2000 мест, развития других компонентов туристской инфраструктуры и целенаправленного проведения маркетинговых мероприятий по привлечению и качественному обслуживанию клиентуры ежегодный туристский поток может составить ок. 160 тыс. чел., (т.е. увеличится в 8 раз), а количество экскурсантов может возрасти до 300 тыс. чел. Причем, если сейчас львиную долю среди приезжих занимают деловые люди, то в перспективе их удельный вес несколько снизится. Такое ощутимое увеличение потока станет возможно благодаря предстоящему грандиозному событию - тысячелетию Казани - в сочетании с благоприятной конъюнктурой на международном и внутреннем туристских рынках.1

 Уникальное сочетание исторической  среды города, объектов наследия  и современных объектов (в т.ч.  спортивных и досуговых сооружений) усиливается центральным положением  города в политической, культурной  и экономической жизни Республики Татарстан и придает, соответственно, городу роль и функцию Казани, как "Главных ворот Татарстана", которая может выступить существенным дополнительным фактором привлечения туристской клиентуры, т.к. Казань всегда так или иначе будет включена в любой туристский маршрут, целью которого является ознакомление с республикой. Расширение туристского пространства в Казани и за ее пределами - весьма важная задача. Здесь прежде всего имеется ввиду усиление туристских связей и взаимодействия Казани с туристско-рекреационными центрами и зонами РТ (Зеленый дол, Елабугага, Рыбная Слобода и др.). В этом случае роль Казани, как "Главных туристских ворот" республики и эту функцию следует учитывать и стимулировать укреплением туристских взаимоотношений с соседними территориями.

Информация о работе Развитие туристического бизнеса