Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 При выборе своего сегмента на рынке туристических услуг анализируются следующие факторы:

1. Цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг.

2. Географические факторы: отдых  на море, развлечения, интерес  к культурным и архитектурным  ценностям.

3. Возрастные группы: школьники,  студенты, взрослые, семьи.

4.Экономические потребности и  престиж: экономия времени и  усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой  социальной группе.

 На схеме отражена структура  потребностей туристов, лежащая  в основе туристической программы, показывающая, что организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для турпоездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

 Сегментация рынка международного  туризма.1

 

 Цели туризма

 

 Отдых Деловые поездки Обучение

 и шопинг - туры

 География География

 География

 Возраст Возраст

 

 Престиж  Экономия

 

 Процесс  создания любой туристической  программы начинается с разработки  общих целей, выработки предварительных  прогнозов, основанных прежде  всего на изучении спроса потребителей  и предложения конкурентов.

 В деятельности туристических фирм, особенно на этапе их выхода на рынок, велико значение правильно разработанной рекламной компании.

 Туристическая  компания может быть направлена  на турагентов или на потенциальных  клиентов. Информация относящаяся  к первому виду, распространяется прежде всего на туристических выставках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран.

 Очень большое значение в  туристической рекламе имеют  специализированные документы - листовки, брошюры и пр. (см. Приложение 4)

 Все вышеперечисленные средства  предоставляются турагентам туроператорами, которые используют также проспекты  курортных зон и видеорекламу, где отражается прежде всего  своеобразие данной местности,  культурные традиции и исторические  памятники. В данном случае основной целью, выбираемой туроператором, является создание имиджа того или иного региона. Для этого используется набор продуманных кадров, которые освещают данный регион с определённых позиций и отличают его от любого другого.

 Рекламой различных туристических зон и туристических программ занимаются прежде всего туроператоры: пользуясь информированностью потенциального потребителя, публикуют небольшие объявления в печатных чёрно-белых изданиях, касающихся предлагаемых услуг и уровня тарифов,причём для будущих клиентов основным аргументом являются низкие цены.1

 Один из основных этапов - продвижение товара. На международном  уровне необходима не просто  реклама, а прежде всего участие  на международных ярмарках и  выставках, которые дают возможность  привлечь внимание не к одному конкретному продукту, а к фирме в целом. Различают следующие виды выставок:

- туристические выставки общего  назначения для профессионалов  и публики

- специализированные выставки, организуемые  по определённым критериям, например, касающихся зимних видов спорта.

- многоцелевые ярмарочные экспозиции.

 Основными туристическими центрами, организующие известные во всём  мире ярмарки и выставки, являются  Брюссель, Милан, Люксембург, Париж,  Лондон.1

 Помимо сегментации рынка  и выбора маркетинговой стратегии, необходимо учитывать, что туристические услуги имеют свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз:

- разработки - период исследования  рынка, анализа информации, расчёта  стоимости услуг на данный  момент поиска партнёров, налаживания связей.

- "запуска" - период распространения  рекламных объявлений, завоевания  потенциальных клиентов, для которого  характерны непостоянный объём  сбыта и колебания цены.

- зрелости - период, когда продукт  становится известным, появляются  постоянные клиенты, число желающих воспользоваться услугами растёт, увеличивается объём продаж.

- упадка - период, когда спрос на  данный вид услуг падает при  появлении новых усовершенствованных  туров. (см. График 1)

 

 

 График 1

 Жизненный цикл туристического  продукта1

 Уровень

 прибыли

 

 

 

 

 

 

 время 

 разработка запуск зрелость  упадок (фазы цикла) 

 

 Необходимо тщательно анализировать  и продукты, являющиеся малоизвестными, новыми для данного рынка, и  хорошо известные, для сбыта  которых требуется изменение  имиджа.

 Кроме того, для туризма характерны фазы, зависящие от времени года. Они основаны прежде всего на предпочтениях клиентов, которые могут выбрать для отдыха наиболее подходящий для их интересов сезон. (см. График 2)

 Достигнутые к настоящему  времени результаты на российском туристском рынке являются незначительными. Если доля туризма в ВНП большинства развитых стран мира составляет от 5% до 15% и более, доходя в отдельных случаях до 50%, то в России этот показатель находится на уровне менее 0,01%.

 

 

 

 

 

 График 2

 Изменение спроса на туристические услуги в отдельных странах в зависимости от сезона1

 Страна 

 

 Франция

 

 Болгария

 

 Индия 

 

 Кипр

 Время

 Зима Весна Лето Осень  года (сезон)

 Повышение доли туристического  бизнеса в ВНП нашей страны, как считает автор, будет достигнуто путем решения ряда задач, среди которых первоочередными являются:

* принятие Закона о туризме;

* разработка и принятие Концепции  государственного регулирования  развития туризма на муниципальном,  региональном и федеральном уровнях;

* утверждение Программ развития туризма по регионам.

 

 

2.3. Основные направления государственного  регулирования развития туристического  бизнеса в Республике Татарстан

 

 Уникальные историко-культурные  и природные ресурсы РТ дают  возможность развития практически  всех видов туризма: круизного, экскурсионного, лечебного, паломнического и т. д., а также определенная инфраструктура туристского рынка. Так сеть санаторно-курортных учреждений республики насчитывает 19 санаториев на 4215 мест, 50 санаториев профилакториев на 5010 мест, 11 детских санаториев на 1195 мест. Количество гостиниц в республике - 120 на 8695 мест, из них для иностранцев - 1211 мест. Туристский поток в республике и Казани обслуживает более 100 турфирм, Казанское отделение Горьковской железной дороги, достаточное количество автотранспортных предприятий.

 Для того чтобы использовать  огромный культурный и туристский  потенциал необходимо проведение  грамотной государственной и  экономической политики государства.

 Именно поэтому главной задачей  отдела по туризму, созданного постановлением Кабинета Министров РТ от 9.12.1996 г. № 1020, являлось проведение государственной политики в сфере туризма, который представляет собой сферу государственного интереса как точка экономического роста республики и всей страны в целом.

 Проводимая Комитетом работа  была направлена на воссоздание  и дальнейшее развитие туристской  отрасли в республике.1 Статистика  свидетельствует, что в "высокий  сезон" 2000 г. туристы Татарстана  выезжали за границу в 2.5 раза  чаще, по сравнению с 1999 г. Кроме того, что особенно важно, в 2000 г. получила наметившаяся тенденция в 1999 г., которая приводит к увеличению доли, которая приходится на въездной и внутренний туризм. Так, въезд в нашу республику иностранных граждан по сравнению с 1999 г. возрос почти на 75%.2

 Определенный вклад в улучшение  ситуации на туристическом рынке  внесла деятельность Комитета  по развитию въездного и внутреннего  туризма по нескольким направлениям. Прежде всего, это активная  рекламно-информационная и имиджевая  деятельность, направленная на продвижение внутреннего республиканского продукта и рекламу республики как региона, благоприятного для развития туризма. К числу основных рекламно имиджевых мероприятий следует отнести:

1. Ежегодное участие в международных  туристических выставка MITT и "ОТДЫХ" в г. Москве, "INWETEX" в г. Санкт-Петербурге, организация совместно с ОАО "Казанская ярмарка" ежегодных международных выставок "Туризм. Отдых. Спорт" в г. Казани, которые в связи с успешной работой и значением для региона Поволжья с 2001 года поддерживаются Департаментом туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, проведение Work-shop (мини-ярмарок, работающих как магазины путешествий), поддержка республиканских выставок и ярмарок.

2. Издание по заказу Комитета  и при его участии рекламно-информационных материалов: путеводителя по Татарстану "Ле Пти Фюте" на русском и английском языках, "Визитной карточки РТ" на русском и английском языках, серии мини - путеводителей по Казанскому Кремлю, Свияжску, Раифе, Биляру, Болгару, Елабуге, буклета "Гостеприимный Татарстан" - гостиницы и санатории Татарстана на русском и английском языках, буклета "Туристические маршруты РТ", туристического справочника "РТ - 2001 год", а также участие в каталоге "Отдых в России - 2000" и "отдых в России - 2001 год" (на английском языке), который распространяется на международных выставках в России и за рубежом. При участии Госкомспорттуризма РТ был организован выпуск туристской газеты "Сафар", выходит журнал "Мир без границ", который с 2001 года вышел на межрегиональный уровень.

3. Подготовка информации о туризме  совместно с департаментом внешних  связей Президента РТ для размещения  в Internet, проведение работы со  средствами массовой информации  республики, которые регулярно информируются  о проводимых комитетом мероприятиях по туризму, принимают в них участие, освещают их ход и итоги в печати, по радио, ТВ.

 Немаловажное значение для  развития въездного международного  туризма имело участие Комитета  в международных и всероссийских  конференциях и форумах:

 Международная конференция  в г. Москве 20-22 марта 2000 г. "Поддержка  устойчивого развития туризма  в РФ" по итогам экспертных  исследований, направленных на оценку  потенциала туризма в рамках  Программы развития ООН (ПРООН)  и проведенных в ряде регионов  России, в том числе и Татарстана, туристский потенциал которого был высоко оценен экспертами.

 Международный семинар по  статистике туризма, проведенный  ВТО 26-27 марта 2001 года. "Вспомогательный  счет в туризме" с целью  организации статистического наблюдения в Росси, позволяющий определить мультипликационный вклад туризма в экономику страны и ее регионов.

 Международная конференция  16-19 октября 2000 г. "XXI век - век  туризма" в г. Санкт-Петербурге.

 Межрегиональная конференция  "Государственное регулирование туристического бизнеса" 22-23 января 2000 г. в г. Казани.

 Большое значение для развития  туризма в республике имела  проводимая Комитетом нормативно-правовая  работа, которая велась по следующим  направлениям:

1. Принято постановление Кабинета  Министров РТ от 15.09.98 г. № 545 "О концепции (основных направлениях) развития туризма в РТ до 2005 года".

2. Подготовлены проекты закона  РТ "туристской деятельности в  РТ", постановлений Кабинета Министров  РТ "О совершенствовании экскурсионной  деятельности в РТ", "О  поддержке внутреннего, въездного, и социального туризма", "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов", Целевой программы "Развитие туризма в РТ до 2005 г.".

 Составлен "Туристический  паспорт РТ", проведена работа  над Кадастром туристских территорий, как основой для разработки программ развития туризма, туристских маршрутов, инвестиционных проектов, и реестрами туристских ресурсов РТ.

 Разработана Госкомспорттуризмом  РТ, согласована и утверждена  Госкомстатом РТ (постановление  от 31.08.2000 г. № 4) форма государственного ведомсвенного статистического наблюдения за туристической деятельностью - 1-туризм (регион) "Сведения о деятельности организации туризма".1

 Внесены предложения в проект  Положения о лицензировании туроператорской  деятельности, Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в РФ", в государственную комплексную программу РТ о развитии малого предпринимательства и разработан план мероприятий по реализации приоритетных направлений развития малого предпринимательства в туризме, в "Концепцию государственной политики РТ в сфере информации, информатизации и защиты информации".

 Разработаны планы мероприятий  в области туризма РТ по  реализации генерального соглашения  между кабинетом министров РТ, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией промышленных предприятий РТ, Торгово-Промышленной Палатой РТ на 2000-2001 год, по развитию туризма в программу подготовки к празднованию 1000-летия г. Казани.

 Оказано содействие в разработке программы развития туризма Елабужского района и г. Елабуги, а также Программы развития туризма в г. Казани, г. Зеленодольске и Зеленодольском районе.

 Разработаны положения о  проведении ежегодного республиканского  конкурса "Туризм XXI век", о секции  журналистов, пишущих о туризме, о конкурсе журналистов "Хрустальное крыло", о Координационном совете по туризму. "Положение о порядке присвоения разрядов и званий в спортивном туризме", Приказ "Об упорядочении маршрутно-квалификационной работы в республике", утверждены "Положения" о 10 чемпионатах РТ по спортивному туризму.

Информация о работе Развитие туристического бизнеса