Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;
Введение.....................................................................................2
ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19
ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54
3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70
Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84
Конечно, каждое
Автор не сомневается, что у Татарстана есть перспективы стать по-настоящему крупным туристским центром, и все идет именно к этому. Так как происходит увеличение рабочих мест, пополнение бюджета. Но при этом надо констатировать факт: город относится к туризму еще очень прохладно, заинтересованность городских властей пока носит декларированный характер. Хотя все понимают, что с помощью туризма можно основательно улучшить имидж Татарстана не только в пределах России, но и в мире.
Если в советские времена
туризм был явлением
Необходима целевая программа развития туризма в городе и республике не только в планах и на бумаге. К тому же средства, которые департамент физкультуры, спорта и туризма получает от лицензирования международной туристической деятельности, расходуется лишь половина. Другая же половина перечисляется в республиканский бюджет. Понятно, что ни одной существенной программы на эти незначительные средства выполнить нельзя.
Обидно сознавать, что за счет российских туристических фирм создается туристическая инфраструктура в Турции, Испании, Эмиратах и в других странах. Из России вывозятся колоссальные деньги. Очевидно, что для развития российской экономики более выгодным является обратный процесс. Надо как можно скорее создать условия для привлечения отечественных и зарубежных туристов в такие туристические центры России, как Татарстан, чтобы часть средств направить на реставрацию и реконструкцию туристической отрасли. Ведь к нам не едут не из-за того, что у нас нечего посмотреть, а из-за отсутствия широкой рекламной компании, низкого уровня гостиничного сервиса, предприятий питания, транспорта.
2.2. Место туризма в экономике России и Республики Татарстан
на примере трех
Рассмотрим место туризма
в экономике России и
Если используются такие
производственные факторы, как
труд, земля и капитал, предприятие
выполняет производственную
На февраль 2000 г., по данным
Министерства РФ по физической
культуре, спорту и туризму, в
Государственный реестр РФ
География российского
Регион
количество турфирм
Москва
Московская область
Санкт-Петербург
Ленинградская обл.
Нижегородская обл
Свердловская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Татарстан
Краснодарский край
Новосибирская обл.
Приморский край
3464
189
991
76
123
101
174
55
май 2000 г. - 135 лицензий.
171
107
218
В Татарстане с 1997 года выдано 135 лицензий на право международной туристской деятельности: в 1997 г. - 35, в 1998-м - 43, в 1999-м - 30, до мая 2000-го - 27. (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Количество выданных лицензий
на право туристской
1998
1999
2000
Май 2000
Всего
РТ
35
43
30
27
135
В том числе Казань
26
24
22
16
88
Данная таблица отражает
определенную динамику
Диаграмма 1.
Динамика развития туристского бизнеса в Республике Татарстан 2
Диаграмма 2
Распределение туристических фирм в Республике Татарстан и Казани
Из приведенных данных мы
можем сделать вывод, что
Анализируя рассмотренные диаграммы, можно сделать выводы о том, что количество фирм, получивших лицензии в РТ в течение четырех лет, увеличилось. В 1998 г. заметен повышенный интерес к туризму в регионах республики. Изменения 1999 г. связаны со многими факторами: нестабильность экономической ситуации, сложные экономические отношения, недобросовестное отношение к данному виду деятельности и многие другие. В 2000 г. за первый квартал получило лицензию практически столько же фирм, что за весь предыдущий год.1
Сейчас положение российского туристического бизнеса довольно сложное. В настоящее время туристический рынок в Москве и Санкт-Петербурге, как и во многих областных городах России, уже насыщен и переполнен предложениями при падающем спросе. В условиях жесткой конкуренции, когда многие богатые и корпоративные клиенты уже выбрали конкретные туристические фирмы, складывается ситуация, в которой другим компаниям придется временно приостановить свою деятельность или искать незанятый сегмент рынка и разрабатывать новый продукт.
Если говорить о перспективах
сохранения и развития туризма
в России в целом, то
Государство должно
Для производства услуг
Организуя работу фирмы,
Только в 2000 году в Татарстане получил работу непосредственно в туристических фирмах минимум 81 человек. На летний период фирме необходимо в 2 раза больше работников, чем в зимний период. Таким образом, дополнительно минимум 300 человек получили возможность работать в течение 4 месяцев, и если даже с минимальным окладом, мы можем просчитать поступления от туризма в бюджет республики по данному виду отчислений.
Но для работы в туризме необходимо иметь специальные знания, для чего при вузах, кафедрах открываются отделения по подготовке кадров. Так, только для проведения курсов повышения квалификации работников туристических фирм, гостиниц и ресторанов в Татарском институте содействия бизнесу были привлечены 32 специалиста, 39 человек получили удостоверения и сертификаты государственного образца о повышении квалификации.
С каждым годом увеличивается
количество кафе и ресторанов,
гостиниц, пансионатов и санаториев,
что способствует развитию
Приведем дислокацию сети кафе и ресторанов по городу Казани на 1.01.2000г. (см. Таблицу 2)
Таблица 2
Количество кафе и ресторанов в городе Казани1
Район
Ресторан
Кафе, бары, закусочные
Кол-во
Кол-во пос. мест
Кол-во
Кол-во пос. мест
Авиастроительный
1
60
14
406
Вахитовский
12
972
97
2912
Кировский
3
370
25
866
Казанский посад
4
400
6
370
Московский
4
215
28
855
Ново-Савиновский
2
238
14
565
Приволжский
2
202
23
1119
Старотатарской слободы
-
-
2
80
Советский
3
43
1343
Всего
31
3007
252
8516
Анализируя данные, мы можем утверждать, что для миллионного города мы не имеем достаточное количество кафе и ресторанов, следовательно, нет конкуренции, цены неоправданно высоки, но, тем не менее, мы можем говорить об экономической деятельности в секторе туризма, который вносит вклад в создание национального дохода. Это относится, прежде всего, ко всем людям, чье место напрямую связано с туризмом. В данном случае речь идет о прямом эффекте создания дохода в туризме. В науке говорится об этом эффекте в том случае, когда имеется в виду, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности. Эффект увеличения национального дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка туристской отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство.
Рассмотрим на примере
Для работы фирме необходимо
приобрести: лицензию на право
ведения международной
Для прохождения сертификации
недостаточно уплатить определе
Далее фирма должна иметь всю необходимую оргтехнику: компьютер, принтер, подключение к Интернету, ксерокс, телефон и факс, а также специалистов со стажем работы или же оплатить за обучение своего специалиста.
Структура
организации и управления
генеральный директор
отдел посреднических отдел маркетинга бухгалтерский
операций и рекламы отдел
Отдел по организации
Контроль за работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерского отдела, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.
Маркетинговая и рекламная
стратегия, а также разработка
туристического продукта осущес
В туристическом бизнесе, как и в любом другом виде деятельности, необходимо изучение проблем спроса и предложения на рынках, т.е. проведение маркетинговых исследований.
При оказании услуг фирма
должна ориентироваться на потр