Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 Конечно, каждое турпредприятие  вправе само выбирать, тот путь, по которому ему идти. Понятно,  что фирме выгоднее отправить  туриста за рубеж, чем взяться  за переустройство всей сферы  туристического бизнеса в своем  городе. Вот поэтому Россия, несмотря на свой огромный потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее двух процентов мирового турпотока. А чтобы поменять ситуацию, надо менять нормативно-правовую базу. Действующий федеральный закон "Об основах туристической деятельности в РФ" не предусматривает льгот и не уменьшает налогового пресса на туристические предприятия, ориентированные на развитие въездного туризма. Нормативную базу нужно менять не только на федеральном уровне, но и на региональном. Но даже в этих условиях из более ста туристических фирм около десятка пытаются привозить в Татарстан туристов. Безусловно, помогать развиваться надо в первую очередь именно таким.1

 Автор не сомневается, что  у Татарстана есть перспективы стать по-настоящему крупным туристским центром, и все идет именно к этому. Так как происходит увеличение рабочих мест, пополнение бюджета. Но при этом надо констатировать факт: город относится к туризму еще очень прохладно, заинтересованность городских властей пока носит декларированный характер. Хотя все понимают, что с помощью туризма можно основательно улучшить имидж Татарстана не только в пределах России, но и в мире.

 Если в советские времена  туризм был явлением социальным, то теперь стал экономическим. Туризм стал не только прибыльным бизнесом, но и средством формирования платежного бюджета страны, сектором национальной экономики. Причем влияние туризма на состояние этого баланса резко негативное, ибо российский туристический бизнес идет не по пути защиты национальных интересов. Выездной туризм явно преобладает над въездным. А последний без государственной поддержки не выживет. Надо привлекать в эту сферу инвестиции, надо расширять объем услуг, создавать инфраструктуру. Из нескольких казанских гостиниц только 3 могли претендовать на "звездность", но сейчас отстроено большое количество гостиниц и гостиничных комплексов, которые готовы принять туристов из разных уголков мира. (Приложение 3)2

 Необходима целевая программа  развития туризма в городе и республике не только в планах и на бумаге. К тому же средства, которые департамент физкультуры, спорта и туризма получает от лицензирования международной туристической деятельности, расходуется лишь половина. Другая же половина перечисляется в республиканский бюджет. Понятно, что ни одной существенной программы на эти незначительные средства выполнить нельзя.

 Обидно сознавать, что за  счет российских туристических  фирм создается туристическая  инфраструктура в Турции, Испании,  Эмиратах и в других странах. Из России вывозятся колоссальные деньги. Очевидно, что для развития российской экономики более выгодным является обратный процесс. Надо как можно скорее создать условия для привлечения отечественных и зарубежных туристов в такие туристические центры России, как Татарстан, чтобы часть средств направить на реставрацию и реконструкцию туристической отрасли. Ведь к нам не едут не из-за того, что у нас нечего посмотреть, а из-за отсутствия широкой рекламной компании, низкого уровня гостиничного сервиса, предприятий питания, транспорта.

 

 

2.2. Место туризма в экономике  России и Республики Татарстан 

 на примере трех экономических  функций туризма.

 

 Рассмотрим место туризма  в экономике России и Татарстана  на примере трех экономических  функций туризма - производственной, функции обеспечения занятости населения, функции создания дохода.

 Если используются такие  производственные факторы, как  труд, земля и капитал, предприятие  выполняет производственную функцию.  При комбинировании производственных  факторов для производства нового продукта создается прибавочная стоимость.

 На февраль 2000 г., по данным  Министерства РФ по физической  культуре, спорту и туризму, в  Государственный реестр РФ внесено  9133 организации, которым выдана  лицензия на осуществление международной туристической деятельности. Более трети всех компаний сконцентрировано в Москве и Московской области. Среди других регионов по этому показателю заметно выделяются Санкт-Петербург, Приморский и Краснодарский края, Самарская и Новосибирская области. На долю этих 7 субъектов РФ приходится более 50% всех отечественных туристических фирм.1

 

 География российского турбизнеса  по данным на май-июль 2000 года:

 

 Регион

 количество турфирм

 Москва

 Московская область

 Санкт-Петербург

 Ленинградская обл.

 Нижегородская обл

 Свердловская обл.

 Самарская обл.

 Саратовская обл.

 Татарстан

 Краснодарский край

 Новосибирская обл.

 Приморский край

3464

189

991

76

123

101

174

55

 май 2000 г. - 135 лицензий.

171

107

218

 

 В Татарстане с 1997 года  выдано 135 лицензий на право международной туристской деятельности: в 1997 г. - 35, в 1998-м - 43, в 1999-м - 30, до мая 2000-го - 27. (см. Таблицу 1)

 

 

 

 Таблица 1

 

 Количество выданных лицензий  на право туристской деятельности  в Республике Татарстан1

 

 

1998

1999

2000

 Май 2000

 Всего

 РТ

35

43

30

27

135

 В том числе Казань

 

26

 

24

 

22

 

16

 

88

 

 Данная таблица отражает  определенную динамику развития  туристского бизнеса в Республике  Татарстан, что отображено на  диаграмме 1.

 

 

 Диаграмма 1.

 Динамика развития туристского бизнеса в Республике Татарстан 2

 

 

 

 Диаграмма 2

 Распределение туристических  фирм в Республике Татарстан  и Казани

 

 

 

 Из приведенных данных мы  можем сделать вывод, что туристический  бизнес развивается даже в  кризисное время.

 Анализируя рассмотренные диаграммы, можно сделать выводы о том, что количество фирм, получивших лицензии в РТ в течение четырех лет, увеличилось. В 1998 г. заметен повышенный интерес к туризму в регионах республики. Изменения 1999 г. связаны со многими факторами: нестабильность экономической ситуации, сложные экономические отношения, недобросовестное отношение к данному виду деятельности и многие другие. В 2000 г. за первый квартал получило лицензию практически столько же фирм, что за весь предыдущий год.1

 Сейчас положение российского туристического бизнеса довольно сложное. В настоящее время туристический рынок в Москве и Санкт-Петербурге, как и во многих областных городах России, уже насыщен и переполнен предложениями при падающем спросе. В условиях жесткой конкуренции, когда многие богатые и корпоративные клиенты уже выбрали конкретные туристические фирмы, складывается ситуация, в которой другим компаниям придется временно приостановить свою деятельность или искать незанятый сегмент рынка и разрабатывать новый продукт.

 Если говорить о перспективах  сохранения и развития туризма  в России в целом, то государству  следует заботиться не о туризме  и туристическом бизнесе вообще, а только о его въездной  и внутренней части, так как  въездной туризм неразрывно связан  с внутренним, у них одни и те же инфраструктура, материально-техническая база, сервис и прочее.

 Государство должно осуществить  комплекс мер, направленных на  привлечение в Россию потока  иностранных граждан (прежде всего  из развитых стран), которые могут  оставить здесь большие суммы денег, а также разработать ряд мер по социальному туризму и сделать ставку на привлекательность и развитость локальной инфраструктуры и сферы услуг для граждан России.

 Для производства услуг необходим  персонал, поэтому напрямую с  описанной функцией связана вторая функция туризма - функция обеспечения занятости населения.

 Организуя работу фирмы, независимо  от средств собственности, нанимается  минимум 3 человека, т.е. решается  проблема занятости населения,  и начисляется зарплата.

 Только в 2000 году в Татарстане получил работу непосредственно в туристических фирмах минимум 81 человек. На летний период фирме необходимо в 2 раза больше работников, чем в зимний период. Таким образом, дополнительно минимум 300 человек получили возможность работать в течение 4 месяцев, и если даже с минимальным окладом, мы можем просчитать поступления от туризма в бюджет республики по данному виду отчислений.

 Но для работы в туризме  необходимо иметь специальные  знания, для чего при вузах,  кафедрах открываются отделения по подготовке кадров. Так, только для проведения курсов повышения квалификации работников туристических фирм, гостиниц и ресторанов в Татарском институте содействия бизнесу были привлечены 32 специалиста, 39 человек получили удостоверения и сертификаты государственного образца о повышении квалификации.

 С каждым годом увеличивается  количество кафе и ресторанов, гостиниц, пансионатов и санаториев, что способствует развитию внутреннего  туризма.

 Приведем дислокацию сети  кафе и ресторанов по городу  Казани на 1.01.2000г. (см. Таблицу 2)

 Таблица 2

 Количество кафе и ресторанов  в городе Казани1

 

 Район

 Ресторан

 Кафе, бары, закусочные

 

 Кол-во

 Кол-во пос. мест

 Кол-во

 Кол-во пос. мест

 Авиастроительный

1

60

14

406

 Вахитовский

12

972

97

2912

 Кировский

3

370

25

866

 Казанский посад

4

400

6

370

 Московский

4

215

28

855

 Ново-Савиновский

2

238

14

565

 Приволжский

2

202

23

1119

 Старотатарской слободы

-

-

2

80

 Советский

3

 

43

1343

 Всего

31

3007

252

8516

 

 Анализируя данные, мы можем утверждать, что для миллионного города мы не имеем достаточное количество кафе и ресторанов, следовательно, нет конкуренции, цены неоправданно высоки, но, тем не менее, мы можем говорить об экономической деятельности в секторе туризма, который вносит вклад в создание национального дохода. Это относится, прежде всего, ко всем людям, чье место напрямую связано с туризмом. В данном случае речь идет о прямом эффекте создания дохода в туризме. В науке говорится об этом эффекте в том случае, когда имеется в виду, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности. Эффект увеличения национального дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка туристской отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство.

 Рассмотрим на примере создания  турфирмы, которое само по себе  уже выгодно государству, так  как оно получает поступления в бюджет за счет отчислений, осуществляемых фирмой.

 Для работы фирме необходимо  приобрести: лицензию на право  ведения международной туристской  деятельности - за что фирма платит 10 "минималок".

 Для прохождения сертификации  недостаточно уплатить определенную сумму. Фирма должна иметь для работы офис, т.е. арендовать помещение. Стоимость аренды помещений, сдаваемых под туристическую деятельность, практически приравнивается к казино. Таким образом, и этот момент выгоден местным органам.

 Далее фирма должна иметь всю необходимую оргтехнику: компьютер, принтер, подключение к Интернету, ксерокс, телефон и факс, а также специалистов со стажем работы или же оплатить за обучение своего специалиста.

 Структура  организации и управления туристической  фирмы определяется задачами и стратегией компании, но, как правило, имеет руководителя, осуществляющего общее руководство и разрабатывающего общую стратегию фирмы, а также отделы посреднических операций, маркетинга и рекламы, бухгалтерию.

 

 

 генеральный  директор 

 

 

 отдел посреднических отдел  маркетинга бухгалтерский 

 операций и рекламы отдел

 

 Отдел по организации посреднических  операций международного туризма  ведёт работу по планированию  и осуществлению туристических  поездок на основании дилерских  договоров с туроператорами. В начале каждого сезона на основании данных о спросе и состоянии рынка, предоставляемых отделом маркетинга, составляется план набора групп по различным направлениям, запрос пересылается туроператору на предоставление отдельных туров на определённый период. Вся работа по обеспечению договора: формирование групп, подбор руководителей и гидов-переводчиков, предоставление необходимой информации, списков групп при визовом оформлении и страховании осуществляется также этим отделом.

 Контроль за работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерского отдела, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.

 Маркетинговая и рекламная  стратегия, а также разработка  туристического продукта осуществляется отделом маркетинга.

 В туристическом бизнесе,  как и в любом другом виде  деятельности, необходимо изучение  проблем спроса и предложения  на рынках, т.е. проведение маркетинговых  исследований.

 При оказании услуг фирма  должна ориентироваться на потребности туристов, определяемого с помощью опроса потенциальных клиентов. Немаловажным источником информации является и анализ рекламных проспектов и листовок, доставляемых российскими и зарубежными фирмами-партнёрами и конкурентами.

Информация о работе Развитие туристического бизнеса