Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 Разработан и доведен до  всех туристических фирм пакет  документов согласно рекомендаций  Всемирной туристской организации.

 В связи с тем, что туризм  как отрасль функционирует не  только через деятельность собственно туристических организаций и предприятий, но и в значительной мере через деятельность, осуществляемую другими смежными отраслями (гостиничное хозяйство, транспорт, общественное питание, связь и др.), а также тесно связан с использованием различных культурных, спортивных, и других объектов, представляющих туристский интерес, и в свою очередь влияет на многие другие сферы человеческой жизни, особое значение в работе Комитета приобретает отраслевая, межотраслевая, региональная, межрегиональная и международная координация туристской деятельности. В этом направлении осуществляется постоянная координация деятельности созданной по инициативе и при участии Комитета Ассоциации туристических агентств РТ (АТАРТ), в т. ч. согласование планов, организация и проведение мероприятий.

 Установлены  контакты с туристическими фирмами  различных организационно-правовых  форм и форм собственности  республики, которым оказывается  методическая, практическая и информационная  помощь в ведении туристской  документации и юридических отношений в соответствии с законами "О защите прав потребителей" и "Об основах туристской деятельности в РФ". Туристические фирмы регулярно обеспечиваются нормативно-справочной информацией. Методическими материалами. В Госкомспорттуризме РТ по четвергам установлен "День туристической фирмы".

 Заключено  соглашение "О координации действий  по контролю за работой предприятий  и организаций, осуществляющих  международную туристическую деятельность  на территории РТ", и по утвержденному  плану ведется работа с Государственным комитетом РТ по защите прав потребителей.

 Заключено  соглашение о взаимодействии  с Татарским территориальным  управлением Государственного антимонопольного  комитета РФ. В рамках Соглашения  осуществляется участие в работе  Комиссии ТТУ ГАК РФ, постоянные контакты с работниками ТТУ ГАК РФ по вопросам соблюдения туристическими фирмами законодательства о рекламе.

 Заключены  соглашения о сотрудничестве  в сфере туризма с Государственным  историко-архитектурным и художественным  музеем-заповедником "Казанский Кремль", Елабужским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Болгарским Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В рамках Соглашений комитетом и музеями-заповедниками проводится единая политика в области разработки и осуществления программ сотрудничества по использованию туристского потенциала музеев-заповедников для развития внутреннего и въездного туризма, создания имиджа Татарстана как региона, благоприятного для развития бизнеса и туризма, распространения результатов научных исследований в туристской и экскурсионной деятельности, организации и совместного проведения научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам развития туристской индустрии в республике и совместному решению других проблем, представляющих взаимный интерес.1

 Госкомспорттуризмом  РТ заключены Соглашения о  сотрудничестве в области туризма  с Комитетом по физической  культуре, спорту и туризму Администраций  Оренбургской области, Министерством физической культуры, спорта и туризма Марий Эл, Министерством физической культуре и спорта Чувашской Республики, Администрацией города - курорта Сочи, Комитетом по туризму и развитию курортов Администрации г. Санкт-Петербурга, подготовлены проекты соглашений с Государственными комитетами по физической культуре, спорту и туризму Мордовской и Удмуртской Республик.

 Заключено  соглашение о сотрудничестве  в области международного туризма  между Комитетом и Внешнеэкономическим  АО по туризму и инвестициям  "Интурист" (ВАО "Интурист").1

 В рамках  протокола о сотрудничестве с  Министерством туризма Турецкой  Республики проводились постоянные  консультации с Генконсульством  Турецкой республики в г. Казани  по его выполнению. В период  с 18-22 июня 1998 г. в г. Казани  состоялась первая сессия Совместной Татарстанско-Турецкой Комиссии по туризму, по результатам работы которой руководителями делегаций был подписан протокол, предусматривающий программу дальнейшего сотрудничества между Турцией и Татарстаном.

 Осуществлялось  сотрудничество с национальным туристическим управлением Чешской Республики. Его Московским представительством при содействии комитета была проведена работа по презентации чешских туристических направлений для туристических фирм РТ.

 По вопросам  сертификации туристических фирм проводилась постоянная работа с Татарстанским ЦСМ: информирование о полученных лицензиях и сертификатах, участие в различных мероприятиях, в т. ч. в аккредитации Татарстанского ЦСМ как органа по сертификации туруслуг, в семинарах по проблемам лицензирования и сертификации туристических фирм и взаимодействии туризма и гостиничного хозяйства, осуществление совместных проверок туристических фирм.

 Проведена  работа с госкомитетом РТ по  санитарно-эпидемиологическому надзору  РТ по вопросам соблюдения турфирмами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по различным вопросам, касающимся законности осуществляемой туристическими фирмами деятельности. По сей день ведется работа с Федеральной службой налоговой полиции РФ и РТ (в том числе участие в совместных проверках), с управлением по борьбе с экономическими преступлениями РТ и его городскими и районными подразделениями. Необходимо отметить, что ведется работа по совершенствованию статистики туризма. Так создана рабочая группа с участием представителей Госкомспорттуризма РТ и Госкомстата РТ, проведены совещания. Выработаны подходы к проблеме статистической отчетности в туризме.

 По выполнению концепции  развития туризма в РТ осуществляется  сотрудничество и постоянные  контакты с администрациями г.  Зеленодольска и Зеленодольского  района, Волжско-Камского заповедника,  г. Менделеевска, г. Набережные-Челны,  фонда "Булгар", фонда развития и поддержки града Свияжск и Раифского монастыря "Раифа-Свияжск", ЦЭСИ, Центром внешкольной работы г. Тетющи, Государственным объединением музеем, молодежным лагерем "Волга", Министерством культуры, Министерством экономики...

 Особое значение для регулирования Комитетом туристической деятельности, осуществляя им функций органа государственного управления туризмом, имеет лицензионная деятельность. В соответствии с договором, заключенным Госкомспортатуризмом РТ с государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму о делегировании полномочий по лицензированию международной туристической деятельности, в 1998 г. проведено 15 заседаний Комиссии, лицензии получили 41 туристическая фирма, сумма бюджетных поступлений от лицензионного сбора составила свыше 171 тысячи деноминированных рублей. Кроме того, 40 лицензий были приостановлены в связи с нарушением лицензионных условий, 1 - аннулирована, возобновлено действие 18 лицензий, 1 - переоформлена. В 1999 году было выдано 30 лицензий, переоформлено - 9. приостановлено - 3, возобновлено - 2, аннулирована - 1. Сумма средств, перечисляемых в республиканский бюджет РТ по рассмотренным заявлениям и выданным лицензиям в 1999 году составила 32.4 тыс. рублей. В 2000 году проведено 8 заседаний лицензионной комиссии, выдано 29 лицензий, переоформлена - 1, перечислено лицензионных сборов в доход бюджета 31.5 тыс. рублей.1

 Развитие внутреннего и въездного  туризма невозможно решить без  качественного нового подхода  к профессиональному туристскому  образованию, без определения перечня туристских профессий, квалификационных требований, без создания учебных и методических пособий, без переподготовки кадров. И поэтому при непосредственном участии Комитета проводилась работа по заключению соглашения о сотрудничестве с ТИСБИ о совместных образовательных программах. Были организованы учебно-методические, а также сертификационные семинары.2

 Следует отметить, что государственное  регулирование экономики туризма  корректирует механизм туристского  рынка. В свое время П.Самуэльсон  подчеркивал: "...управлять экономикой в отсутствии того или другого, все равно, что аплодировать одной рукой". И хотя это выражение относилось к экономике и рыночному механизму в целом, оно представляется справедливым и для туризма.

 

 

2.4. Организация туристических ярмарок и выставок

 

 В Росси ежегодно проходит  более 60 региональных туристических  выставок, и в прошлом году 12 из  них получили официальную поддержку  Департамента туризма Министерства  экономического развития и торговли  РФ. Казанская выставка в их  числе, что говорит о высокой профессиональной оценке усилий по ее организации и проведению, которые прикладывают Госкомспорттуризм РТ и ОАО "Казанская ярмарка".

 В настоящее время в туристской  отрасли России, все сильнее проявляются  тенденции бурного развития  въездного и внутреннего туризма. По прогнозам Всемирной туристской организации в ближайшем будущем Россия займет прочное положение в десятке стран, принимающих наибольшее количество туристов. Растет интерес к путешествиям по России не только у иностранцев, но и у самих российских граждан. Здесь возникает вопрос: куда же можно поехать в России, где отдохнуть, что посмотреть? Одним из перспективных регионов России, интересным для въездного международного туризма становится Татарстан. Поэтому одной из целей выставок, проходящих в РТ является презентация самого Татарстана. Для реализации данной цели Госкомспорттуризм РТ ежегодно участвует в крупнейших российских международных туристических выставках "MITTT" и "ОТДЫХ/LEISURE" в г. Москве, "INWETEX" в г. Санкт-Петербурге и др. На проходившей в октябре 2000 г. выставке "ОТДЫХ/LEISURE" наш стенд "Республика Татарстан" стал дипломантом в номинации "За дебют", а профессионалами турбизнеса была дана высокая оценка по его оформлению и организации работы на стенде.

19 апреля 2002 г. в седьмой раз в г. Казани для специалистов и посетителей открыла двери своих павильонов специализированная выставка "Туризм. Отдых. Спорт - 2002" дала возможность жителям РТ познакомится с предложениями турфирм, выбрать конкретные направления и даже забронировать тур. Широко представлены были туры за рубеж, санаторно-курортные услуги Татарстана, речные круизы. (Приложение 5)1

 В методологии проведения  туристских выставок можно выделить  два основных принципа.

 Первый и главный принцип  - свободная оптовая торговля туристским продуктом. Этот принцип - свободная оптовая торговля туристским продуктом. Тот принцип присущ всем выставкам. Второй принцип заключается в свободе экспонента выбора характера экспонируемого продукта и ограничении требований к нему. Поэтому на туристских выставках, вроде бы предназначенных для оптовой торговли собственно туристским продуктом, можно успешно встретить издателей книжной продукции, спортивного снаряжения и товаров, сувениров и пр. Все это относится к категории туристские товары, а поскольку туризм - это жизнь, то редкий товар не подходит под это определение.

 В общем случае, туристский  продукт не должен противоречить  моральным принципам и не быть  официально запрещенным национальными  и международными нормами. Однако, если в отношении сертификации особых проблем не возникает, поскольку оптовая торговля предусматривает взаимодействие юридических лиц, то в отношении рекламы могут быть проблемы. Закон о рекламе формально одинаково соотносит издателей печатной продукции, предоставляющих площади для оптовой продажи и показа своих достижений, продукции на внутреннем или на внешнем товарном рынке, к категории рекламораспространителей. Публичное экспонирование продукта неразрывно связано с рекламной деятельностью и, следовательно, требования закона о рекламе применимы к рассматриваемому предмету в полной мере.

 В период проведения выставки  собирается большое количество  организаторов туризма. Поэтому  в эти дни активно проводится  работа по проведению съездов  ассоциаций, организуются семинары, на которых устраиваются весьма плодотворные встречи представителей туризма с руководителями властных и контрольных органов. Это позволяет проводить разъяснительную и информационную работу. На выставки приезжают руководящие работники ГКФТ РФ, руководители департаментов туризма субъектов Федерации и территориальных образований России. Организуется большой круглый стол для встречи с представителями туристских центров, регионов, туристских организаций, традиционно проводит свои заседания Академия Туризма.1

 Выставки с точки зрения  их организации - мероприятие  специфическое, требующее для  их проведения надлежащей инфраструктуры  и, главное, особо оборудованных  выставочных площадей. В общем  случае. По формальным признакам,  выставки мало зависят от собственно представляемого продукта. Поэтому они организуются в региональных выставочных центрах специализированными организациями в огромных павильонах, адекватных по своим размерам хорошим футбольным полям, а часто и на крупных закрытых спортивных площадках.

 Главная цель выставочной  индустрии - создать надлежащие  условия для представления отраслевого  продукта на мировой ил внутренний  рынок потребителей этого вида  продукции. Поэтому с позиции  специалистов выставочного дела  особых отличий туристские выставки  от иных по тематической направленности - технологически не имеют, разве что экспонаты не столь громоздки и энергоемки как на промышленных.

 Организаторы туристских выставок  имеют на этот счет отличное  мнение и претендуют на некоторые  приемы организации и проведения собственно выставок, связанные с характером и свойствами туристского продукта, наличием признаков красочного и шумного шоу-представления. Как можно представлять продукт, суть которого - удовольствие, развлечение, отдых и досуг - скучно, обыденно, непразднично? Туризм близок и понятен массам населения, и туристские выставки, по своей сути являющимися оптовыми ярмарками, привлекают большое количество посетителей из числа местных жителей или приезжих туристов. Значительную часть посетителей составляют работники туристических фирм, как местных, так и прибывших из других стран и регионов.

Информация о работе Развитие туристического бизнеса