Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;
Введение.....................................................................................2
ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19
ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54
3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70
Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84
Международный туризм - это система
путешествий, осуществляющаяся
Какие же функции выполняет
туризм? Их несколько. Прежде всего
это функции социального
1) туризм представляет собой
вид отдыха. Он способствует
2) туризм способствует
3) важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения;
4) туризм обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.1
В целом о социальном
Ритмы современной жизни
большинства индустриально
Преодолению этих негативных последствий и помогает туризм, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется возможность временно покинуть место постоянного жительства, трудовой деятельности, изменить для себя окружающую его привычную обстановку и образ жизни.1
Хорошо развитая
Принося сравнительно быструю
окупаемость и высокую прибыль,
- приток денежных средств в туристический регион во время сезона;
- увеличение прибыли
- повышение оплаты труда служащих;
- увеличение занятости местных жителей.
Косвенное влияние туризма
на уровень жизни местного
населения сказывается в
Говоря об экологической
безопасности туризма,
Помимо функций социального характера, туризм имеет большое значение в решении экономических проблем общества. Туризм влияет на экономику в следующих аспектах:
1) является источником дохода
для местного населения
2) стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов народного потребления, так как приток туристов повышает спрос на многие виды товаров, благодаря чему развивается производство;
3) способствует развитию
4) приносит прибыль и
5) стимулирует развитие служб связи;
6) обуславливает рост спроса
на изделия местной
7) способствует притоку больших денежных сумм в иностранной валюте.1
Кроме социальных и экономичес
1) позволяет совместить отдых
с познанием жизни, быта, истории,
культуры, обычаев своего и других
народов. Знакомство со
2) гуманитарное значение туризма
выходит за рамки одной
3) серьезную роль играет туризм в воспитании подрастающего поколения Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребенка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса. (Приложение 2)
1.2. Этапы развития туристического бизнеса
Становление и развитие
Начало современного туризма
датируется 1841 годом. До наших
дней дошло описание первой
туристической поездки 570 членов
общества трезвости из
Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появления массового транспортного средства - железных дорог. Т.Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.
Активное развитие
В 50-70-х годах XIX века англичане
составляли большую часть
С 1838 года было начато пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда колесно-винтовой пароход "Грейт вестерн" совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров.
С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга также принадлежит Т.Куку, который в 1865 году организовал турпоездки из Америки в Англию и из Англии в Америку.
С 1867 года начинаются морские туристские путешествия. В 1882 году состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.
Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская организация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л.Липсона.
О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX века большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринобург; Крымский горный клуб, действовавший в Одессе и т.д. Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. В 1895 году было создано Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба.
Отмеченные организации
Развитие экскурсионной
Начало XX века связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Количество автобусов также росло. Они постоянно совершенствовались. Тем не менее, до первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт также
совершенствовался.
Первая мировая война 1914-
Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе.
В 20-е годы значительно
расширяется географическое
В 1925 году в Гааге состоялся
первый конгресс
К концу 30-х годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали авиалинии общей протяженностью примерно 350 тысяч миль, а количество пассажиров достигало почти 23 млн. человек.
Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.
Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны туризм начал возрождаться.
80-м годам предшествовал
В 90-е годы государства
Европы и Северной Америки
остались на лидирующих
В нашей стране в период
с 1999-2001 годы произошли важные
политические и экономические
перемены. В 90-е годы международный
туризм стал важной частью
международных экономических св
В социальном аспекте для
90-х годов характерно