Развитие туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование и сравнительный анализ развития туристического бизнеса в Российской федерации и ее регионах, а именно в Республике Татарстан и его столице за последние годы, выявить перспективы развития туристического бизнеса в Республике Татарстан, дать оценку состоянию туристического бизнеса на сегодняшний день и определить позитивные и негативные моменты, а также перспективы в этой сфере деятельности.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: изучить:
- понятие и функции туристического бизнеса;
- этапы развития туризма;
- создание международных туристических организаций и их деятельность;
- место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан;

Содержание работы

Введение.....................................................................................2

ГЛАВА 1. Анализ особенностей и факторов развития
международного туризма................................................6
1.1. Понятие и функции туристического бизнеса....................8
1.2. Этапы развития туристического бизнеса.......................13
1.3. Виды туризма.........................................................18
1.4. Создание международных туристических организаций и их
деятельность..........................................................19

ГЛАВА 2. Международный туризм в Республике Татарстан................23
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан........24
2.2. Место туризма в экономике РФ и Республике Татарстан
на примере трех экономических функций туризма.........27
2.3. Основные направления государственного регулирования
развития туризма в Республике Татарстан.....................39
2.4. Организация туристических ярмарок и выставок.............48

ГЛАВА 3. Перспективы развития туристического бизнеса в
Республике Татарстан....................................................54

3.1. Туризм в Интернет как новая разновидность
туристического бизнеса..........................................63
3.2. Социальные программы. Туристические перспективы
столицы Республики Татарстан.................................66
3.3. Регулирование туристического бизнеса в
Республике Татарстан.............................................70

Заключение..................................................................................80
Список литературы........................................................................84

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 Международный туризм - это система  путешествий, осуществляющаяся на  базе межгосударственных договоров  с учетом действующих норм и местных обычаев.

 Какие же функции выполняет  туризм? Их несколько. Прежде всего  это функции социального характера.  Здесь можно выделить несколько  аспектов:

1) туризм представляет собой  вид отдыха. Он способствует восстановлению  сил и трудоспособности человека и, соответственно, психофизиологических ресурсов общества;

2) туризм способствует рациональному  использованию свободного времени  людей;

3) важную роль туризм выполняет  в деле трудовой занятости  и повышения жизненного уровня  местного населения;

4) туризм обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.1

 В целом о социальном характере  туризма можно сказать, что  главной его социальной функцией  следует считать воспроизводящую.  Суть в том, чтобы обновлять силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении повседневных бытовых обязанностей. Отдых при этом носит активный характер, включает разнообразные виды развлечений, которые помогают изменить род деятельности, окружающую обстановку, познакомиться с другими людьми, новой культурой, традициями, обычаями, узнать неизвестные природные особенности и явления.

 Ритмы современной жизни  большинства индустриально развитых  государств сопровождаются увеличением массива производства, урбанизацией, нередко ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, поступлением широкого объема информации. Указанные факторы способствуют тому: в человеке накапливается усталость, имеющая как физический, так и психологический характер, что в свою очередь приводит к увеличению конфликтных ситуаций в быту и на производстве, способствует ухудшению здоровья, снижает трудовую и жизненную активность.

 Преодолению этих негативных  последствий и помогает туризм, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется возможность временно покинуть место постоянного жительства, трудовой деятельности, изменить для себя окружающую его привычную обстановку и образ жизни.1

 Хорошо развитая туристическая  служба позволяет решить такую  важную задачу, как занятость  местного населения. Следует особо  отметить, что туризм выступает  как одна из самых трудозатратных  отраслей, в ряде случаев не  подлежащих механизации и автоматизации. Развитие туристической службы, инфраструктуры привлекает трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

 Принося сравнительно быструю  окупаемость и высокую прибыль,  туризм решает еще одну проблему  социального плана - способствует  повышению жизненного уровня местного населения, что выражается непосредственно и косвенно. Под этим подразумеваются следующие аспекты:

- приток денежных средств в  туристический регион во время  сезона;

- увеличение прибыли туристических  организаций;

- повышение оплаты труда служащих;

- увеличение занятости местных  жителей.

 Косвенное влияние туризма  на уровень жизни местного  населения сказывается в создании  и развитии инфраструктуры, сервисной  службы в туристических регионах (путей сообщения, линий связи,  пунктов бытовых услуг, магазинов, спортивных центров, кафе, ресторанов, разнообразных аттракционов и т.д.). Местное население так же , как и туристы, пользуется всеми этими объектами.

 Говоря об экологической  безопасности туризма, необходимо  отметить, что туризм, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие. Используя в своей деятельности природные объекты, автодороги, памятники культуры, истории, архитектуры, туристская отрасль заинтересована в том, чтобы они находились в порядке, а в случае необходимости своевременно восстанавливались и реставрировались. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба окружающей среде и в особенности природным ресурсам, которые являются одним из основных факторов привлечения туристов.

 Помимо функций социального характера, туризм имеет большое значение в решении экономических проблем общества. Туризм влияет на экономику в следующих аспектах:

1) является источником дохода  для местного населения туристских  центров;

2) стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов народного потребления, так как приток туристов повышает спрос на многие виды товаров, благодаря чему развивается производство;

3) способствует развитию познавательного  и развлекательного бизнеса, со  стороны местных властей большое внимание "ресурсам гостеприимства, сохранению культурного наследия (памятников, музеев, архитектурных ансамблей);

4) приносит прибыль и способствует  развитию транспортных предприятий  и организаций;

5) стимулирует развитие служб  связи;

6) обуславливает рост спроса  на изделия местной промышленности, сувениры, довольно часто реализация  такой продукции служит хорошей  рекламой для туристского центра;

7) способствует притоку больших  денежных сумм в иностранной  валюте.1

 Кроме социальных и экономических туризм выполняет и гуманитарные функции:

1) позволяет совместить отдых  с познанием жизни, быта, истории,  культуры, обычаев своего и других  народов. Знакомство со странами  и народами, разнообразная тематика  экскурсий расширяет кругозор  человека, развивают его интеллект, помогают лучше осознать реальную картину мира;

2) гуманитарное значение туризма  выходит за рамки одной познавательной  функции, так как он во многом  способствует развитию мирных, дружественных  отношений между народами;

3) серьезную роль играет туризм в воспитании подрастающего поколения Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребенка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса. (Приложение 2)

 

 

 

1.2. Этапы развития туристического бизнеса

 

 Становление и развитие капиталистических  отношений в мире способствовали  возникновению организованного  туризма. Капиталистическое общество  сыграло важную роль в формировании  экономических, политических и  социальных предпосылок, необходимых для развития туристического бизнеса. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем за ее пределами.

 Начало современного туризма  датируется 1841 годом. До наших  дней дошло описание первой  туристической поездки 570 членов  общества трезвости из Лейстера  в Лафоборо, организованной Т.  Куком.1

 Этому событию в большей  мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появления массового транспортного средства - железных дорог. Т.Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.

 Активное развитие туристического  бизнеса внутри страны побудило  Т.Кука к организации зарубежных  поездок. Первая из них была  осуществлена во Францию в  1855 году, так как в Париже начала работу Всемирная выставка. С 1865 года он начинает организовывать путешествия в другие европейские государства.

 В 50-70-х годах XIX века англичане  составляли большую часть иностранных  туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названиями "Англегер", "Британик", "Лондон", "Виндзор" и т.д., а в лексиконе появляются английские слова "экспресс", "лайнер", "комфорт" и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе в этот период сыграло увеличение протяженности железных дорог.

 С 1838 года было начато пароходное  сообщение между Нью-Йорком и  Лондоном. Тогда колесно-винтовой  пароход "Грейт вестерн"  совершил свой первый рейс  и доставил из Америки в  Европу 68 пассажиров.

 С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга также принадлежит Т.Куку, который в 1865 году организовал турпоездки из Америки в Англию и из Англии в Америку.

 С 1867 года начинаются морские  туристские путешествия. В 1882 году состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.

 Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская организация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л.Липсона.

 О развитии туризма в России  в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX века большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринобург; Крымский горный клуб, действовавший в Одессе и т.д. Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. В 1895 году было создано Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба.

 Отмеченные организации выпускали  первые специализированные журналы: "Экскурсионный вестник", "Школьные  экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант", различную  литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсией. В работе организаций принимали участие многие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д.Н. Мамин-Сибиряк, Д.Н.Менделеев, И.Л.Павлов и другие.1

 Развитие экскурсионной деятельности  сопровождалось открытием различных  выставок, музеев, исторических и  культурных памятников. В1872 году  был открыт Политехнический музей,  а в 1873 году основан Исторический.

 Начало XX века связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Количество автобусов также росло. Они постоянно совершенствовались. Тем не менее, до первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.

 Морской транспорт также  совершенствовался. Увеличивалось  водоизмещение, скорость, повышалась  комфортабельность кораблей, улучшалась  их техническая оснащенность. В  1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс.т и скоростью 26 узлов в час; в 1912 году - "Титаник", которые пересекали океан практически за неделю.

 Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии туристских связей. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

 Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе.

 В 20-е годы значительно  расширяется географическое пространство  иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

 В 1925 году в Гааге состоялся  первый конгресс Международного  союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

 К концу 30-х годов различные  авиакомпании Европы и Америки  обслуживали авиалинии общей  протяженностью примерно 350 тысяч  миль, а количество пассажиров  достигало почти 23 млн. человек.

 Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.

 Только спустя несколько  лет после окончания второй  мировой войны туризм начал возрождаться.

80-м годам предшествовал период  туристского подъема. За 30 лет  число участников международных  туристских связей выросло в  11 раз. 1

 В 90-е годы государства  Европы и Северной Америки  остались на лидирующих позициях  как по приему иностранных туристов, так и по отправке своих граждан за рубеж.2

 В нашей стране в период  с 1999-2001 годы произошли важные  политические и экономические  перемены. В 90-е годы международный  туризм стал важной частью  международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от туристического обмена.

 В социальном аспекте для  90-х годов характерно повышение  спроса на туристские услуги  со стороны тех слоев населения,  чьи доходы являются средними  или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса.

Информация о работе Развитие туристического бизнеса