Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:44, курсовая работа
Футбол — разнообразен и многолик. Он может объединять и вызывать резкую неприязнь, создавать добрые отношения и противостояние, ввергать целые страны в состояние эйфории или шока, быть красивым и элегантным или корявым, добрым или злобным. Словом, это футбол, и каждый его воспринимает по-своему. Соревнования в футболе являются не только способом определения победителя, но и главным средством подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на рабочие потенциалы организма футболистов.
Только в соревновательной деятельности наблюдаются максимальная скорость движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационная сложность. В настоящее время в нашей стране разработана стройная система соревнований по футболу, включающая в себя поэтапность, последовательность и чередование соревнований различного уровня и ранга.
Введение
Глава I. Особенности развития физических качеств в футболе
1.1. Характеристика общей физической подготовки
1.2. Теоретико-практические основы развития физических качеств
1.3. Основы футбола как специальной деятельности. Техника и тактика игры
1.4. Физиологические особенности юных футболистов
1.5. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств
Выводы по I главе
Глава II. Влияние общей физической подготовки на развитие физических качеств юных футболистов
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
2.4. Результаты исследования и их обсуждение
Выводы по II главе
Заключение
б) легкоатлетические прыжковые упражнения однократные и "короткие" прыжковые упражнения;
в) упражнения с преодолением препятствий (ров, забор т.д.). Эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и д.р. профессий;
Изометрические упражнения. Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц.
По своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.
К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального менее 1/3 всех мышц.
Основным методом развития силы является метод повторных усилий (повторный метод). Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями около предельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательных упражнений
"Ударный" метод применяется для развития "амортизационной" и "взрывной силы" (сгибание - разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от пола, выпрыгивание из глубокого приседа).
Понятие ловкости, её виды
Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:
1. Координационная сложность двигательного задания;
2. Точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
3. Время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.
Ловкость - весьма специфическое
качество. Можно обладать хорошей
ловкостью в играх и
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, которые должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы.
В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
1. Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
2. Зеркальное выполнение упражнений (баксирование в непривычной стойке);
3. Создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
4. Усложнение
условий выполнения обычных
5. Изменение скорости и темпа движений;
6. Изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость. [18, 42]
1.3. Основы футбола как специальной деятельности. Техника и тактика игры
Игра в футбол проводится между двумя командами, каждая из которых стремится овладеть мячом и с помощью атакующих действий забить максимальное число голов в ворота противника, а после потери мяча защитить свои. Две команды по 11 человек играют на поле, длина которого равна 90—110 м, ширина 45—75 м. Основное время игры длится 90 мин. (две половины игры по 45 мин. с перерывом между ними 10 мин.).
Игра протекает в сложной обстановке коллективной борьбы, в которой каждая команда прилагает все усилия и умения для достижения наилучших результатов. Каждый футболист должен в совершенстве владеть всеми приемами техники, уметь целесообразно применять их в сложной игровой обстановке и действовать согласованно со всеми членами команды, так как успех в игре приносят точно согласованные действия всех игроков и их отличное взаимопонимание.
Двигательная деятельность футболиста очень разнообразна и сложна. Она характеризуется большой изменчивостью применяемых движений и действий, различных по своей структуре и характеру; сложностью движений; непрерывным изменением ситуаций; динамической работой переменной интенсивности. Так, например, в ходе игры футболист выполняет 224—310 пробежек, 48—78 рывков, 42—62 ускорения, на которые затрачивает 35—45 мин. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу с противником за мяч и выполнять до 15 прыжков для игры головой. Частота сердечных сокращений у футболиста во время игры находится в пределах от 130 до 200 ударов в минуту.
Игровая деятельность футболистов протекает в условиях большого психического напряжения и наряду с физической работой вызывает большие расходы энергии в матче.
В футболе очень сложная
техника игры. Сложность ее состоит
в том, что технические приемы
выполняются в условиях жесткой
борьбы с противником. От футболиста
требуется необычайная
Разнообразие и сложность действий в футболе предъявляют высокие требования к развитию и совершенствованию выносливости, быстроты, силы, ловкости, повышают значение органов чувств (органов зрения, двигательной чувствительности и вестибулярного аппарата) и требуют выдержки, решительности, смелости.
При систематической тренировке футболисты добиваются всесторонней физической подготовки, учатся правильно пользоваться своими движениями в разнообразных условиях. Занятия футболом приучают занимающихся к коллективной деятельности, содействуют воспитанию сознательной дисциплины, прививают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и помощи. Футбол — прекрасное средство воспитания воли, которая проявляется в способности к систематической упорной и длительной работе. Этой популярной игрой в нашей стране занимаются миллионы взрослых, юношей и детей.
Анализ игр ведущих команд мира свидетельствует о возросшей всесторонней подготовленности команд, что позволяет им использовать в равной степени все слагаемые технико-тактической подготовки в футболе. Сочетание атлетизма с высокой техникой и тактикой создало условия для некоторого стирания различий в характере действий футболистов, игравших на разных местах в команде. Это, в свою очередь, оказало влияние на расширение диапазона действий игроков, позволило им хорошо ориентироваться и играть на различных участках поля. Все это явилось основой общего повышения интенсивности игровых действий футболистов.
Современный футбол характеризуется высоким исполнительским мастерством, которому присущи быстрота и рациональность действий.
Характерным для тактики современного футбола является наличие большой группы игроков (от 3 до 5) в средней части поля. Середина поля стала решающей зоной в борьбе за инициативу, за достижение победы. За счет большего количества игроков в середине поля команды стремятся к усилению игры в обороне и атаке. Средняя зона стала исходной в развитии атакующих действий. Они ведутся стремительно, когда противник не успевает перегруппировать оборонительные силы, или методом длительного розыгрыша мяча в средней зоне с последующим внезапным прорывом обороны соперника. [9, 13]
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это
средства ведения игры. От того насколько
полно владеет футболист всем
многообразием этих средств как
умело и эффективно применяет
их в рамках правил для решения
конкретных тактических задач в
вариативных условиях игровой деятельности,
при противодействии игроков команды
соперника, а часто и при прогрессирующем
утомлении, во многом зависит возможность
достижения высоких спортивных результатов.
Успешная деятельность футболиста немыслима
без овладения специальными техническими
приемами, с помощью которых ведется игра.
Совершенная техника способствует достижению
победы, делает игру интересной, превращая
ее в красивое зрелище.
Техника футбола включает следующие основные элементы:
а) передвижения и прыжки;
б) удары по мячу;
в) остановки;
г) ведение мяча;
д) финты;
е) вбрасывание мяча;
ж) отбор мяча.
Техническое мастерство футболиста характеризуется умением выполнять все приемы точно и непринужденно. Особенно важно умение безошибочно владеть мячом при стремительном передвижении и непосредственном противодействии противника. Чем совершеннее техника футболиста, тем эффективнее его игровые действия.
Техника современного футбола претерпела значительные качественные изменения. Ее основные отличия заключаются в простоте, максимальной рациональности и совершенстве исполнения.
Технику игры в футболе можно разделить на общую, которой должны владеть все игроки, независимо от занимаемого места в команде, и специальную, которой игрок пользуется с учетом его игровых обязанностей. Так, например, выполнение технических приемов центральным защитником имеет специфические особенности по сравнению с выполнением приемов, используемых нападающими. Имеется различие в технике выполнения действий в нападении и обороне.
Каждый футболист должен владеть,
возможно, большим числом приемов
и уметь целесообразно
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником. [22, 37]
Тактика футбола отличается большим разнообразием. Основным принципом современной тактики футбола является постоянное перемещение всех игроков, с тем, чтобы создать наилучшие условия для взятия ворот противника и зашиты своих. Игра футболистов характеризуется коллективностью действий, высокой активностью и инициативностью отдельных игроков и команды в целом, а также плановым распределением действий. Тактические задачи в игре разрешаются индивидуальными и групповыми действиями игроков, правильным использованием тактических средств в зависимости от задач, возникающих в ходе игры.
Индивидуальные тактические
К индивидуальным тактическим действиям относятся: выбор места, ведение мяча, финты, удары по воротам, отбор, выбивание, отбивание и перехват мяча. К групповым тактическим действиям игроков относятся: передача мяча, отбор мяча у противника при помощи согласованных действий двух и более игроков, «закрывание» противника. Как правило, групповые действия находятся в определенной взаимосвязи. Согласованные действия игроков придают игре коллективный характер.
В ходе игры происходит постоянная смена атакующих и оборонительных действий. Команда, владеющая мячом, является нападающей, а при потере мяча — защищающейся. [16, 72]
1.4. Физиологические особенности юных футболистов
Обучение и тренировка школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:
Информация о работе Влияние ОФП на развитие физических качеств юных футболистов