Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:04, реферат
Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др. В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента.
1. Основные - необходимые
для организации и проведения
путешествия (размещение, питание,
перевозка, экскурсионные
2. Дополнительные - не
входящие в тур и предоставляем
3. Сопутствующие туристские
услуги - услуги местного инфраструктурн
Перечень услуг, входящих в комплекс, оказываемый туристу, различен и определяется программой и целями путешествия, причем каждый из этих видов услуг содержит множество входящих элементов. Пакет туруслуг, входящих в тот или иной тур, может быть расширен организатором тура по желанию туриста либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на выбор. Последнее весьма принципиально, поскольку принципы и традиции бесценовой конкуренции при продаже туров приводят к удешевлению тура путем минимизации, прежде всего набора туристских услуг.
Полагаем, что дополнительные
и сопутствующие услуги в комплексе
оказываемых туристу услуг
Сегодня существует множество мнений относительно юридической сущности отношений по реализации туристских услуг. Основная проблема состоит в правовом регулировании договорных отношений туристов и туристского предприятия. В законодательстве, регулирующем сферу указанных отношений, четко прослеживается противоречие относительно вида договора между туристом и туристским предприятием.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 779) должен заключаться договор возмездного оказания туристских услуг, в то же время на основании Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" отношения между туристом и турфирмой регулируются договором розничной купли-продажи туристского продукта. Это противоречие крайне запутывает правовую ситуацию, связанную с легитимным оформлением этих отношений договором. В связи с этим необходимо отметить мнение профессора Я.Е. Парция, что со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса РФ имеется прямое указание на договор возмездного указания услуг. Проблема кроется в том, что Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый после вступления в силу части второй ГК РФ, не учел данного факта*(5).
Правомерный выход из коллизионной ситуации видится только один: привести нормы Федерального закона и иных нормативных актов в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ. В связи с этим предлагается заменить в ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" определение договора как "розничной купли-продажи турпродукта" на "договор оказания туристских услуг". А также в соответствии с ГК РФ и Законом "О защите прав потребителей" внести изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в частности, в ст. 10 о том, что реализация тура туристу осуществляется на основании договора на оказание туристских услуг.
Одна из проблем - декларативность и недостаточная проработка с точки зрения общей цивилистики ряда определений, данных в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Так, некоторые необходимые определения, данные в Законе, такие, как понятие туристского предприятия, турагента, туроператора, трансфера, информационного листка, вообще отсутствуют.
Содержание таких понятий, как турагентская и туроператорская деятельность нуждается в уточнении и изменении, так как суть этих дефиниций непосредственно связана с практикой правового обеспечения туристской деятельности*(6).
Определение туристского продукта как право на тур, предназначенное для реализации туристу, данное в Законе, искажает юридическую природу отношений между туристом и туристским предприятием (оказание услуг). Появление этого понятия, очевидно, вызвано тем обстоятельством, что непосредственная реализация комплекса туруслуг туристу, как правило, не совпадает с моментом заключения договора и оплатой. Однако, как считает М.Б. Биржаков, это не превращает реализацию тура в реализацию права на него*(7).
Определение "информация о программе пребывания и маршруте путешествия" не дает возможность уяснить, какую именно информацию имел в виду законодатель и в каких документах (в договоре, путевке, ваучере или информационном листке, программе) должна быть отражена данная информация. Предлагаем вместо дублирующих друг друга понятий "программа пребывания" и "маршрут путешествия" указывать в качестве существенного условия - "информацию о туристском маршруте".
Понятие "дата и время начала путешествия, его продолжительность" представляется недостаточно ясным - является ли это временем и датой начала перевозки туриста в страну временного пребывания и обратно, либо время, с которого начинается оказываться комплекс туристских услуг в соответствии с договором по прибытии в страну временного пребывания. С учетом комплексности туруслуги подобная формулировка включает и дату начала перевозки туриста, если такая услуга входит турпакет. Если же она приобретается отдельно, тогда необходимо разделять начало и продолжительность самого тура и начало перевозки к месту оказания комплекса туруслуг (тура).
Необходимо четко прописать механизмы применения путевки и ваучера, при этом учитывая их международную функциональную принадлежность из-за уже объективной интеграции российского турбизнеса в международное туристское пространство. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установил обязательность наличия в туристской путевке всех конкретных условий путешествия, но юридическая природа такого установления не совсем логична*(8).
В путевке (в соответствии с требованием Закона к ее содержанию) происходит явное дублирование конкретных условий путешествия. Таким образом, турпутевка содержит повторные элементы формы договора. Налицо необходимость в четком (на уровне федерального законодательства) определении сути турпутевки как документа. Если она имеет суть квитанции, то тогда зачем в ней фиксировать конкретные условия путешествия? Получается, что сама путевка в таком случае является формой договора, так как содержит все конкретные условия (включая существенные, перечисленные в ст. 10 Закона) туристского обслуживания.
Проведя сравнительный анализ путевки и договора на туристское обслуживание, предлагаем свое видение понятия конкретных условий путешествия - это комплекс основных туристских услуг, входящих в тур.
В некоторых случаях к договору об оказании туристских услуг дополнительно прилагается туристский ваучер. Его название происходит от английского "voucher" - расписка. В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. Далее, в ст. 10 Закона урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляются на основании туристского ваучера. Согласно установленной практике в туризме ваучер является документом международного характера. Считается, что ваучер составляется в форме, удобной как для отправляющей, так и для принимающей туристов фирм. Однако подтверждения такой характеристики этого документа в нормативных актах на федеральном уровне нет. В Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" более четкой регламентации отношений сторон при использовании ваучера не приводится. Некоторыми субъектами Российской Федерации разработаны специальные положения, регулирующие использование туристского ваучера, а также закрепляющие его единую форму, применяемую всеми туристско-экскурсионными организациями.
Исходя из анализа законодательства и практики применения ваучера этому документу можно дать следующую характеристику:
применяется в практике по организации международного туризма;
необходим и обязателен, входит в документально-правовое обеспечение как туроператорской, так и турагентской деятельности в осуществлении международного туризма. Это официальный документ направляющей турфирмы, который она выдает на руки туристам или туристской группе (сопровождающему группу) как подтверждение их права на получение от принимающей фирмы предварительно забронированных и оплаченных туристских услуг, перечень и количество которых указаны в ваучере;
должен содержать наименование каждой отдельной услуги, входящей в тур;
подтверждает факт получения туристом каждой отдельной услуги, входящей в тур. Таким образом, ваучер юридически подтверждает факт получения туристом оплаченного турпродукта*(9).
Основная функция ваучера - это урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур.
Таким образом, следует
заметить, что ныне действующее законодательство
не регулирует взаимоотношения туристско-
Отметим также, что перечень существенных условий, определенных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", не позволяет обеспечить права туриста в связи с неточностью их формулировок и недостаточностью.
В зависимости от способов формирования тура, на наш взгляд, можно выделить два порядка заключения договора:
1) по поводу сформированного тура (стандартный тур);
2) по поводу тура, формирование которого будет производиться после запроса туриста.
Полагаем, что договор об оказании туристских услуг, сформированный исходя из коньюктуры рынка (стандартный тур), носит характер договора присоединения и представляет собой заранее разработанную форму договора на оказание туристских услуг. В российской литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что именно стандартные (типовые) договоры, вследствие своей абстрактности и деперсонифицированности клиента, создают условия для нарушения прав потребителей. В международном законодательстве эта проблема получила отражение в директиве ЕС "О недобросовестных условиях договоров с потребителями"*(10). Преимущество такой формы заключения договора - экономия силы, времени и средств на ведение преддоговорных споров. Для турфирмы проще предложить туристу уже готовый пакет-тур, что существенно облегчает работу менеджеров турфирмы, да и туристу остается только выбирать из предложенных вариантов. С учетом зарубежной практики применения стандартных договоров (Германия, Франция) было бы предпочтительнее на уровне законодательства утвердить примерный образец типовой формы договора на оказание туристских услуг, заключаемый с туристом по поводу уже сформированного тура (стандартного).
Для заключения договора с туристом на индивидуальный тур турист по общепринятым правилам делает заявку, а турфирма принимает ее и формирует комплекс услуг. За формирование индивидуального тура, запрашиваемого туристом, с него берется предоплата, размер которой произвольно устанавливается турфирмами и не регулируется законодательством. Статья 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает предоплату услуг, но при условии заключения основного договора на оказание услуг, однако в данном случае не заключается договор, оформляется только заявка на бронирование тура.
С учетом публичности договора необходимо законодательно установить определенный процент от стоимости тура, вносимый в качестве предоплаты, который может покрыть фактически понесенные расходы туристского предприятия в случае, если турист по каким-либо причинам откажется от сформированного по его запросу тура.
В соответствии со сложившейся практикой реализации туров непосредственно заключению договора возмездного оказания туристских услуг по индивидуальному туру предшествуют: заявка туриста на бронирование тура, лист бронирования (booking form) от турагента, подтверждение туроператора о бронировании тура по заявке туриста (conformation) либо турагента. Без них договор между туристом и турфирмой, как правило, не заключается.
Как таковая заявка не имеет установленной формы, и ее применение не регулируется законодательством о туризме. Соответственно, ее формуляры составляются турфирмами самостоятельно. В.Г. Гуляев предлагает определенную форму заявки туриста*(11). Кроме того, следует отметить практику устной договоренности между туристом и турфирмой - но в данном случае турфирма не оберегает себя от понесенных ею расходов по поиску запрашиваемого туристом тура. Заявка содержит конкретные условия запрашиваемого тура: маршрут, даты пребывания, условия размещения, питание, предполагаемую стоимость тура, а также может содержать и дополнительные условия.
Лист бронирования используется в обоих способах заключения договора. Единой формы листа бронирования нет. Некоторые туристские фирмы используют упрощенные формы, указывая такие общие сведения, как: наименование и реквизиты организатора путешествия; фамилия и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур; наименование тура; стоимость тура, порядок оплаты; наименование и класс отеля; реквизиты менеджера, который занимается продажей данного тура. К сожалению, данная форма заявки никак не отражает особенности индивидуального тура. Другие турфирмы используют довольно подробную универсальную форму листа бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу VIP и др. На наш взгляд, такая разная форма листов бронирования зависит от того, насколько близкие партнерские отношения установлены между сотрудничающими фирмами, поэтому некоторые пункты просто не указываются, а подразумеваются в соответствии с обычаями делового оборота. Лист бронирования высылается, как правило, принимающей стороне по факсу. Он составляется в трех экземплярах: один выдается на руки туристу, другой направляется в принимающую фирму, третий остается у турфирмы, которая организует соответствующий тур для туриста. Лист бронирования представляет особую ценность для менеджера турфирмы, который занимается продажей тура, как документ, подтверждающий возможность дальнейшего заключения договора с туристом и проведением определенных туристских формальностей для организации поездки туриста.
Информация о работе Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности