Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:04, реферат

Описание работы

Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др. В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента.

Файлы: 1 файл

лекции по праву.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные - необходимые  для организации и проведения  путешествия (размещение, питание,  перевозка, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие  услуги в зависимости от целей  путешествия).

2. Дополнительные - не  входящие в тур и предоставляемые по месту отдыха по мере возникновения потребности в них (торговые услуги, услуги почты и связи, театральные спектакли, шоу, бар, такси и т.д.). Данные услуги можно получить за дополнительную плату. Они не входят в стоимость тура, но специфичны для данного туристского центра*(3). Они оказываются как туристам (мини-бар в номере, экскурсия в Диснейленд, сафари в ОАЭ и т.д.), так и местному населению (музеи, театры).

3. Сопутствующие туристские  услуги - услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми пользуются и туристы, но в основном местное население (например, работа мастерских, ателье, лечебниц и прочих предприятий сферы местного обслуживания для местного населения)*(4). На наш взгляд, этот вид услуг входит в состав дополнительных туристских услуг, и его выделение нецелесообразно.

Перечень услуг, входящих в комплекс, оказываемый туристу, различен и определяется программой и целями путешествия, причем каждый из этих видов услуг содержит множество входящих элементов. Пакет туруслуг, входящих в тот или иной тур, может быть расширен организатором тура по желанию туриста либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на выбор. Последнее весьма принципиально, поскольку принципы и традиции бесценовой конкуренции при продаже туров приводят к удешевлению тура путем минимизации, прежде всего набора туристских услуг.

Полагаем, что дополнительные и сопутствующие услуги в комплексе  оказываемых туристу услуг могут  выступать в качестве основных услуг, в зависимости от мотивации и цели путешествия туриста. Таким образом, дифференциация комплекса туруслуг на основные, дополнительные и сопутствующие весьма условна. Тем не менее выделение услуг в категорию "основных" должно быть обусловлено включением данных услуг в договор с туристом и являться гарантией того, что данные услуги будут оказаны туристу или он сможет ими воспользоваться в стране временного пребывания.

Сегодня существует множество  мнений относительно юридической сущности отношений по реализации туристских услуг. Основная проблема состоит в правовом регулировании договорных отношений туристов и туристского предприятия. В законодательстве, регулирующем сферу указанных отношений, четко прослеживается противоречие относительно вида договора между туристом и туристским предприятием.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 779) должен заключаться  договор возмездного оказания туристских услуг, в то же время на основании  Федерального закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" отношения между туристом и турфирмой регулируются договором розничной купли-продажи туристского продукта. Это противоречие крайне запутывает правовую ситуацию, связанную с легитимным оформлением этих отношений договором. В связи с этим необходимо отметить мнение профессора Я.Е. Парция, что со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса РФ имеется прямое указание на договор возмездного указания услуг. Проблема кроется в том, что Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый после вступления в силу части второй ГК РФ, не учел данного факта*(5).

Правомерный выход из коллизионной ситуации видится только один: привести нормы Федерального закона и иных нормативных актов  в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ. В связи с этим предлагается заменить в ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" определение договора как "розничной купли-продажи турпродукта" на "договор оказания туристских услуг". А также в соответствии с ГК РФ и Законом "О защите прав потребителей" внести изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в частности, в ст. 10 о том, что реализация тура туристу осуществляется на основании договора на оказание туристских услуг.

Одна из проблем - декларативность  и недостаточная проработка с  точки зрения общей цивилистики  ряда определений, данных в Федеральном  законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Так, некоторые необходимые определения, данные в Законе, такие, как понятие туристского предприятия, турагента, туроператора, трансфера, информационного листка, вообще отсутствуют.

Содержание таких понятий, как турагентская и туроператорская  деятельность нуждается в уточнении и изменении, так как суть этих дефиниций непосредственно связана с практикой правового обеспечения туристской деятельности*(6).

Определение туристского  продукта как право на тур, предназначенное  для реализации туристу, данное в Законе, искажает юридическую природу отношений между туристом и туристским предприятием (оказание услуг). Появление этого понятия, очевидно, вызвано тем обстоятельством, что непосредственная реализация комплекса туруслуг туристу, как правило, не совпадает с моментом заключения договора и оплатой. Однако, как считает М.Б. Биржаков, это не превращает реализацию тура в реализацию права на него*(7).

Определение "информация о программе пребывания и маршруте путешествия" не дает возможность уяснить, какую именно информацию имел в виду законодатель и в каких документах (в договоре, путевке, ваучере или информационном листке, программе) должна быть отражена данная информация. Предлагаем вместо дублирующих друг друга понятий "программа пребывания" и "маршрут путешествия" указывать в качестве существенного условия - "информацию о туристском маршруте".

Понятие "дата и время  начала путешествия, его продолжительность" представляется недостаточно ясным - является ли это временем и датой начала перевозки туриста в страну временного пребывания и обратно, либо время, с которого начинается оказываться комплекс туристских услуг в соответствии с договором по прибытии в страну временного пребывания. С учетом комплексности туруслуги подобная формулировка включает и дату начала перевозки туриста, если такая услуга входит турпакет. Если же она приобретается отдельно, тогда необходимо разделять начало и продолжительность самого тура и начало перевозки к месту оказания комплекса туруслуг (тура).

Необходимо четко прописать  механизмы применения путевки и  ваучера, при этом учитывая их международную  функциональную принадлежность из-за уже объективной интеграции российского  турбизнеса в международное туристское пространство. Закон "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" установил обязательность наличия в туристской путевке всех конкретных условий путешествия, но юридическая природа такого установления не совсем логична*(8).

В путевке (в соответствии с требованием Закона к ее содержанию) происходит явное дублирование конкретных условий путешествия. Таким образом, турпутевка содержит повторные элементы формы договора. Налицо необходимость в четком (на уровне федерального законодательства) определении сути турпутевки как документа. Если она имеет суть квитанции, то тогда зачем в ней фиксировать конкретные условия путешествия? Получается, что сама путевка в таком случае является формой договора, так как содержит все конкретные условия (включая существенные, перечисленные в ст. 10 Закона) туристского обслуживания.

Проведя сравнительный  анализ путевки и договора на туристское обслуживание, предлагаем свое видение  понятия конкретных условий путешествия - это комплекс основных туристских услуг, входящих в тур.

В некоторых случаях к договору об оказании туристских услуг дополнительно прилагается туристский ваучер. Его название происходит от английского "voucher" - расписка. В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. Далее, в ст. 10 Закона урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляются на основании туристского ваучера. Согласно установленной практике в туризме ваучер является документом международного характера. Считается, что ваучер составляется в форме, удобной как для отправляющей, так и для принимающей туристов фирм. Однако подтверждения такой характеристики этого документа в нормативных актах на федеральном уровне нет. В Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" более четкой регламентации отношений сторон при использовании ваучера не приводится. Некоторыми субъектами Российской Федерации разработаны специальные положения, регулирующие использование туристского ваучера, а также закрепляющие его единую форму, применяемую всеми туристско-экскурсионными организациями.

Исходя из анализа  законодательства и практики применения ваучера этому документу можно  дать следующую характеристику:

применяется в практике по организации международного туризма;

необходим и обязателен, входит в документально-правовое обеспечение как туроператорской, так и турагентской деятельности в осуществлении международного туризма. Это официальный документ направляющей турфирмы, который она выдает на руки туристам или туристской группе (сопровождающему группу) как подтверждение их права на получение от принимающей фирмы предварительно забронированных и оплаченных туристских услуг, перечень и количество которых указаны в ваучере;

должен содержать наименование каждой отдельной услуги, входящей в тур;

подтверждает факт получения туристом каждой отдельной услуги, входящей в тур. Таким образом, ваучер юридически подтверждает факт получения туристом оплаченного турпродукта*(9).

Основная функция ваучера - это урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур.

Таким образом, следует  заметить, что ныне действующее законодательство не регулирует взаимоотношения туристско-экскурсионных организаций по поводу туристского ваучера, не содержит достаточной информации об этом документе, не имеет установленной единой формы, которая, безусловно, необходима для унификации документально-правового обеспечения туристской деятельности.

Отметим также, что перечень существенных условий, определенных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", не позволяет обеспечить права туриста в связи с неточностью их формулировок и недостаточностью.

В зависимости от способов формирования тура, на наш взгляд, можно выделить два порядка заключения договора:

1) по поводу сформированного  тура (стандартный тур);

2) по поводу тура, формирование  которого будет производиться  после запроса туриста.

Полагаем, что договор  об оказании туристских услуг, сформированный исходя из коньюктуры рынка (стандартный тур), носит характер договора присоединения и представляет собой заранее разработанную форму договора на оказание туристских услуг. В российской литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что именно стандартные (типовые) договоры, вследствие своей абстрактности и деперсонифицированности клиента, создают условия для нарушения прав потребителей. В международном законодательстве эта проблема получила отражение в директиве ЕС "О недобросовестных условиях договоров с потребителями"*(10). Преимущество такой формы заключения договора - экономия силы, времени и средств на ведение преддоговорных споров. Для турфирмы проще предложить туристу уже готовый пакет-тур, что существенно облегчает работу менеджеров турфирмы, да и туристу остается только выбирать из предложенных вариантов. С учетом зарубежной практики применения стандартных договоров (Германия, Франция) было бы предпочтительнее на уровне законодательства утвердить примерный образец типовой формы договора на оказание туристских услуг, заключаемый с туристом по поводу уже сформированного тура (стандартного).

Для заключения договора с туристом на индивидуальный тур  турист по общепринятым правилам делает заявку, а турфирма принимает ее и формирует комплекс услуг. За формирование индивидуального тура, запрашиваемого туристом, с него берется предоплата, размер которой произвольно устанавливается турфирмами и не регулируется законодательством. Статья 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает предоплату услуг, но при условии заключения основного договора на оказание услуг, однако в данном случае не заключается договор, оформляется только заявка на бронирование тура.

С учетом публичности  договора необходимо законодательно установить определенный процент от стоимости тура, вносимый в качестве предоплаты, который может покрыть фактически понесенные расходы туристского предприятия в случае, если турист по каким-либо причинам откажется от сформированного по его запросу тура.

В соответствии со сложившейся  практикой реализации туров непосредственно  заключению договора возмездного оказания туристских услуг по индивидуальному  туру предшествуют: заявка туриста  на бронирование тура, лист бронирования (booking form) от турагента, подтверждение туроператора о бронировании тура по заявке туриста (conformation) либо турагента. Без них договор между туристом и турфирмой, как правило, не заключается.

Как таковая заявка не имеет установленной формы, и  ее применение не регулируется законодательством о туризме. Соответственно, ее формуляры составляются турфирмами самостоятельно. В.Г. Гуляев предлагает определенную форму заявки туриста*(11). Кроме того, следует отметить практику устной договоренности между туристом и турфирмой - но в данном случае турфирма не оберегает себя от понесенных ею расходов по поиску запрашиваемого туристом тура. Заявка содержит конкретные условия запрашиваемого тура: маршрут, даты пребывания, условия размещения, питание, предполагаемую стоимость тура, а также может содержать и дополнительные условия.

Лист бронирования используется в обоих способах заключения договора. Единой формы листа бронирования нет. Некоторые туристские фирмы  используют упрощенные формы, указывая такие общие сведения, как: наименование и реквизиты организатора путешествия; фамилия и паспортные данные лица (лиц), заказывающего тур; наименование тура; стоимость тура, порядок оплаты; наименование и класс отеля; реквизиты менеджера, который занимается продажей данного тура. К сожалению, данная форма заявки никак не отражает особенности индивидуального тура. Другие турфирмы используют довольно подробную универсальную форму листа бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу VIP и др. На наш взгляд, такая разная форма листов бронирования зависит от того, насколько близкие партнерские отношения установлены между сотрудничающими фирмами, поэтому некоторые пункты просто не указываются, а подразумеваются в соответствии с обычаями делового оборота. Лист бронирования высылается, как правило, принимающей стороне по факсу. Он составляется в трех экземплярах: один выдается на руки туристу, другой направляется в принимающую фирму, третий остается у турфирмы, которая организует соответствующий тур для туриста. Лист бронирования представляет особую ценность для менеджера турфирмы, который занимается продажей тура, как документ, подтверждающий возможность дальнейшего заключения договора с туристом и проведением определенных туристских формальностей для организации поездки туриста.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности