Анализ организации расчетно-кассового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания объекта исследования и предложение мер по повышению его эффективности.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотреть теоретические и организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания объекта исследования;
проанализировать существующие плановые тарифы на расчетно-кассовое обслуживание и
обосновать объемы расчетно-кассовых операций в банке;
проанализировать доходы и расходы банка от расчетно-кассовых операций;
обосновать повышение эффективности расчетно-кассовых операций.

Файлы: 1 файл

курсоваяяяяя.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Блок расчетно-кассовых операций банков достаточно разнообразен. Существует деление на кассовые и расчетные операции, на операции по проведению международных расчетов и расчетов в рублях, проведение сложных видов расчетов, например, аккредитивы или инкассо, расчетов предприятий и физических лиц. Кассовые операции включают услуги инкассации, выдачи и приема наличных, контрольного пересчета. Помимо этого, существуют менее распространенные операции, например, депозитарные, ответственного хранения и т.п.

 Для каждого из этих видов oпераций существует своя экономика банка, своя доходность и прибыльность.

К сожалению, имеющиеся данные Банка не позволяют детально распределить годовой комиссионный доход между различными видами услуг. Для этого необходимо провести выборочный анализ управленческой отчетности и расшифровку доходов и расходов по символам формы №102. Анализ данных показал примерно следующее распределение доходов по основным видам расчетно-кассовых операций (см. табл. 3.4).

Таблица 3.4

Доходы по различным видам расчетно-кассовых операций объекта исследования

Основные виды операций

Доля дохода по банку, %

Доход по операциям, в млрд. руб.

Кассовые

42

15.9

Расчеты в рублях

28

10.6

Международные расчеты

16

6.1

Расчеты по картам

14

15.3

Итого

100

48


 

Сравним доходность обслуживания различных видов счетов. Один валютный счет приносит банку в 9 раз больше дохода, чем один рублевый, а один рублевый счет — в 8 раз больше, чем один карточный.

Сравнение доходности рублевых счетов предприятий и карточных счетов населения еще более интересно, если взглянуть на них с точки зрения стремительного роста карточного бизнеса. Несмотря на существенно меньшую доходность одного карточного счета, банк считает карточный бизнес более интересным и доходным.

Сравнение доходности международных и внутрироссийских расчетов подтверждается тем фактом, что большинство российских банков имеют нулевые или минимальные тарифы за расчеты в рублях, и эти тарифы на порядок меньше, чем за международные расчеты.

Международными расчетами пользуются в основном крупные предприятия, доходность этих операций высоко концентрирована в расчете на один счет. Это наводит на размышление об аналогичной концентрации расчетных операций в рублях и концентрации соответствующих доходов.

Для понимания заинтересованности банка в расширении безналичных расчетов недостаточно только анализа доходов. Необходимо оценить издержки банка на проведение расчетно-кассовых операций.

Анализ данных управленческой отчетности, на основе которой ранее распределялись доходы по основным блокам расчетно-кассовых операций, показал, что содержание одного рядового дополнительного офиса обходится банку в 10—12 тыс. дол. США/мес. с учетом того, что дополнительный офис обслуживает и предприятия, и население примерно с равным распределением сотрудников по этим двум направлениям.

Затраты на ведение одного счета с небольшим оборотом и остатком составят 322 дол. США в год. Обслуживание такого счета дает банку 122 дол. США в год прямого комиссионного дохода и косвенного процентного дохода. Следовательно, обслуживание одного счета малого предприятия приносит коммерческим банкам убыток в размере 200 дол. США в год. Этот убыток покрывается за счет процентного дохода от ведения счетов крупных предприятий.

Получается, что банк зарабатывает прибыль только на обслуживании счетов крупных предприятий, а большое количество счетов малых предприятий приносит ему убытки. При такой экономике платежного бизнеса нельзя рассчитывать на проявление интереса банка к существенному расширению безналичных расчетов, у него не будет источников средств на инвестиции в совершенствование технологий платежных систем. Тем более что расширение безналичных расчетов ожидается именно за счет операций малых предприятий, предпринимателей и состоятельных граждан, т. е. за счет увеличения количества счетов с небольшими оборотами и остатками, которые являются убыточными.

3.2 Обоснование повышения эффективности расчетно-кассовых операций

В настоящее время формы организации безналичных расчетов в СКБ-Банке соответствуют современным стандартам, поэтому следует остановиться, прежде всего, на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания создания для клиентов более удобных форм сотрудничества с банком с применением современных технологий, совершенствования тарифов банка. Существенным недостатком сложившейся в банке системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня.

 Важным и быстрорастущим  компонентом современных систем  электронных банковских услуг  является использование автоматов-кассиров, которые устанавливаются как внутри или снаружи помещения банка, так и вне его помещения в районе жилых массивов, торговых центров, предприятий. Они обеспечивают круглосуточное выполнение операций по приёму наличных денег, оформляемому как приём вкладов, выдаче денег наличными и снятию соответствующей суммы со счёта, а также осуществление перечислений денег со счёта на счёт. Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню кассового обслуживания клиентов.

Наряду с традиционными услугами расчетно-кассового обслуживания, СКБ-Банк развивает новые направления обслуживания клиентов.

Для компаний, имеющих филиальную сеть, банк способен предложить сетевое расчетно-кассовое обслуживание, что позволит контролировать расчетные счета подразделений организации в любой точке нашей страны и управлять движением денежных средств по ним из единого центра.

СКБ-Банк заботится о своих клиентах и постоянно внедряет технологические новшества позволяющие сделать обслуживание более комфортным. Используя систему «Банк-на-Диване», клиенты получают возможность удаленно взаимодействовать с банком по широкому кругу вопросов.

«Банк-на-Диване» - это система дистанционного банковского обслуживания, позволяющая совершать банковские операции через интернет. «Банк-на-Диване» дает возможность работать с банком в любое время из удобного для Вас места. При этом все этапы проводимых операций в режиме реального времени отображаются на экране компьютера. Для использования системы не нужно приобретать лицензии или устанавливать специальные программы - достаточно иметь доступ в интернет.

Система «Банк-на-Диване» позволяет совершать дистанционно более 50 видов банковских операций. Банк предоставляет такие возможности, как:

    1. Оплачивать без комиссий:

- услуги мобильной связи в режиме on-line и городской телефонии;

- коммунальные услуги;

- услуги телевидения и интернет-провайдеров;

- товары, которые Вы собираетесь приобрести в интернет-магазинах.

     2. Совершать переводы в рублях:

- на счета клиентов других банков;

- на счета клиентов СКБ-банк;

- между своими счетами в сумме не более 9 999 999 рублей в режиме on-line.

     3. Получать детальную информацию:

- о всех поступлениях и проведенных платежах по Вашим счетам;

- о депозитах и кредитных продуктах;

- формировать выписки по счетам.

- оформить запрос отчета о своей кредитной истории, либо ее отсутствии в ОАО «Национальное бюро кредитных историй».

Таблица 3.5

Расчет показателей эффективности после внедрения услуг

 

Наименование услуги

2009

2010

2011

мрд

%

мрд

%

мрд

%

 

Банк-кассир

 

 

73

 

 

15

 

 

96

 

 

19

 

 

297

 

 

59

 

Банк-На-Диване

 

56

 

9

 

71

 

13

 

153

 

28


 

Деятельность Банка России в ближайшие годы будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов, на включение в платежную систему России нового компонента, основанного на валовых расчетах в режиме реального времени.

Данный компонент предназначен для проведения крупных, срочных, высокоприоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, что позволит существенно повысить ликвидности расчетов, будет способствовать совершенствованию тарифной политики в области предоставления услуг платежной системы пользователям, включая органы федерального казначейства.

В соответствии со стратегией развития платежной системы планируется укрупнение и сокращение количества региональных обрабатывающих центров. Это неизбежно приведет к реорганизации большинства расчетно-кассовых центров. Функционировать будут наиболее крупные подразделения.

Для сокращения наличного денежного оборота необходимо проводить работу по внедрению безналичных инструментов платежа, например, с использование банковских карт.

Очень перспективным в работе подразделений Банка является внедрение безбумажной технологии работы с клиентами, которая представляет собой систему обмена электронными платежными документами с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) между РКЦ и клиентом. Данная система переводит существующие отношения «клиент-банк» на совершенно новый уровень, расширяет возможности

Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

Скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам.

Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и развития межбанковского клиринга.

Основные целями создания клирингового учреждения является:

  1. ускорение и оптимизация расчетов;
  2. повышение достоверности и надежности расчетов;
  3. развитие и обеспечение новых форм безналичных;
  4. рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
  5. внедрение современных международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;
  6. создание современной информационной банковской структур.

Клиринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплексами, должно обеспечивать прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты, способов шифрования, принятие рисков использования таких требований и инкассации этих требований (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением (факторинг).

Таким образом, внедрение в систему расчетов электронных платежей, модемной и добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.

Информация о работе Анализ организации расчетно-кассового обслуживания