Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.

Файлы: 16 файлов

Выступление по дипломной работе.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выступление.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа (В).doc

— 352.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа.doc

— 348.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отзыв.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ОтзывЗ.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом Свирида.doc

— 677.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая мэо.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой М.doc

— 2.24 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой микроэкономика.doc

— 226.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой МЭО.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой СМ Cool .doc

— 600.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Микроэк.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. В 1995 году принимались активные усилия по снижению первичного бюджетного дефицита, в качестве источника его финансирования на смену кредитам Центрального банка пришли государственные краткосрочные облигации. Для удержания обменного курса в пределах валютного коридора Центробанку пришлось повысить процентные ставки по ГКО и ОФЗ. Расчет был на привлечение новых капиталов, но, в конечном счете, инвесторов стали отпугивать постоянно растущие процентные ставки, что порождало сомнения в способности правительства обслуживать возрастающий долг. К концу 1996 года задолженность по ГКО составляла  почти половину  общего объема российского внутреннего долга. В конце июня 1998 года объем краткосрочных долговых обязательств почти в 4 раза превышал официальный показатель валютных резервов. Российская банковская система же не смогла привлечь сбережения населения для финансирования расходов бюджета. ЦБР в 1997-1998 гг. так же, как и в предшествующие периоды, стремился удержать стабильный курс рубля путем повышения ставки рефинансирования. Чтобы привлечь необходимые средства банки увеличивали ликвидность путем продажи ГКО и других активов и приобретения на вырученные средства иностранной валюты. ЦБР замыкал порочный круг, ужесточая условия получения кредитов на денежном рынке с целью поддержания валютного курса рубля в рамках коридора. Реакция коммерческих банков заключалась в продаже акций и облигаций для поддержания ликвидности.

В такой ситуации спрос на ГКО окончательно упал. Это означало, что государство оказалось больше не в состоянии расплачиваться с долгами за счет новых заимствований, и погашение облигаций в объеме около 9 млрд. в неделю было необходимо осуществлять из налоговых поступлений. Учитывая невозможность достаточно резкого сокращения расходов, связанных с финансированием дефицита, объявлением дефолта стало неизбежным. Следует заметить, что данные события происходили на фоне снижения темпов роста цен, как раз в то время, когда у населения появилась надежда на стабильное будущее.

Решения правительства и Центробанка от 17 августа 1998 года ознаменовали начало нового периода в экономических реформах и развитии инфляционных процессов. Обменный курс быстро вышел из установленных границ: в начале  сентября он достиг уже 17,6 руб. за долл., и ЦБР официально отменил валютный коридор. Вкупе с реструктуризацией ГКО и мораторием на выплату внешних долгов это подорвало доверие населения, привело к увеличению спроса на иностранную валюту и подстегнуло всеобщие ожидания возврата хронической инфляции.

 

 

 

ГЛАВА 3. Поведение российского потребителя в условиях высокой инфляции.

 

Как же будет действовать потребитель в условиях неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне, в условиях постоянно повышающихся цен и снижающегося реального дохода? Как изменится его поведение на рынке товаров и услуг, на рынке труда и на рынке ценных бумаг; как меняется объем накоплений и сбережений? Именно эти вопросы будут рассмотрены  в данной главе.

3.1. Потребитель: рынки товаров и услуг.

 

Как видно из приложения 1 средняя номинальная  заработная плата и средний размер пенсии увеличивается от года к году, но это увеличение не успевает за темпами инфляции, следовательно, происходит постоянное снижение уровня реального дохода, платежеспособности  потребителей. Как же теперь потребитель будет перераспределять свои средства на агрегированные группы товаров (таблица 1)?

Таблица 1.

Денежные доходы и расходы населения8

 

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

%

млрд.руб

%

млрд.руб

%

млрд.руб

%

млрд.руб

%

млрд.руб

                   

Доходы

100

383,1

100

830,5

100

7099,9

100

78252,4

100

361212,7

Расходы

100

383,1

100

830,5

100

7099,9

100

78252,4

100

361212,7

в т.ч

                   

потреби-  тельские

78,3

299,97

81,4

676,03

83,6

5935,52

83,4

65262,50

82,9

299445,33

из них на

                   

продукты питания

29,2

87,59

31,7

214,30

35,6

2113,04

38,9

25387,11

38,1

114088,67

непрод. товары

39,1

117,29

39,9

269,73

38,7

2297,04

35

22841,88

35

104805,86

оплата услуг

10

30,00

9,8

66,25

9,3

552,00

9,5

6199,94

9,8

29345,64

налоги, сборы, платежи

7,1

21,30

6,8

45,97

7,3

433,29

7,5

4894,69

7,1

21260,62

накопле-ние сбережений

6,9

20,70

6,3

49,35

6,9

468,91

6,7

5025,21

6,5

22458,40

прочие расходы

7,7

23,10

4,5

30,42

1,2

71,23

1,4

913,68

2,5

7486,13


 

 

В структуре использования денежных доходов можно проследить следующую тенденцию: наибольшую долю в расходах населения составляют расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг (потребительские расходы), намного меньше доля расходов, направляемая на выплату налогов (сборов, платежей), на накопление сбережения и доля прочих расходов. Если же рассматривать динамику потребительских расходов по годам, то мы видим, что доля потребительских расходов увеличивается в зависимости от увеличения темпов инфляции, причем это происходит в большей мере за счет увеличения расходов на продукты питания, данная ситуация связана с тем, что рост заработной платы и прочих доходов населения не успевает за ростом цен, и потребитель сначала вынужден приобрести самое необходимое, а лишь затем направлять средства на прочие нужды (развлечения, покупка предметов роскоши и др.). К тому же потребители, ожидая нового витка инфляции, стремятся сделать запасы на так называемый "черный день", тем самым подхлестывая инфляционный рост цен.

 

 

Таблица 2.

Потребление населения и производство потребительских товаров (1990=100)9


 

Годы

Производство

Потребление

 

%

%

1991

98

96

1992

85

94

1993

76

94

1994

56

95

1995

55

95


 

 

Кроме того, в потребительских товарах  из года в год увеличивается доля импортных как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. На это есть ряд объективных причин. Во-первых, производство отечественными производителями потребительских товаров в условиях высокой инфляции и спада производства постоянно сокращается, в то время как спрос (и соответственно потребление) остается примерно на одном уровне. Данный дефицит и покрывают импортные товары. На первый взгляд может показаться, что вместе с этим  возрастает доля потребления качественных товаров (ведь по мнению многих российских потребителей импортные товары более высокого качества, чем отечественные, зачастую так и происходит), но с другой стороны, главными странами-поставщиками являются страны Ближнего Востока и Китай, которые поставляют в Россию товары низкого качества и по низким ценам. Следовательно, вторая причина увеличения потребления импортных товаров - относительно низкая цена. Из этого можно сделать вывод, что под воздействием инфляции потребитель вынужден приобретать товары по низким ценам в ущерб их качеству.

 

 

 

 

Таблица 3

Структура потребления отдельных видов продуктов питания, в среднем на одного человека в месяц10

 

 

 

Годы

1990

1991

1992

1993

1994

Мясо и мясопродукты, кг

4,8

3,9

2,8

2,4

2,6

Рыба и рыбопродукты, кг

2,9

2,4

2,0

1,9

2,1

Яйца, шт.

40

36

28

32

32

Картофель, кг

8,9

10,2

12,9

12,7

12,7

Хлебные продукты, кг

9,2

9,3

9,5

9,5

9,4

Молоко, л

4,2

4,8

4,3

4,6

4,1


 

Если же проследить изменения в структуре потребления продуктов питания, то видно, что доля одних товаров остается приблизительно неизменной, других возрастает, а третьих снижается (таблица 3). К товарам, объем потребления которых с ростом цен практически не меняется,  относятся хлебные продукты. Это объясняется тем, что спрос на данные товары неэластичен (значительное повышение цены ведет к незначительному изменению спроса), также данные товары являются одними из основных продуктов питания, причем их предельная норма замещения очень мала, поэтому покупатели не могут при повышении цен в значительной мере сократить их потребление, в то же время при общем повышении цен эти товары остаются относительно дешевыми по отношению к другим продуктам питания (мясо- и рыбопродукты). Объем же потребления картофеля с ростом инфляции также возрастает. Это объясняется вторым законом Госсена, эффектами дохода и замены: отказываясь от потребления незначительного количества относительно дорогих товаров (мясо), потребитель располагает определенной суммой, на которую может приобрести большее количество относительно дешевых товаров (картофель), тем самым, повышая уровень удовлетворенности в продуктах питания, но это не может продолжаться до бесконечности, так как каждому человеку необходимо употреблять белковую пищу для поддержания жизнедеятельности организма. Из таблицы 3 видно, что с ростом цен сокращается потребление качественных продуктов питания - мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, яиц11, это объясняется тем, что они являются более дорогими по отношению к другим товарам и обладают значительной предельной нормой замещения.

Если же рассматривать непродовольственные товары, то изменение цены не окажет существенного влияния на объем потребления таких товаров как мыло туалетное и хозяйственное, бумага туалетная, стиральный порошок, зубная паста (те товары, без которых человек не может обойтись в повседневной жизни). Но зато может произойти отказ от потребления качественных товаров, обладающих более высокой потребительной стоимостью, и переход к потреблению товаров более низкого качества (вместо стирального порошка Тайд стиральный порошок Лотос).

Рассматривая изменение расходов, направляемых на оплату услуг, мы видим, что доля их в общих расходах остается приблизительно одинаковой. Это говорит, во-первых, о том, что цена услуг возрастает  примерно пропорционально росту доходов населения, во-вторых, что данные услуги связаны с оплатой жилья, коммунальных услуг, ремонтом бытовой техники, от которых потребитель не может отказаться и предпочитает не отказываться.

В 1995-1997 годах произошла некоторая стабилизация сложившейся ситуации: темп роста цен несколько снизился, что не замедлило сказаться на структуре потребления населением потребительских и других товаров. Снизилась доля расходов на приобретение товаров и оплату услуг: в 1995 - 79,7%, в 1996 - 77,9%, в 1995 - 74,5%. Введение валютного коридора стабилизировало курс рубля, но и стабилизировало цены на импортную продукцию, в то же время продолжался спад производства потребительских товаров отечественными производителями и в 1997 году объем их производства составил лишь 46% от уровня 1990 года. Это привело к тому, что в структуре потребления увеличилась доля импортных товаров12.

17 августа 1998 года Правительство и ЦБР провели фактическую девальвацию рубля. В итоге обменный курс российской валюты за короткий период снизился почти в 3 раза при соответствующем снижении его покупательной способности на импортные товары. На отечественные товары снижение покупательной способности рубля было несколько ниже темпа его девальвации. Это сопровождалось ростом цен практически на все товары, общая инфляция за это время составила 50%13.

После кризиса 17 августа 1998 года, граждане, живущие на заработную плату, бросились запасаться продуктами, а состоятельная часть населения приобретала ювелирные изделия и антиквариат. Приобретение земельных участков, автомобилей, квартир также расценивается многими гражданами как средство сбережения капитала.

 

 

3.2. Потребитель: сбережения, накопления, ценные бумаги.

 

Как выяснилось  в ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в ноябре-декабре 1994 года, 3/5 жителей России не имеет никаких накоплений. Лишь 28% респондентов ответили, что в их семье есть денежные сбережения, 12% опрошенных вообще затруднились ответить на этот вопрос. Наиболее надежным средством хранения сбережений жители России считают валюту (38%), на втором месте сбербанк (28%), 14% предпочитают вкладывать деньги в ювелирные изделия и антиквариат, 11% выбрали наличные, 8% являются клиентами коммерческих банков, 6% вкладывают свободные денежные средства в акции и другие ценные бумаги14.

теория организации.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии