Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.

Файлы: 16 файлов

Выступление по дипломной работе.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выступление.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа (В).doc

— 352.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дипломная работа.doc

— 348.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Отзыв.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ОтзывЗ.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Рецензия.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом Свирида.doc

— 677.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая мэо.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой М.doc

— 2.24 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой микроэкономика.doc

— 226.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой МЭО.doc

— 908.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовой СМ Cool .doc

— 600.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Микроэк.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

 

Независимо от специфики потребительских предпочтений человек вынужден ограничивать свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои вкусы и желания, но и свои доходы, а также принимая во внимание рыночные цены на интересующие его товары и услуги

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует  на приобретение только двух товаров Х и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в виде следующего равенства:

I=Px*Qx+Py*Qy

Преобразуем это равенство к следующему виду:

 

            I       Px 

Qx  =  --  -    --  *Qx

          Py      Py

Это и есть уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии являются доступными для потребителя (потому что стоят I рублей). Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии недоступны потребителю. Т.о. бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов, она отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен. Но положение бюджетной линии не остается неизменным, оно меняется под влиянием изменения доходов потребителя и цен на товары. Если доход потребителя уменьшился (увеличился), а цены при этом остались неизменными, то произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз (вверх), если же изменяется цены на товары, а доход потребителя останется на том же уровне, то изменится угол наклона бюджетной линии. Нетрудно определить, что произойдет с бюджетной линией, при одновременном изменении дохода и цен.

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, необходимо знать предпочтения потребителя. Предпочтения (как уже отмечалось выше) выражаются через кривые безразличия. Вопрос в том, какую точку на кривой безразличия выбрать. Эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Очевидно, что потребитель выберет такой товарный набор, который принесет ему наибольшее удовлетворение в рамках ограниченного бюджета.  Из этого можно сделать вывод, что в своем выборе потребитель остановится на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.

Зная данные о спросе на определенный товар со стороны отдельных покупателей, можно получить рыночную кривую спроса на данный товар, суммировав количество товара, которое будет приобретено отдельными лицами при всех возможных уровнях цен.

 

1.2.3. Изменение цен и дохода. Кривые Энгеля.

 

При снижении цены товара, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе покупатель сможет приобрести больше данного товара, в то же время ему становятся доступными все более удаленные кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается в точку, содержащую как большее количество того товара, на который снизилась цена, так и других товаров. Соединяя все подобные точки, получим линию, называемую цена-потребление. Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров при изменении цены на один из них. С ростом дохода  потребитель переходит на более высокую кривую безразличия. Оптимальный товарный набор теперь содержит большее количество товаров, чем до повышения дохода.


Соединив подобные точки, получим кривую доход-потребление. Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объемом потребления товара и доходом потребителя. Для нормальных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон. Но больший интерес представляют расходы потребителя на агрегированные группы товаров - продовольственные и непродовольственные товары, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня доходов покупателя. Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными товарами (увеличение расходов на их приобретение незначительно снижается с ростом дохода), некачественными (с ростом дохода их потребление снижается) и высококачественными товарами (расходы на такие товары значительно увеличиваются с ростом дохода потребителя). В 19 в. Э. Энгель на основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая  на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов  возрастает.


 

1.2.4. Эффект замены и эффект дохода.

 

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.

Так называемый эффект дохода  состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче.

Согласно эффекту замены потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рост) заставит потребителя покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

Для того чтобы определить эффект замены, нужно не учитывать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, необходимо элиминировать эффект замены.

Для нормальных товаров действие эффекта дохода и эффекта замены объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение спроса при их повышении.

Для товаров более низкого качества (это необязательно товары плохого качества, скорее, это товары, обладающие меньшей потребительной стоимостью) ситуация зависит от степени воздействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замены действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на такой товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло потребитель станет  больше покупать относительно дешевого маргарина.

Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замены, то картина наблюдается обратная: при увеличении цены растет потребление менее качественного товара. Например, в течение 1992 года средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли примерно в 3000 раз2. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).

 

 

1.3. Потребитель: рациональность выбора.

 

Оба рассмотренных подхода базируются на том, что потребитель сам знает, что ему нужно и при этом действует рационально, т.е. максимизирует полезность при минимальных затратах. Из этого следует, что поведение человека объяснимо и предсказуемо. Но так ли это на самом деле? Чтобы рациональность была полной, необходимо соблюдение двух важных условий: внимание и интеллект человека должны быть неограниченными ресурсами, что далеко от реальности. Поэтому следует говорить не о полной, а об ограниченной рациональности человека. Принцип ограниченной рациональности по Саймону, звучит так: "Способность человеческого ума формулировать и решать сложные проблемы едва ли сравнима по уровню с проблемами, решение которых необходимо для объективного рационального поведения в реальном мире"3. Отсюда следует, что человеческое поведение рационально лишь в намерении: люди стремятся действовать рационально, но в действительности обладает этой способностью лишь в ограниченной степени. Зачастую потребитель действует под воздействием субъективных факторов, а не объективных причин, делает свой выбор на подсознательном уровне, что с его точки зрения вполне рационально, а с точки зрения общества нет.

Можно выделить несколько причин нерационального поведения:

  • Цена - показатель качества. Потребитель не может квалифицированно судить о качестве товара, он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве.
  • Эффект Веблена. Он связан с приобретением благ, обладание которыми подчеркивает социальную значимость их владельца. С понижением цены на данные блага снижается и их привлекательность, что приводит к снижению спроса.
  • Эффект моды. Потребители увеличивают свой спрос на блага, если растет общий объем его продаж.
  • Эффект сноба. Противоположен эффекту моды: объем индивидуального спроса тем меньше, чем больше покупают данное благо другие люди.

С одной стороны, все формы потребительского невежества, независимо от его причин и происхождения, могут быть причинами нерациональности потребителя. С другой стороны, вряд ли можно сказать точно, когда отклонение отдельно взятого потребителя от нормы оправдано его особыми потребностями, а когда такое отклонение свидетельствует о нерациональном поведении. Необходимо заметить, что нет универсальных стандартов, определяющих, как лучше разделить бюджет между конкурирующими  статьями расходов, или как наилучшим образом поделить свои средства на приобретение необходимого и на радости жизни.

 

ГЛАВА 2. Современная инфляция и ее особенности в России.

 

Сегодня положение российской экономики довольно сложное и противоречивое. С одной стороны, благодаря экономическим реформам, люди получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью и свободно распоряжаться своими денежными средствами, с другой, развитие этих позитивных процессов сдерживается рядом факторов, к одним из которых относится инфляция (а в особенности высокая, которая наблюдалась в нашей в первой половине 90-х годов). Но прежде чем понять, как будет действовать российский потребитель под влиянием данного явления необходимо выяснить, что представляет собой инфляция, чем она обусловлена и какие последствия влечет за собой.

 

    2.1. Инфляция, ее определение и измерение.

 

Инфляция - это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса, порождаемое диспропорциями производства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен (хотя она не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену), означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается, прежде всего, в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанным с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Также инфляция возникает в условиях бюджетного дефицита,  который пытаются покрыть за счет денежной эмиссии. Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировом уровне. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен (ИПЦ), который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг ("рыночная корзина") для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. ИПЦ является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции. Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется и углубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки на "всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку цен.

 

2.2. Типология инфляции, ее последствия.

Отмечают два основных типа инфляции:

    1. открытая;
    2. подавленная.

Открытая инфляция развертывается на рынках, где действуют свободные цены. При неравномерности повышении цен она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться  в направлении равновесия различных рынков.

При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает тотальный административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне. Особенностью такой антиинфляционной политики является то, что государство борется не с деформациями рынка, приведшими к превышению совокупного спроса над совокупным предложением, а с их последствиями - ростом цен. Поэтому, сохраняя причины инфляции, такие государственные меры становятся бесперспективными.

К экономическим последствиям подавленной инфляции относятся следующие:

  • Подавленная инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не достигается с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. В государственной экономике  перераспределение ресурсов крайне трудное дело; процесс инвестирования затягивается, экономика снижает свою эффективность. В рыночной же экономике этот процесс довольно быстрый, он организуется посредством фондовой биржи;
  • Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала в областях, где высоки издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товаров, который становится хроническим.
  • В условиях дефицита покупательский спрос полностью не реализуется, и у населения образуются вынужденные сбережения. Последние выражают не рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос.
  • Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей, в которых время затрачивается непроизводительно, а  также для спекуляций на черном рынке. Черный рынок становится неизбежным спутником подавленной инфляции.

теория организации.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств на предприятии