Финансовый цикл и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология исследования проблем толерантности
1.1 Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России
1.2 Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
1.3 Исследование проблем толерантности в психологии
Глава 2. Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе
2.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности
2.2 Роль религии в формировании толерантности
Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе
3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений
3.2 Методика работы по формированию толерантных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Файлы: 1 файл

проблема национализма и толерантности в современной российской прессе.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Все мероприятия, направленные на установление толерантного климата  в российском обществе, в конце  концов направлены на обеспечение прав человека. Они неразрывно взаимосвязаны между собой. Сегодня на первый план выдвигаются вопросы чрезвычайно важные и трудные. Наряду с научным анализом необходимы практические действия по внедрению принципов толерантности в политическую жизнь общества, повседневную жизнь граждан. Подобные мероприятия могли бы быть во всех регионах, по всей стане в целом. Тем самым они способствовали бы укреплению правовой и политической толерантной культуры в России, обеспечению прав и свобод человека, а, следовательно, и социальной стабильности.

 

3.2 Методические материалы по формированию установок толерантного сознания

 

Проанализировав работы учёных, ознакомившись с практикой формирования толерантности в Центре «Забота», мы приходим к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включающая упражнения, тренинги, лекции, дискуссии, игры.

Методика социальной работы по формированию толерантного сознания.

Упражнение «Что такое толерантность».

Задачи: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».

Необходимое время: 25 минут.

Вспомогательные материалы: определения толерантности, написанные на больших листах.

Подготовительный  этап: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или стенам оборотной стороной к аудитории.

Определения толерантности.

Красочно напишите определения  на листах ватмана: на одной стороне  «Толерантность – это…», а на другой стороне – сами определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на те стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это…». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Определения толерантности:

  1. Сотрудничество, дух партнёрства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть иным.
  8. Признание многообразия.
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой из групп предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои определения, ведущий  поворачивает заранее заготовленные  определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним.

Вопросы для обсуждения:

-Что отличает каждое  определение?

-Есть ли что-то, что  объединяет какие-то из предложенных  определений?

-Какое определение  наиболее удачное?

-Можно ли дать одно  определение понятию «Толерантность»?

В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:

-понятие «толерантность»  имеет множество сторон;

-каждое из определений  выявило какую-то из граней  толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности».

Задачи: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах…(процесс рисования занимает не более 5 мин.). После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Толерантная личность (тренинг).

Цель занятия: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Упражнение «Черты толерантной  личности».

Цели: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. Приложение №4).

Подготовка: бланк опросника с колонкой «В» на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке «А» поставьте:

«+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

«0» напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется  у Вас и о результатах никто  не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника  даётся 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет  заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число ответивших подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

В результате занятия  участники получают возможность: сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением; сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная  личность от интолерантной».

Цель лекции: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной.

Я и группа. Самопознание (тренинг).

Быть принятым другим – не значит быть как все (дискуссия).

Цель занятия: формирование положительной самооценки учащихся, позитивного отношения к уникальности каждого.

План занятия:

Рассуждения ведущего о  различиях между людьми.

Далее предлагается написать на листочке 10 фраз, начинающихся со слов «Я хочу…», и найти партнёра, с которым есть не менее трёх совпадений. В этих подгруппах предлагается обсудить несовпадающие пункты (почему это важно написавшему?).

Потом предлагается вспомнить  ситуацию, когда «хочу» участников не совпадало с намерениями группы, и дальнейшее поведение участника в данной ситуации. Желающие предлагают свой вариант возможного поведения, объясняя, почему лично для него это важно. Заканчивается занятие дискуссией на тему: «Иметь кумира – что это значит?».

Резюме занятия:

Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя – это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями.

Каждый из нас по-своему уникален и неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверное, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной соей копией неинтересно. Да и любая копия всегда хуже оригинала. Поэтому стремление «быть как кто-то» заранее обречено на неудачу.

Одиночество (тренинг).

Цель занятия: формирование адекватного отношения у подростков к ощущению собственной автономности как к периодически возникающему нормальному состоянию взрослеющей личности.

План занятия:

В подгруппах предлагается создать из участников скульптурные группы на тему «Одиночество» и предложить свои варианты ситуаций, когда человек может испытывать одиночество. Далее проводится работа по типу «мозгового штурма» на тему: «Плюсы и минусы одиночества».

После чего предлагается упражнение на релаксацию – «Храм  тишины» - и учащимся предоставляется  возможность сделать произвольный эскиз своего личного «Храма тишины» (материалы для рисования каждый выбирает по своему вкусу).

Упражнение «Храм тишины».

Участники сидят в  удобных для них позах.

Ведущий: «Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой, услышать звуки транспорта, голоса толпы, звуки ваших и чужих шагов… Что ещё вы слышите? Обратите внимание на других прохожих. Их много, очень много. Они сливаются в один сплошной поток. Но вы можете остановиться на каких-то выражениях лиц, фигурах…Может быть, вы видите что-то ещё? Обратите внимание на витрины магазинов, киосков…Может, вы видите где-то в толпе знакомые лица? Может быть, вы подойдёте к кому-то или пройдёте мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Пройдя немного, вы увидите большое здание, непохожее на другие… Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы открываете эти двери и оказываетесь окружёнными полной и глубокой тишиной. Прислушайтесь к ней, к себе в этой тишине. Почувствуйте тишину и себя внутри неё, разрешите себе пропитаться этой тишиной. Какая она? Какие вы? Порадуйте здесь столько, сколько вам захочется.

Когда вы захотите покинуть здание, толкните дверь и выйдите  на улицу. Как вы себя здесь чувствуете? Что изменилось? Запомните вашу дорогу в «храм тишины», чтобы иметь возможность сюда вернуться, когда возникнет желание побыть наедине с самим собой».

Материалы для  занятия: бумага, цветные мелки, пастель, краски. Возможно использование музыки для релаксации.

Игра «Я и другой» (сценарий игры).

(Авторы: Я.Д. Тюрнер и Г.В. Виссер. Голландия.)

«Мы хотим познакомить  тебя и друзей с образовательным  проектом, который может научить  формулировать свою позицию и  отстаивать её, исходя из различных  ситуаций». Идея проекта принадлежит Я.Д. Тюрнеру и Г.В. Виссеру – сотрудникам Stitching Vredeseducatie (г. Утрехт, Голландия). В Голландии этот проект был реализован на выставках «Я вижу что-то странное» и «Странное – это необычное обычное», адресованных голландским детям. В России партнёрами голландских коллег стали члены группы ДОМ (Детский открытый музей), были проведены подобные выставки под названием «Я и другой».

Ход игры:

Все получают карточки, где  отмечают знаками свою позицию по отношению к услышанному от ведущего. Далее собираются 2 команды «защитников» и «противников» данной ситуации. После обсуждения команды рисуют знак, разрешающий или запрещающий данную ситуацию. После обсуждения второго понятия снова происходит объединение команд и снова рисуются знаки. Вы можете пользоваться этими знаками, определяя свою позицию.

Текст № 1. Предрассудки (текст раздаётся всем участникам игры, они его читают и пользуются им при обсуждении).

«Предрассудки свойственны  всем людям, и далеко не всегда это  плохо. Существуют предрассудки, которые имеют позитивное значение. Например, утверждения типа «мужчина – кормилец семьи» или «женщина – хранительница домашнего очага» по сути своей являются предрассудками, которые закрепляют определённые нормы взаимоотношений людей. Часто предрассудки играют роль защитного механизма, особенно в ситуациях столкновения с чем-то непонятным, странным, вызывающим тревогу, ибо они создают чувство уверенности и защищённости перед неизвестностью. Но если предрассудки так хороши, то нужно ли с ними расставаться? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в механизме их формирования.

Предрассудок – это  первая, как правило, окрашенная эмоцией  и не подкреплённая анализом (идущая перед рассудком) реакция на чужое, другое. При этом наше восприятие этого другого лишено объективности, т.к. выбирая какой-то один признак, мы строим умозаключение на его основе в целом.

Человек с предрассудками, как правило, имеет ограниченное представление о предмете своих  предубеждений. Но когда ему пытаются это доказать, он легко находит примеры, которые оправдывают его. Так возникают поверхностные обобщения, стереотипы, которые нередко приводят к конфликтам. (Примеры тому – курсирующие в нашем обществе толки о «лицах кавказской национальности» или анекдоты о чукчах.) Негативные предрассудки опасны именно тем, что приводят к нарушению прав человека и прав ребёнка. Они вызывают у тех, против кого направлены, ощущение отверженности и ответную реакцию, что ставит барьеры во взаимоотношениях людей. Именно поэтому с предрассудками нужно расставаться. Но сделать это далеко не просто. Ещё Альберт Эйнштейн утверждал, что легче расщепить атом, чем убедить кого-нибудь расстаться со своими предрассудками. Предрассудки живучи потому, что связаны с эмоциями. Для того, чтобы отказаться от них, нужно от эмоций перейти к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции».

Информация о работе Финансовый цикл и его сущность