Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника

1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования

1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников

Выводы по 1 главе.

3

 

9

 

9

 

 

16

 

27

44

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников

2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника

2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

2.3. Экспериментальное изучение  эффективности разработанной программы  «Надежда» по духовно-нравственному  развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)

Выводы по 2 главе

 

46

 

46

 

 

72

 

 

79

86

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

88

93

99


 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др. В них все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания как воспитания, призванного решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.

Необходимость исследования более глубокого исследования этой проблемы вызвана тем, что в обществе отмечается снижение нравственной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой. Такие проявления высокой нравственности, как честь, совесть, достоинство, сострадание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план; утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.

В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на национальных и общечеловеческих ценностях. Значительную роль при этом играют религиозно-культурологические традиции, в которых накоплен богатый нравственный опыт народа, его духовная культура.

Анализ научной разработанности темы исследования показал, что проблема духовно-нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов.

  Значительный вклад  в теорию духовного становления  и нравственного развития человека, его высших психических функций  внесли  психологи  Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов,   В.Н. Мясищев,  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин  и другие. Идея  развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических  трудах теоретиков  и  практиков  отечественной педагогики  К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк, Э. Фромм) и  других.

Становление теории и практики проблемы воспитания моральных качеств и духовно-нравственного развития младших школьников связано с исследованиями Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконина и др. Как известно, процесс воспитания моральных качеств личности является непрерывным, но основы его закладываются с детства. Исследователями установлено, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития морально-нравственных качеств личности (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Эльконин и др.), разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.И. Божович, С.К. Бондарева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко. В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн).

Особая значимость проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения обусловлена обострением в стране криминогенной обстановки: стремительный рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детской и подростковой беспризорности и бродяжничества (сотни тысяч детей),   высокий уровень развития детско-подростковых зависимостей различной этиологии: физическая (алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, энергетические напитки), психологическая (игровая, компьютерная, Интернет-зависимость), духовная (секты деструктивного, оккультного содержания) [46, с. 258].

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость [59, с.30].

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования России, Концепция духовно-нравственного  воспитания  российских школьников», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. [3, 17, 18, 46, 48].

На сегодняшний день имеются противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

1) между провозглашенными целями воспитания и ростом детей с отклоняющимся поведением;

2) между богатством ценностей религиозно-культурологических традиций в формировании духовно-нравственной личности и недооценкой важности применения их в совместной деятельности школы и семьи;

3) между реально существующим духовно-нравственным потенциалом религиозно-культурологических традиций и не разработанностью методики их использования как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования – духовно-нравственное развитие личности младших школьников.

Предмет исследования – формирование духовно-нравственного развития личности младших школьников.

Цель исследования – на основе теоретического анализа научной, научно-практической литературы по теме исследования разработать теоретическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника и апробировать ее в условиях эмпирического исследования.

Задачи исследования:

1) проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного развития младших школьников в научной литературе с целью определения степень разработанности данной проблемы и уточнения основных понятий исследования (духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие);

2) разработать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника;

3) определить критерии и выявить уровни сформированности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что духовно-нравственная составляющая личности младшего школьника включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой и коммуникативный, представляющие собой целостный механизм функционирования, проявляемый как на объективно-психологическом (поведенческом), так и на субъективно-личностном уровнях, и формируемый под влиянием пространственно-средовой атмосферы.

Методы исследования: психодиагностические (включенное наблюдение за процессом духовно-нравственного воспитания младших школьников, беседа, интервью, проективные методы, анкетирование, тестирование, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– уточнено понятие «духовно-нравственное развитие личности младшего школьника», под которым мы понимаем целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка младшего школьного возраста под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной сферы личности, а именно её основных компонентов (потребностно-средовая атмосфера, потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный), выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

– конкретизировано понятие  «духовно-нравственное воспитание», под которым мы понимаем целенаправленный процесс по формированию духовно-нравственных компонентов личности младшего школьника, которые находят свое проявление в  нравственных чувствах, эмоциях (заботливость, отзывчивость, вежливость, добросердечность, любовь, вера, совесть); нравственных убеждениях (способность к различению добра и зла,  долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность,  дисциплинированность, бережливость);  нравственных привычках, умениях и навыках поведения (общительность, самостоятельность, толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).     

– разработана и реализована теоретическая психолого-педагогическая модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника, дано обоснование структурным компонентам (потребностно-средовая атмосфера, потребностно-мотивационный, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты) духовно-нравственной сферы личности младшего школьника и определены критерии духовно-нравственного развития младших школьников: нравственного знания, нравственных отношений, нравственного поведения, морального переживания, морального развития. Выявлено пять уровней духовно-нравственного развития младших школьников: высокий (оптимальный), выше среднего (хороший), средний (достаточный), ниже среднего (пограничный), низкий (неудовлетворительный, нулевой), характеризующиеся своеобразием развития каждого компонента.

База исследования: МБОУ СОШ № _____ г. Майкопа.

Структура квалификационной работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты

духовно-нравственного развития личности младшего школьник

1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования

Теоретические подходы в области психологии к изучению проблемы духовно-нравственного развития личности в целостном процессе ее формирования представляют для нас не просто исторический интерес. Мы считаем, что без опоры на накопленный теоретический, экспериментальный и методологический материал в истории психологии, позволяющий получить многосторонние, научно обоснованные характеристики нравственности и духовно-нравственного развития личности, нельзя выйти на новый уровень решения этой психологической проблемы.

Дело в том, что в силу всепроникающего характера нравственности во все сферы человеческого бытия, многоаспектности нравственности, «невозможности, - по указанию О.Г. Дробницкого, - ее эмпирико-предметной фиксации» [15, с.229], или, как отметил А.И. Титаренко, «"тонкости" многих ее психологических и социальных механизмов» понятие «нравственность» трактуется крайне неоднозначно.

Для того чтобы выяснить, каково современное содержание понятия «нравственность» и в чем сущность исходящего из различных трактовок духовно-нравственного развития, в качестве специальных задач было предпринято изучение понятия «нравственность» через обращение к разнообразным словарям и работам философов, психологов, педагогов.

Сразу следует отметить, что в толковом словаре В.И. Даля нет отдельной статьи, посвященной слову «нравственность». Данное понятие выступает лексическим образованием от корня «нрав». Нрав есть, по В.И. Далю, «одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют дух; ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа». [14, с.558]

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников