Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника
1.1. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
1.3. Характеристика уровней и психологических показателей духовно-нравственного развития личности младших школьников
Выводы по 1 главе.
3

9

9


16

27
44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников
2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника
2.3. Экспериментальное изучение эффективности разработанной программы «Надежда» по духовно-нравственному развитию личности младших школьников (формирующий эксперимент)
Выводы по 2 главе

46

46


72


79
86
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дух.-нравственное.docx

— 212.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Первый уровень (высокий, оптимальный) - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и «умею» ими пользоваться) -  доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества. Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться;  нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступок высоконравственный.

Второй уровень (выше среднего, хороший) - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и достаточно «умею» ими пользоваться) - появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения. Устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное к ним отношение; заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению; «не очень хочу» и «надо» совершенствоваться; нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный.

Первый и второй уровни духовно-нравственного развития младших школьников характеризуются наличием в духовно-нравственной структуре личности младшего школьника и довольно высокой степенью интеграции всех её компонентов. Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний.

Третий уровень (средний, достаточный) – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться) - наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек. Достаточно определившаяся устремлённость младшего школьника улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий; «не хочу», но «надо» совершенствоваться; нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный.

Что касается поведения и деятельности младших школьников, имеющих третий уровень духовно-нравственного развития, то одни из них могут демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и

мотивов; другие проявляют «поведенческий дуализм» (А.В.Зосимовский); третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, поддаваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят.

Четвёртый уровень (ниже среднего, пограничный) - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения, но «не умею» ими пользоваться) - наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков «не хочу», но «надо» совершенствоваться. Нравственный выбор частично соответствует этическим нормам: в поведении наблюдаются как нравственные, так и безнравственные поступки.

Четвёртый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников явление довольно распространенное и объясняется недостатками и просчетами в организации духовно-нравственного воспитания, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Совершение младшими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой духовно-нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о несформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно-содержательных психологических компонентов. Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости (например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками) связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек.

Пятый уровень (низкий, неудовлетворительный, нулевой) - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения   («не имею» нравственные знания и убеждения и «не умею» ими пользоваться) - отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений. Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков; «не хочу» и «не надо» совершенствоваться. Нравственный выбор – бездействие, безнравственный поступок. При этом обнаружено, что пятый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников встречается крайне редко и характерен в основном для педагогически запущенных детей.

Таким образом, предложенная система критериев и уровней сформированности духовно-нравственного развития младших школьников отражает духовно-нравственное содержание внутренней структуры личности, учитывает степень ее сформированости и проявления в поведении и деятельности младших школьников.

Духовно-нравственная сфера личности младшего школьника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, убеждения, позиций, нравственных привычек, умений и навыков поведения ребенка, динамика которого обусловлена характером интериоризации - экстериоризации этических понятий.

    Духовно-нравственное  развитие личности младшего школьника  есть целенаправленный процесс  развития и становления личности  ребёнка младшего школьного возраста  под влиянием воспитания, обучения  и пространственно-средовой атмосферы, направленной на развитие духовно-нравственной  сферы личности, а именно её  основных компонентов (потребностно-мотивационный, интеллектуально - волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный), выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем целенаправленный процесс по формированию духовно-нравственных компонентов личности младшего школьника, которые находят свое проявление в  нравственных чувствах, эмоциях (заботливость, отзывчивость, вежливость, добросердечность, любовь, вера, совесть); нравственных убеждениях (способность к различению добра и зла,  долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность,  дисциплинированность, бережливость);  нравственных привычках, умениях и навыках поведения (общительность, самостоятельность, толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).     

 

Выводы по 1 главе

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты духовно-нравственного развития личности младшего школьника» определены методологические ориентиры исследования, раскрыты категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте, проведен анализ духовно-нравственной ситуации на современном этапе; выявлены психолого-педагогические предпосылки духовно-нравственного развития личности младших школьников. В результате проведённого исследования была разработана модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника, включающая потребностно-средовую атмосферу, потребностно-мотивационный, интеллектуально - волевой, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты. 

Определены критерии нравственного развития младших школьников: нравственного знания, нравственных отношений, нравственного поведения, морального переживания, морального развития.

Выявлено пять уровней духовно-нравственного развития младших школьников: высокий (оптимальный), выше среднего (хороший), средний (достаточный), ниже среднего (пограничный), низкий (неудовлетворительный, нулевой), характеризующиеся своеобразием развития каждого компонента.         

Предложенная теоретическая психолого-педагогическая модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника по выделенным критериям способствует изучению уровней сформированности духовно-нравственной сферы личности младших школьников и характера влияния на духовно-нравственное становление младших школьников, о механизмах воздействия которой и пойдёт речь в следующей главе нашего дипломного исследования.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников

2.1. Исследование духовно-нравственного развития личности младших школьников   

Исследование проводилось на выборке учащихся младшего школьного возраста (7-10лет) состоящей из 60 человек.

Цель исследования: на основе теоретического анализа научной, научно-практической литературы по духовно-нравственному развитию разработать теоретическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьника и апробировать ее в условиях эмпирического исследования.

Методы исследования: эмпирические методы: психодиагностические (включенное наблюдение за процессом духовно-нравственного развития младших школьников, беседа, интервью, проективные методы, анкетирование, тестирование, игры, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий). (см. таблицу №3)

Таблица №3

Диагностика духовно-нравственной сферы личности младшего школьника

Диагностика и исследование пространственно-средового атмосферы духовно-нравственного развития личности младшего школьника

 «Влияние культурно-образовательного  пространства и среды на духовно-нравственное  становление личности ученика  младшего школьного возраста» (анкета)

«Среда и ее влияние на личность школьника» (методика)

Диагностика и исследование потребностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Методика определения уровня нравственной самооценки (анкета)

«Мой идеал человека» (анкета)

Диагностика нравственной мотивации (анкета)

Методика «Самоанализ (анализ) личности»

Диагностика и исследование интеллектуально - волевого компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Методика определения отношения к жизненным ценностям (анкета)

«Закончи историю» (методика)

«Незаконченный тезис»

(методика «Свободный  выбор»)

Диагностика и исследование эмоционально-волевого компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Методика «Цветовой тест отношений»

Опросник Р.Б.Кеттелла (вариант для исследования личностных особенностей младших школьников)

Диагностика и исследование коммуникативного компонента духовно-нравственного развития личности младшего школьника

«Коммуникативная компетентность»

(тест Л.Михельсона, в модификации Ю.З.Гильбуха)

«Анализ ситуации» (методика)


 

 

База исследования: МБОУ № ____ г. Майокпа, дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет (1 кл. - 15чел., 2 кл. - 15чел., 3 кл. - 15 чел., 4 кл. - 15чел., n = 60чел).

Диагностика и исследование пространственно-средовой атмосферы духовно-нравственного развития младших школьников

Методика № 1. Влияние культурно-образовательного пространства и среды на духовно-нравственное становление личности младшего школьника (анкета). (см. Приложение № 1)

Цель: определить факторы влияния на духовно-нравственное становление личности ученика младшего школьного возраста.  Проведя количественную и качественную обработку полученных результатов, мы получили данные об интересах, влечений, побуждений и стремлений младшего школьника к духовно-нравственному совершенству, наглядно представленных в гистограммах № 1 и № 2.

Гистограмма № 1

По результатам, изображенным на гистограмме № 1.1, мы видим, что у большинства испытуемых (55%/33чел) место пребывания «по необходимости» (потому что «так надо») является школа, у 27%/16 чел. - дом (семья), а у 13%/8 чел. - центры досуга (библиотека, театр, к/театр, музей, концертный зал и др.).

Местом пребывания «для души» (потому что «так хочется») у большинства испытуемых (42%/25 чел.) является улица, у 25%/15 чел. – школа, у 17%/10 чел. - центры досуга (библиотека, театр, к/театр, музей, концертный зал и др.), у 5%/3 чел. - дом (семья).

Отметим также, что дети, которые выбрали место пребывания «по необходимости» и «для души» библиотеку, театр, к/театр, музеи, и др. учатся, как правило, на «хорошо» и «отлично». Они более инициативны, активны в учёбе, в дополнительном образовании, много и любят читать, проявляют постоянный интерес к родной культуре, к истории своего края, музыке, живописи, охотно делятся своими знаниями с товарищами. В их поведении наблюдаются элементы духовно-нравственного поведения: они, не допускают неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдают общепринятые нравственные нормы поведения, обладают устойчивым иммунитетом к безнравственной, некорректной лексике.

 Младшие школьники, которые  выбрали место пребывания «по  необходимости» и «для души»  школу, учатся на «хорошо» и  «удовлетворительно», для них характерно  положительное отношение к своим  обязанностям и выражается в  проявлении самостоятельности, дисциплинированности, инициативны и организованны  в выполнении порученной работы. Почти половина испытуемых выбрали  место пребывания «для души»  улицу, этих детей отличает повышенная  самостоятельность в действии, почти  всегда есть желание помочь  другим, отзывчивы к просьбам, но  чаще всего соблюдают нормы  общепринятой этики взаимоотношений  под давлением взрослых, неразборчивы  в выборе лексики, допускают неуважительное  отношение к окружающим.

Информация о работе Духовно-нравственное формирование личности младших школьников